Что такое галера? Определение. Рабы на галерах или обученные солдаты? Где стояли первые галеры

Средиземноморская галера XVI века

Галера - низкобортное гребное судно с палубой, в основном, не по всей длине, с удлиненным корпусом (отношение длины к ширине у купеческих галер около 5:1, у военных - около 8:1), с хорошими ходовыми качествами под веслами. Скорость хода галеры под веслами доходила до 8 узлов. Галера имела парусное вооружение, применявшееся в небоевой обстановке. Во время боя галера приводилась в движение только веслами. Для несения парусов на галере устанавливалось от одной до трех мачт. Паруса латинского типа крепились к реям, длина которых иногда достигала длины корпуса. Главная мачта проходила сквозь палубу и прочно крепилась к килю и корпусному набору. Носовая и кормовая мачты крепились только к палубе. Кормовая мачта чаще всего использовалась для несения флага.

Палуба галеры имела форму свода, и под ней в трюме размещались провизия, вода и снабжение для ближнего плавания. Выше палубы по середине корпуса с носа до кормы шел помост - куршея . По сторонам куршеи с каждого борта располагались скамейки (банки) шириной 0,3-0,5 метра. В большинстве случаев на каждое весло приходилось от 3 до 5 гребцов. Ногами гребцы упирались в специальный брус. Валки весел наполняли свинцом для уравновешивания. К валкам крепились скобы по числу гребцов. Длина весел доходила до 12-15 метров, из которых 9-11 метров выступали за борт.

Корпус галеры имел развал борта у палубы для использования длинных весел без увеличения ширины судна. Борт имел выступ, образуемый рядом поставленных по длине корпуса кронштейнов, которые соединялись продольной доской. По краю этого выступа шел продольный брус (постис), на котором крепились уключины весел. В кормовой оконечности на петлях ахтерштевня навешивался руль.

Галеры получили широкое распространение на Средиземном море, где частая безветренная погода в летние месяцы затрудняла плавание судов, оснащенных одними парусами. В Атлантическом океане галеры встречались редко. Они мало подходили для использования на огромном морском пространстве в условиях, когда сильное волнение и неблагоприятная погода являются скорее правилом, чем исключением.

Купеческие галеры , используемые в древние века для перевозки ценных грузов, имели глубокий, округлый корпус. Более легкие военные галеры были плоскодонными, с длинным и узким корпусом. В бою они применялись для быстрого (со скоростью до 7-8 узлов) броска на короткое расстояние, чтобы протаранить вражеский корабль или подойти вплотную к нему. В морских сражениях на Средиземном море примерно с 850 года до н.э. и до XVI века галеры были наиболее часто используемыми военными кораблями. Последний раз их использовали во время русско-шведской войны 1809 года.

Начальник гребцов (комит) находился на корме рядом с капитаном. Два его помощника (подкомита), вооруженные бичами, размещались один в середине куршеи, другой в носовой части. Начало хода комит, после команды капитана, объявлял свистком, что немедленно повторялось подкомитами. Гребцы, носившие общее название шиурма, должны были одновременно браться за весло, так как запаздывающий, помимо удара бичом, получал еще удар веслом от сидящего сзади гребца.

Гребля - трудное дело. От равномерного движения весел зависит скорость хода судна. Поэтому на галерах имелись музыканты, задававшие ритм работы.

Галеры Древних веков (до 500 год н.э.)

Минойцы и морские люди использовали галеры без палубы с округлыми корпусами. Греческие и римские галеры - прямые, с угловатыми концами и высоко поднятым носом - первоначально появились на севере, у моряков Эгейского моря.

Воины-ы а - такие как Одиссей и Менелай - плавали в легких галерах без палубы, которые были сравнительно низкими и узкими. Самая малая галера, примерно 50 футов длиной, имела 20 весел (по 10 на каждой стороне).

Пентеконтер - галера, которую чаще всего использовали для перевозки войск, имела 50 весел, ее длина достигала 125 футов. Такие галеры оснащали единственным прямоугольным парусом, наклоненным к рею, на мачте посредине корабля, которую можно было поднимать или опускать.

