Возрастное уменьшение жизненной емкости легких связано с. Возрастные особенности дыхания человека

Жизненная емкость легких, дыхательный и минутный объемы у детей с возрастом постепенно увеличиваются в связи с ростом и развитием грудной клетки и легких.

У новорожденного ребенка легкие мало эластичны и относительно велики. Во время вдоха их объем увеличивается незначительно, всего на 10 – 15 мм. Обеспечение организма ребенка кислородом происходит за счет увеличения частоты дыхания. Дыхательный объем легких увеличивается с возрастом вместе с уменьшением частоты дыхания.

С возрастом абсолютная величина МОД увеличивается, но относительный МОД (отношение МОД к массе тела) уменьшается. У новорожденных и детей первого года жизни он в два раза больше, чем у взрослых. Это связано с тем, что у детей при одинаковом относительном дыхательном объеме частота дыханий в несколько раз больше, чем у взрослых. В связи с этим легочная вентиляция на 1 кг массы тела у детей больше (у новорожденных она равна 400 мл, в 5 – 6-летнем возрасте она составляет 210, в 7-летнем – 160, в 8 – 10-летнем – 150, 11 – 13-летнем – 130 – 145, 14-летних – 125,а у 15 – 17-летних – 110). Благодаря этому обеспечивается большая потребность растущего организма в О 2 .

Величина ЖЕЛ увеличивается с возрастом в связи с ростом грудной клетки и легких. У ребенка 5 – 6 лет она равна 710-800мл, в 14 – 16 лет – 2500 – 2600 мл. С 18 до 25 лет жизненная емкость легких является максимальной, а после 35 – 40 лет уменьшается. Величина жизненной емкости легких колеблется в зависимости от возраста, роста, типа дыхания, пола (у девочек на 100 – 200 мл меньше, чем у мальчиков).

У детей при физической работе дыхание изменяется своеобразно. Во время нагрузки увеличивается ЧД и почти не меняется ДО. Такое дыхание неэкономно и не может обеспечить длительное выполнение работы. Легочная вентиляция у детей при выполнении физической работы увеличивается в 2 – 7 раз, а при больших нагрузках (беге на средние дистанции) почти в 20раз. У девочек при выполнении максимальной работы потребление кислорода меньше, чем у мальчиков, особенно в 8 – 9 лет и в 16 – 18. Все это следует учитывать при занятиях физическим трудом и спортом с детьми различного возраста.

Физиологии наиболее важные газы - O2, CO2, N2. Они присутствуют в атмосферном воздухе в пропорциях указанных в табл. 1.

Кроме того, атмосфера содержит водяные пары в сильно варьирующих количествах.

С точки зрения медицины при недостаточном снабжении тканей кислородом возникает гипоксия. Краткое изложение разных причин гипоксии может служить и сокращенным обзором всех дыхательных процессов.

Ниже в каждом пункте указаны нарушения одного или более процессов. Систематизация их позволяет рассматривать все эти явления одновременно.

I. недостаточный транспорт О2 кровью (аноксемическая гипоксия) (содержание О2 в артериальной крови большого круга понижено).

А. Сниженное РO2:

1) недостаток О2 во вдыхаемом воздухе;

2) снижение легочной вентиляции;

3) снижение газообмена между альвеолами и кровью;

4) смешивание крови большого и малого круга,

Б. Нормальное РO2:

1) снижение содержания гемоглобина (анемия);

2) нарушение способности гемоглобина присоединять O2

II. Недостаточный транспорт крови (гипокинетическая гипоксия).

А. Недостаточное кровоснабжение:

1) во всей сердечнососудистой системе (сердечная недостаточность)

2) местное (закупорка отдельных артерий),

Б. Нарушение оттока крови;

1) закупорка определенных вен;

В. Недостаточное снабжение кровью при возросшей потребности.

III. Неспособность ткани использовать поступающий О2 (гистотоксическая гипоксия).

Массовые мероприятия эмоционального и подвижного характера проводятся до ужина. Перед сном необходимо предусмотреть спокойные тихие игры или занятия без чрезмерной двигательной активности.При благоприятных метеорологических условиях мероприятия воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с детьми следует проводить на открытом воздухе.

Нагрузки на занятиях в спортивных секциях, организованных на базе специальной и вспомогательной школ-интернатов, необходимо дифференцировать с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности учащихся.

Педагогический и медицинский персонал должен систематически осуществлять работу по гигиеническому обучению и воспитанию на протяжении всего времени пребывания ребенка в специальной и вспомогательной школах-интернатах. К работе привлекаются специалисты территориального учреждения госсаннадзора, лечебно-профилактических организаций, врачи-валеологи, психологи и др.

Педагогический и медицинский персонал обязан требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-противоэпидемического режима, поддержания чистоты помещений и участка, опрятности одежды и обуви, правильного гигиенического поведения.

