Агроэкосистемы или агроценозы. Чем агроэкосистемы отличаются от природных экосистем: понятия и сравнительная характеристика Сравнительное описание естественных природных

В биосфере помимо естественных биогеоценозов (лес, луг, болото, река и т.д.) и экосистем существуют и сообщества, созданные хозяйственной деятельностью человека. Такое искусственно созданное человеком сообщества называется агроэкосистема (агроценоз, агробиоценоз, сельскохозяйственная экосистема).

Агроэкосистема (от греч. агрос - поле - сельскохозяйственная экосистема, агроценоз, агробиоценоз) - биотическое сообщество, созданное и регулярно поддерживаемое человеком с целью получения сельскохозяйственной продукции. Обычно включает совокупность организмов, обитающих на землях сельхозпользования.

К агроэкосистемам относят поля, сады, огороды, виноградники, крупные животноводческие комплексы с прилегающими искусственными пастбищами. Характерная особенность агроэкосистем - малая экологическая надежность, но высокая урожайность одного или нескольких видов (или сортов культивируемых растений) или животных.

Агроэкосистемы отличаются от естественных экосистем рядом особенностей.

Агроэкосистемы имеют несколько отличных от экосистем естественных, природных.

1. Видовое разнообразие в них резко снижено для получения максимально высокой продукции. На ржаном или пшеничном поле кроме злаковой монокультуры можно встретить разве что несколько видов сорняков. На естественном лугу биологическое разнообразие значительно выше, но биологическая продуктивность уступает засеянному полю во много раз.

2. Виды сельскохозяйственных растений и животных в агроэкосистемах получены в результате действия искусственного, а не естественного отбора, что в значительной мере влияет на сужение их генетической базы. В агроэкосистемах происходит резкое сужение генетической базы сельскохозяйственных культур, которые крайне чувствительны к массовым размножениям вредителей и болезням.

3. Для агроэкосистем, по сравнению с естественными биоценозами, характерна большая открытость. Это означает, что в естественных биоценозах первичная продукция растений потребляется в многочисленных цепях питания и вновь возвращается в систему биологического круговорота в виде углекислого газа, воды и элементов минерального питания. Агроэкосистемы же более открыты, и из них изымается вещество и энергия с урожаем, животноводческой продукцией, а также в результате разрушения почв.

В связи с постоянным изъятием урожая и нарушением процессов почвообразования, а также при длительном выращивании монокультуры, на культурных землях постепенно происходит снижение плодородия почв. Именно поэтому для получения высоких урожаев необходимо вносить большое количество минеральных удобрений, чтобы поддерживать плодородие почвы.

4. Смена растительного покрова в агроэкосистемах происходит не естественным путем, а по воле человека, что не всегда хорошо отражается на качестве входящих в нее абиотических факторов. Особенно это касается почвенного плодородия.

Почва является важнейшей системой жизнеобеспечения и существования сельскохозяйственного производства. Однако продуктивность агроэкосистем зависит не только от плодородия почвы и поддержания ее качества. В не меньшей мере на нее влияет сохранность среды обитания полезных насекомых (опылители) и других представителей животного мира. К тому же в этой среде обитают многие естественные враги сельскохозяйственных вредителей. Так, уже стал хрестоматийным пример массовой гибели опылителей полей гречихи в США, происходившей при столкновении их с автомобилями в местах близкого расположения сельскохозяйственных угодий к автотрассам.

5. Одна из главных особенностей экосистем состоит в получении дополнительной энергии для нормального функционирования. Без поступления дополнительной энергии извне агроэкосистемы, в отличие от экосистем природных, существовать не могут. Под дополнительной понимается любой тип энергии, привносимый в агроэкосистемы. Это может быть мускульная сила человека или животных, различные виды горючего для работы сельскохозяйственных машин, удобрения, пестициды, ядохимикаты, дополнительное освещение и т.д. Под дополнительной энергией можно также понимать новые породы домашних животных и сорта культурных растений, внедряемые в структуру агроэкосистем.

6. Все искусственно создаваемые в сельскохозяйственной практике агроэкосистемы полей, садов, пастбищных лугов, огородов, теплиц представляют собой системы, специально поддерживаемые человеком.

В агроэкосистемах используется именно их свойство производить высокую чистую продукцию, так как все конкурентные воздействия на культивируемые растения со стороны сорняков сдерживаются агротехническими мероприятиями, а формирование пищевых цепей за счет вредителей пресекается с помощью различных мер, например, химической и биологической борьбы.

Следует отметить, что агроэкосистемы являются крайне неустойчивыми сообществами. Они не способны к самовосстановлению и саморегулированию, подвержены угрозе гибели от массового размножения вредителей или болезней. Для их поддержания необходима постоянная деятельность людей.

А какие же признаки сообщества, экосистемы считаются устойчивыми? Прежде всего, это сложная, полидоминантная структура, включающая наибольшее, возможное при данных условиях число видов и популяций. Затем, максимальная биомасса. И последнее – относительное равновесие между приходом и расходованием энергии. Несомненно то, что в таких экосистемах наблюдается наименьший уровень продуктивности. Биомасса большая, а продуктивность низкая. Это связано с тем, что основная часть поступающей в экосистему энергии идет на поддержание процессов жизнедеятельности.

