Среднее профессиональное образование. Сохранить морское образование в астрахани! Что же делать

Моя дорогая мореходка.

Мне было 17 лет, когда я встретился с ней. До этого времени я не видел моря и морских кораблей. Но это был 1948 год и через меня уже прокатились солёные волны голодовок и войны. У меня была хорошая семья, родители успели научить меня грамоте и мягко, но верно воспитать. Дальше, как говорится, была война. Очень предусмотрительное решение родных отделило меня от семьи всего за неделю до её начала и я уехал «в гости» 10 июня 1941 года.

В сорок восьмом во всех газетах было множество объявлений о приёме заявлений в средние специальные учебные заведения. Тогда они назывались техникумами или училищами. Меня интересовали только мореходные училища. Главным образом потому, что курсанты находились там на полном обеспечении. Их учили, кормили и одевали. А тема снабжения в том году стояла перед нами с тёткой моей, Марией Ивановной, очень остро. С другой стороны, на вопросы, которые часто задают школьникам: кем ты хочешь стать, куда пойдёшь учиться - я сразу отвечал, что хочу стать моряком. В родословной моей морем не пахло и я сейчас не помню, насколько серьёзно я подходил к такому ответу. Помню, что и корабли хотел строить, хотя понятия не имел, что это за работа. Возможно, накапливалась какая -то информация от чтения и кино — других источников у меня не было.

На мои несколько заявлений первой отозвалась Батумская мореходка, хотя и не самая близкая. Потом, помнится, были ответы из Ростова, Николаева, Мурманска. На первой, Батумской, я и остановил свой выбор. По дороге в Батуми познакомился с тремя ребятами из Кисловодска, с ними прошел всю дорогу поступления. В Батуми нам очень не понравилось из-за постоянного тёплого дождя и приёма с неприятным инцидентом. Не долго думая, ровно через два дня, наша компания, теперь уже без билетов, двинулась в Баку. Там тоже была мореходка, но очень много желающих! Не задерживаясь, на остатки средств купили палубные места на теплоход «Багиров» и отправились, наконец, слава те, господи, в Астрахань, куда, наверное, небом и назначено было мне попасть. Так что, на восемнадцатом году жизни, всего за несколько дней, мне удалось познакомиться с двумя морями: Чёрным и Каспийским, и даже искупаться в них. Купание мне понравилось, что говорить.

В те годы учебный корпус и общежитие, по-морскому «полуэкипаж», были разделены. Полуэкипаж находился в районе главной речной пристани Астрахани, на берегу речки Скаржинки, в месте её впадения в Волгу. Место было уютное.

В том году в мореходке был двойной набор — принимали 180 человек. Если представить, что на каждое место было по 14 заявлений, о чём сказал нам начальник училища Шевченко, то можно понять, что обстановка была напряженной. Всем выдали по матрасу и выделили лежачие места в клубе и свободных кубриках. Но не кормили, поэтому в свободное время ходили на погрузку помидоров и арбузов за город, на грузовые причалы, где и питались.

Каюсь, написал диктанты за двух своих спутников и за трёх незнакомых ребят. Заплатили бутербродами — хлебом с повидлом.

Экзамены проводились в несколько потоков. Из нас четверых один не сдал первый же экзамен, но успел поступить в мореходную школу на другом берегу. Второй, увы, попался на краже. Его слегка побили и тут же отчислили. Третий был принят на штурманское отделение, которое через год или два перевели в Ростов. Я остался.

Заявление я подавал на штурманское, но как бы не успел. Мне сказали, что все места заполнены. То же произошло и с механическим — вежливо объяснили, что на мой поток остались только судоремонтное и дноуглубительное отделения. Но, думаю, препятствием перед плавательскими профессиями было моё пребывание в оккупации. На дноуглубление я согласиться не мог — мы к нему относились с презрением, поэтому стал изучать судоремонт. И до сих пор этому рад.

У нас были превосходные преподаватели: почти все из ленинградских вузов. Теории корабля, например, нас учил Кутейников Владимир Николаевич, один из династии корабелов, строивших броненосцы России до революции. Даже кружком рисования руководил Николай Россетти, из питерской Академии художеств. Возможно, Астрахань была местом их эвакуации. Пожалуй, остальные мореходки завидовали нам, только мы этого не знали.