«Пищеварительная система».

Пищеварительная система объединяет пищеварительный тракт и пищеварительные железы (слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочная железа и печень).

Пищеварительный тракт – сплошная трубка состоящая из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника и анального отверстия.

1. Механическая

2. Моторная

3. Секреторная

4. Всасывание

Стенка пищеварительного тракта имеет единое строение:

1. Наружная или серозная оболочка (состоит из соединительной ткани)

2. Продольно-мышечный слой

3. Церкулярно-мышечный слой

4. Межмышечные нервные системы между мышечными слоями

5. Подслизистая оболочка (кровеносные.Лимфатические сосуды и нервные сплетения)

6. Слизистая оболочка

Слюнные железы.

6 слюнных желез: 2 околоушных, 2 подъязычных, 2 поднижнечелюстных.

За сутки – 1,5 – 2 литра слюны.

Белок муцин способствует образованию пищевого комка.

Ферменты: птиалин (расщепляет крахмал), мальтоза (расщепляет дисахариды до моносахаридов).

В слюне содержится лизоцин.

Желудок – полый орган, вмещает 1-2 литра. Стенка состоит из серозной оболочки и трехслойной мышечной и слизистой.

Три слоя гладких мышц:

Среднецеркулярный

Внутренний косой

Наружный продольный

Различают вход (кардиальная часть) в желудок и выход (пилорическая часть). Тело и дно.

Слизистая оболочка неровная на ней 4-5 продольных складок, а при наполнении они исчезают. На ней имеются углубления – желудочные ямки, в которые открываются протоки желез желудка.


Клетки желез вырабатывают желудочный сок – 1,5-2 литра в сутки.

· Ферменты (вырабатываются главными клетками желез желудка)

· Соляная кислота (вырабатывается обкладочными клетками)

· Слизь (вырабатывается добавочными клетками)

Основной фремент – пепсин – расщепляет белки. Образуется при участии HCl из пепсиногена.

Химозин – створаживает молоко.

Липаза – расщепляет жиры.

pH желудочного сока – 0,8-1,5 у взрослого.

Процессы протекающие в желудке:

· Секреция соляной кислоты

· Расщепление белков

В желудке вырабатывается гормон гастрин. Он учувствует в гуморальной регуляции пищеварения. Поступает в кровь и стимулирует выделение желудочного сока. Павлов выделил рефлекторную (осуществляется при помощи нервных импульсов во время еды) и гуморальную (гормон гастрин) фазу нервной регуляции.

Тонкий кишечник (5-6 метров). В состав входит:

· Двенадцатиперстная

· Подвздошная

В тонком кишечник в отличаи от желудка – щелочная реакция pH – 7. Происходит активизация пищеварительных ферментов желчью.

Слизистая оболочка кишечника образует выросты (ворсинки), высотой 1 мм. Они покрывают циркулярные складки. На одном сантиметре квадратном 1500 ворсинок. В кровеносные сосуды ворсинок всасываются аминокислоты и глюкоза. А в лимфатические их сосуды всасываются жирные кислоты и глицерин. В тонком кишечнике есть фермент – энтерокиназа, активизирующийся трипсином, который синтезируется клетками поджелудочной железы в виде трипсиногена, а под действием энтерокиназой становится трипсином. Трипсин расщепляет белки до аминокислот. В тонком кишечнике выделяется гормон секретин, стимулирующий внешнюю секреторную функцию поджелудочную железу.

Толстый кишечник (длина 1,5-2 метра). Происходит депонирование остатков пищи и выведение из организма. Всасывается основная масса воды. Здесь отсутствуют ферменты, однако под влиянием микрофлоры происходит расщепление растительной клетчатки. В нем также происходит синтез некоторых витаминов B6 и K.

Отделы толстого кишечника:

· Слепая кишка с аппендиксом

· Ободочная (восходящая, поперченная и нисходящая)

· Сигмовидная

Печень – самая крупная пищеварительная железа (1,5 кг). Расположена в правом подреберье, заключена в фиброзную капсулу и покрыта сверху брюшиной.

На нижней поверхности располагаются ворота печени: воротная вена, печеночная артерия и желчные протоки, а именно общий желчный проток, образующийся при слиянии пузырного и печеночного протока.

Структурно-функциональной единицей печени является печеночная долька (форма шестигранника, 1-2 мм в диаметре). Состоит из печеночных клеток, вырабатывающих желчь. Печеночные дольки отделены друг от друга рыхлой соединительной тканью, в которой проходят триады печени - междольковые вена, артерия, желчный проток.

Функции печени:

· Клетки печени вырабатывают желчь 1500 мл в сутки, которые депонируются в желудке. Желчь во время пищеварения по протоку поступает в двенадцатиперстную кишку.

· Печень участвует в обмене веществ.