Самое важное негативное следствие существования агроэкосистем - это их дестабилизирующее воздействие на биогеохимические циклы биосферы, где осуществляется воспроизводство основных видов экологических ресурсов и совершается регуляция химического состава жизненных сред. На сельскохозяйственных угодьях круговорот биогенов оказывается разомкнутым на десятки процентов. Поэтому есть все основания говорить, что агроценозы с самого начала их существования находятся в антагонистических отношениях с окружающей природной средой. Ныне стало очевидно, что они угрожают разрушением фундаментальных биосферных процессов и повинны в глобальном экологическом кризисе. Это относится ко всем созданным человеком формам, в том числе к самым продуктивным сортам и породам.

Сказанного, по-видимому, достаточно, чтобы продемонстрировать принципиальную неспособность агроценозов взять на себя функции естественных экосистем. Следует только добавить, что в настоящее время человечество не придумало еще иного способа снабжать себя продовольствием, нежели создавая искусственные агроэкосистемы.

ВОПРОСЫ

1. В чем смысл концепции экосистемы?

2. Какой размерности могут быть экосистемы.

Приведите примеры экосистем.

4. Какие признаки присущи естественным экосистемам?

5. Дайте определение пищевой цепи.

6. Какие виды экологических пирамид вы знаете?

7. Что такое биогеоценоз:

8. Приведите примеры биогеоценозов.

9. Что общего и в чем различие между биогеоценозом и экосистемой?

10. Какие функционально связанные части можно выделить в биогеоценозе?

11. Чем определяются границы биогеоценоза?

12. Чем определяется динамика экосистем?

13. Охарактеризуйте суточную и сезонную динамику экосистем.

14. Что такое сукцессия? Приведите примеры сукцессий.

15. Чем первичная сукцессия отличается от вторичной?

16. Что такое сукцессия антропогенная?

17. Дайте определение агроэкосистемы, приведите примеры агроэкосистем.

18. В чем проявляются существенные различия между природными экосистемами и агроэкосистемами?

Ю. П. Одум

Агроэкосистемы - это «одомашненные экосистемы», которые во многих отношениях занимают промежуточное положение между природными экосистемами, такими, как луга и леса, и искусственными, например городами.

Как и природные экосистемы, их питает солнце, однако имеются и отличия: 1) в агроэкосистемах источником дополнительной энергии, повышающей продуктивность, служит в первую очередь преобразованная энергия топлива, а также тягловая сила животных и труд человека; 2) человек значительно уменьшил разнообразие систем ради увеличения урожайности продовольственных культур или создания других продуктов; 3) преобладающие в агроэкосистеме растения и животные подвергаются искусственному, а не естественному отбору; 4) все управление системой в отличие от саморегулирующихся природных экосистем ведется извне и подчинено внешним целям.

Агроэкосистемы сходны с урбанизированными промышленными системами своей зависимостью от внешних факторов, т. е. от окружающей среды на входе и выходе системы. Однако в отличие от последних агроэкосистемы по преимуществу автотрофны. Удельные энергозатраты (величина потока энергии через единицу площади) в доиндустриальном сельском хозяйстве, характерном для экономически слаборазвитых стран, примерно те же, что и в природных экосистемах, однако в индустриальном сельском хозяйстве они по меньшей мере в 10 раз выше из-за значительных дополнительных вложений энергии и средств химизации. В результате по воздействию почвенной эрозии или загрязняющих среду химических веществ на водоемы, атмосферу или среду обитания в целом агроэкосистемы не уступают промышленным и городским территориям.

Поскольку затраты на энергию и охрану окружающей среды непрерывно возрастают, необходимы значительные усилия в области технологии, экономики и политики для снижения затрат на входе и выходе сельскохозяйственных и городских систем, чтобы их избыточный рост не превратился в угрозу для природных систем, от которых зависит их существование. Изучение полей, пастбищ и лесопосадок как производных экосистем, составляющих функциональные части больших региональных или глобальных экосистем, т. е. иерархический подход к их анализу, - первый шаг на пути к объединению научных дисциплин, позволяющих решать долгосрочные задачи. Ни одна из этих дисциплин, например агрономия, в одиночку не в состоянии решить так называемую мировую продовольственную проблему. И экология не сулит скорого или прямого ее решения, однако целостный и системный подход, лежащий в основе экологической теории, может стать основой для междисциплинарного подхода к разрешению этой проблемы.

За последние полвека в Соединенных Штатах и других развитых странах произошло резкое изменение свойств агроэкосистем и путей их воздействия на другие экосистемы. Обращаясь к истории проблемы, мы можем лучше рассмотреть ее сегодняшнее состояние и задачи дальнейших исследований. Вот как описывает Оклер три последовательных этапа развития сельского хозяйства на Среднем Западе США:

1833-1934 гг. Около 90 % прерии, 75 % переувлажненных земель и все леса на хороших почвах превращены в пашни, пастбища или леса, используемые в интересах сельскохозяйственного производства. Природная растительность сохраняется только на неудобьях или на мелких неплодородных почвах. Однако преобладают мелкие фермы, на которых возделывают разные культуры при значительных затратах труда людей и тягловой силы животных, так что воздействие сельского хозяйства на качество воды, почвы и воздуха на этом этапе было минимально вредным.

