Что такое логофобия. Причины логофобии — боязни слов и речи

Логофобия — это страх говорить. Навязчивый страх речи при тяжелых нарушениях речи, чаще всего при заикании. Говорящий испытывает чувство стыда перед своим дефектом речи.

Симптомы логофобии

Явным признаком, логофобии, является страх речи.

Кроме этого, фобия имеет физические проявления следующего характера:

  • резкое увеличение или снижение кровеносного давления;
  • учащенное сердцебиение;
  • расширение зрачков;
  • тремор в конечностях;
  • повышенное потоотделение;
  • изменение цвета кожных покровов
  • и др.

Причина возникновения логофобии

Страх это базовая реакция, которая призвана защитить человека, в опасной ситуации. При этом не важно, несет ли ситуация реальную угрозу жизни или мнимую, страх работает всегда одинаково.

Причины возникновения логофобии могут быть самые разнообразные. Развитие фобии, психологи связывают с влиянием, одного из следующих факторов:

  1. Генетический аспект — логофобия, могла возникнуть в результате родственной передачи. Возможно, в вашем поколении, кто-то испытывал такой же страх и теперь он вам достался по наследству.
  2. Травмирующее событие в детском возрасте — в большинстве случаев, источником развития страхов, является травмирующее событие произошедшее в детском возрасте. Из-за того, что событие имело давний характер, оно было забыто в сознании и отложено в подсознание.
  3. Неудачный опыт — если человек, совершил действие и оно принесло результат, который не ожидался, то в следствии этого может возникнуть страх.
  4. Навязанный страх — так как человек, относится к социальному виду, то соответственно он подвержен влиянию его собратьев. Страх — это явление заразительное, поэтому логофобия могла возникнуть в следствии полученной информации от друзей, сми, книг, фильмов и других источников.
  5. Подавленность — психические расстройства, стресс сильно изматывают организм. В следствии этого, ресурсов на поддержание активного состояния становиться все меньше. Что приводит к появлению различных фобий и страхов.

Как избавиться от логофобии?

Самый простой и известный способ избавиться от логофобии это взять преодолеть этот страх усилием воли. Однако на практике, на такое способен не каждый. Поэтому в психологической практики, использует несколько иные подходы.

Фармакологический подход

Для лечения страхов, а так же других психологических расстройств используют препараты разных групп.

  • Транквилизаторы: «Афобазол», «Феназепам», «Тенотен», «Триоксазин»;
  • Антидепрессанты: «Амизол», «Ребоксетин», «Ауторикс»;
  • Гипнотики: «Зопиклон», «Релаксон», «Золпидем»;
  • Нейролептики: «Аминазин», «Клопиксол», «Эглонил».

Обращаем внимание, что самостоятельное лечение, может привести к непредсказуемым последствиям. Так как множество из перечисленных здесь препаратов, имеют большое количество побочных эффектов. Определить дозировку и продолжительность курса, может только лечащий врач.

Психологический подход

Чаще всего, для лечения страхов и фобий использую психологический подход. Его использование оправдано, поскольку позволяет добиться быстрого и устойчивого результата. Самые распространенные практики, среди психологов следующие:

  • Психотерапия — с пациентом выясняется первопричина появления страха. После чего, проводиться его проработка на глубинном уровне подсознания.
  • Психо-коррекция — суть заключается в моделировании специальных ситуаций, справившись с которыми, человек избавляется от страха.
  • Гипноз — специалист водит человека, в транссовое состояние в котором, навязывает правильную реакцию на раздражитель.
  • Аутотренинг — в результате регулярных аутогенных тренировок, у человека снижается уровень стресса. Что соответственно облегчает его состояние.

В медицинской психологии, для преодоления страхов и фобий в основном используются комплексные методики и подходы. Из всего их многообразия, особо выделяется

Лечение заикания: обзор методов психокоррекции логоневроза, "лечение" заикания через изменения глубинных убеждений.