· Принимает участие в кроветворении у плода

· Выполняет дезинтоксикационнуюфункцию т.е. очищение крови от вредных веществ, которые поступают от кишечника к воротной вене в печень.

· Желчные кислоты эмульгируют жиры.

Поджелудочная железа выполняет внутрисекреторную и внешнесекреторную функцию. Фермент - панкриотическая липаза, расщепляющая жиры до глицерина и жирных кислот; трипсин – расщепляет белки и их продукты распада; панкриатическая амилаза – расщепляет крахмал до дисахаридов; мальтоза – расщепляет дисахариды до моносахаридов.

Сок поджелудочной железы по протоку поступает в двенадцатиперстную кишку.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ:

· В полости рта. У детей грудного периода хорошо выражены безусловные пищевые рефлексы (глотание, сосание) и выделение пищеварительных соков. В первую неделю жизни формируются условные рефлексы на кормление. К шести месяцам у ребенка появляются первые молочные зубы. К концу первого года жизни должно быть 8 зубов. Прикормка – обязательна. К концу второго года – 12 зубов. Итого – 20 зубов. В 6 лет происходит смена молочных зубов на постоянные. Слюнные железы сформированы, но они вырабатывают мало слюны. Ребенок не умеет глотать и это обусловлено слюнотечением, когда идет прорезование зубов. К 8-9 месяцев оно прекращается. За сутки – около 800 мл слюны. Язык новорожденных содержат вкусовые сосочки. Очень реагируют на сладкое и кислое. Глотательный рефлекс раньше формируется чем сосательный.

· Длина пищевода у новорожденного 10 см. В 2 года – 14 см. В 10 лет – 18 см. В 15 лет – 19 см. У взрослого – 25 см. Слизистая пищевода нежная, легко травмируется.

· С момента рождения наблюдается уже интенсивный рост объема желудка. У новорожденного желудок имеет округлую форму, ёмкость его 10 мл и кконца первого месяца – 30 мл. Расположен он горизонтально. К концу первого месяца увеличивается на 50 мл. Конец второго месяца – 90 мл. К году желудок приобретает грушевидную форму, емкость его 300 мл и располагается он вертикально. В возрасте 10 лет – 800 мл, а у взрослых – 1500-2000 мл. Форму рога ребенок преобретает к 10 годам.

· Железы желудка у детей морфологически незрелые и желудочный сок выделяемый в первые годы жизни содержит очень низкую концентрацию соляной кислоты и имеет слабокислую реакцию. Отсюда диспепсические расстройства у маленьких детей. С возрастом кислотность желудочного сока повышается. В раннем детстве ферменты желудочного сока малоактивны. Функция соляной кислоты развивается к 5 годам.

· Пищеварение в двенадцатиперстной кишке осуществляется с помощью ферментов поджелудочной железы. Развиваются внешнесекреторные и внутрисекреторные аппараты поджелудочной железы до окончания подросткового периода. У новорожденных поджелудочная железа развита слабо, масса- 2-4 грамма, к концу года – 10-12 г, а у взрослого – 75г. К двум годам усиливается секреция ферментов протеаз и липаз. Длина тонкого кишечника у детей по отношению к длине телу больше чем у взрослых. Слизистая оболочка хорошо развита. Это обусловливает интенсивное всасывание. Ворсинок меньше чем у взрослых. Мышечная оболочка развита слабо, отсюда слабая перистальтика и частые запоры. При отравлении ребенку рекомендуется выпить литр 0,1% раствора марганцовки.

Слепая кишка кроткая, ипичный для взрослого вид она приобретает к 7 годам и располагается в подвздошную область. Прямая кишка длинной 5-6 см, без изгибов.

«Дыхательная система»

Трахея делится на2 бронха:

Правый (более короткий и широкий).

Бронхи и трахеи достигают максимальной длины в 14-16 лет. Слизистая оболочка всех дыхательных путей детей обильно снабжена кровеносными сосудами, нежная, ранимая, поскольку недостаточно развиты железы, выделяющие слизь. Просвет гортани и трахеи более узкий у детей чем у взрослых. Все это обусловливает подверженность детей к воспалительным заболеваниям лорорганов (ларингит, гаймарит, протит, тонзилит).

Легкие у детей растут за счет увеличения объема альвеол. Стенки альвеол детей очень тонкие покрывает сетью кровеносных капилляров и через стенки альвеол и капилляров происходит газообмен. Между кровью в капиллярах идет газообмен и воздухом заполняющем альвеолы.

У новорожденного – 0,02мм (диаметр альвеол).

Терминальная бронхиола образует несколько генераций респираторных бронхиол. Респираторные бронхиолы расширяются в альвеолярные ходы и системы альвеол.

У взрослого диаметр альвеолы – 0,2 мм.

Усиленно растут легкие до 3 лет, а так же с 12-16 лет (второй скачок роста).

Объем легких к 12 годам увеличивается в 10 раз, а в 16 – в20 раз.