1934-1961 гг. Интенсификация сельского хозяйства, связанная с низкими ценами на нефть, химические средства и машины, и увеличение специализации хозяйств и доли монокультур. Увеличение производительности сельского хозяйства и уменьшение занятости на фермах приводят к общему снижению площади пашни на 10 % при соответствующем увеличении площади под лесом.

1961-1980 гг. На лучших почвах возрастают энерговложения, размеры ферм и интенсивность земледелия в связи с производством товарного зерна и сои, в значительной своей части на экспорт. Природоохранные меры - севообороты, оставление земель под пар, террасирование или сохранение растительности вдоль русел стока влаги - отступают под натиском товарных культур, расширение посевов которых призвано оплатить всевозрастающую стоимость энергии и машин. Урожайность растет, но для некоторых зерновых культур в этот период она достигает потолка. Усиливается потеря сельскохозяйственных земель из-за урбанизации и эрозии почвы, а смыв и вымывание применяемых в избытке удобрений и пестицидов снижают качество воды.

Анализ химического состава датируемых кернов из донных отложений озера в Коннектикуте (Линсли Понд) позволяет проследить за историей воздействия сельского хозяйства и растущих городов на окружающие экосистемы. В XIX в. сельское хозяйство не оказывало заметного влияния на озеро, однако интенсификация сельского хозяйства примерно с 1915 г. и приток питательных веществ удобрений вызвали эвтрофикацию. В последние 25 лет быстрая урбанизация и повышение интенсивности сельского хозяйства привели к «гиперэвтрофикации», обусловленной поступлением в озеро отходов сельского хозяйства и промышленности ft почвенной эрозией. Поступление в озеро почвы, тяжелых металлов и других токсичных веществ привело к хорошо документируемым изменениям биоты.

Таким образом, требования рынка и другие экономические и политические силы, действующие одновременно с ростом населения и урбанизацией территории, превратили «одомашненные» экосистемы, в той или иной степени вписанные в окружающую среду, во все более искусственные агроэкосистемы, сходные с городскими и промышленными экосистемами как своей зависимостью от поступления энергии и материалов, так и образованием отходов.

В экологической перспективе агроэкосистемы, гармонически связанные с природными экосистемами, - это системы жизнеобеспечения на космическом корабле Земля: ведь они поставляют пищу, воду и очищенный воздух, все то, без чего невозможна наша жизнь. Однако, когда растущие цены на сельскохозяйственную продукцию заставляют относиться к ней скорее как к товару, чем как к необходимой человеку пище, доля товарных однолетних культур возрастает ценой снижения долговременной устойчивости сельскохозяйственного производства и агроэкосистемы из системы жизнеобеспечения превращаются в пути утечки необходимых ресурсов.

По мере того как эти нежелательные тенденции становятся все более очевидными, растет интерес к природоохранной агротехнике, которая возникла в 30-х годах вслед за почвенной эрозией и пыльными бурями. Новые приемы ведения сельского хозяйства и углубление наших знаний о превращениях воды и питательных веществ в агроценозах, несомненно, будут способствовать: 1) более эффективному использованию энергии; 2) снижению потерь воды при орошении и почвенной эрозии; 3) увеличению отдачи питательных веществ и снижению расхода удобрений; 4) использованию пожнивных остатков для мульчирования почвы, силосования или в качестве энергетических ресурсов; 5) увеличению разнообразия культур и севооборотов; 6) снижению нежелательной зависимости от пестицидов широкого спектра действия и 7) переходу к минимальной или нулевой обработке почвы. Одного последнего было бы достаточно, чтобы вполовину уменьшить эрозию почвы и расходы на горючее лишь при небольшом кратковременном снижении урожайности. В долгосрочной перспективе урожай при нулевой обработке почвы теоретически должен быть выше, чем при обычной вспашке, благодаря повышению «качества» почвы и ослаблению эрозии, однако в условиях, когда многолетние опыты экономически не поощряются, трудно проверить эти предположения.

Все природоохранные агротехнические мероприятия приближают агроэкосистемы к природным системам, уводя их от городских и промышленных систем и превращая в гармоничные составные части общего ландшафта Земли.

Используя национальную межрегиональную модель на основе линейного программирования, Олсон и др. предсказывают, что широкое распространение так называемого органического земледелия могло бы увеличить рентабельность ферм и способствовать решению многих проблем сельского хозяйства в США. Повышение потребительских цен на продукты питания стимулировало бы фермеров повышать плодородие почвы, а не истощать его в отчаянной попытке расплатиться с долгами. Однако природоохранное земледелие резко уменьшило бы тот избыток производимой продукции, который идет сейчас на экспорт. Таким образом, существует дилемма: природоохранное земледелие полезно для почвы и для фермера, но неблагоприятно сказывается на национальной экономике, если она ориентирована на: 1) вывоз продовольствия для оплаты ввозимой нефти и минерального сырья и 2) дальнейшее расширение производства сельскохозяйственных машин и средств химизации сельского хозяйства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Термином экосистема называют единство живых организмов и среды их обитания, в котором они могут осуществлять обмен энергией и веществами. В экосистеме гармонично сочетается жизнь животных, растений и микроорганизмов. Она имеет характерный для нее состав почвы, изменения температуры и показатели биологической продуктивности.

Экосистемы могут быть естественными (биогеоценоз) и искусственными (агроценоз). Естественные экосистемы - это тайга, лес, озеро, море, пустыня и другие. Искусственные - аквариум, виноградники, огороды, клумбы, поле и другие.

