Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ДОО. Анализ здоровьесберегающей среды школы Анализ работы за год по здоровьесбережению

Динара Дускалиева
Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ДОО»

Здоровье-сберегающие технологии .

Воспитатель МДОУ детский сад «Колокольчик» п. Первомайский

Дускалиева Динара Куатовна

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами нашего дошкольного учреждения. В образовательных программах нашего дошкольного учреждения имеются разделы, посвященные изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизнедеятельности. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни , научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье .

Основными задачами моей работы с детьми являются :

Воспитание у детей потребности в здоровье .

Формирование целостного понимания здорового образа жизни .

Создание правильных представлений о здоровом образе жизни .

Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.

Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.

Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физкультурно-оздоровительной работы : рациональный режим, питание, закаливание и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры и праздники, физкультурные занятия).

Описание разработанной методики , основные особенности подхода по сбережению здоровья детей , использование инновационных методик :

В нашей группе созданы педагогические условия здоровье -сберегающего процесса воспитания и развития детей , основными из которых являются : организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием воспитателя . Являясь участниками этого общего процесса, уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни , применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровье -сберегающего процесса в своей возрастной группе.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы . Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии . Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов) , звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы . У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом .

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки , обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Здоровье -сберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей . Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека , накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья , позволяющий вести здоровый образ жизни , но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно. Технологии обучения здоровому образу жизни :

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные ). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Серия игровых занятий «Азбука здоровья » .Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме кружковой работы . Нами разработана система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни . Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье . Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья .

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов , улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики . Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью , повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы .

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья » ). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой : это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помним об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий , для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку используем перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаем спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаем внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

Сказка-терапия используется для психотерапевтической и развивающей работы . Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В работе чаще используем авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказка-терапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность , а используемая в комплексе здоровье -сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни . Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей . Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Нами организован семейный клуб «Здоровячек » . Цель работы клуба : повышение психолого- педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей , включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого здоровье -сберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы : открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ , изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье » , «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья » , «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений» , «Зимние игры с ребенком» и т. д.).

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Применение в работе здоровье -сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательного образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников , а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни .

Работа по здоровьесберегающему направлению в начальных классах

Современная школа готовит детей к жизни, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. В связи с этим возникает проблема разработки и проведения мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Мы, педагоги, должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. На здоровье школьника влияют две группы факторов: не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т. д.) и управляемые факторы (организация оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей).

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Внеурочные занятия - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

Педагоги школы всегда помнят, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Физкультурно-оздоровительные секции, направленные на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств есть и в нашей школе. Это секции по спортивной ходьбе (посещают 3 третьеклассника и …. четвероклассника) и тяжелой атлетике посещают 2 третьеклассника и …. четвероклассника)

С внедрением в образовательный процесс ФГОС появилась возможность организовать на базе школы внеурочную деятельность, направленную на оздоровление и физическое развитие детей. Учащиеся 1- 4 классов с удовольствием посещают интересные, разнообразные занятия здоровьесберегающего направления.

Название кружка

Класс

Кол-во учеников

Руководитель

«Уроки здоровья»

Назарова С.А.

«Улыбка»

Назарова С.А.

« Подвижные игры»

Поколева Н.В.

«Расти здоровым»

Поколева Н.В.

«Планета здоровья»

Соколова В.А.

«Здоровейка»

Машина Т.В.

В нашей школе сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков. Тематика бесед на классных часах разнообразна: «Как вырасти здоровым», «Мы за здоровый образ жизни», «Забота о коже», «Правильное питание школьника», «Как сделать сон полезным», «Правила поведение в школе», «Вредные привычки», «Почему мы болеем?», «Слагаемые здоровья», «Соблюдение режима дня» «Наркомании мы скажем - нет!» и др. Ребята получают необходимую информацию о здоровом образе жизни, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о влиянии питания на организм. На классных часах учащиеся изучают полезные свойства овощей и фруктов, говорят о пользе гигиены, зарядки, закаливания и спорта. Часто такие беседы, мастер - классы, практические занятия проводят медицинские работники – родители учеников, что гораздо эффективнее влияет на подрастающую личность.

В начальных классах запланированы и проводятся родительские собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания. Много внимания уделяется адаптации первоклассников к школе.

На своих уроках учителя начальных классов проводят физкультминутки, учитывая специфику урока, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, которые приводят к улучшению эмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.