Усиливается газообмен с возрастом.

Дыхательное движение контролируется корой головного мозга. А в продолговатом мозге имеется дыхательный центр.

Возрастные особенности:

У новорожденного брюшной тип дыхания, частое и поверхностное (48-60 дыхательных движений в минуту).

В раннем возрасте (до 3 лет) главной дыхательной мышцей является диафрагма. Поэтому тип дыхания тоже брюшной.

С возрастом происходит уменьшение частоты дыхания, т.к. развиваются межреберные мышцы и по мере развития межреберных мышц, грудной клетки формируется новый тип дыхания – грудной (с 7-8 лет).

В 1-3 года чатсоты дыхания (35-40 движений в минуту)

В 7-8 лет (18-20 дыхательных движэений)

Взрослый – 16 дыхательных движений.

При мышечной работы дыхание учащается в 2-3 раза.

Дефекты полости рта:

Полость рта отделяется от полости носа твердым небом. Оно образовано небными отростками верхне-челюстных костей и горизонтальная пластинка небной кости. Если они не стыкаются между собой по средней линии, то имеет место дефект твердого неба – волчья пасть. Голос гнусавый, речь нечленораздельная, требуется обязательно оперативное вмешательство.

ВОзратсные особенности физиологических показателей в процессе дыхания:

1) Дыхательный объем (при спокойном вдохе.У новорожденного – 50 см3, у ребенка – 140см3, у подростка – 300см3, взрослый – 500см3).

2) Резервный объем выдоха (количество воздуха, которое можно еще дополнительно выдохнуть, после спокойного выдоха.Взрослый – 1500 см3, подросток – 1200-1300 см3, ребенок – 900-1000 см3.)

3) Резервный объем вдоха (количество воздуха, которое можно еще дополнительно вдохнуть, после спокойного вдоха.Взрослый – 1500 см3, подросток – 1200-1300 см3, ребенок – 800-900-1000 см3)

4) Жизненная емкость легких (сумма объема легких.к)

Средние возрастные показатели ЖЕЛ:

У мальчиков на 100-200 мл больше.

10 лет – 1600

12 лет – 2300

15 лет - 2600

ЖЕЛ демонстрирует вентиляционную функцию легких и функциональные возможности легких. Если эти показатели ниже нормы, это свидетельствует о патологии.

Возрастные особенности крови.

1. Кроветворные органы – органы, в которых развиваются клетки крови (красный костный мозг, лимфотические узлы и силезенка, тимус.Во внутриутробном периоде эту функцию выполняет печень (занимает всю брюшную пполость)). В красном костном моге созревают все клетки крови. Красный костный мозг находится в ячейках губчатого вещества костей (плоских и коротких и в эпифизах). У маленьких детей красный костный мозг так же находится в костномозговых полостях трубчатых костей. Но с 4 лет идет процесс замены на жировую ткань (желтый костный мозг).

(смотреть в книге функции крови: транспортная, защитная, терморегуляторная. + состав крови, плазма и форменные элементы)

СОЭ изменяется с возрастом (норма – от 2-14 мм\ч, 7-12 лет-неболее 12мм\ч, у взрослых –от 4-15 мм\ч)

Скорость свертывания крови на всех возрастных этапах –одинаковая (через 3-5 минут).

Эритроциты.

В цитоплазме крови имеется гемоглобин.

К 12 дню жизни количество эритроцитов устанавливается в приделах нормы. У новорожденных это количество выше.

Гемоглобин состоит из белка и железосодержащей части. Количество гемоглобина у новорожденного в полтора раза больше чем у взрослых. (210 грамм на литр). В дальнейшем количество гемоглобина снижается и к 16 годам составляет 120-140 грамм на литр.

Снижение эритроцитов ведет к снижению гемоглобина ниже 100 гр\л. Это свидетельствует о наличии заболевания малокровия (анемия).

Анемии возникают вследствие голода. Ребенок бледный, кожа бледная, плохой аппетит, утомляемость повышенная. Весной у городских школьников из-за дефицитов витаминов и микроэлементов и развивается малокровие. Профилактика – набор продуктов питания богатых железом и витаминами.


Дыхание плода . Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их возникновения является уменьшение содержания кислорода в крови плода.

Дыхательные движения плода заключаются в небольшом расширении грудной клетки, которое сменяется более длительным спадением, а затем еще более длительной паузой. При вдохе легкие не расправляются, а только возникает небольшое отрицательное давление в плевральной щели, которое отсутствует в момент спадения грудной клетки. Значение дыхательных движений плода заключается в том, что они способствуют увеличению скорости движения крови по сосудам и ее притоку к сердцу. А это приводит к улучшению кровоснабжения плода и снабжения тканей кислородом. Кроме того, дыхательные движения плода рассматриваются как форма тренировки функции легких.