Основная характеристика экосистемы - это наличие относительно замкнутого, стабильного во времени и пространстве потока энергии и веществ между живыми организмами и неорганическими условиями существования. Поэтому, например аквариум не является природной экосистемой, так как если не следить за ним, он очень быстро разрушится, потому что не может сам развиваться и регулировать условия, чтобы поддерживать в себе жизнь организмов на прежнем уровне.

Сходства природных экосистем и агроэкосистем

  • Являются открытыми экосистемами, то есть поглощают энергию солнца.
  • Состоят из консументов(организмов, потребляющих органические вещества), продуцентов(организмов, которые производят органические вещества из неорганических), редуцентов(организмов, разрушающих мертвые остатки и превращающих их в органические или неорганические соединения(грибы и бактерии)).
  • В каждой из систем работает правило экологической пирамиды.
  • Существуют цепи питания.
  • Присутствуют борьба за выживание, искусственный или естественный отбор и наследственная изменчивость
  • Основой сообществ служат продуценты, которые используют энергию солнца для образования органических веществ и являются первым звеном в цепочке питания.

Различия природных экосистем и агроэкосистем

  • Действие и направление отбора особей. В природной экосистеме всегда присутствует естественный отбор, во время которого слабые и больные особи уничтожаются. Этим обеспечивается устойчивость экосистемы.
  • Общий круговорот питательных элементов. В природной экосистеме постоянно происходят множественные пищевые цепи.
  • Источник энергии. В природной экосистеме используется только один источник света солнце. В агроэкосистемах широко используется энергия человека, которую он затрачивает на поддержание экосистемы.
  • Разнообразие видов и их устойчивость. В агроэкосистемах человек выращивает или культивирует только определенные виды растений, а это обедняет видовый состав грибов, бактерий и животных и может стать причиной уничтожения особыми насекомыми (колорадским жуком и др.) либо болезнями (мучнистой росой и др.)
  • Самодостаточность и способность к саморегуляции.
  • Продуктивность.
Категория

Природная экосистема

Агроэкосистема
Действие и направление отбора особей

Путем естественного отбора отбраковываются слабые особи и формируется стойкая экосистема

Человек сохраняет продуктивные особи и ослабляет естественный отбор

Общий круговорот питательных элементов

Вещества, потребляемыми организмами уходят в почву, продолжая круговорот питательных элементов

Человек, вместе с урожаем уносит питательные вещества, тем самым прерывая круговорот

Разнообразие видов и их устойчивость

Большое видовое разнообразие обеспечивает длинные пищевые цепи и взаимосвязь организмов

Человек выращивает что-то одно, пищевые цепи короткие, а взаимосвязь организмов неустойчива

Самодостаточность и способность к саморегуляции

Постоянно саморегулируется и обновляется. Может произойти смена сообществ (например, еловый лес станет лиственным)

Человек полностью контролирует и регулирует экосистему. Вносит удобрения, избавляется от сорняков и меняет сорта на более продуктивные.

Продуктивность

Биомасса экосистемы на суше более продуктивна, чем биомасса Мирового океана.

Агроэкосистема очень продуктивна, в сравнении с природной экосистемой, хотя занимает всего 10% суши.

Противостояние природным факторам

Способна полностью противостоять природным факторам и изменениям условий существования

Без вмешательства человека быстро разрушается

Общий объем и протяженность

Бывают различного объема и протяженности

Человек регулирует объем

При нарушении природной экосистемы происходит потеря устойчивости биосферы и нарушается ее способность погашать обратными связями возникающие изменения.

Транскрипт

1 Практическая работа Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем Ефремова Татьяна Ивановна Цель работы: найти черты сходства и различия экосистем и агроэкосистем Планируемые результаты: Личнорстные: Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природных объектов; Развитие интеллектуальных умений; Мотивация к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук. Метапредметные: Овладение составляющими исследовательской деятельности; Умение работать с разными источниками информации; Овладение познавательными УУД (сравнивать, определять, владеть методом наблюдения и фиксации результатов в форме рисунков и подписей к ним); коммуникативными (адекватно использовать речевые средства для формулирования умозаключений, работать в парах); регулятивными (самостоятельная работа по инструкции за установленное время) Предметные: Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; Сравнение биологических объектов и процессов; Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе Аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды Тема «Экосистемный уровень организации живой природы» Занятие проводится после изучения темы «Биогеоценоз» или «Экосистема» Подготовка к работе: Презентация, инструктивная карточка Цель работы: Сравнить естественные и искусственные экосистемы по предложенным параметрам. Параметры для сравнения Вид экосистемы Компоненты Действующий отбор Видовое разнообразие Пищевые цепи Источник энергии Экосистема Луг Поле