У каждого учителя есть паспорт здоровья учеников класса, где указаны группа здоровья, заболевания, рост, вес учащегося. Воспитатели ГПД часто проводят соревнования «Веселые старты», в которых принимают участие почти все ученики начальных классов. Ошкина М.П. работает над темой самообразования « Здоровьесберегающий элемент в воспитании учащихся ГПД».

Проблема здоровьесбережения в работе учителей и воспитателей ГПД рассматривается целостно. Они постоянно следят за необходимой освещенностью классного кабинета, своевременным проветриванием.

В начальных классах много цветов. Выращивание растений целесообразно, связано с задачами сохранения и укрепления здоровья. Растения - наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят детям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие уличного шума. В классе растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Этим решается и другая не менее важная задача - воспитательная. Выращивание растений, уход за ними выполняют сами дети. Привлекаясь к уходу за цветами, дети приучаются бережно относиться к ним, значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания.

Таким образом, система внеурочной занятости детей, складывающаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной, полезной. Всё это используется для формирования здорового образа жизни учащихся. В марте на заседании методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД запланирована работа педагогической мастерской на тему « Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью и здоровому образу жизни через ряд здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»

З доровье – это одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Будьте здоровы!


В соответствии с планом работы в 2013-2014 учебном году в школе проводилась комплексная экспертиза системы работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Исследование проводилось с целью выявления эффективности работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В исследовании приняли участие: директор школы, заместители директора, психолог, медицинский работник, учителя физкультуры, классные руководители, обучающиеся 4б, 8а, 10в классов в количестве 78 человек.

Все полученные в ходе опросов и анкетирования данные или значения, автоматически обрабатывались на основе программы Microsoft Excel и вносились в сводную таблицу. В таблице №1 представлены сводные результаты по исследуемым показателям.

Таблица №1.

Исследуемые показатели

Полученные результаты

Оценка здоровьесберегающего потенциала ОУ

Высокий здоровьесберегающий потенциал

Оценка здороровьесберегающей деятельности ОУ

Средний уровень здоровьесберегающей деятельности

Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ (количественная оценка)

Средняя эффективность здоровьесберегающей деятельности

Качественная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ

ОУ организует здоровьесберегающую деятельность, в которой отсутствуют системность и последовательность

Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

Организация медицинской профилактики и наблюдения за состоянием здоровья детей в школе проводится эффективно

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ОУ

Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе не вызывает особой тревоги

Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися в школе не вызывает особой тревоги

Система работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся получила следующее экспертное заключение: «Условия обучения учащихся соответствуют среднему уровню, типичному для большинства школ Республики Коми. Вместе с тем высокий здоровьесберегающий потенциал педагогическим коллективом школы в полной мере не используется. Активизация здоровьесберегающей деятельности позволит вывести систему здоровьесбережения школы на более высокий уровень».

Дополнительно к исследованию были собраны и обработаны данные по изменению функционального состояния и текущей заболеваемости учащихся трёх классов. Так же, были изучены результаты анкетирования по выявлению напряжённости у учащихся начальных классов в период адаптации и по выявлению напряжённости у учащихся средних и старших классов. (Приложение №3).

Экспертное заключение и все полученные во время исследования данные были обсуждены на Педагогическом совете школы в октябре 2009 года. Педагогическим советом было принято решение: активизировать здоровьесберегающую деятельность в школе и вывести её на более высокий уровень.

Перед педагогическим коллективом школы была поставлена цель: создать такие условия обучения, в которых учащийся ведёт здоровый образ жизни, каждому обучающемуся даётся реальная возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.

Основными задачами на пути достижения указанной выше цели являются формирование и оптимизация:

  • 1. Уровня образовательной нагрузки каждого учащегося.
  • 2. Системы оздоровительных и профилактических мероприятий.
  • 3. Системы физкультурно-спортивных мероприятий.
  • 4. Системы внеклассных и внеурочных мероприятий.
  • 5. Системы психологической помощи учащимся.
  • 6. Благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах.

Все проанализированные нами факторы, оказывающие прямое влияние на здоровье обучающихся, разделили на три группы:

  • 1. Эндогенные факторы, то есть неизбежные (генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия) - с ними необходимо считаться, нет способов их изменить.
  • 2. Корректируемые (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса) - действие которых можно в некоторых случаях, корректировать.
  • 3. Устранимые (школьные факторы риска) - негативное влияние которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Все факторы, относящиеся к корректируемым и устранимым, учитывались нами при организации образовательного процесса, именно на них были направлены наибольшие усилия педагогических работников.

Для создания здоровьесберегающей среды каждый из субъектов здоровьесберегающей деятельности должен выполнять свои функции, воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер воздействия субъектов различен и только их совместная деятельность может обеспечить реальный успех системы здоровьесберегающих мероприятий.