Дыхание новорожденного. Возникновение первого вдоха новорожденного обусловлено рядом причин. После перевязки пупочного канатика у новорожденного прекращается плацентарный обмен газов между кровью плода и матери. Это приводит к увеличению содержания в крови углекислого газа, раздражающего клетки дыхательного центра и вызывающего возникновение ритмического дыхания.

Причиной возникновения первого вдоха новорожденного является изменение условий его существования. Действие различных факторов внешней среды на все рецепторы поверхности тела становится тем раздражителем, который рефлекторно способствует возникновению вдоха. Особенно мощным фактором является раздражение кожных рецепторов.

Первый вдох новорожденного особенно труден. При его осуществлении преодолевается упругость легочной ткани, которая увеличена за счет сил поверхностного натяжения стенок спавшихся альвеол и бронхов. Уменьшению сил поверхностного натяжения способствует образовавшийся в альвеолах сурфактант . Считают, что для растяжения легких необходимо определенное изменение формы грудной клетки с возрастом, соответствие силы сокращения дыхательных мышц и растяжимости легочной ткани. Если мышцы слабы, растяжения легких не произойдет, и дыхательные движения не возникнут.

После возникновения первых 1 – 3 дыхательных движений легкие полностью расправляются и равномерно наполняются воздухом. Во время первого вдоха давление воздуха в легких становится равным атмосферному и легкие растягиваются до такой степени, что листки висцеральной и париетальной плевры соприкасаются между собой.

Грудная клетка растет быстрее, чем легкие, поэтому в плевральной полости возникает отрицательное давление, и создаются условия для постоянного растяжения легких. Создание отрицательного давления в плевральной полости и поддержание его на постоянном уровне зависит и от свойств плевральной ткани. Она обладает высокой всасывательной способностью. Поэтому газ, введенный в плевральную полость и уменьшивший в ней отрицательное давление, быстро всасывается, и отрицательное давление в ней снова восстанавливается.

Механизм акта дыхания у новорожденного. Особенности дыхания ребенка связаны со строением и развитием его грудной клетки. У новорожденного грудная клетка имеет пирамидальную форму, к 3 годам она становится конусообразной, а к 12 годам – почти такой же, как и у взрослого. Верхние ребра, рукоятка грудины, ключицы и весь плечевой пояс у новорожденного расположены высоко. Все ребра лежат почти горизонтально, дыхательная мускулатура слаба. В связи с таким строением грудная клетка принимает незначительное участие в акте дыхания. Оно осуществляется в основном за счет опускания диафрагмы.

У новорожденных эластичная диафрагма, ее сухожильная часть занимает малую площадь, а мышечная – большую. По мере развития мышечная часть диафрагмы увеличивается еще больше. Она начинает атрофироваться с 60-летнего возраста, и взамен ее увеличивается сухожильная часть.

Поскольку у грудных детей в основном диафрагмальное дыхание, то во время вдоха должно преодолеваться сопротивление внутренних органов, находящихся в брюшной полости. Кроме того, при дыхании приходится преодолевать упругость легочной ткани, которая у новорожденных еще велика и уменьшается с возрастом. Приходится преодолевать также бронхиальное сопротивление, которое у детей значительно больше, чем у взрослых. А поэтому работа, затрачиваемая на дыхание, у детей значительно больше по сравнению со взрослыми.

Изменение с возрастом типа дыхания. Диафрагмальное дыхание сохраняется вплоть до второй половины первого года жизни. По мере роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение. При этом у грудных детей наступает смешанное дыхание (грудобрюшное), причем более сильная подвижность грудной клетки наблюдаются в ее нижних отделах. В связи с развитием плечевого пояса (3 – 7 лет) начинает преобладать грудное дыхание. С 8 – 10 лет возникают половые различия в типе дыхания: у мальчиков устанавливается преимущественно диафрагмальный тип дыхания, а у девочек – грудной.

Изменение с возрастом ритма и частоты дыхания. У новорожденных и грудных детей дыхание аритмичное. Аритмичность выражается в том, что глубокое дыхание сменяется поверхностным, паузы между вдохами и выдохами неравномерны. Продолжительность вдоха и выдоха у детей короче, чем у взрослых: вдох равен 0,5 – 0,6 с (у взрослых – 0,98 – 2,82 с), а выдох – 0,7 – 1 с (у взрослых – от 1,62 до 5,75 с). Уже с момента рождения устанавливается такое же, как и у взрослых, соотношение между вдохом и выдохом: вдох короче выдоха.

Частота дыхательных движений у детей уменьшается с возрастом. У плода она колеблется в пределах 46 – 64 в минуту. До 8 лет частота дыханий (ЧД) у мальчиков больше, чем у девочек. К периоду полового созревания ЧД у девочек становится больше, и это соотношение сохраняется в течение всей жизни. К 14 – 15-летнему возрасту ч. д. приближается к величине у взрослого человека.