2 Баланс питательных нтов. Устойчивость Круговорот веществ 1. Проверкка знаний по теме экосистемы: 1. В приведённом перечне найдите и поместите в разные столбики названия продуцентов, консументов и редуцентов. Мох кукушкин лен, муравей, белый гриб, хемосинтезирующая бактерия, стрекоза, дождевой червь, гнилостная бактерия, цианобактерия, лев, мухомор, кактус, человек, гриб мукор, береза, почвенные бактерии. продуценты консументы редуценты мох кукушкин лен хемосинтезирующая бактерия цианобактерия кактус береза муравей белый гриб стрекоза дождевой червь лев мухомор гнилостная бактерия гриб мукор почвенные бактерии 2. Укажите (обозначьте цифрами), в какой последовательности могут входить в пищевую цепь следующие организмы: человек(5), одноклеточная водоросль (1), дафния(2), судак(4), пескарь(3). Обсуждение результатов работы. 2. Мотивация, определение цели урока. Внимательно посмотрите на эти картинки, можно ли назвать то, что изображено на них биогеоценозом? Слайд 3-5 Как вы думаете, Что их объединяет? Ваши предположения: какая тема урока у нас сегодня? Возможный ответ: Искусственные экосистемы или экосистемы, созданные человеком 3. Знакомство с темой на примере слайдов 6-19 презентации. 4. Затем работа с таблицей слайд 20 Посмотрите на таблицу и сравните в чём особенность искусственного биогеоценоза? Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов. Сравниваемая категория Биогеоценоз Агроценоз

3 Направление действия отбора Круговорот основных питательных элементов Видовое разнообразие и устойчивость Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости Продуктивность (количество биомассы, создаваемой на единицу площади) Действует естественный отбор, быбраковывающий нежизнеспособные особи и сохраняющий приспособления к условиям среды, т. е. отбор формирует устойчивую экосистему Все элементы, потреблённые растениями, животными и др. организмами, возвращаются в почву, т. е. круговорот осуществляется полностью. Отличаются, как правило, большим видовым разнообразием организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивость Саморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся, способные к направленной сменяемости одного сообщества другим (сукцессия) Биомасса экосистем суши превышает продуктивность экосистем Мирового океана в 3 раза; основная продукция биомассы потребляется консументами Действие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор в направлении сохранения организмов с максимальной продуктивностью Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется Количество видов часто ограничено одним, двумя; взаимосвязи организмов не могут обеспечить устойчивость. Регулируются и контролируются человеком через изменение природных факторов (орошение) и т. п.), борьбу с сорняками и вредителями, смену сортов, повышение Занимаемая 10%площади суши, производят ежегодно 2,5 млрд. т сельскохозяйственной продукции; отличаются значительно большей продуктивностью, чем биогеоценозы

4 Обсудить с учащимися в ходе фронтальной беседы отличия агроценозов и биоценозов по каждому критерию. 5. Мы нашли различия агроценозов и биогеоценозов, а есть ли у них сходство? В ходе обсуждения учащиеся предлагают варианты общих критериев (можно организовать 5 минутную работу в парах, а затем предоставить каждой паре пополнить по 1 критерию общий список сходства) Черты сходства агроценоза и природного биогеоценоза. 1. Являются открытыми системами (например, поглощают солнечную энергию извне). 2. Внутри каждого из них действуют факторы эволюции (искусственный или естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость) 3. Имеют сходную структуру (состоят из продуцентов, консументов, редуцентов). 4. И в том и в другом биогеоценозах действует правило экологической пирамиды. 5. В основе сообщества лежат продуценты (автотрофные организмы), непосредственно использующие энергию Солнца для синтеза органических веществ. 6. В биогеоценозах любого типа существуют цепи питания. 6. Для закрепления материала заполним таблицу сравнения экосистем луга и поля (работа в парах) - 10 минут.. Параметры для сравнения Вид экосистемы Компоненты Действующий отбор Видовое разнообразие Пищевые цепи Источник энергии Баланс питательных нтов. Устойчивость Круговорот веществ Экосистема Луг Поле Пары по 1 параметру называют и дополняют материал Примерный вариант заполнения таблицы: Параметры для сравнения Луг Экосистема Поле

5 Вид экосистемы Компоненты Действующий отбор Видовое разнообразие Пищевые цепи Источник энергии Баланс питательных нтов. Биогеоценоз Продуценты, Консументы Редуценты Естественный Богатое Длинные Солнечный свет Агроценоз Продуценты, Консументы Редуценты Искусственн Малочислен Короткие Устойчивость Круговорот веществ Продукция потребляется в основном консументами Солнечный свет лнительная энергия Высокая Продуктивно Устойчивы Осуществляется Потребитель человек регулирует человек неустойчивы не осуществляе Это интересно: На первых этапах развития земледелия агроценозы были более устойчивы, чем современные. Пашни занимали сравнительно небольшие площади в окружении естественной растительности. Был богат мир животных - регуляторов и опылителей. Культурные растения не были чистыми сортами и представляли смесь разных по наследственным качествам форм. В засушливые годы выживали одни формы, во влажные - другие. Сорняки на полях привлекали разнообразных насекомых. Существовала система связей, близких к природным. Такие агроценозы давали относительно невысокие, но надежные урожаи, и вспышки численности вредителей в них были редкими.