Примерно к 700 году наибольшее распространение получили два различных типа галер. Купеческие галеры - длиной около 150 футов - были глубокими и сравнительно широкими, с округлым корпусом. В противоположность этому, военные галеры были низкими и узкими - длина их примерно в 10 раз превышала ширину - имели малую осадку и плоское дно. Из транспортного средства они превратились в торпеду, управляемую людьми, которая пробивала корпус вражеского корабля.

В отличие от военных моряков, пираты стремились захватить, а не потопить свою добычу. Они быстро подплывали к кораблю и зацеплялись за его борт. Для этого они использовали специальные галеры, уже и быстрее купеческих, но вместительнее военных и с более высокими мореходными качествами.

Чтобы выдержать удар при пробивании корпуса корабля, военные галеры строили из прочных материалов, размещая палубу примерно на два фута выше гребцов, вдоль планшира. Такая приподнятая палуба привела к появлению у греков и финикийцев дирем , галер с двумя уровнями или рядами гребцов. Вскоре гребцов верхнего ряда стали размещать вдоль планшира, а гребцы нижнего ряда работали веслами через отверстия в корпусе галеры. Весла двух рядов располагали в шахматном порядке, так что каждая верхняя пара весел находилась между двумя нижними. При этом поднятую палубу можно было использовать как удобный участок для боевых действий.

В 600-х годах н.э. кораблестроители сделали следующий логический шаг и сконструировали трирему (триеру) , то есть галеру с третьим рядом гребцов. Трирема, отличавшаяся высокой маневренностью и способностью быстро развивать высокую скорость для тарана вражеского корабля, имела очень изящную, стреловидную форму и крайне мало свободного пространства. Поликрат Самосский , занимавшийся пиратством в пределах Эгейских островов, в 525 году создал первую флотилию трирем. Но купцы и морские разбойники, ходившие в дальние рейсы, предпочитали пользоваться более просторными пентеконтерами.

В 323 - 31 годы до н.э. строили очень крупные галеры, называемые полиремами . Ряды гребцов в таких галерах располагали разными способами. Большое количество гребцов на супергалерах позволяло значительно расширить палубу и размещать на ней больше воинов и катапульт. При этом опытных гребцов использовали лишь на концевых веслах; от прочих требовалась простая физическая сила.

Предназначенные для сражений с другими кораблями на ограниченном участке боевых действий, триремы и супергалеры были непригодны для плавания в открытом море. Они требовали крупных затрат на управление и, кроме того, практически не имели места для хранения воды и продуктов питания. Из-за малой осадки, плоского дна и значительной тяжести гребцов и воинов такие галеры всегда отличались неустойчивостью и часто опрокидывались. Древние военные корабли, как правило, не отходили далеко от берега и не вели боевых действий в зимние месяцы.

Эти недостатки военных галер делали открытое море неконтролируемым «ничейным» пространством. Самое удивительное, что пиратам, которые случайно встречались с военной галерой, почти всегда удавалось спастись (Тимоклес был, по-видимому, единственным пиратом, захваченным в открытом море). Такие пираты, как Никандр , легко уходили от греческих и римских военных кораблей. А если они решали вступить в бой, то группа небольших пиратских кораблей буквально со всех сторон набрасывалась на относительно неповоротливые и тяжелые военные галеры.

Лишь остров Родос имел специальный антипиратский флот, в котором тяжелые галеры были заменены более быстроходными тримиолами . Римляне продолжали использовать военные корабли, непригодные для уничтожения пиратов в открытом море, поэтому в борьбе с пиратами им приходилось посылать армии для нападения на пиратские убежища Лигурии, Иллирии, Крита и Киликии. С пиратством в древние века удалось покончить лишь тогда, когда Гней Помпей собрал значительные силы, одновременно атаковал их на всем побережье Средиземного моря.

Морской флот Римской империи, созданный в 31 году до н.э., предназначался для связи и перевозок. В нем не было тяжелых военных кораблей, лишь триремы и либурны , построенные на основе конструкции пиратских судов. Но такой флот мог противодействовать пиратству лишь до тех пор, пока римские армии контролировали побережье и уничтожали возникающие убежища пиратов. После 250 года н.э., когда римские сухопутные силы стали гораздо слабее, пираты Черного моря легко прогнали римский флот в Эгейское море.

Галеры Средних веков (500 - 1500 гг.)