Заикание – расстройство речи, при котором наблюдаются прерывания непроизвольными повторениями отдельных частей слов или фраз, продлением звуков, паузами в произношении.

1. Повторение - основная проблема при заикании, предполагающая умножение отдельных частей речи, например, «с-с-с-скоро».

2. Пролонгация предполагает чрезмерное удлинение звуков, например, «ззззззолото».

3. Блоки – неконтролируемые остановки речи и дыхания, часто связанные с блокировкой движений органов речи.

Последние два типа нарушений больные часто используют как способ замаскировать повторения.

Рассматриваемая болезнь охватывает не только речь человека, но и другие сферы его жизни. Оно предполагает наличие определенные когнитивных, эмоциональных и поведенческих элементов. В частности, можно наблюдать страх от невозможности произнести звуки, быть уличенным в неправильной речи, изоляцию, повышенную тревожность и напряжение, ощущение «отсутствия контроля». С течением болезни коммуникативные трудности приводят к снижению самооценки, отказу от социальных связей и понижению личной эффективности.

Заикание обычно наблюдается с момента возникновения речи у ребенка. Но чаще всего речь спонтанно восстанавливается. 65% заикающихся дошкольного возраста восстанавливаются в первые два года, в течении которых наблюдается расстройство речи, 74% - в раннем подростковом возрасте. Еще быстрее можно наблюдать восстановление у девочек. По данным МКБ-10 процент больных школьного возраста составляет от 1,5 до 2,2%. С учетом восстановления, к подростковому возрасту заболевание сохраняется у 1% детей. Для взрослых эта цифра составляет 1-3%. Среди лиц мужского пола заикание встречается примерно в четыре раза чаще, однако, по мере взросления данное соотношение меняется.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Клинические проявления заикания

1. Физиологические симптомы. В качестве главного симптома выступают судороги в процессе речи. Наблюдается несколько типов судорог.

a) Клонические - ряд кратких судорог, идущих одна за другой, приводящих к повторению.
b) Тонические -сокращение мышц, приводящее к задержке речи.
c) Смешанная форма.
Другим симптомом выступают искажения дыхания, среди которых выделяется три типа: судорожный выдох, судорожный вдох, судорожные вдох и выдох.

2. Психологические симптомы. Сюда относят: речевые запинки и сопутствующие нарушения (например, дислалия, дисграфия и др.), фиксация внимания на проблеме, уловки применяемые для исправления речи, логофобия. Фиксация на дефекте по МКБ-10 может иметь разные степени.

a) Нулевая. Больной не обращает внимания на проблему речи;

b) Умеренная. Больной осознает проблему и испытывает соответствующие неудобства, пытается использовать различные уловки для маскировки речи, однако, отношение больного не выходит за обычные рамки отношения нормального индивида к своим недостаткам;

c) Выраженная. Наблюдается постоянная фиксация на проблеме, продуцирующая ряд негативных изменений личности в различных сферах психической жизни.

Степени заикания

1. Легкая. Больной заикается только в случае чрезмерного возбуждения или желании высказать все и сразу. Задержки легко преодолеваются, отсутствует фиксация на дефекте;

2. Средняя. Больные говорят легко или заикаются мало только в безопасной (по их мнению) ситуации. Но при малейшем эмоциональном напряжении можно видеть сильное заикание;

3. Тяжелая. Больной заикается всегда в течении всего процесса речи, что сопровождается сопутствующими движениями.

Механизм заикания

Заикание обусловлено, либо спазмами речевого аппарата, либо наличием дыхательных судорог. Происхождение спазмов приписывают распространению чрезмерного возбуждения от двигательных речевых центров к близлежащим структурам мозга.

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Типы заикания

Данное заболевание различается по особенностям течения.

1. Постоянное. Свойственные заиканию симптомы наблюдаются постоянно вне зависимости от времени, состояния, ситуации.
2. Волнообразное. Симптомы проявляются периодами, то возникая, то исчезая. Могут иметь свое значение ситуационные переменные.
3. Рецидивирующее. Повторное появление симптомов после исчезновения.