7 Этот уровень называют "порогом вредоносности". Если вид не достигает порога вредоносности, он не считается вредителем и борьбу с ним не проводят. Культурные растения сильно различаются по устойчивости к засорению. Количество сорняков, губительное для одного вида, почти не вредит другому. Если принять урожай в чистом посеве за единицу, то на сильно засоренных участках он оставит для пшеницы 0,75, для картофеля - 0,65, кукурузы - 0,56, льна - 0,42, сахарной свеклы - 0,23, хлопчатника - 0,12. Таким образом, пшеница - наиболее устойчивая к засорению культура. При покрытии 10-15% почвы сорняками затраты на химическую прополку на полях пшеницы обычно не окупаются прибавкой урожая и можно избежать применения ядохимикатов. 7. Рефлексия Слайды презентации с 20 по 26 с тестовыми заданиями Самопроверка Критерии оценки: Работа оценивается в 8 баллов (часть А 1 балл, часть В 2 балла, если есть одна ошибка 1 балл, 2 ошибки 0 баллов) 7-8 баллов -- «5» 5-6 баллов -- «4» По желанию учащихся можно выставить оценки в журнал, дополнительно можно оценить активную работу на уроке по заполнению таблиц, верное заполнение тестов по проверке материала прошлого урока. Закончить урок можно словами А.П.Чехова слайд 27 и обудить с учащимися творческую роль человека по созданию агроценозов, преображающую родную Землю. Слайд 28-29


Образец контрольной работы на сайт (для учащихся и родителей) по биологии 9класса Умения Образец задания Макс. балл Часть А. 1 балл объяснять роль А1. К биотическим экологическим факторам относится биологических

Приложение к образовательной программе среднего общего образования ГБОУ СО «СОШ 2» Рабочая программа по учебному предмету «Экология» Базовый уровень 10 класс среднего общего образования Составитель: Чепелева

Содержание: Пояснительная записка..3 Перечень практических работ..5 Практическая работа 1 «Описание антропогенных изменений ландшафта» 6 Практическая работа 2 «Описание жилища человека как искусственной

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОГАТОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ» Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.13 ЭКОЛОГИЯ

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Основы экологии и охраны природы» педагог дополнительного образования Таланова Ирина Борисовна Учебно-тематический план 2 год обучения Название

Содержание: План учебных занятий по экологии для 8-9 классов...... 3 План учебных занятий по экологии для 10-11 классов. 9 План учебных занятий по экологии для 8-9 классов Введение в общую экологию. Аутэкология

1 2 3 Задания муниципального этапа олимпиады по экологии для учащихся 9 классов. 2016-2017 учебный год. Задание 1. Выберите ДВА верных из предложенных вариантов ответов (правильный ответ 1 балл; правильным

Совершенствование знаний слушателей подготовительных отделений при изучении курса «Общая биология» Изучение курса общей биологии в школе традиционно строится по единой схеме: изучение основ эволюции, основ

1 Экосистемы (множественный выбор) Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Какие

Год обучения 2018-2019 количество часов 68 10 класс Календарно-тематическое планирование по предмету Биология (базовый уровень) дата тема урока тип урока Форма контроля Планируемые результаты Информационное

Соответствие материала учебника «Биология. Учебник для 9 класса» Государственному образовательному стандарту основного общего образования по биологии (2004) и рекомендации по использованию ресурсов Федерального

Роль биоты Земли Биота (от греч. bios - жизнь) - совокупность видов растений и животных (флоры и фауны) биоценоза или биотической ассоциации, а также более крупных таксонов. Организмы биоты (бионты) связаны

Биогеоценозы, их структура и характеристика Живые существа расселены на Земле неравномерно. Однородные участки суши (воды), заселенные живыми существами, называются биотопами (местами жизни). Исторически

Готовимся к зачёту. Биология.11 класс. Тема: «Организм и среда. Вид и популяция. Экосистемы» 1. А. Выполнить тест с 1 верным вариантом ответом. 1. Б. Ответить на поставленный вопрос. Вопросы для повторения:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ Часть А 7 вариант 10 КЛАСС К каждому заданию части А дано четыре ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий этой

БЛОК 7 Экология и присущие и присущие ей закономерности. 1. Определите последовательность пищевой цепи, в которую входят следующие организмы а) уж б) листья растений в) лягушка г) голый слизень Б Г В А

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа факультатива «Экология» для 8-10класса составлена на основе авторской программы А.Т.Зверева «Экология», М: Изд-во «Оникс», 2007 г. Программа составлена из расчета

Задания ЕГЭ, содержащие экологические вопросы: специфика, трудности, особенности решения. Экосистемы и присущие им закономерности Состоит из 7 заданий. Структура заданий: 3 задания базового уровня 2 задания

9 класс ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ 2016 2017 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. Задание 1 Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов (правильный ответ 1 балл; правильным ответом

Изучение результатов искусственного отбора Цель работы: выявить черты сходства и различия сортов растений как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора. 1. Рассмотрите

Пищевые цепи БИОЛОГИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ Глава 1: Пищевые цепи и сети Что такое пищевая цепь? Пищевая цепь описывает пищевые взаимоотношения в экосистеме. Например, в лесной экосистеме листья на дереве

Биология 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Эволюция человека. Экология. Биосфера», «Человек и его здоровье»

Управление образования администрации города Белгорода Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа 7 г. Белгорода «Биосфера, её структура и функции живого

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ средняя общеобразовательная школа 763 СП 2 Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии

5класс Биология П2 (база) Задание 1 Наука о многообразии живых организмов и распределении их по группам на основании (эволюционного) родства: систематика химия биология география Задание 2 Живые организмы

Тематическое планирование. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Пояснительная записка: Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический

Код: 1 2 3 4 Задания муниципального этапа олимпиады по экологии для учащихся 11 классов. 2016-2017 учебный год. Задание 1. Выберите ДВА верных из предложенных вариантов ответов (правильный ответ 1 балл;

Рабочая программа по биологии класс «Биология. Общая биология» г. Москва Требования результатам обучения и освоения содержания учебного предмета Личностные результаты Реализация этических установок по

План лекции 1. Синэкология (экология сообществ) 2. Концепция экосистемы 3. Трофические (пищевые) цепи в экосистеме и потоки энергии 4. Биосферный уровень организации живого 5. Круговорот веществ в биосфере

2 словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 7. Структура теста Раздел 1.