В педагогическом коллективе школы созрело понимание, что для обеспечения здоровья учащихся в условиях общеобразовательного учреждения, педагогу необходимо:

  • · иметь представление о здоровьесберегающих технологиях,
  • · понимать, от каких факторов необходимо оберегать учащихся,
  • · как грамотно спланировать и организовать свою работу в сотрудничестве с коллегами и родителями,
  • · как объективно и точно оценить происходящие в здоровье учащихся изменения.

Анализ работы по здоровьесбережению

2015-2016 учебный год

Зам. директора по УВР

Т.А. а

МБУ «Школа №85»


Обеспечение здорового образа жизни учащихся.

Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства. Именно в детстве формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, и забота о его сохранении – задача не только семьи, медицинских учреждений, но и системы образования.

Забота о здоровье школьников – это контроль над нормами и требованиями школьной гигиены, профилактика заболеваний, выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении. Основной целью здоровьесберегающего сопровождения является сохранение и укрепление здоровья детей через обучение, и воспитание, формирование у школьников представления о ценности здоровья и ресурсах собственного организма, приобретение навыков здорового образа жизни. На сегодняшний день остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся, и хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени качества обученности становится состояние здоровья школьника. Разработка эффективности мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности образовательного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

МБУ «Школа №85» со смешанным контингентом обучающихся: дети одаренные, обычные и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в психолого-педагогической поддержке, поэтому учителя целью своей работы считают создание среды, способствующей тому, что бы каждый ученик вне зависимости от своих возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Школа располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности учащихся, соответствующей санитарно- эпидемиологическим противопожарным правилам и нормам.

В 201 5 -201 6 учебном году работа была направлена на создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья детей. В школе разработана и реализуется программа «Здоровье», которая представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий проблемы и достижения, основные тенденции, цели и задачи обучения, воспитания и развития, учащихся в области здоровья. Данная программа предусматривает систему действий школы в решении вопросов, касающихся здоровья (физического, психического, морального и т.п.). Ориентация учащихся на бережное отношение к своему здоровью основывается на многоэтапной, постоянной, целенаправленной учебно-воспитательной работе, создании здоровьесберегающего пространства .

    1. Организация образовательного процесса

В соответствии с запросами участников образовательного процесса в школе, помимо традиционной классно-урочной системы, организовано обучение в различных формах: надомное, индивидуальное. Обеспечены равные условия для образования детей школьного возраста.

Школа работает в одну смену. Разработано единое расписание урочной, внеурочной и дополнительной образовательной деятельности, которое соответствует требованиям СанПиН. Расписание учебных занятий согласуется с учебным планом. Строго учитывается распределение учебной нагрузки, как по дням недели, так и в течение учебного дня. Расписание сбалансировано с точки зрения представленных в нем предметов, обеспечивающих смену характера деятельности учащихся.

С целью снижения утомления на переменах проводились подвижные игры.

Обучение учащихся проходило в первую смену, во второй половине дня работали факультативы, кружки, спортивные секции, проходили коррекционные и дополнительные занятия.

С 1 по 11 классы согласно учебному плану проводились 3 урока физической культуры в неделю. Обучающиеся 1 классов начальной школы реализовывали программу внеурочной занятости «Динамическая пауза», которая проводится в дни, где в расписании отсутствует урок физкультуры.

Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки обязательно включали в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. Уроки физической культуры проходили по расписанию. Для создания оптимальных условий обучения и в школе уроки физкультуры проводили три педагога, что позволяло сделать физическую нагрузку направленной на оздоровление учащихся. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проводились на природе.

На уроках и внеклассных мероприятиях проводились физкультурные минутки, гимнастика для глаз, которые помогали предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, и являлись профилактикой нарушения осанки. Предпочтение отдавалось простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади, а также с использованием интерактивного оборудования.

Режим работы составлен с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения и отдыха.

Во второй половине дня для детей проходили занятия внеурочной деятельности, включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, спортивные эстафеты, соревнования, общешкольные Дни Здоровья.

Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью растущего организма. Она оказывает благотворное воздействие на организм подростков и младших школьников. Оптимальная активность является важным компонентом здорового образа жизни и методом профилактики заболеваний учащихся школы. Большое значение для профилактики утомления у детей играет динамическая пауза у первоклассников. В теплую погоду в любое время года пауза проводится на свежем воздухе. Необходимо отдельно сказать о новшестве, которое введено в нашей школе – проведение флеш-мобов на переменах. Такие перемены способствуют снятию психо-эмоционального и физического напряжения, являются дополнительным источником для восстановления физических и эмоциональных сил учащихся, объединяют детей разного возраста.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования :

    Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий

    Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью

    Система школьного самоуправления

    Развитие системы внеурочной занятости детей

В школе регулярно проходили общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей. Сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Реализацию программ внеурочной деятельности «Азбука здоровья», «Как правильно питаться». Классным руководителям в этом помогают психолог, медицинские специалисты. На ОБЖ, уроках физической культуры ведется целенаправленная пропаганда физической культуры и здорового образа жизни с целью формирования ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

Для учащихся старших классов были проведены тематические беседы и классные часы с привлечением специалистов центра «Семья», ГБОУ ППЦ и ГБОУ ДПО РСПЦ Самарской области, где были рассмотрены вопросы профилактики табакокурения, наркомании и детского алкоголизма. В нем приняли участие учащиеся 8-11 классов.

В рамках программы «Подросток» в школе оформлены стенды по профилактике курения, вирусных и сезонных заболеваний, во всех классах проведены Уроки здоровья в рамках всемирного Дня здоровья. В библиотеке организована книжная выставка «Будем здоровы». Также во всех классах проведены классные часы по проблеме профилактики вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни. Для учащихся 7-11 классов проведена демонстрация тематических художественных и документальных фильмов, показ тематических роликов для детей и подростков.

В рамках подготовки учащихся 9-ых и 11-ых классов к сдаче ГИА и ЕГЭ были проведены занятия по психологической подготовке к экзаменам.

Для проведения школьных мероприятий привлекались сотрудники МЧС, полиции, КДН, центра «Семья», психолого-педагогического центра Комсомольского района г.Тольятти, ГБУ ДО РСПЦ Самарской области, медицинские сотрудники, психолог.

Школа принимала активное участие в оперативно-профилактических мероприятиях, организованных КДН, ПДН ОВД.

Работа по пропаганде здорового образа жизни и здоровьесбережению проводилась не только в учебное, но и во внеучебное время. Это всевозможные экскурсии, викторины, соревнования. Такие мероприятия обеспечивали крепкое здоровье, двигательную культуру, физическое совершенство, являлись живым источником для умственной работоспособности. Задача педагогов – сформировать у ребёнка собственную ответственность за своё здоровье. В работе коллектив МБУ «Школа №85» использовал только те формы и методы, которые гарантируют ребёнку здоровье.

Общешкольные мероприятия:

    Акции «Мы за здоровый образ жизни!»

    День Здоровья

    Общешкольный день борьбы с курением

    День борьбы со СПИДом

    Проведение тренингов «Умей сказать нет!»

    Конкурс презентаций «Мы выбираем жизнь», «Здоровое питание»

    Спортивные соревнования (личное первенство)

    День защиты детей

    Всемирный день здоровья

Мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ:

    Приобщение к посильному труду: субботники, работа на пришкольной территории, участие в акциях «Подари праздничное настроение»,

    Организация здорового досуга во время каникул, летнего отдыха, особенно детей «группы риска». Организация малозатратных форм отдыха.

    Вовлечение учащихся в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, кружковую работу

    Беседы и лекции для родителей, учащихся, учителей;

    Ролевые игры и деловые игры

    Круглые столы

    1. Обеспечение медицинского обслуживания

В школе в полном объеме проводились мероприятия по оздоровлению и сохранению здоровья сотрудников МБУ «Школа №85». Заключен договор с поликлиникой на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в муниципальных учреждениях сферы образования.

Медицинское обслуживание обучающихся осуществлялось в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Детская поликлиника №3» в соответствии с договором о медицинском обеспечении учащихся МБУ «Школа №85». Помещение медицинского кабинета обеспечено медицинским оборудованием в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Кабинет обеспечен лекарственными препаратами, оснащён весами, ростомером, холодильником, кушеткой, тонометром, шкафом для медицинских препаратов.

Медицинский кабинет - работает в неразрывной связи с детской поликлиникой. М едицинскими работниками проводились плановые оздоровительные процедуры, профилактическая работа по укреплению иммунитета учащихся, проводился мониторинг заболеваемости учащихся, мониторинг травматизма, мониторинг перегрузок, утомляемости и работоспособности учащихся.

Медицинская служба МБУ «Школа №85» отвечает за:

    ежегодные медицинские осмотры учащихся,

    работу с диспансерной группой учащихся,

    проведение профилактических прививок,

    ежегодные флюорографические обследования сотрудников школы и учащихся

Проводит медицинский контроль:

    за проведением уроков физической культуры,

    за противоэпидемическими мероприятиями в классах,

    за хранением и сроками реализации продуктов в столовой,

    за технологией приготовления пищи и др.