Важнейшей классификацией для психотерапевта является разделение болезни по клиническим формам. Первая задача психотерапевта определить имеет ли заикание невротическую или органическую основу, для осуществления дальнейшей работы, либо перенаправления больного к другому специалисту.

1. Невротическая форма (логоневроз). В истории таких больных не наблюдается гипоксий или травм во время родов. Основным показателем считается присутствие психологической травмы перед началом заикания, а также присутствие в детстве дефектных способов обучения (имитация родственника с дефектом речи, обучение второму языку, предоставление слишком сложного материала и т.д.). Четким показателем служит усиление симптомов при стрессе, в то время как в спокойной ситуации индивид может разговаривать нормально. Также такие больные иногда способны свободно повторять фразы других людей, говорить без запинок, когда никто не слышит или при разных режимах речи (стихи, пение и т.д.).
2. Неврозоподобная форма. У больного можно наблюдать случаи травм ЦНС, природовые травмы и асфиксии. Проявление симптомов одинаково в любых обстоятельствах и не зависит от переменных факторов (эмоционального состояния, обстановки, режима общения и др.). Данная форма болезни возникает в возрасте 3-4 лет без видимых причин, после чего происходит нарастание дефекта. Также можно видеть недостаточную подвижность и координация органов речи и движения. У взрослых судороги охватывают все отделы речевого аппарата. К заиканию добавляются вторичные движения: кивания, однообразные пальцевые движения, покачивание. Больные быстро утомляются от общения.

Фазы развития заикания

Фаза 1. Короткие периоды заикания c сокращением плавной речи: затруднения наблюдаются в начальных словах фраз и кратких частях речи; эмоциональное давление определяет степень заикания; больной не обращает внимания на проблему.

Фаза 2. Проблемы в установлении межличностных контактов. Наличествуют сопутствующие движения, сопровождающие дефектную речь. Больному все тяжелее поддерживать нормальный процесс общения в различных ситуациях: проблема приобретает хроническую форму, но тяжесть приступов различна; симптомы возникают по большей части в сложных словах, а также при скороговорении; больной осознает проблему, но к заикающимся себя не причисляет, свободно разговаривая.

Фаза 3. Происходит закрепление судорожного синдрома. Отсутствует страх речи и неловкость, но имеется осознание затруднений в отдельных ситуациях; наблюдаются трудности в произношении определенных звуков и слов; проявляются попытки заменить проблемные места в речи, используя уловки.

Фаза 4. Проблемы личности. Проблемы в речи вызывают серьезную эмоциональную реакцию, приводящую к избегающему поведению: больной, изолируется от социума, избегает коммуникативных ситуаций, приписывает негативные оценки и отношение другим людям. Постоянно заменяются проблемные звуки. Наблюдаются и другие психологические проблемы. Больной постоянно ожидает проблем в речи при общении. Такие ожидания постепенно перерастают в логофобию или страх речи; Больному тяжело поддерживать нормальное общение, он использует уклончивые ответы.

Предрасполагающие факторы

1. Наследственная отягощенность. Развитие данного расстройства часто происходит на базе наследственно-приобретенной слабости речевого аппарата.

2. Невропатическая отягощенность родителей. Сюда включаются различные нервные, инфекционные и соматические заболевания.

3. Поражения мозга на разных этапах онтогенеза. Внутриутробные и природовые травмы; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения.

4. Слабый тип нервной системы, особый темперамент. Для заикающихся характерны: робость; впечатлительность; яркость фантазий; слабая воля; использование уловок для исправления речи; страх речи в присутствии других. Наблюдается быстрое утомление и истощение при нагрузках, как физических, так и психологических.

5. Структурные и функциональные особенности мозга, леворукость. В случае леворукости нарушается взаимодействие правого и левого полушарий. Причем попытки переучить ребенка пользоваться другой рукой, как правило, повышают риск заболевания, особенно если используются неадекватные и грубые методы. Можно отметить и другие отличие в функционировании мозга у заикающихся. Правда наличие этих различий может восприниматься, не только как причина, но и как следствие расстройства речи. В частности, наблюдаются различия в функциональной организации слуховой коры и большая активность правого полушария, по сравнению с левым.