До XIII века товары начали перевозить на первых парусниках с округлым корпусом. В качестве военных кораблей галеры продолжали использовать лишь государства, достаточно богатые, чтобы укомплектовывать их большим количеством гребцов. В Х веке византийский флот имел много быстроходных дромонов с двумя 25-весельными рядами, по одному человеку на каждую пару весел. Самые крупные дромоны имели длину около 130 футов, а ширину примерно 18 футов. Флотилии арабских пиратов, таких как Лев Триполийский , также имели галеры, но их конструкция неизвестна.

Примерно в 1250-е годы Венеция и другие итальянские города-государства стали строить «большие галеры» для торговых и военных целей. Скамьи для гребцов в этих галерах размещались на одном уровне, на каждой скамье сидели три гребца. В зависимости от конкретной конструкции галеры, либо каждый из них греб собственным веслом, либо все трое гребли одним веслом. Аналогичные галеры стали строить во Франции, Испании и Оттоманской империи, позднее, в XVI веке, они превратились в военные галеры.

Византийские флотилии состояли главным образом из легких и быстроходных кораблей для связи и шпионажа за противником. Они назывались галеа и приводились в движение, одним рядом весел. Галеры также использовались христианскими и мусульманскими пиратами, которые устанавливали на них треугольный парус, как на галеотах берберских ов. Быстроходные весельные суда использовали и рыцари острова Родос, хотя для военных целей они включали в состав своего флота одну или более «больших галер».

Галеры нового времени (1500 - 1800 гг.)

В XVI веке Оттоманская и Испанская империи строили большие флотилии галер. К флоту Испании, кроме того, часто присоединялись менее крупные эскадры Венеции и других дружественных итальянских городов. Империи Средиземного моря начали перестраивать свои военно-морские силы. Это было связано и с изменением военной тактики, вследствие появления пороховой артиллерии . На галерах нового времени размещали тяжелые пушки, а также поворотные орудия на платформах в носовой части корабля. Теперь с помощью галер пытались не протаранить корабль противника, а нанести ему серьезные повреждения, затем подойти ближе и взять на абордаж.

Военные галеры предназначались для уничтожения вражеских кораблей, транспортировки войск и бомбардировки укрепленных пунктов. Они имели одну палубу и один ряд весел с 21-27 скамьями и, по крайней мере, тремя гребцами на скамье. Венецианские военные галеры были быстроходными и обычно имели длину 140 футов, ширину 17 футов, а высоту 5 футов. Испанская и оттоманская империи имели более крупные и прочные галеры с большим количеством гребцов. Кроме гребцов, на галерах находилось 30-40 моряков, солдат и канониров.

Вооружение галер постепенно совершенствовалось и увеличивалось. Если в XV веке артиллерийские орудия устанавливались только на баке, то в XVI веке их стали размещать также на корме и по бортам. На баке галер большей частью ставили 50-фунтовую пушку (19 см), по сторонам от нее - по две кулеврины, а рядом по одному 3-фунтовому (6 см) фальконету . На кормовой платформе помещался фалькон, а на самой корме 12-фунтовая (11 см) сакра. На рострах устанавливался на козлах пассаволянт, а по бортам - по одному 30-фунтовому (16 см) камнемету, по одной сакре и по два аспика.

Вопреки расхожему мнению, галера была очень дорогим судном и не могла использоваться очень часто, берберские корсары и христианские пираты имели в своих флотилиях несколько галер. У мальтийских рыцарей было 3-5 галер, у рыцарей ордена Святого Стефана - 3 или меньше. Алжир, крупнейшее берберское государство, редко имел более шести галер одномоментно. Их использовали только для обороны и наиболее масштабных операций. Христианские и мусульманские пираты обычно плавали на легких, быстроходных судах, приводимых в движение веслами и парусами.

Галеры составляли основу испанских флотилий в экспедициях против Алжира и Туниса, но оказались крайне неэффективными в борьбе с пиратами. Любой галиот, бригантина или тартана Северной Африки могла без труда обогнать испанскую галеру. Венецианские галеры в Адриатическом море иногда догоняли, но редко побеждали пиратов. Оттоманские галеры были также бессильны против действий христианских морских разбойников.

К началу XVII века товары перевозили главным образом английские и голландские корабли, отгонявшие берберские галиоты бортовыми пушками. Моряки северных стран ходили в Средиземное море и как пираты. Некоторые из них помогли североафриканским странам построить крупные парусники. С этого времени во флотилиях берберских государств появились военные суда с парусами. Но они по-прежнему больше полагались на галиоты и аналогичные корабли, которые вполне подходили для захвата купеческих судов, осуществлявших прибрежные перевозки товаров.