Все мореходки были полувоенными (или на три четверти) училищами. Курсанты, кроме гражданской специальности, получали здесь военно-морское образование и после училища могли служить командирами боевых частей военных кораблей. У меня, например, звание командира БЧ 2-3 малых кораблей и командира БЧ 5. Наши командиры все прошли войну, они берегли нас, как своих детей. Снимаю перед ними бескозырку.

После окончания судоремонтного отделения и распределения на Бакинский СРЗ им. Парижской Коммуны, я сразу стал работать конструктором под руководством замечательного инженера Бутрима Бориса Дмитриевича. Он помог мне стать профессионалом.

Потом я работал конструктором в станкостроении, химическом и нефтяном машиностроении, в сахарной промышленности, проектировал тепловозы, нестандартное оборудование на ВАЗе. Ради интереса понюхал моря - семь месяцев на траулере в Атлантике. На все это мне хватило подготовки в мореходке.

Практический и духовный багаж, которыми одарило меня Астраханское мореходное училище, её преподаватели и командиры, полученная профессия универсала-механика-конструктора позволили мне всю жизнь общаться и работать с интереснейшими людьми. О чём ещё можно мечтать?

Сейчас я не вижу в СМИ приглашений на обучение в мореходных училищах. А жаль! Думаю, скоро и в России начнут строить пароходы и плавать на них. Моряки будут нужны! Ребята! Имейте в виду мореходные училища! И прежде всего - Астраханское, имени адмирала Ушакова. Сейчас там есть факультеты с высшим образованием и заочные. Должен добавить: сейчас бывшие мореходные училища стали называться Морскими университетами и даже Академиями. Как выросли!

Счастливого плавания!

Вам понадобится

  • - личное заявление на имя начальника училища о желании учиться в данном училище;
  • - автобиография в свободной форме;
  • - копия свидетельства о рождении;
  • - копия паспорта или документа, подтверждающего Российское гражданство заявителя и его родителей (для проживающих вне пределов РФ);
  • - выписка из табеля успеваемости с оценками за первые три учебные четверти последнего года обучения, заверенная гербовой печатью школы (в документе должен быть указан изучаемый иностранный язык);
  • - карта медицинского освидетельствования, выданная военно-врачебной комиссией и заверенная военным комиссариатом (вкладывается в личное дело кандидата);
  • - копия медицинского страхового полиса;
  • - четыре фотокарточки размером 3×4 см;
  • - справка с указанием места жительства, жилищных условий и состава семьи родителей (либо лиц, их заменяющих).

Инструкция

Сделайте выбор учебного заведения, в котором вы планируете обучаться. На территории России мореходных и военно-морских лишь несколько. И сроки обучения в них разные, в зависимости от возраста при поступлении. Возрастные категории для окончивших 4, 6, 8 и 11 классы общеобразовательных школ. Соответственно, полный курс обучения будет проходить в течение 7, 5, 3 и 2 лет.

Подайте заявление (рапорт) о желании обучаться в мореходном . Такой рапорт подается родителями, или лицами их заменяющими, до 31 мая. Обратите внимание, что прием заявлений осуществляется только через военные комиссариаты по месту жительства кандидатов. Заявление подается на имя районного, либо городского военного комиссара. В рапорте должно оговариваться согласие родителей (или заменяющих лиц) на направление кандидатов для обучения в училище и поступления в дальнейшем в распоряжение Министерства обороны Российской Федерации. К рапорту приложите требуемые документы.

Подготовьте необходимые документы о наличии у вас льгот при поступлении. При зачислении в первую очередь предпочтение отдается кандидатам из числа льготной категории. К ним относятся:- несовершеннолетние дети-сироты, либо лица, оставшиеся без попечения родителей (такие кандидаты зачисляются без прохождения экзаменов, только по результатам собеседования и необходимого медицинского освидетельствования);- учащиеся, имеющие по всем предметам отличные оценки, наградные или похвальные листы «За отличные успехи» (эта категория сдает только один вступительный экзамен по математике (письменно); случае получения отличной оценки они освобождаются от дальнейшей сдачи экзаменов, но при получении оценок ниже 5 баллов, им предстоит сдавать экзамены на общих основаниях);- при получении положительных оценок на вступительных экзаменах;- дети военнослужащих. Условия соответствия данной категории следует уточнить в выбранном мореходном училище.