Медицинский кабинет работал в соответствии с графиком, согласованным с главврачом детской поликлиники.

В установленные сроки детям проводились профилактические прививки. За два дня до этого родители обязательно предупреждались о них в письменной и устной форме. Перед прививкой ребёнок осматривался врачом с обязательной термометрией. Выполняла профилактические прививки школьная медицинская сестра и обязательно в первой половине дня, что даёт возможность наблюдать за детьми в течение дня.

Дети с подготовительной и специальной группой по физкультуре предоставляли справки, подтверждающие эту группу, от специалиста.

В 2015-2016 учебном году проходила ежегодная диспансеризация учащихся МБУ «школа №85»

По данным медицинского осмотра:

Распределение учащихся по группам здоровья

1группа 2 группа 3 группа 4 группа

На протяжении нескольких лет сохраняется тенденция к преобладанию школьников отнесенных ко 2группе здоровья. За минувший год увеличилось количество детей на 1,1% первой группы здоровья. Произошло уменьшение детей 3 группы (на 2,5%) и снижение детей 4 группы (на 0,6%).

Распределение учащихся по физкультурным группам

Из данных таблицы и диаграммы видна положительная динамика в распределении по группам здоровья. За последние три года отмечается тенденция в увеличении основной группы. В 2014-2015 году детей имеющих основную группу повысилось на 3%. Отмечается снижение детей на 0,3% по подготовительной группе, а также снижение на 0,9% по специальной группе. Положительная динамика по освобожденной группе здоровья – снижение за три года на 4,1%.

Оценка физического развития школьников

Избыток массы

Гармоничное развит.

83,6

83,1

90,5

88,7

Общая задержка физического развития

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей в России с диагнозом ожирение составляет около 7%. Процент детей, страдающих ожирением в нашей школе, за последние три года имеет тенденцию к снижению. На данный момент составляет 4% от общего количества.

    дефицит массы – уменьшился на 1,6%

    • гармоническое развитие – повысилось на 7,4%

      общая задержка физического развития – осталась на прежнем месте

За счет малых форм физического воспитания удовлетворяется потребность в движениях и реализуется около 40% суточной нормы двигательной активности.

Проводимая в школе работа по сохранению, укреплению и формированию здоровья способствует гармоничному развитию личности, воспитанию у школьников высоких нравственных качеств.

Формирование здоровьесберегающей среды школы создает условия, которые обеспечивают высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволяют отодвигать утомление и избегать переутомления, снижают уровень общей тревожности учащихся.

У учащихся возросла потребность в здоровом образе жизни, занятиях физической культурой и спортом. В школе нет случаев грубого нарушения Устава школы и правил поведения для учащихся.

Учащиеся, их родители, учителя, медицинский работник школы участвуют в проведении мониторинга, в ходе которого выявляются:

    общее состояние здоровье, наличие хронических заболеваний;

    текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

    режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями; морально-психологическая ситуация жизни ребенка как в школе (при взаимодействии с учителями и сверстниками), так и дома – это работа не была бы возможна без школьной психологической службы.

Скриниг-диагностика состояния здоровья проводится ежегодно 2 раза в год. Принимают участие в нем все школьники. Медицинское просвещение родителей осуществляется в рамках бюллетеней, специальной информации, на родительских собраниях, к работе привлекаются и специалисты АПК №3, родители, имеющие медицинское образование.

В этом учебном году в нашей школе учащиеся оздоровились, дважды получив курс кислородного коктейля с различными витаминными добавками.

Для детей, имеющих слабое здоровье и детей с ограниченными возможностями, учебный процесс в школе осуществляется по формам: экстернативная, семейная и домашняя формы обучения.

Здоровье учащихся - один из основных результатов работы школы.

Мониторинг соматического и физического здоровья учащихся МБУ СОШ №85.

Ежегодно в соответствии с требованиями СанПина и Закона об образовании все учащиеся проходят медицинское обследование.

Динамика состояния здоровья обучающихся МБУ СОШ № 85 (за три года):

В течение учебного года медицинскими специалистами были проведены мероприятия: проведение антропометрии всех учащихся с записью в медицинские карты, проведение пла­новых прививок, диспансеризации, ежедневный прием больных детей в медицинском каби­нете по мере обращения, осмотр на педикулез всех учащихся после каникул в начале три­местра, проверка остроты зрения с записью в медицинскую карту и другие мероприятия. Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится вита­минизация.