Гребная команда галеры состояла из трех разрядов людей: каторжники, невольники и добровольцы. Первых, приговоренных по суду за какие-нибудь преступления, держали постоянно прикованными за ногу и никогда не спускали на берег. Невольников набирали из турок, мавров и негров, купленных или взятых в плен. Им, как и каторжникам, брили голову, но оставляли клок волос на темени. Невольников также держали прикованными. Добровольцы состояли из освобожденных каторжников или из искателей приключений. Они получали жалование. Их брили, но оставляли усы. На ночь их приковывали, а днем они свободно ходили с колодкой на ноге. У весел они сидели вместе с прочими. Очень часто каторжникам и невольникам надевали на шею закрепленный на тесьме кляп, которым до начала боя затыкали рот, чтобы получивший рану гребец не кричал. Если судно тонуло, то все прикованные гребцы погибали вместе с ним.

При комплектации гребцов старались набирать людей разных национальностей с тем, чтобы им сложнее было договориться между собой и поднять восстание. Однако бывало и так: в 1621 году эскадра турецких галер готовилась выйти из Стамбула в Средиземное море. Команды пополнили гребцами из числа военнопленных и, очевидно, по недосмотру на одну из самых быстроходных галер «Летающий лебедь» попала большая группа славян. Первую остановку эскадра сделала в порту Митилини на острове Лесбос. Пока пополняли запасы воды и продовольствия, начался шторм и командующий эскадрой Касим-бей решил переждать непогоду. При этом он с частью янычар перебрался на берег. На борту «Летающего лебедя» осталось 220 гребцов и 80 солдат. В целях безопасности (по старому морскому правилу - корабли во время шторма бойтесь берегов) галеру поставили на рейде на якорях. Еще в Стамбуле у невольников возникла мысль о захвате корабля, и они стали готовиться. Соблюдая большую осторожность, подпилили цепи кандалов и ожидали только удобного случая. Стоянка на рейде, вдали от других галер, давала надежду на успех. Восстание возглавил поляк Марек Якимовский . Оружием восставшим служили разбитые кандалы. Неожиданность способствовала успеху - часть янычар сложила оружие, часть бросилась в воду в надежде доплыть до берега. Гребцы немедленно обрубили якоря и дружно налегли на весла. В погоню были посланы три галеры, но жажда свободы удесятерила силы бывших рабов, и турецкий флот потерял одну из лучших галер. Мятежное судно пришло вначале на остров Родос, а затем в Мессину и Палермо. Дальнейшая судьба гребцов неизвестна, а галера перешла в собственность неаполитанского вице-короля.

Галерные фрегаты (весельные фрегаты)

Европейский (часто - английский) корабль с ровной палубой, приводимый в движение в основном с помощью парусов, но снабженный бортовыми отверстиями для весел, позволяющими повышать скорость в случае необходимости. Его можно назвать также «фрегатом со встроенной галерой». Галера имела такую же оснастку, как и фрегат, но ее палуба находилась на одном уровне по всей длине корабля. У типичного фрегата ют и бак располагались на четыре-пять ступеней выше главной палубы.

Несколько купеческих галер, торговавших с Северной Америкой и Западной Африкой, были захвачены пиратами. В 1696 году Уильям Кидд на «Приключении» подошел к Мадагаскару и встретился с британским военным кораблем. Корабль Кидда спасся, уйдя на веслах в безветренный вечер.

На рубеже XVIII-XIX веков в русском Балтийском флоте числился 21 весельный фрегат.

Келес - небольшая быстроходная галера с прямым носом, одним рядом скамей для гребцов и, по крайней мере, одним парусом. Активно использовался пиратами на средиземноморье в IV-I веках до н.э. Несмотря на весьма небольшой трюм, греческие пираты часто пользовались келесом, отдавая ему предпочтение из-за быстроходности. Часто келес импользовался для срочной перевозки товаров (часто скоропортящихся или особо ценных).