Если вы прошли отбор, прибудьте в училище в срок, согласно информации в письменном вызове, где указан день и время явки. Вызов в училище дает право получения необходимых проездных документов в военкоматах по месту жительства.

Пройдите все необходимые тесты, медкомиссию. Все лица, прибывшие в мореходные и военно-морские учебные заведения, проходят профессионально-психологический отбор, проверку уровня физической подготовки, медицинское освидетельствование и после этого допускаются к сдаче конкурсных вступительных экзаменов. Кандидаты, не соответствующие условиям физической подготовленности, состояния здоровья и не прошедшие профессиональный психологический отбор к дальнейшей сдаче экзаменов не допускаются.

Флот состоит из военных кораблей, торговых и рыболовных судов, делится на морской и речной. Исторически, с начала XVIII века, сложилось так, что флот изначально в большом количестве находился в трех городах: Архангельске, Астрахани, позднее в Санкт-Петербурге. Петр понимал: «Без морского флота нет могучей России ».

Это понимали и все его последователи, поэтому флот российский строили, строили, строили… Но флотом нужно управлять, по­этому вместе с ним создавались и совершен­ствовались морские учебные заведения, в том числе и в Астрахани. В нашем городе морское образование существует бо­лее двухсот лет. За это время были открыты морские навигационные классы, мореходные классы, курсы, школы, техникумы, мореходные учи­лища.

Морское образование в Астрахани и город Астрахань – это единое целое.

Без этого город не назовешь морской столицей России на Каспии и потеряется историческая преемственность морской Астрахани. В городе почти каждая семья связана с морской профессией и, естествен­но, морским образованием. Даже во время Великой Отечественной войны, когда мор­ской техникум расформировали, курсантов отправили в г. Баку продолжать обучать мор­ским профессиям, а в помещении нынешнего морского филиала («мореходки») находилась часть эвакуированного Одесского инсти­тута инженеров морского флота, морское образование в Астрахани не прерывалось. 5 марта 1944 г. Постановлением СНК про­изошла реорганизация морского образова­ния: морские техникумы стали называться мореходными и высшими мореходными училищами. В ряде портовых городов были организованы мореходные училища. После освобождения от фашистов Одессы, ОИИМФ возвратился в г. Одессу. Однако ряд специ­алистов по указанию Наркомвода оставили в Астрахани для оказания помощи Астрахан­скому мореходному училищу в организации приёма учащихся и начала занятий.

Очень трудные были военные и первые послевоенные годы. В мореходные училища в первую очередь принимались дети во­йны, сироты, полусироты, юнги, дети пол­ков и партизанских отрядов. Все курсанты мореходных училищ находились на полном государственном обеспечении. Преподава­телями назначались лучшие специалисты как общеобразовательных дисциплин, так и морских. Астраханское мореходное учили­ще было создано как базовое, по подготов­ке для всего морского флота специалистов по судостроению и судоремонту, а также других специальностей для Каспийского бассейна. В процессе обучения курсанты не только получали морское образование, но и военно-морское. Проходили службу в училище и на кораблях, приобретали зна­ния специалистов ВМФ, которые им давали квалифицированные офицеры. После окон­чания мореходного училища они аттестова­лись и получали звание офицеров ВМФ. Ма­териально-техническая база Астраханского мореходного училища создавалась годами с помощью министерства МФ, местных ор­ганов, сотрудников, курсантов и руководите­лей местных предприятий.

В настоящее время на территории «мо­реходки» , расположенной на участке около 50 га, создана уникальная учебная микро­структура – учебный корпус, 2 общежития, столовая на 1500 мест, спортзал, мастер­ские, лаборатории, водноспортивная база и многое другое. Каждый курсант имеет воз­можность проходить практику на отдельном верстаке, станке, сварочном аппарате, на тренажерах, в современно оборудованных лабораториях и лингафонных кабинетах.