Результаты медицинского обследования учащихся школы

Увеличилось количество учащихся с заболеваниями:

    болезнь органов дыхания –по сравнению с прошлым годом отмечались случаи данного заболевания и составили 2,3%

    болезнь костно-мышечной системы на 3,9%

    болезни сердечно-сосудистой системы на 1,1%

остальные заболевания остались на прежнем уровне по сравнению с прошлым годом

Проанализировав результаты медицинского обследования можно сделать следующие выводы:

    Стойкая ремиссия детских заболеваний обусловлена созданными условиями в школе, повышению оздоровительных мероприятий, изменение сознания учащихся и родителей на здоровый образ жизни.

    Заболевания органов зрения и миопия снизилось за счет того, что в этом году профилактика зрения велась активно во время уроков, регламентировалось использование интерактивного оборудования

Функциональные изменения

По функциональным изменениям здоровья учащихся данные свидетельствуют о том, что почти все имеющиеся изменения имеют тенденцию к повышению, в среднем функциональные изменения повысились на 0,7%

Увеличение количества учащихся, имеющих различные отклонения в физическом здоровье, прежде всего, связано с объективными причинами:

    Неблагоприятные экологические факторы

    Низкая двигательная активность детей и подростков

    Увлечения компьютерными играми

    Перегруженность учебных программ

    Усиление интенсификации учебного процесса

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения В нашей школе каждый педагог считает своим долгом в ходе образовательных уроков непременно использовать физкультурно-оздоровительные минутки, эффективно влияющие на укрепление здоровья обучающихся и продуктивность самих занятий.

В школе проводится мониторинг физической подготовленности учащихся 1-11 классов, целью которого является выявление соответствия уровня физической подготовленности учащихся 1-11-х классов возрастным нормам .

Физическая подготовленность (ФП) – результат физической подготовки, целенаправленного педагогического процесса на развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также их сочетаний (комплекса).

Для оценки ФП используются следующие 6 тестов:

С внедрением ФГОС нового поколения предусматривает образовательную нагрузку в учебной и внеучебной деятельности. Анализ комплексной оценки состояния здоровья обучающихся первых классов по данным медицинского осмотра показывает, что дети в 1 класс приходят в школу с низким уровнем здоровья.

Диагностика первоклассников

Выявлено заболеваний Количество заболеваний на одного первоклассника

Учебный год

Начало года

Конец года

За год

2012-2013

Без изменений

2013-2014

Без изменений

2014-2015

Без изменений

2015-2016

Без изменений

Количество заболеваний на одного первоклассника к концу года остается без изменения в течении трех последних лет.

В связи с внедрением ФГОС увеличивается нагрузка на первоклассников; поэтому необходимо ОУ выстроить стратегию по сохранению здоровья обучающихся.

Одной из проблем школы является организация питания.

Мы много говорим о правильном питании на классных часах. Проводим уроки здоровья. Ведь правильное питание - один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека. На таких уроках ребенок не только учится сам, но и учит других - своих друзей, родителей. Взрослые члены семьи отмечают, что о многих секретах правильного питания они узнали от своих детей.

88,4 % учащихся школы охвачены питанием. Школа проводит С - витаминизацию блюд.

За организацией питания, соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил следит бракеражная комиссия в составе ответственного за организацию питания, директора. Ими составляется меню, проводится осмотр работников пищеблока, бракераж пищи, контролируется соблюдение правил хранения продуктов и санитарно-гигиеническое состояние помещений.

В 2015-20165 учебном году питание в школе было организовано согласно:

    Закону об образовании,

    СаНПин

    Положению «Об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Тольятти»,

    Положению «Об организации льготного питания обучающихся общеобразовательных учреждений городского округа Тольятти»

Льготным питанием в течение учебного года обеспечены 79 человек, что составляет 10,9% от общего количества учащихся.

В школе также организовано питание учащихся за счет средств родителей (платные завтраки и обеды) – 641 учащихся, что составляет 88,7%%.

Основная доля питающихся горячими завтраками и обедами – это обучающиеся 1-4 классов и 5-7 классов. Обучающиеся старше восьмого класса питаются меньще, чем более младшие, обосновывая свой отказ тем, что питание однообразное, очень мало фруктов и овощей, недостаточно вкусно приготовлена пища. В связи с переходом в систему питания КШП «Дружба» многие обучающиеся и родители стали жаловаться на качество питания.

Состояние пищеблока не удовлетворительное.

Родители контролируют качество питания обучающихся, осуществляется членами родительского комитетов классов. В столовой имеется книга предложений на качество питания для учащихся, родителей и учителей.

Организация питания обучающихся и педагогов находится на достаточном уровне, а вот качество оставляет желать лучшего.