Русские галеры

Первая в России галера была построена и спущена на воду в Астрахани в 1670 году. Весной 1696 году на Преображенской верфи была собрана двухмачтовая 16-баночная («банка» - сидение для гребцов) галера «Адмирал Лефорт» из деталей, доставленных в Россию из Голландии. По более поздней русской классификации «Адмирал Лефорт» относится к классу полугалер . По ее чертежам на Воронежской верфи к апрелю 1696 года было построено 23 однотипные галеры. А с 1697 года там же было начато строительство еще семнадцати 20-24-баночных галер.

Первая галера для Балтийского флота была заложена на Олонецкой верфи 29 июля 1703 года в присутствии Петра Первого .

Благодаря достаточно крупным размерам и хорошей мореходности некоторые галеры выполняли даже роль флагманских судов. Всего за петровский период в России было построено более 260 галер.

Артиллерийское вооружение русских галер значительно менялось со временем. Первоначально оно состояло из трех 6-фунтовых орудий на носу и 16 басов.

Постройка галер в России прекратилась в 90-х годах XVIII века. Последняя галера для Черноморского флота была построена в Таврове в 1790 году, для Балтийского - в 1796 году в Санкт-Петербурге.

История парусного флота незыблема! Все нарисовано, всем все известно, все всё знают! Еще в древнем Египте и Риме... Венецианци и Финикийцы, Голладнцы и викинги все смело бороздили просторы Океана, покоряли Америки и прочие Африки.
Поставил парус по ветру и вперед! А если ветра нет? Не беда - весла в воду и тоже вперед, прямиком в Америку или еще куда.
Все знают, что такое галера - гребное транспортное судно или военный корабль. В древности рабы умирали на галерах, даже фраза появилась и дошла до наших дней из глубин веков - работать как раб на галерах!
Мы себе представляем галеры такими, так нас учили в школе.



Да так оно и есть на самом деле такими и были галеры, но есть оказывается одно но! Галера это только лишь одна из разновидностей парусно - гребного судна. Оказывается галеры спокойно дожили аж до 20 века без всяких изменений внешнего вида и содержания. Одна из знаменитых галер спокойно пролежала в Казани, на ней Екатерина 2 по Волге прибыла в Казань, а галера дожила практически до наших дней только стекла слегка побили.
Галера "Тверь"
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C_(%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0)
















Вот еще галера на праздновании 200-летия Санкт Петербурга.

Вот китайские галеры в начале 20 века.





Но самое интересное оказывается основная масса кораблей которые мы привыкли считать чисто парусными были парусно - гребные, все эти фрегаты и коравеллы до средины 19 века имели весла, гребную палубу где на банках (скамейки для гребцов) сидели галерные рабы, были они действительно рабы или вольные пираты вопрос второй.
Вот например гордость Российского флота фрегат "Орел" был парусно - гребным!

То что мы привыкли видеть на картинах - гордый парусник с поднятыми парусами рассекающий волну - это его походное положение так сказать, на воле волн и ветра.

Дело в том, что например в гавани защищенной от ветра и волн корабль вооруженный только парусами может в безветрии остаться не подвижным и будет не управляемым. До появления паровых буксиров корабли в гавани передвигались на веслах. Если это небольшое торговое судно - то сами гребли, если это был линейный корабль - то спускали шлюпки на воду и гребли матросы, эдакий гребной буксир. :::-)))
Ясное дело если есть подходящий ветер то на малых парусах можно подойти близко к берегу, на шлюпке завести швартовочный конец и докеры (бурлаки) заведут корабль на стоянку вдоль причала.
В походном состоянии у парусно-гребных судов илюминаторы через которые гребли плотно задраивались.
Помню из детства мне попалась информация что даже на крейсере "Аврора" были гребные весла на крайний случай, так же как и парусное вооружение. Ну про паруса понятно, а вот про весла сейчас я ни какой информации не нашел!
Первые военные корабли с паровым ходом по старинке и не особо надеясь на запасы угля и прочность машины оснащались парусами, мачты могли быть съемными и разборными, но еще в начале 20 века они были!
Но вернемся в "древность". Многие корабли имеющие очень громкие названия и известные нам по фильмам и книжкам про пиратов - галеоны, фрегаты, коравеллы имели гребные весла, просто об этом не принято говорить, но если копнуть глубже все так и есть!
Вот например парусно гребной корабль - галеот. Галеон просто немного больше и то же был парусно гребной.