Частота дыхания у детей значительно больше, чем у взрослых, изменяется под влиянием различных воздействий. Она увеличивается при психическом возбуждении, небольших физических упражнениях, незначительном повышении температуры тела и среды.

Изменение с возрастом величины дыхательного и минутного объемов легких, их жизненной емкости. Жизненная емкость легких, дыхательный и минутный объемы у детей с возрастом постепенно увеличиваются в связи с ростом и развитием грудной клетки и легких.

У новорожденного ребенка легкие малоэластичны и относительно велики. Во время вдоха их объем увеличивается незначительно, всего на 10 – 15 мм. Обеспечение организма ребенка кислородом происходит за счет увеличения частоты дыхания. Дыхательный объем легких увеличивается с возрастом вместе с уменьшением частоты дыхания.

С возрастом абсолютная величина МОД увеличивается, но относительный МОД (отношение МОД к массе тела) уменьшается. У новорожденных и детей первого года жизни он в два раза больше, чем у взрослых. Это связано с тем, что у детей при одинаковом относительном дыхательном объеме частота дыханий в несколько раз больше, чем у взрослых. В связи с этим легочная вентиляция на 1 кг массы тела у детей больше (у новорожденных она равна 400 мл, в 5 – 6-летнем возрасте она составляет 210, в 7-летнем – 160, в 8 – 10-летнем – 150, 11 – 13-летнем – 130 – 145, 14-летних – 125, а у 15 – 17-летних – 110). Благодаря этому обеспечивается большая потребность растущего организма в О 2 .

Величина ЖЕЛ увеличивается с возрастом в связи с ростом грудной клетки и легких. У ребенка 5 – 6 лет она равна 710-800 мл, в 14 – 16 лет – 2500 – 2600 мл. С 18 до 25 лет жизненная емкость легких является максимальной, а после 35 – 40 лет уменьшается. Величина жизненной емкости легких колеблется в зависимости от возраста, роста, типа дыхания, пола (у девочек на 100 – 200 мл меньше, чем у мальчиков).

У детей при физической работе дыхание изменяется своеобразно. Во время нагрузки увеличивается ЧД и почти не меняется ДО. Такое дыхание неэкономно и не может обеспечить длительное выполнение работы. Легочная вентиляция у детей при выполнении физической работы увеличивается в 2 – 7 раз, а при больших нагрузках (беге на средние дистанции) почти в 20 раз. У девочек при выполнении максимальной работы потребление кислорода меньше, чем у мальчиков, особенно в 8 – 9 лет и в 16 – 18. Все это следует учитывать при занятиях физическим трудом и спортом с детьми различного возраста.



Балакина Виктория., Елисеева Ольга., Мендель Анна., Решетова Елена., Сергеева Анастасия., Кирюхин Егор.

Человек по природе своей любознателен. Его интересует все, что касается устройства и жизнедеятельности собственного организма. Особое место занимает дыхание. Мы ощущаем дыхание больше, чем какую-либо другую физиологическую функцию. Можем наблюдать свое дыхание, можем им управлять. От того, чем и как мы дышим, в немалой степени зависит наша работоспособность, здоровье и, в конечном счете - жизнь. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это объем максимального выдоха после максимального вдоха. ЖЕЛ неодинакова у различных людей и изменяется у них в весьма значительных пределах, но у одного и того же индивидуума она может быть очень близкой на протяжении деятельного периода. На ЖЕЛ оказывает большое влияние пол, возраст, рост, климат, высота над уровнем моря, а также состояние здоровья и занятия спортом. ЖЕЛ в связи с развитием грудной клетки и легких возрастает до 18 лет. Начиная с 18 лет до 32 лет, остается на одном и том же уровне, а затем начинает постепенно уменьшаться.У женщин жизненная емкость меньше, чем у мужчин.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Изучение изменения жизненной емкости легких от разных факторов ГБОУ СОШ №1024 8 «А» класс

Гипотеза: Изменения жизненной емкости легких определяются особенностями мышечной деятельности и зависят от возраста, пола, занятия спортом и курения. Объект исследования: Жизненная емкость легких обучающихся 8 «А» класса. Предмет исследования: Изменения жизненной емкости легких. Цель исследования: Изучить изменения жизненной емкости легких обучающихся в зависимости от занятия спортом, курения, возраста и пола. Задачи исследования: 1. Изучить особенности изменения жизненной емкости легких в зависимости от занятия различными видами спорта. 2. Изучить динамику показателей жизненной емкости легких. 3. Выявить факторы, определяющие изменение жизненной емкости легких.

Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих непрерывное снабжение всех органов и тканей тела кислородом и удаление из организма постоянно образующегося в процессе обмена веществ углекислого газа.

Дыхательные пути Дыхательные пути: Верхние: Носовая полость Носоглотка Ротоглотка Нижние: Гортань Трахея Бронхи

Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.

Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол. Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Эпителий выделяет специальную жидкость, выстилающую альвеолу. Ее функции: не дает альвеолам смыкаться и убивает микробы, проникшие в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.

Обмен газов между атмосферным воздухом и воздухом, находящимся в альвеолах, происходит благодаря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха. В осуществлении вдоха и выдоха принимают участие межреберные мышцы, диафрагма, а также ряд вспомогательных дыхательных мышц: лестничные, грудные, трапециевидная и мышцы брюшного пресса.

Ж и зненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, широко используемым в медицине. Ж и зненная ёмкость лёгких - максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха.

Методы исследования: Методика определения роста Методика определения ЖЕЛ с помощью воздушного шара Расчетные методики определения ЖЕЛ

На первом этапе проводится измерение объема легких с помощью воздушного шара. Для получения большей точности измерений желательно использовать такой воздушный шар, который будучи надутым, имеет форму, близкую к сфере.

На втором этапе пров одилось измерение роста у всех членов группы с помощью ростомера.

Третий этап включа л проверку достоверности полученных экспериментальных данных со средним расчетными значениями для роста и возраста. Для оценки индивидуальной величины ЖЕЛ на практике принято сравнивать ее с так называемой должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую вычисляют по различным эмпирическим формулам

Результаты измерения ЖЕЛ среди одноклассников

Табличные значения объема легких У всех учащихся показатели превышают среднюю норму объема легких.

Сравнение жизненной емкости легких одноклассников с расчетной

Результаты измерения ЖЕЛ среди одноклассников по полу Средний результат девочек: 2750 Средний результат мальчиков: 3400

Сравнение показателей учащихся с разной физической подготовкой

Рекомендации по занятию спортом: Коровкина А, Сергеева А., Елисеева О., Перевозова Ю., Тверезая Е., Решетова Е. Рекомендуется заниматься гимнастикой Орлов А., Сапрыгин А., Муххамад Х. Рекомендуется заниматься футболом Кирюхин Е., Пахлян С., Пронина С. Рекомендуется заниматься велоспортом Заботин Н., Лопатина А. Рекомендуется заниматься легкой атлетикой Щербаков В., Мендель А. Рекомендуется заниматься плаванием

Если мы сравним легкие курильщика и здорового человека, то сразу заметим отличие. Легочные перегородки из соединительной ткани впитывают в себя мельчайшие частицы сажи. Такой налет возникает буквально с первой выкуренной сигареты. Сажа и частицы пыли забивают просветы бронхов и бронхиол, сужая их, что приводит к одышке при физических нагрузках и резкому снижению жизненной емкости легких на 950 мл.

Выводы: 1.Жизненная емкость легких является одним из основных показателей состояния дыхательной системы. 2. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола, возраста человека, его телосложения, степени развития грудной клетки и дыхательных мышц. 3. При различных заболеваниях она может существенно изменяться, что снижает возможности приспособляемости организма больного к выполнению физической нагрузки. 4. Существенным фактором, снижающим ЖЕЛ, является КУРЕНИЕ! 5. Человек, занимающийся спортом, имеет большую жизненную емкость легких. 6. Даны рекомендации участникам группы по выбору вида спорта.

Спасибо за внимание!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выполнила; Лашкеевич е.Н. Жизненная ёмкость лёгких, методы определения и возрастные особенности.

2 слайд

Описание слайда:

ЖЕЛ- лёгких это объем воздуха, который человек может выдохнуть после максимально глубокого вдоха. Если человек больше не может продолжать выдох, это не говорит о том, что его легкие полностью опустошены. Содержимое легочных альвеол, которое остается в них после полного выдоха принято называть остаточным. ЖЕЛ и остаточный объем формируют общую емкость легких (ОЕЛ). Иными словами, ОЕЛ – это объем всего воздуха, который легкие способны вместить в результате максимального вдоха. Остаточный объем легких, составляющий ¾ ОЕЛ, считается нормальным в большинстве случаев. В спокойном состоянии здоровый организм потребляет в среднем 0,5 л воздуха за один вдох. После обычного выдоха легочные ткани содержат в себе определенный объем газа, который называют резервным. В то же время количество воздуха, которое можно вдохнуть после обычного вдоха, называют дополнительным.

3 слайд

Описание слайда:

Таким образом, можно выделить следующие объемы, характеризующие легкие человека: Дыхательный (обычное дыхание) – для здорового человека норма приблизительно равна 500 мл. Резервный (остаток после обычного выдоха) – 1500мл. Дополнительный (позволяет вдохнуть большее количество воздуха) – 1500-2500мл. Остаточный (заполняет легочные альвеолы после полного выдоха) – 1500мл. Емкостные характеристики легких: ЖЕЛ – (сумма дыхательного, резервного и дополнительного объемов) – 4500мл. ОЕЛ – (сумма жизненной емкости и остаточного объема легких). Емкость легких в среднем составляет 6000мл. ФОЕ – функциональная остаточная емкость – 3000мл. Воздух, который остается в легких после обычного выдоха в спокойном состоянии. Фактически, это сумма остаточного и резервного объемов легких. Все вышеперечисленные значения представляют собой приблизительные величины для среднестатистического взрослого здорового человека. Эти величины могут значительно (30% и более) отличаться в зависимости от физических и возрастных показателей.