6. Нейрохимия мозга. Последние исследования указали на наличие чрезмерного уровня дофамина у больных-заикающихся.

Провоцирующие факторы

1. Телесная ослабленность.

2. Особенности развития мозга. Большие полушария формируются к пяти годам жизни субъекта. В соответствии с этим оформляются и их функции. Особенно хрупкой при этом оказывается функция речи.

3. Ускоренное развитие речи. В этом случае ребенок обычно не справляется с большим объемом речевого материала.

4. Недоразвитие моторики, ритмики, мимических и артикуляционных движений.

5. Психологическая ущемленность. Индивид растет пугливым и зажатым, боится принять решение, в результате любое волнение может сказаться и на его речи.

6. Недостаток эмоционального контакта. Если ребенок не дополучает должного объема эмоционально-насыщенного общения, его речевой навык не формируется. Иногда ребенок использует заикание, чтобы получить внимание к своей персоне.

Иниициирующая ситуация

Среди инициирующих ситуаций выделяются три типа причин начала болезни (анатомо-физиологические причины):

1. Травмы ЦНС (чаще всего внутриутробные и природовые, иные травмы мозга и др.);

2. Различные органические повреждения подкорковых механизмов регуляции движения;

3. Истощение нервной системы, вследствие интоксикаций и других заболеваний, затрагивающих центральные аппараты речи.

Отличие гипноза от иных "состояний"

Психические и социальные причины заикания

1. Психическая травма. Чаще всего происходит в возрасте от 2 до 6 лет. Обычно это резкая смена обстановки: начало первые дни в детском саду, переезд. Или же ситуация, вызвавшая резкий испуг у ребенка, затрагивающая речевой элемент его поведения. В этом случае к заиканию приводит двигательный конфликт (запрет на речевое выражение) в сочетании с когнитивной оценкой по типу («я не способен хорошо говорить») и смертельным страхом. При этом задействуется соответствующая речевая мускулатура; нарушается координация тонуса мышц формирования речи. Отсюда возникают судорожные повторения. В посттравматический период наблюдается мутизм (индивид не говорит какое-то время), а на лице можно видеть страх. Когда он вновь заговаривает, то делает это уже заикаясь.

Пример. Вася С., 5 лет. Однажды пошел со своей бабушкой на спектакль. Придя домой, осуществил пересказ содержания увиденного и во время речи у него неожиданно появились судорожные приостановки. К концу дня они стали сильнее. Ребенок испугался и вообще перестал говорить с родственниками. Таким образом, просмотр спектакля вызвал чрезмерное эмоциональное напряжение у мальчика, произошло перенапряжение нервной системы, появилось за­икание, по типу тонических судорог.

2. Длительнодействующая травматическая ситуация, под которой чаще всего подразумевается недекватное воспитание: гиперопека, гипоопека, шизофреногенное воспитание (когда посыл родителей неоднозначен, либо их отношение меняется без причины). Сюда же можно относятся любые длительные негативные эмоции, продуцируемые психическим напряжением или неразрешенными конфликтными ситуациями;

3. Неправильное формирование детской речи. Сюда относят дефекты, продуцируемые самим ребенком, либо неправильным воспитанием речевого процесса. Можно выделить: неправильное дыхание во время разговора, ускоренную речь, нарушения в произношении звуков. В возрасте от 2 до 6 лет дети в своей речи часто используют различные частицы («ну», «э», «да» и др.) и бессмысленные слова, а также любят растягивать определенные звуки. Закрепление такой привычки, создает предпосылки для заикания.