В целях физического развития учащихся и привития здорового образа жизни в 2013-2014 году проводились: «Недели спорта», Дни здоровья, «Весёлые старты», семейный турнир «Папа, мама, я – спортивная семья», ежегодно проводится школьная спартакиада по летним и зимним видам спорта. Волейбол, мини футбол, легкая атлетика, лыжные гонки, шашки - по этим видам спорта учащиеся школы принимают участие в районных, городских соревнованиях и занимают призовые места. Большой процент учащихся занимается в кружках и секциях в городских учреждениях дополнительного образования. Около 17% учащихся посещают бассейны города.

Анализ участия учащихся в различных соревнованиях показал, что в этом году результаты немного хуже на уровне школы и города в целом, но по отдельным видам спорта имеем очень хорошие результаты.

Показателями эффективности используемых форм и методов работы, по созданию безопасного пребывания обучающихся в школе являются: разработка чёткой системы действий в экстремальных ситуациях и их практическая отработка; установка автоматической пожарной сигнализации и тревожной кнопки; недопущение случаев травматизма; отсутствие пищевых отравлений.

В 2015 - 2016 учебном год в МБУ «Школа №85» зафиксировано три случая травматизма.

В течение года производилась проверка санитарно-гигиенического состояния классных комнат, режима проветривания помещений, где находятся учащиеся, а так же тепловой режим, освещенность, чистота помещений. Результаты проверок были отражены в справках. Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебно-образовательном процессе позволяет снизить утомляемость, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В 2015-2016 учебном году приказом руководителя МБУ «Школа №85» 2 класса начальной школы с классными руководителями были направлены в санаторий-профилакторий «Звездный» и «Дубрава», общее количество отдыхающих – 42 человека. Около 60 учащихся оздоровились самостоятельно в различных санаториях города и области в течении учебного года.

На базе МБУ «Школа №85» организован летний оздоровительный лагерь «Радуга». В 2015-2016 учебном году его посещали и имели возможность укрепить своё здоровье 108 детей начальной школы, что составляет 32,4% от числа учащихся начальной школы. Вышеуказанная цыфра была запланирована, но фактически посещали лагерь дневного пребывания – 89-95 человек, многие отказались, так как питались дети в другом учебном заведении (МБУ «Школа №14»). Также второй год в дневном лагере работает группа физкультурной и военно-патриотической направленности 12 человек учащихся 5-6 классов. Питание детей в школьном оздоровительном лагере 2-х разовое, санаторно-оздоровительные мероприятия для детей лагеря:

Соблюдение режима дня;

Утренняя гимнастика;

Мытьё рук до локтя;

Развлекательные и спортивные игры на свежем воздухе.

Психологическое сопровождение учащихся, учителей проводится в соответствии с принципами личностно-ориентированной и здоровьесберегающей педагогики.

Цель: Создание условий для гармоничного развития младших школьников в процессе обучения и формирование навыков организации здорового образа жизни, посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения, формирование банка данных.

2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку в процессе обучения и воспитания. Организация работы с различными категориями учащихся: одаренными детьми; детьми, имеющими трудности в обучении и общении, «группой риска», «трудными», опекаемыми, детьми-сиротами и др.) и их семьями.

3. Оказание психологической помощи педагогам и родителям в вопросах обучения, воспитания и развития детей.

4. Изучение психологических особенностей личности педагогов, классных коллективов.

5. Содействие в повышении психолого-педагогической грамотности учителей и родителей.

6. Создание условий для сохранения психологического здоровья педагогов, учащихся, поддержка и защита прав и здоровья учащихся, педагогов.

Приоритетными направлениями деятельности психологической службы школы являются диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, психопрофилактическое, организационно-методическое.

С целью контроля актуального состояния учащихся и своевременного оказания психологической поддержки учащимся в проблемных вопросах педагогами-психологами школы проводится психологический мониторинг 2 раза в учебный год. Психологический мониторинг представляет собой комплексную систему постоянного отслеживания актуального состояния учащихся посредством психологической диагностики процесса личностного развития, создания банка психологических данных, проектирования индивидуальной психологической и педагогической траектории учащихся.

Работа осуществляется в режиме психологического мониторинга по следующим направлениям:

Мониторинговые исследования обучающихся и педагогов

Индивидуальная диагностика обучающихся по запросам администрации и родителей(законных представителей)

Консультации обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов

Коррекционные и развивающие занятия

Критериями психологического мониторинга являются:

Мотивация учебной деятельности (побудительная сила к учебной деятельности);

Самооценка состояния физического здоровья (состояние телесного благополучия);

Самооценка психологического здоровья (психологический комфорт, настроение);

Самооценка уверенности в себе (переживание учащимися своих возможностей);

Психологическая грамотность (необходимый уровень понимания себя, других людей, ориентация в нормах общения, поведения, сохранения психологического здоровья);

Тревожность (переживание эмоционального дискомфорта);

Психосоциальная адаптация (приспособление учащегося в школьной среде с собственными потребностями, мотивами, интересами, межличностное взаимодействие).