4 слайд

Описание слайда:

Методы диагностики Наиболее распространенный и доступный способ определить ЖЕЛ – спирометрия. Он заключается в измерении объема жидкости, вытесненной воздухом, который выдохнул обследуемый. Для получения наиболее достоверных результатов процедуру повторяют несколько раз и в качестве итогового показателя используют среднее значение (иногда максимальное). Для более точного диагностирования применяется спирография. Данный вид обследования представляет собой графическую фиксацию изменения динамики дыхания на протяжении определенного времени.

5 слайд

Описание слайда:

Для оценки индивидуальной величины ЖЕЛ на практике принято сравнивать ее с так называемой должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ) , которую вычисляют по различным эмпирическим формулам. Так, исходя из показателей роста обследуемого в метрах и его возраста в годах (В) , ДЖЕЛ (в литрах) можно рассчитать по следующим формулам: Для мужчин ДЖЕЛ = 5,2×рост - 0,029×В - 3,2; Для женщин ДЖЕЛ = 4,9×рост - 0,019×В - 3,76; Для девочек от 4 до 17 лет при росте от 1 до 1,75 м ДЖЕЛ = 3,75×рост - 3,15; Для мальчиков того же возраста при росте до 1,65 м ДЖЕЛ = 4,53×рост - 3,9, а при росте свыше 1,65 м - ДЖЕЛ = 10×рост - 12,85.

6 слайд

Описание слайда:

Что влияет на жизненную емкость легких? Ответ на этот вопрос напрямую зависит от состояния здоровья человека, применительно к которому ведутся исследования. Для человека здорового, на ЖЕЛ в значительной мере влияют его физическое развитие, пол, возраст, род занятий и образ жизни. Например, у людей, интенсивно занимающихся подвижными видами спорта (бег, плаванье, бокс и т.д.), дыхательная система и, в частности, легкие, развиты значительно больше. Особенно велика разница сравнительно с людьми, ведущими малоподвижный образ жизни.

7 слайд

Описание слайда:

Возрастные особенности ЖЕЛ Жизненная емкость легких, дыхательный и минутный объемы у детей с возрастом постепенно увеличиваются в связи с ростом и развитием грудной клетки и легких. У новорожденного ребенка легкие маллоэластичны и относительно велики. Во время вдоха их объем увеличивается незначительно, всего на 10 – 15 мм. Обеспечение организма ребенка кислородом происходит за счет увеличения частоты дыхания. Дыхательный объем легких увеличивается с возрастом вместе с уменьшением частоты дыхания. С возрастом абсолютная величина МОД увеличивается, но относительный МОД (отношение МОД к массе тела) уменьшается. У новорожденных и детей первого года жизни он в два раза больше, чем у взрослых. Это связано с тем, что у детей при одинаковом относительном дыхательном объеме частота дыханий в несколько раз больше, чем у взрослых. В связи с этим легочная вентиляция на 1 кг массы тела у детей больше (у новорожденных она равна 400 мл, в 5 – 6-летнем возрасте она составляет 210, в 7-летнем – 160, в 8 – 10-летнем – 150, 11 – 13-летнем – 130 – 145, 14-летних – 125, а у 15 – 17-летних – 110). Благодаря этому обеспечивается большая потребность растущего организма в О2. Величина ЖЕЛ увеличивается с возрастом в связи с ростом грудной клетки и легких. У ребенка 5 – 6 лет она равна 710-800 мл, в 14 – 16 лет – 2500 – 2600 мл. С 18 до 25 лет жизненная емкость легких является максимальной, а после 35 – 40 лет уменьшается. Величина жизненной емкости легких колеблется в зависимости от возраста, роста, типа дыхания, пола (у девочек на 100 – 200 мл меньше, чем у мальчиков). У детей при физической работе дыхание изменяется своеобразно. Во время нагрузки увеличивается ЧД и почти не меняется ДО. Такое дыхание неэкономно и не может обеспечить длительное выполнение работы. Легочная вентиляция у детей при выполнении физической работы увеличивается в 2 – 7 раз, а при больших нагрузках (беге на средние дистанции) почти в 20 раз. У девочек при выполнении максимальной работы потребление кислорода меньше, чем у мальчиков, особенно в 8 – 9 лет и в 16 – 18. Все это следует учитывать при занятиях физическим трудом и спортом с детьми различного возраста. 

Похожие публикации