4. Перегруз ребенка речевым материалом. Такая ситуация, как правило, вызвана неадекватными требованиями родителей к речи ребенка. Многие родители, часто хотят поспособствовать развитию речи своего ребенка, нагружая его материалом, к которому он еще не готов. Это могут быть обобщенные понятия, сложные для построения фразы, обучение при использовании второго языка). При быстром наращивании словарного запаса, у ребенка довольно часто может сбиваться дыхание. В последующем запинки могут закрепиться. Обучение второму языку вызывает чрезмерное психическое напряжение, а, следовательно, возрастает нагрузка и на речевые возможности ребенка.

Пример. Коля К., 4 года. Совсем недавно у мальчика стали наблюдаться запинки в виде повторений. Причина состояла в стремлении родителей повлиять на развитие его речи. Они использовали ма­териал, не соответствующий его возрасту, пытались разучивать стихи, азбуку сложные для понимания. Так как речевой аппарат мальчика еще не был готов, случилась речевая перегрузка, а с ней и нервный срыв.

5. Переучивание леворукости. Такое переучивание часто влияет на функциональный баланс левого и правого полушария, а в особенности на речь.

6. Подражание заикающимся. Часто заикание развивается в следствии подражания заикающемуся родственнику, либо другому человеку или герою, в случае если речь идет о мультиках, фильмах, спектаклях и т.д.

Пример. Джеймс будучи ребенком, однажды пошел на представление, где актер, игравший главного героя изображал заику. Джеймсу понравилась манера этого человека и следующие несколько дней, он пародировал его. В конце концов привычка закрепилась, и Джейсу уже тяжело было самостоятельно избавиться от своего недуга.

Промежуточные убеждения

Промежуточные убеждения больных заикания изначально исходят из проблемы речи затем затрагивая самооценку, правила взаимодействия с другими людьми и миром. Так можно выделить три основные тематики промежуточных убеждений: убеждение по поводу самого заикания, его проявлений в процессе общения, и отношения к нему окружающих (фиксация на заикании); логофобические убеждения, сконцентрированные вокруг возможности и страха речи; отношение к самому себе как заикающемуся, самооценка индивида.

Дисфункциональные убеждения по поводу заикания развиваются у больного постепенно, что напрямую обусловлено сознательным отношением к проблеме и степенью фиксации на ней. Степень фокусировки внимания на проблеме проявляется уже в детстве, когда ребенок осознает наличие у него проблемы в речевой сфере и сфере коммуникаций. В этом случае нарастают негативные эмоции и стресс, что только усиливает заикание. Усиленное заикание закрепляется, в качестве навыка, происходит развитие болезни. Ребенок начинает оценивать свою речь, как ненормальную, выстраивать определенные правила взаимодействия с миром.

Далее индивид начинает выстраивать те или иные стратегии поведения, чтобы справиться с болезнью. В частности, выделяются компенсаторные стратегии, когда больной пытается с помощью различных уловок замаскировать свой дефект. Проявляется избегающее поведение, к шести-семи годам такие дети неохотно разговаривают с людьми. А в одиннадцать-двенадцать они замыкаются в себе. Как компенсаторное, так и избегающее поведение ведут к потере навыка речи и общения и усугублению болезни.

Постепенно развивается логофобия. Человек начинает боятся своей речи, тех или иных слов, фраз, звуков. Также развивается страх общения. Логофобия активно проявляется в ожиданиях больного. Ожидание несостоятельности в ситуации общения парализует механизм звукопроизнесения.

Со временем появляется вторичное заикание, в виде сопутствующих движений, таких как моргание, напряжения губ и др.
В конце концов, человек становится полностью осведомлён о расстройстве и начинают идентифицировать себя с больными, заиками. А неудачи в процессе общения, вызванные, чаще всего, лишь страхом этого общения вызывают у индивида чувство неполноценности и снижение самооценки. В конце концов, он старается свернуть свою деятельность, максимально изолироваться от социальных контактов, из-за чего страдают и другие сферы его жизни, и что заставляет больного постоянно испытывать негативные эмоции в отношении себя, мира и других людей.