Требования к уровню подготовки обучающихся с учетом требований ФК ГОС знать/понимать В результате изучения биологии ученик должен 1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

Аннотация Рабочая программа Экология 10 класс Программаразработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (полного) общего образованияи примерной программы для общеобразовательных

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 69 имени С. Есенина г. Липецка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 классов в соответствии с ФК ГОС ООО Программа предназначена для реализации

Рабочая программа разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 г. 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу

Итоговая проверочная работа в 11 классе составлена для общеобразовательных классов и проводится в конце года. Она включает в себя 2 варианта, в каждом из которых 3 части: часть А - 10 тестовых заданий

Анализ результатов диагностической работы по биологии в 9 классах Диагностическая работа по биологии проведена в период с 6по10 февраля 2017 года. В мониторинге участвовало 24 школы: 495, 543, 358, 376,

Дата урока (номер учебной недели) Наименование разделов и тем уроков, форм и тем контроля Кол-во часов Введение в курс общей биологии 10-11 классов. 15 ч 1.Биология как наука и ее прикладное значение.

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ООО (ФГОС), ООО (ФК ГОС), СОО (ФК ГОС): 5-8-ой «БИОЛОГИЯ» Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, Требования к результатам

МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по биологии 9 класс Учитель: Кутурова Галина Алексеевна ТЕМА ЗНАТЬ УМЕТЬ Раздел «Микроэволюция. Естественный отбор» Раздел «Основы экологии» эволюционную теорию

1 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения диагностической работы по БИОЛОГИИ за 9 класс (45 минут) I. Назначение диагностической работы оценить уровень общеобразовательной подготовки

Программа курса внеурочной деятельности «Зкология животных» в качестве прорететного направления определяет одщеинтеллектуальное развитие обучающихся.. 1. Планируемые результаты внеурочной деятельности

Пояснительная записка. Программа разработана в рамках системно деятельностного подхода с учетом требований ФГОС. Программа модуля по биологии разработана на основе Федерального закона Российской Федерации

Раздел I Планируемые результаты Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего

1 2 Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам общего образования, представленных

Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2016/2017 учебного года Экология, 9 класс, муниципальный этап Теоретический тур Время выполнения 2 часа Часть 1. Найдите и

Рабочая программа по учебному предмету биология для 7 класса составлена на основе авторской программы по биологии 7 класс Л.Н. Сухорукова М.: Просвещение, 2014г. Учебник Биология Разнообразие живых организмов.

Программа внеурочной деятельности на 206 207 уч.год для основной школы (5 класс МБОУ СОШ 8) составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного

Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по экологии для класса составлено: - с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 089); - с приказом Министерства

Колво часов Поурочное планирование биологии, 10 класс, (1час в неделю, всего 34 часа), УМК под ред. И.Н. Пономаревой Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся ТЕМА 1. Ведение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1569 «Созвездие» «Рассмотрено» на заседании МО учителей цикла «Согласовано» Зам. директора по УВР «Принято» на заседании педагогического

ЗАДАНИЯ школьного этапа олимпиады школьников по экологии 2017-18 уч. год 7-8 класс Время выполнения олимпиадных заданий 60 минут. Максимально за все задание вы можете набрать 38 балла. Часть I. Вам предлагаются

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 2 г. Навашино» УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Средняя школа 2 г. Навашино» От сентября 208 г. 363 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Экология» для 10 класса составлена на основе авторской программы Черновой Н.М., Галушина В.М., Константинова В.М. «Экология» и обеспечивается

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 140005, г Люберцы, Октябрьский проспект, дом

Биология 5 класс. Учитель Булгакова Н.П. Предметные результаты: Урок «Экосистема совместное хозяйство». 1. Формировать умение объяснять роль живых организмов в экосистемах и в круговороте веществ; 2. Формировать

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (34 часа) п/ п п/п в тем Содержание темы Введение (3ч) 1 1 Биология как наука. Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живые организмы:

Реферат на тему «Основы экологии» Выполнил ученик класса школы Что такое экология? Наука об условиях жизни организмов и их взаимных связях со средой. Экология - это наука об организмах, наука о взаимоотношениях

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ в 5-ом классе (Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Введение в биологию) Тема урока Планируемые результаты 1. Методы изучения природы Предметные: знать методы изучения

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О ПЕСТИЦИДАХ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКЦИЯ 1 ХИМИЧЕСКИЙ МЕТОД БОРЬБЫ С ВРЕДНЫМИ ОРГАНИЗМАМИ И ЕГО МЕСТО В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ ВОПРОСЫ: 1. Предмет химической защиты растений, его

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности 9 класс Лабораторные работы Лабораторная работа 1 Изучение результатов искусственного отбора Цель работы: выявить черты сходства и

1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Номер урока Содержание Количество часов Дата проведения план факт ВВЕДЕНИЕ (3 часа) 3 1. Признаки живых организмов. Уровни организации живых систем. 1 03.09.18 2.