Производственную практику курсанты проходили на современных судах, заводах и портах. Все это обусловлено сложившейся формой не только обучения, но и продуман­ного воспитания молодежи. АМУ подгото­вило и выпустило около 13,5 тысяч дипло­мированных морских специалистов. Среди морских учебных заведений страны оно за­нимало лидирующее положение.

Сотрудники, офицеры, преподаватели, курсанты никогда не отделяли себя от город­ских и областных дел и забот – спасали город от затопления, расчищали снежные заносы на дорогах, оказывали помощь сельскому хозяйству, строителям, транспортникам, принимали участие во всех городских меро­приятиях и т.д.

Выпускники училища работают и служат по всей России – капитанами, командирами, старшими (гл.) механиками морских судов, директорами заводов, возглавляют судоход­ные компании, руководят портами городов, областями и т.д. Выпускников можно встре­тить не только в России, но и на иностранных судах, в иностранных портах и судовых ком­паниях.

Астраханское мореходное училище име­ет большой авторитет как в нашем городе, так и в других городах России и за границей. Об этом говорит высокий конкурс при по­ступлении в училище, более того: непосту­пившие приезжают 2-й, 3-й раз, но только чтобы поступить в Астраханское мореход­ное училище. «Мореходка » интернациональ­ная: в ней обучается молодежь до 20-ти национальностей, в том числе и из других стран, с которыми заключены международ­ные договоры.

Было задание о предварительной прора­ботке объединения, ни о какой ликвидации морского филиала и морского образования в Астрахани ни слова. Ректор Новороссий­ского университета в Астраханском морском филиале не был. Никакой работы в части объединения филиалов не проводилось. Не было и инвентаризации объектов, имуще­ства и документов.

Морской филиал Новороссийского уни­верситета в Астрахани, как и положено по плану, проводил профориентацию по ново­му приёму учащихся, работали подготови­тельные курсы, проводились консультации, заключались договора на обучение, в том числе и иностранцев, абитуриенты сдавали экзамены и данные ЕГЭ. Был издан приказ о зачислении. Тишина. 1 сентября, соглас­но учебному плану и педнагрузке, на­чался новый учебный 2012-2013 год. Вдруг сотрудники, курсанты и их ро­дители узнают, что морской филиал ликвидируют.

Слухи стали распространяться по Астра­хани, будоража не только сотрудников и курсантов, но и выпускников «мореходки» и жителей города, которым не безразлична судьба морского образования в Астрахани. Ректор и администрация Новороссийского университета молчат. Страсти начинают на­каляться.

10 октября с.г. в морском филиале по­является ректор «ВГАВТ » И.К. Кузьмичев и просит администрацию морского филиала собрать сотрудников и курсантов в актовом зале клуба, где он зачитывает приказ ру­ководителя Росморречфлота от 27.09.2012 г. за № 101 «О ликвидации Каспийского филиала Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный Морской Университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова в г. Астрахани ». Ректор И.К. Кузьмичев, отвечая на вопросы присутствующих, многих не удовлетворил своими ответами.

Руководство Новороссийского морского университета молчит. Дан­ную ситуацию хорошо освещала астрахан­ская телекомпания «Лотос ». Этот сюжет продублировало и московское телевидение. Профком морского филиала назначает на 11.10.2012 родительское собрание. В этот же вечер в 17:40 по ТВ «Лотос » губер­натор области А.А. Жилкин сказал, что никакой ликвидации морского образования в Астрахани не будет. Это своевременное и мудрое заявление гу­бернатора сразу сняло общее напряжение в создавшейся ситуации. Поздно вечером руководитель астраханского морско­го филиала Ткачев В.Н. получает из Новороссийского университета при­каз о ликвидации филиала.

11.10.2012 в 15:00 на родительское со­брание вновь прибыл ректор «ВГАВТ » И.К. Кузьмичёв и сразу начал отвечать на вопро­сы родителей, но ответы его опять многих не удовлетворили. Более того, неожиданно И.К. Кузьмичев ушел с родительского собрания, не объяснив причину, не попрощавшись. Это вызвал огромное неудовольствие как роди­телей, так и сотрудников морского филиала, и только ссылка на предыдущее выступле­ние губернатора о сохранении морского об­разования в Астрахани частично успокоила родителей.