Вот гордость и флагман испанского флота "Реал" парусно-гребное судно, военно-морской музей Барселоны, говорят что это реконструкция, но как то не внятно...









Судя по тому как сохранились галеры у нас это может быть вполне оригинал, но только не 16 века как пишут, а 19 века.
Меня несколько удивило название косого паруса - латинский, в китае например такие паруса любят то сих пор. Но это наверное не от хорошей жизни.











То есть история мореплавания и прогресса в парусном вооружении очень сильно растянута, мы видим в 19 веке все те суда и паруса которые нам описывают историки с самых глубоких древностей.

А вот такие корабли это уже вторая половина 19 века! На фото линейный корабль. Но даже такой корабль мог взять на борт пассажирами от силы 200 человек и ходу до америк несколько месяцев в тяжелейших условиях.
Как же в 17 веке заселяли испанцы и португальцы латинскую америку, а англичане северную? Ведь для заселения и колонизации, да такой, что в средине 19 века на западном (!!!) побережье в Калифорнии были уже крупнейшие города Сан Франциско, ЛОс Анжелесс, нужно было обогнуть обе америки через мыс Горн или Магеланов пролив, что для парусных судов до сих пор считается чуть ли не подвигом!!!
Считается, что до создания Панамского канала суда в Калифорнию ходили огибая Америки, считается что для постройки транс континентальной железной дороги Запад - Восток, рельсы и паровозы возили огибая америки, год! Логистика освоения Америки вызывает очень большие вопросы, на которые я ответить пока не могу! Надо особо отметить что Западное побережье Южной америки густо населенное причем давным давно испано говорящими белыми людьми.

Галеры - это военные корабли, используемые в Европе до XVIII века. Отличительной чертой таких суден является один ряд весел и 2-3 мачты с прямыми и треугольными парусами, выступающими инструментом для вспомогательного движителя. Гребцом на галере мог быть как вольнонаемный работник, так и раб или преступник. Из данной статьи вы узнаете, и какими ключевыми параметрами они обладали.

Общая характеристика

Итак, галеры - это парусно-гребные военные суда, которые сначала использовались в Средиземноморском бассейне, а потом получили распространение по всей Европе. В более широком смысле данным термином можно называть все парусно-гребные военные корабли подобной конструкции, известные с древних времен.

Такие суда активно использовались финикийцами, микенскими и архаическими греками, минойцами и многими другими народами тех времен. Само слово «галера» произошло от греческого слова galea, которым был назван один из типов византийского военного корабля.

Виды

По конфигурации корпуса галеры бывали таких типов:

  • Зензели. Классические узкие корабли, отличающиеся хорошей маневренностью и быстроходностью.
  • Бастарды. Широкие корабли с круглой кормой. Обладали меньшей скоростью и маневренностью, однако могли вмещать в себя гораздо больше груза и вооружения.

По количеству банок (подвижных сидений) гребцов выделяли:

  • Фусты - 18-22.
  • Галиоты - 14-20.
  • Бригантины - 8-12.

Ходовые параметры

Греко-римский корабль (галера) мог разгоняться до 9 узлов. Высокую скорость он развивал только в бою на небольших дистанциях. Эти корабли имели легкий корпус, спартанские условия для экипажа и плохую мореходность. Во время походов обычно пользовались только средним ярусом, так как прорези нижнего закупоривали, чтобы через них на борт не попадала вода. Галеры развитого средневековья были более громоздкими, так как носили тяжелую артиллерию. При их строительстве скорость движения ставилась на второй план.

Боевое применение

Основное оружие, используемое на гребных галерах, - это подводный таран. Историки предполагают, что изначально он применялся как водорез или носовой бульб для повышения мореходности корабля в условиях шторма. Когда появились более тяжелые суда, этот элемент стали усиливать и применять для нанесения повреждений кораблю противника. В классическом виде подводный таран галеры - это уплощенный трезубец. Он не пробивал борт, а просто проламывал его.

От удара подводного тарана у кораблей, построенных по античным технологиям, сильно повреждалась обшивка корпуса. Когда тараны начали отливать из бронзы и устанавливать на массивную килевую балку корпуса, дополнительно подкрепленную бархоутом (усиленным корпусом обшивки), их эффективность значительно возросла.