В результате проведенной работы наблюдается положительная динамика высоких уровней критериев психологического мониторинга учащихся сопровождаемых классов в конце учебного года по сравнению с его началом.

Повысились показатели:

Учебная мотивация – с 12,45% до 16,5%, уверенность в себе – на 7,3% выше по сравнению с прошлым годом, психологическая грамотность – на 51,2%, психосоциальная адаптация – на 8,8% увеличилась по сравнению с прошлым годом. Уровень школьной тревожности понизился на 4,3% по сравнению с прошлым годом.

Результаты мониторинга психического здоровья обучающихся получены на основании диагностики по следующим методикам:

    «Диагностика работоспособности – тест Э. Ландольтта»;

    «Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения»;

    анкета «Психическая напряженность».

Результаты мониторинга психологического здоровья обучающихся получены на основании диагностики по следующим методикам:

    «Исследование мотивационно-смысловой сферы личности с использованием метода контент-анализа ответов на незаконченные предложения Дж. Нюттена»;

    «Изучение самооценки притязаний школьника», Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн;

    «Диагностика эмоционального отношения к учению в средних и старших классах»;

    Школьный тест умственного развития «Штур-2», К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.;

    «Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ), Дж. Ванна, адаптированный М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой и др.

экстернальный

8,6%

18,3%

Вывод:

    в среднем у 83% обучающихся физическое развитие соответствует норме

    83 % детей относятся к основной группе здоровья

    28,9% учащихся имеют первую группу здоровья, что по сравнению с 2012 годом выше на 21,6%

    у обучающихся преобладает средний уровень работоспособности, благоприятное эмоциональное состояние, средний уровень психической напряженности

    для большинства обучающихся характерны адекватная, реалистичная самооценка, средний уровень тревожности

Проанализировав данные медицинскими работниками школы, отчеты классных руководителей, журнал посещаемости учащихся, можно сделать вывод, что:

повысились :

    функциональные возможности организма учащихся на14,4%

    приоритет здорового образа жизни на 21,8%

    мотивация к двигательной деятельности, здоровому образу жизни на 18%

    профессиональная компетенция и заинтересованность педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников на 21%

3) здоровье первоклассников третий год остается без изменения в течение учебного года, кроме того отмечается положительная динамика – снижение ФСШ на одного ребенка.

При положительных результатах отмечаются недостатки в работе:

    показатели функциональных измененйя в здоровье учащихся повысились на 0,7%

    увеличились болезни:

    костномышечных тканей на 3,9%

    сердечно-сосудистой системы на 1,1%

    низкий процент участия в спортивных состязаний в городе

    отсутствие призовых мест в городской олимпиаде

    отсутствие системы по профилактике ПАВ

В 2015-2016 году проводилась довольно результативная работа, направленная на осуществление комплекса мероприятий по активизации пропаганды здорового образа жизни, созданы необходимые условия, способствующие успешной реализации программы «Здоровье», система воспитания навыков здорового образа жизни, формирования мировоззрения, основанного на ценности здоровья, нацелена на развитие личности в целом.

Предложения:

1. Продолжить работу по программе «Здоровья» - как целостной системы образования школы инновационного типа, оздоровления, социализации ребенка.

2.Внедрить в систему внеурочной деятельности программы по формированию потребностей в здоровом образе жизни: «Правильное питание», «Азбука здоровья».

3.Создать условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного, физического и интеллектуального потенциала.

4.Расширить сеть дополнительного образования школы и учреждений микрорайона с целью обеспечения сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников.

5. Организовать методический семинар для педагогов школы «Азбука здоровья» с целью повышения квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

6.Организовать межведомственное взаимодействие, укрепить связи с социальными партнерами по здоровьесбережению.

7.Разработать модульную оценку работы педколлектива по здоровьесбережению.

Принцип здоровьесберегающих технологий в образовательн6ом процессе

Питание. Один важный вопрос в организации учебно-воспитательного процесса- организация питания школьников. В 2015-2016 учебном году мы имеем по данному направлению положительную тенденцию.

В целом, несмотря на все возникшие трудности, деятельности школы по организации горячего питания школьников можно оценить как хорошую.

Похожие публикации