Что же делать?

1. Законодателям Астраханской области и города поддержать предложение губерна­тора о сохранении морского образования в Астрахани на базе морского филиала, обра­тившись за поддержкой в Государственную Думу Российской Федерации.

2. Действие приказа от 27.09.2012 за № 101 приостановить.

3. Морскому филиалу в Астрахани про­должить обучение курсантов, согласно учеб­ному плану.

4. Ректору Новороссийского университе­та С.И. Кондратьеву встретиться с сотрудни­ками Астраханского морского филиала, кур­сантами, их родителями и разъяснить свои планы по дальнейшей совместной работе.

5. Росморречфлоту рассмотреть пред­ложения о сохранении в Астрахани самосто­ятельного учебного заведения, например, водного института, сохранив подготку спе­циалистов, в том числе и судостроителей, со­гласно стандартизации.

С учетом вновь открывшихся обстоя­тельств принять продуманное и разумное решение, которое удовлетворит сотруд­ников, курсантов и их родителей, а также жителей города Астрахани и иностранных учащихся.

Как последний вариант.

Администрации области и областной Думе обратиться в Минобрнауки и Росмор­речфлот с просьбой создать в Астрахани во­дный институт и включить его в структуры министерства образования и науки как са­мостоятельное учебное заведение, обосно­вав целесообразность этого шага.

Если Астраханское морское учеб­ное заведение (филиал) будет ликви­дировано, то на морском образовании в Астрахани будет поставлен крест, и на долгое время останутся несняты­ми проблемы, в т.ч. около 300 моло­дых людей не будут иметь возмож­ность поступить учиться.

В.УСОВ ,
выпускник Астраханского морского училища.
Начальник Астраханского Мореходного училища в 1977-1988 гг.


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.

О ВУЗе

Каспийский филиал ФГОУ ВПО "Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" был организован на базе Астраханского морского колледжа (бывшее Астраханское мореходное училище). За время своего существования из стен учебного заведения вышло более 12 тысяч специалистов: судоводителей, судомехаников, судоремонтников.
Обучение в Каспийском филиале по стандарту высшего профессионального образования осуществляется на I, II, III курсах, продолжение и завершение обучения производится в ФГОУ ВПО "Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова"
в городе Новороссийске по следующим специальностям:
- Судовождение (180402)
- Эксплуатация судовых энергетических установок (180403)
Выпускникам, окончившим академию по программе ВПО и прошедшим обучение на военном факультете присваивается звание офицера запаса
- Организация перевозок и управление на транспорте (морском) (190701)
По стандарту среднего профессионального образования производится обучение по следующим специальностям:
- Морское судовождение (180406)
- Эксплуатация транспортных энергетических установок (190502)
- Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (190501)
- Судостроение (180102)
Система подготовки морских специалистов в Каспийском филиале МГА отвечает требованиям Международной конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты (МК ПДНВ-78/95).
В учебном процессе сочетаются традиционные и современные технологии. Учебный процесс в Каспийском филиале МГА обеспечивают квалифицированные педагоги, имеющие соответствующее морское образование и опыт работы на судах морского флота. Создана обширная материальная база, построен учебный городок, включающий комплекс оборудованных лабораторий и кабинетов.
Водно-спортивная база, расположенная на берегу Золотого затона реки Волга, является гордостью филиала.
Большой актовый зал, библиотека с фондом более 20 тысяч книг, столовая, кафе,санчасть, спортивный зал- это неполный перечень инфраструктуры Каспийского филиала МГА.
Особого внимания заслуживают тренажерные центры, которые по уровню оснащенности соответствуют мировым стандартам.
В Каспийском филиале МГА, как в закрытом морском учебном заведении, жизнь и обучение курсантов обеспечивается определенным режимом, который регламентирован специальными нормативными документами:
- Уставом Морской государственной академии имени
адмирала Ф.Ф. Ушакова;
- Положением о Каспийском филиале МГА;
- Правилами внутреннего распорядка;
Это позволяют приблизить обучение курсантов к их будущей производственной деятельности на судах.
Выпускники кроме диплома об образовании получают дипломы и сертификаты международного образца необходимые для работы как в российских судоходных компаниях, так и в зарубежных.
Окончившие Каспийский филиал, по программе среднего профессионального образования, могут продолжить образование в Морской Государственной Академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова в городе Новороссийск по сокращенной программе (3,5 года)
Профессиональная переподготовка специалистов водного транспорта ведется в Каспийском отделении Южного регионального центра дополнительного образования, где плавсостав и береговые работники получают необходимые знания в соответствии с "Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты" и другими международными нормативными документами.
Здесь можно получить морские профессии рядового плавсостава, а также специальности по управлению маломерным флотом.