Разогнав легкую галеру водоизмещением не более 40 тонн до максимальной скорости, можно было без проблем пробить борт корабля, равного по размерам. Чтобы при поражении вражеского судна нос галеры не углублялся в его корпус слишком далеко, на поздних кораблях стали использовать проэмболон. Он представлял собой малый надводный таран, который, как правило, выполнялся в виде головы животного. Фото галеры с таким проэмболоном наверняка знакомо всем любителям

Был и другой вариант нападения на галере: корабли сближались вплотную и проходили один мимо другого на минимальном расстоянии. В этот момент ломались весла и наносились травмы гребцам. Если судну удавалось провести хороший скользящий удар по кораблю врага, то в корпусе последнего могли образовываться течи. Кроме того, в сражениях галер использовался абордажный бой, для которого на борту всегда находились солдаты и стрелки.

Галера - гребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами с треугольными и прямыми парусами, которые использовались в качестве дополнительного двигателя.Предшественниками галер были униремы и биремы.

В современном представлении впервые появились в Венеции в VII веке и в дальнейшем входили в состав военных флотов европейских стран до середины XIX века.
Длина галеры составляла до 60 метров, ширина - 7,5 метров, осадка до 2 метров.
На корабле были от 16 до 32 вёсел на борт, длиной до 15 метров каждое. Экипаж, включая воинов, составлял до 450 человек.

Имелось две основные системы размещения гребцов: терцаруло - на каждой банке по три гребца и каждый со своим веслом скалоччио - на каждой банке от трёх до шести гребцов с общим веслом и если первая система была популярна до XV века, то вторая набрала популярность в XV веке.

Что примечательно, в XV - XVI веках, помимо смены типичной схемы размещения гребцов, состоялся переход от вольнонаёмных гребцов к галерным рабам, и тогда же галеры стали нести пушки.

Вёсла лежали на специальной, располагавшейся над бортом балке - постице, опиравшейся на поперечные балки именумемые бакалярами. Поверх же вёсел и постицы шёл фальшборт с отверстиями для вёсел именуемый итал. impavesata, и изначально действительно состоявший из павез (тип большого щита популярный у арбалетчиков).
Вдоль галеры, чуть выше банок гребцов, заходя на нос, шёл специальный проход именуемый куршея, предназначенный для командира гребцов - комита и его помощников (у классических галер Эпохи Возрождения - надсмотрщиков).

Нос галеры переходил, в похожий на бушприт, надводный таран (в отличие от античных судов подводный таран - отсутствовал). И на носу же находился передний конец куршеи, над которой находилась боевая платформа, для размещения солдат. Края этой платформы, у бортов были существенно выше, чем по направлению к носу и корме.
На корме же, как правило, находились роскошные каюты, в венецианском варианте представлявшие собой помпезно-украшенную беседку с пышным балдахином из дорогих тканей.

Парусное вооружение, как правило, состояло из двух мачт с латинскими парусами, но имелись галеры и с иным парусным вооружением и числом мачт. Так например, бригантина несла на фок-мачте прямые паруса, а саета - имела три мачты, из которых фок-мачта опять же несла прямые паруса.

Основным способом ведения боя у галеры был таран с последующим абордажем, а метательные машины играли лишь вспомогательную роль. И даже появление корабельных пушек (в отличие от парусников) не привело к принципиальным изменениям подобной тактики - просто в силу слабости артиллерийского вооружения галер.
Изменилось лишь вооружение абордажной команды перешедшей с арбалетов на огнестрельное оружие, а также положение гребцов, которые в ходе артиллерийской перестрелки так быстро шли в расход, что их совершенно перестали беречь, заменив наёмников (способных участвовать при случае и в абордаже) рабами и каторжниками. В бою галера, обычно, передвигалась только на вёслах со скоростью до 7 узлов.

Именно высокая маневренность в безветренную погоду являлась главным достоинством галеры. Недостатком же галеры с распространением артиллерии стало то, что палуба на которой у парусников размещали крупные тяжёлые орудия, у галер была занята гребцами.
Более того, тяжёлое орудие на галере часто было одно, и размещалось оно на носу, точнее на куршее, и будучи окружённым двумя-четырьмя орудий меньшего калибра. В результате чего галера, на протяжении Средних веков являвшаяся одним из наиболее грозных типов военных судов, фактически стала одним из слабейших по огневой мощи.