Таким образом типичными для заикающегося убеждениями могут быть: «Я не умею говорить», «Людям неприятно общение со мной», «Если я попытаюсь заговорить я все испорчу», «Я никчемен/не такой как все/неудачник», «Есть люди с которыми можно говорить, а есть те, с которыми нельзя», «Не стоит и пытаться познакомиться/пройти собеседование/выступать перед аудиторией» и т.д. Изначально данные убеждения касаются в основном речи индивида, затем начинают распространяться на все сферы его жизни.

Текущая модель проблемы

Для людей больных заиканием как правило характерен ряд типичных невротических паттернов, которые приводят к страданию и ухудшают их состояние.
Порочный круг заикания. Данный паттерн предполагает, что индивид в процессе взаимодействия постоянно оценивает себя. Заикание приводит к ухудшению самовосприятия, человек начинает думать «Я не могу говорить», «Меня невозможно слушать», «Людям со мной неприятно», «Я не такой как все», это приводит к ухудшению эмоционального состояния и нарастанию стресса, что еще больше усиливает заикание. Это в свою очередь ухудшает навыки общения.

Фобический порочный круг. У больных, как правило развивается логофобия (страх перед разговором и ожидание речевых неудач). Приобретая негативный опыт общения, индивид начинает боятся своей речи, ему страшно снова заговаривать с людьми из-за тех негативных эмоций, что он испытал ранее. Каждый раз перед ситуацией общения, он начинает представлять себе катастрофические картины, либо делать предположения о своей несостоятельности и невозможности нормального взаимодействия. В соответствии с этим, индивид, либо начинает общаться уже будучи в ситуации стресса, что делает его речь значительно хуже, и такой дисфункциональный навык постепенно закрепляется, либо индивид использует избегающее поведение. В последнем случае, он также ограничивает использование своей речи, что опять же ведет к ухудшению навыков речи и социальных навыков.

Порочный круг самооценки. Вышеописанные поведенческие проблемы постепенно начинают распространяться на всю личность. Индивид начинает сравнивать себя с другими, причисляя и идентифицируя себя с заикающимися и дифференцируясь от «нормальных» людей. Он ограничивает сферы своей жизнедеятельности, перестает пытаться занять должное положение в обществе (найти работу или получить повышение, познакомиться с кем-либо и т.д.). Таким образом, заикание начинает оказывать влияние на всю жизнедеятельность человека. Он становится поглощен негативными эмоциями (стыдом, самообвинением, гневом и др.), которые заставляют его страдать.

Таким образом для больных заиканием характерна следующая модель поведения.

1. Возбудитель. Возбудителем является само заикание и любые ситуацию общения, в том числе запланированные (негативные ожидания) и ситуации общения в прошлом (негативные воспоминания). Возбудителем являются и любые стрессовые состояния, которые усиливают заикание.

2. Мысли. Для больных характерна оценка своей несостоятельности в процессе общения, а также чрезмерная фиксация на собственной речи. Могут встречаться такие мысли: «Сейчас я слишком много заикаюсь», «Ему со мной неприятно говорить», «Меня невозможно слушать», «Мне не имеет смысла заговаривать с этой/этим девушкой/парнем», «На работу меня такого никто не возьмет» и др.

3. Эмоции. Мысли индивида продуцируют в нем негативные эмоции по отношению к самому себе и миру. Он начинает ненавидеть себя, недолюбливать и подозревать других в том, что они относятся к нему негативно. Он испытывает стыд, разочарование, жалость и презрение к самому себе.

4. Физиология. Физиология в данном случае характеризуется нарастанием стресса и напряжения, что приводит к усилению заикания.

5. Поведение. Индивид, как правило пытается использовать компенсаторное поведение, пытаясь замаскировать свои речевые недостатки, либо, наоборот, избегающее поведение, стараясь избегать любых социальных ситуаций.

6. Последствия. Данный паттерн приводит как к ухудшению самого навыка общения и речи, так и к серьезным жизненным ограничениям, которые описаны выше.

Для больных характерно, такое когнитивное искажение, как «чтение мыслей». Больной склонен проецировать свое отношение к своей проблеме на других людей, полагая, что те воспринимают его, как глупого, нервного или неудачника.