Традиции морского дела на Каспии заложены Петром Великим. Его указом в 1722 году создана Каспийская военная флотилия с главной базой в Астрахани. Город стал важным центром торговли с Кавказом, Закавказьем, Средней Азией, Ираном, Индией и Китаем. В первой четверти XVIII века в Астрахани было создано адмиралтейство, построены верфи и порт. В 1876 году открыт мореходный класс для подготовки штурманов, который в 1903 году реорганизован в мореходное училище, а в 1918-м закрыт. В 1944 году в целях восстановления отечественного флота и его кадрового состава организовано Астраханское мореходное училище с морским и военно-морским профилем подготовки специалистов. В апреле 1992 года училище преобразовано в морской колледж. За 60 лет работы в астраханской мореходке подготовлено более 12 тыс. специалистов. Её выпускники трудятся на всех водных бассейнах России.

Сегодня обучение и воспитание будущих моряков в Астраханском морском колледже ведётся на трёх отделениях: судоводительском, судомеханическом и судоремонтном. Также осуществляется подготовка экономистов, менеджеров, бухгалтеров и юристов.

В колледже создана обширная материальная база, построен учебный городок, включающий комплекс оборудованных лабораторий и кабинетов, спортивный зал. Учебные мастерские по уровню оснащения можно сравнить с производственным предприятием - более 50 станков. Сварочное отделение располагает 20 сварочными аппаратами. Курсанты имеют возможность овладеть рабочими профессиями матроса, моториста, токаря, слесаря, электросварщика. Гордость колледжа - водная спортивная база, расположенная на берегу Волги. В учебном корпусе находится библиотека с вместительным читальным залом, есть актовый зал на 650 мест, где проходят праздники, КВНы, викторины, просмотры художественных фильмов.

На базе колледжа созданы МУТЦ (морской учебный тренажёрный центр), БУТЦ (береговой учебный тренажёрный центр), курсы дополнительной подготовки и переподготовки специалистов. МУТЦ входит в число лучших тренажёрных центров России. С помощью уникального оборудования на полиэкране воссоздаётся виртуальная ситуация управления судном в условиях, максимально приближенных к реальным: имитируется качка, ночное плавание, дождь, снег. В видеотеке центра есть информация о наиболее сложных для судоходства участках Мирового океана. В МУТЦе проводится подготовка и переподготовка судоводителей в соответствии с Международной конвенцией ПДНВ-78/95.

Астраханский морской колледж славится педагогическими кадрами. Здесь работают заслуженные учителя России, почётные работники морского флота и среднего специального образования, практически все педагоги имеют высшую и первую квалификационную категорию, шесть преподавателей учатся в аспирантуре.

Особую роль в жизни колледжа играет его начальник Владимир Владимирович Лобанов. Окончив с отличием в 1979 году судоводительское отделение Астраханского мореходного училища, он по распределению работал в Латвийском морском пароходстве, затем окончил Горьковский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров водного транспорта. На преподавательской работе с 1981 года, возглавил колледж в 1999-м. В настоящее время Владимир Владимирович ведёт научное исследование по проблемам международного транспортного коридора «Север - Юг». Под его руководством в колледже в два с половиной раза увеличился набор учащихся, открыты новые специальности, в несколько раз выросли бюджетные и внебюджетные поступления.

С 2005 года ФГОУ «АМК» входит в состав Новороссийской государственной морской академии. На базе колледжа создаётся Каспийский филиал НГМА. В ближайшие годы в составе университетского комплекса НГМА запланировано создание Каспийского морского института. Астраханский морской колледж - одно из лучших морских учебных заведений России с большой перспективой дальнейшего развития.

Похожие публикации