По типу корпуса галеры делились на:

зензели - классические узкие быстроходные галеры с хорошей манёвренностью

бастарды - широкие с круглой кормой, что обеспечивало большую вместительность за счёт меньших

скорости и манёвренности

и если первые были чисто военными судами, то последние могли использоваться для перевозки не только солдат, но и грузов.

По числу банок гребцов из галер в эпоху их расцвета отдельно выделяли:

фуста - галера с 18-22 банками гребцов

галиота - галера с 14-20 банками гребцов

бригантина - галера с 8-12 банками гребцов.

В России

В России галеры появились при Петре I, имели до 50 вёсел и до 20 пушек. Число галер в отдельные годы достигало более 200 единиц.

Пётр I успешно применял галеры в боевых действиях против Швеции в Северной войне в шхерных районах Финского и Ботнического залива.

Память

В Санкт-Петербурге есть Галерная улица. К 300-летию Российского флота была выпущена марка с изображением галеры «Принципиум».


Галера - гребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами с треугольными и прямыми парусами, которые использовались в качестве дополнительного движителя. Галеры использовались в качестве военных кораблей вплоть до XVIII века. Гребцами на галерах могли быть как вольнонаёмные работники, так и преступники или рабы.

Описание

Устройство римской галеры.

Галерами назывались парусно-гребные корабли Средиземноморского бассейна, впоследствии получившие распространение по всей Европе. Так же, галерами в широком смысле принято называть все подобные гребные и парусно-гребные военные корабли, известные с древнейших времён. Гребные боевые суда были известны в Древнем Египте, у финикийцев, микенских и архаических греков, минойцев и других народов древности. Сам термин «галера» происходит от греческого названия одного из типов корабля византийского военного флота - galea.

По типу корпуса галеры делились на:

  • зензели - классические узкие быстроходные галеры с хорошей манёвренностью;
  • бастарды - широкие с круглой кормой, что обеспечивало большую вместительность за счёт меньших скорости и манёвренности.

По числу банок гребцов из галер в эпоху их расцвета отдельно выделяли:

  • фуста - галера с 18-22 банками гребцов;
  • галиота - галера с 14-20 банками гребцов;
  • бригантина - галера с 8-12 банками гребцов.

Максимальная скорость греко-римские боевых галер достигала 9 узлов. Это были корабли с очень лёгким корпусом, спартанскими условиями для экипажа и плохой мореходностью, способные развивать высокую скорость в бою только на коротких дистанциях. В походе обычно «работал» только один ярус вёсел, чаще всего средний, так как нижний находился слишком близко к воде и через прорези для вёсел корабль могло заливать - в «походном режиме» их обычно закупоривали. Греко-римские боевые корабли были очень лёгкими, так как, в отличие от галер развитого Средневековья, не несли тяжёлой артиллерии, а строились исключительно в расчёте на достижение максимальных скоростных характеристик.

Применение в бою

Основным оружием гребных кораблей греков был подводный таран. Считается, что изначально он возник в качестве водореза или носового бульба, служащего для повышения штормовой мореходности корабля. После появления тяжёлых кораблей, его стали усиливать и применять в боевых условиях. Классический вариант подводного тарана имел уплощённую форму стилизованного трезубца. Такой таран не пробивал, а проламывал борт. На корабли построенных по античной технологии сильно повреждалась сшитая особым образом обшивка корпуса. Отлитый из бронзы таран был прямым продолжением массивной килевой балки корабля и дополнительно подкреплялся расположенным на уровне ватерлинии усиленным поясом обшивки - бархоутом. Разогнавшись до большой скорости, даже лёгкая галера водоизмещение 40 тонн пробивала борт равного по водоизмещению корабля. Для того чтобы при таране нос корабля не слишком глубоко внедрялся в корпус противника и не застревал, на поздних античных галерах применялся «проэмболон» - малый надводный таран, обычно имевший форму головы животного.

При другом способе нападения, корабли сближались плотную и проходили мимо друг друга ломая весла и нанося травмы гребцам, лишая корабль подвижности. Скользящий удар по борту повреждал корпус, вызывая в нём течи. На корабле могли находиться стрелки и некоторое количество солдат для абордажной тактики боя.

Литература и источники информации

  • Гальберг - Германий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: . - СПб: издательское общество Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон, 1890-1907. - Т. 8.

Видео

Похожие публикации