Поддерживающие факторы

1. Социальное окружение. На развитие заикания влияет реакция на данную болезнь родителей больного. Их попытки помочь ребенку говорить медленнее, подышать, повторить и др. лишь увеличивают эмоциональное напряжение ребёнка, что способствует развитию проблемы. Непонимание и отсутствие принятия ребенка со стороны социального окружения (родителями, одноклассниками, ровесниками) вызывает ощущение ущемленности и неполноценности. Из-за этого, в свою очередь растут раздражительность и пугливость, угнетающие психику и усугубляющие речь.

2. Избегающее поведение. Наличие речевой проблемы вынуждает больного избегать ситуаций общения и голосового взаимодействия, в результате чего ограничиваются социальные связи и, как следствие, происходит деградация речевого навыка. Появляется настороженное отношение к другим людям, мнительность и подозрительность, больной приписывает свое отношение к проблеме другим людям

3. Компенсаторные стратегии – исправление речи. Часто, больные пытаются самостоятельно исправить свою речь без помощи специалиста. Любая неудача в этих действиях все больше убеждает больного в его несостоятельности. Попытки произвольного контроля речи разрушают естественный процесс порождения речи, активизирует тормозные механизмы, которые препятствуют свободному звукоизвлечению; Попытки преодоления логофобии путем подготовки к ситуациям социального взаимодействия повышают уровень тревожности и фиксирует внимание на возможных негативных последствиях.

4. Компенсаторные стратегии – превентивная агрессивная самозащита. Подобное поведение приводит к социальной изоляции и тормозит развитие коммуникационных навыков, это приводит к возникновению еще большего числа конфликтных ситуаций, а, следовательно, и к нарастанию нервного напряжения.

5. Компенсаторные стратегии – гиперобщительность. Чрезмерная направленность на общение при отсутствии соответствующих инструментальных возможностей приводит к речевым срывам на фоне нервного истощения.

Модулирующие факторы

Ситуационная сторона заикания хорошо объясняется моделью «возможности-требования». Речевая деятельность варьируется в зависимости от способности к плавности речи с одной стороны и от требований разговорной ситуации, с другой. Способность к плавности определяется физическими причинами, развитостью речевого навыка, проблемами и особенностями мышления и аффективной сферы больного. Требования обусловлены ситуационными факторами: давление ситуации общения, временная ограниченность, уровень напряженности разговорной ситуации и др. Степень влияния ситуационных факторов определяется внутренними переменными, такими, как недоверие к другому человеку и низкая самооценка. Среди других модулирующих факторов можно отметить следующие.

1. Наличие образца. Некоторые больные способны говорить плавно при копировании чужой речи.

2. Тип речи. Степень заикания может меняться при чтении стихов, пении и других режимах речи.

3. Партнер по общению. Степень заикания может меняться при общении с животными, детьми, или самим собой.

4. Ситуация общения. К наиболее проблемным ситуациям можно отнести публичные выступления, общение по телефону, разговор с незнакомцем. Они вызывают сильный страх у больных, продуцируя повышение степени заикания.

Гипноз & лечение заикания: отзыв о лечении заикания в стрессовых ситуациях

Лечение заикания: отзыв о лечении гипнозом заикания спустя 4 месяца.

Лечение заикания

Эффективное лечение предполагает системный подход к болезни. Чаще всего требуется участие нескольких специалистов: логопеда, психолога, невролога. Логопедическое вмешательство предполагает подбор дыхательных упражнений и помощь в выработке плавности речи. Психолог осуществляет анализ и нахождение скрытых причин невроза. Он, совместно с пациентом, подбирает новые более эффективные стратегии поведения в речевых ситуациях, и осуществляет коррекцию уровня стресса, что помогает снизить степень заикания индивида. В случае неврозоподобной формы заикания необходима консультация невролога, который рекомендует медикаментозное лечение. Далее мы перечислим конкретные методики по борьбе с заиканием.