Экосистемы БИОЛОГИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ЭКОСИСТЕМЫ Глава 1: Что такое экосистема? Что такое экология? Экология это отрасль биологии, изучающая взаимодействие организмов друг с другом и с окружающей их средой. Экологи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 21» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Классы Учитель: по биологии 7А,7Б,7В,7Г.7Д Чубина Нина Григорьевна Количество часов всего -35 часов в неделю

Практическая работа

«Сравнительное описание природной системы и агроэкосистемы».

Цель: продолжить развивать умение сравнивать на основе анализа естественного биогеоценоза и агроценоза; объяснять причины выявленного сходства и различия.

2. Заполнить таблицу «Сравнение природной системы (биогеоценоза) и агроэкосистемы».

Сравнение биогеоценоза и агроценоза.

3. По критериям сравнения и рисункам сделайте краткую характеристику экосистемы пруд

· Найдите примеры взаимоотношений между организмами, населяющими экосистему, (хищничество, конкуренция, симбиоз…и т.д.) проиллюстрировав ответ соответствующими примерами

· изобразить 2-3 пищевые цепи, предположительно имеющие место в данной экосистеме

· Привести примеры 2-3 приспособлений растительных или животных организмов к недостатку действия какого-либо абиотического фактора

· Приведите примеры продуцентов, консументов и редуцентов этих экосистем

Агроэкосистемы или агроценозы.

Хозяйственная деятельность людей – мощный фактор преобразования природы. В результате этой деятельности формируются своеобразные биогеоценозы. К числу их можно отнести, например, агроценозы, представляющие собой искусственные биогеоценозы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека. Примерами могут служить искусственно создаваемые луга, поля, пастбища. При создании таких биогеоценозов человек широко применяет разнообразные агроприемы: посев высокопродуктивных трав, мелиорацию (при избыточном увлажнении), внесение удобрений, различные способы обработки почв, иногда искусственное орошение и т.п. К числу создаваемых биогеоценозов можно отнести также парки, плодовые сады и ягодники, лесные насаждения и т.д.



При создании искусственных биогеоценозов необходимо полнее учитывать формы взаимоотношений, которые складываются в таких сообществах между их компонентами и почвой. Особенно важно учитывать свойства почвы, необходимость ее охраны от разрушения ветром и водой (эрозии), сохранения естественной структуры и целостности почвенного покрова и др.

Высокая численность растений одного вида на значительных площадях может привести к тому, что питающиеся этими растениями насекомые, которые в естественных биогеоценозах встречались редко, сильно размножатся и станут опасными вредителями возделываемых культур. Например, свекловичный долгоносик на естественных лугах питается немногочисленными видами растений семейства бурачниковых, не причиняя им большого вреда. Положение в корне изменилось, когда была введена в культуру сахарная свекла, занявшая огромные площади. «Безобидный» свекловичный долгоносик превратился в массового вредителя одной из важнейших сельскохозяйственных культур.

Создаваемые человеком искусственные биогеоценозы требуют неустанного внимания и активного вмешательства в их жизнь. При высокой агротехнике и учете взаимодействия компонентов агроценоза они могут быть высокопродуктивными, как например, искусственные луговые угодья, лесонасаждения и т.п.

Между естественными и искусственными биогеоценозами наряду со сходством существуют и различия, которые важно учитывать в хозяйственной деятельности человека.

Естественные биогеоценозы обычно слагаются из большого количества видов. Они представляют из себя экологические системы, которые складываются в природе под действием естественного отбора. Последний отметает все слабо приспособленные формы организмов. В результате складывается сложная, относительно стойкая экологическая система, способная к саморегуляции. В естественных биогеоценозах осуществляется круговорот веществ, в результате которого вещества, потребляемые растениями, возвращаются в почву.

В создаваемых человеком искусственных биогеоценозах – агроценозах – компоненты подбираются исходя из хозяйственной ценности. Здесь ведущий фактор не естественный, а искусственный отбор. Через искусственный отбор и другие агротехнические мероприятия человек стремится получить максимальную биологическую продуктивность (урожай). В искусственных биогеоценозах значительная часть питательных веществ выносится с урожаем из системы и естественный круговорот веществ не осуществляется. Наблюдается пониженное разнообразие входящих в агроценоз видов, т.к. обычно культивируют один или несколько видов (сортов) растений, что приводит к значительному обеднению видового состава животных, грибов, бактерий. В агроценозах наблюдается также пониженная способность культурных растений противостоять конкурентам и вредителям. Культурные виды так сильно изменены селекцией в пользу человека, что без его поддержки не могут выдержать борьбу за существование.

В естественных биогеоценозах источником энергии является Солнце. В агроценозах наряду с этим (естественным) источником энергии человек вносит удобрения, без которых высокая биологическая продуктивность не может быть реализована. Агроценозы поддерживаются человеком посредством больших затрат энергии (мускульной энергии людей и животных, работы сельскохозяйственных машин, связанной энергии удобрений, затрат на дополнительный полив и т. п.). Таким образом, они существуют и дают высокую биологическую продуктивность благодаря непрерывному вмешательству и поддержке человека, без участия которого они существовать не могут.

Экосистема пруда.

Экосистема аквариума.

Похожие публикации