Отдельные методики лечения

1. Метод тени. Пациент должен громко повторять слова за терапевтом с опозданием на одно-два слова. Возможно также использование громкого совместного чтения. Подобные методы основаны на легкости повторения больными чужой.

2. Использование ритма. Эксперименты показали, что больным гораздо проще повторять ритмически разложенную речь. В соответствии с этим больных учат разговаривать в такт с ритмичным движениям пальцев или монотонно и нараспев.

3. Терапия формирования плавности обучает больных говорить плавно, с помощью контроля над различными аспектами речи. Такое обучение происходит, как и любое другое формирование навыка, на основе оперантного обуславливания. Как только индивид овладевает минимальными навыками владения речью, ее скорость постепенно увеличивается, а интонация приближается к обычной.

4. Модификационная терапия. Данная терапия предполагает сознательный контроль своего заикание и переход от более ярко-выраженных его форм к менее выраженным. Методика направлена и на снижение напряжения больного во время заикания.

5. Слуховая обратная связь предполагает техники, которые позволяют больному услышать свой собственный голос, как будто речь течет правильно и плавно. Такого эффекта можно добиться, например, в хоре или в случаях, когда тем или иным образом больному блокируют обратную связь от своего голоса. Исследования эффективности показали неоднозначные результаты, варьирующиеся у разных пациентов: у одних, наступало серьезное улучшение, в то время как у других наблюдалось полное отсутствие прогресса.

6. Фармакотерапия. Используется вспомогательное медикаментозное лечение для снятия симптомов страха, тревоги, депрессий. Эффективность средств, направленных непосредственно на борьбу с болезнью, бензодиазепинов, антипротивосудорожных, антипсихотических и антигипертензивных препаратов, и антагонистов дофамина крайне низка. Только одно корректное исследование указало на снижение заикания менее чем на 5%. Для лечения неврозоподобного заикания применяют спазмолитики (толперизон, бенактизин), транквилизаторы. Доказана эффективность проведения дегидратации, а также курсов приема гопантеновой кислоты.

7. Дыхательные упражнения. Применяется диафрагмальное дыхание и другие дыхательные методики.

8. Иглорефлексотерапия. Такой метод обычно используется для временного снятия мышечных зажимов, однако он не снимает нервное напряжение и другие невротические комплексы, а, следовательно, не может искоренить проблему.

9. . Лечение гипнотерапией подразумевает, как воздействие внушением, так и использование катарсических механизмов. Внушение поддерживающее работу логопеда, позволяет устранить логофобию. Катарсическое воздействие в ряде случаев способно избавить больного от заикания.

10. Аутогенная тренировка. AT помогает воздействовать лишь на явления логофобии, но не искореняет заикание.

11. Суггестивные методы. Данная группа методов оказалась малоэффективной, однако суггестивное воздействие может способствовать ослаблению и устранению логофобии в ситуациях эмоционального напряжения.

Реализация поведенческой терапии методом десенсибилизации и дру­гими методами, не было успешным.

Комплексные методики лечения

12. Группы поддержки и самопомощи. Подобные группы основаны на положении, что какого-то чудесного лекарства не существуют, но само заикание является лишь психологическим барьером. В группах больные обучаются мириться со своим недугом и жить с ним, что снижает уровень стресса, а, следовательно, и заикания.

13. Патогенетическая психотерапия по Мясищеву. Данный вид психотерапии подразумевает изменения системы отношений пациента и коррекцию его поведения, на основе изучения особенностей его личности и этиопатогенетических механизмов невротического состояния.

14. Различные логопедические игровые методики и методики исправления речи. Подобные методики направлены на развитие речевого навыка в процессе игр, чтения считалок, стихов. Часто такие игры выстраиваются поэтапно по степени сложности, и включают в себе разносторонние методы овладения речью.

15. Компьютерные программы. Существуют некоторые специальные программы для исправления речи. Они позволяют общаться напрямую с компьютеров, чем снимают ощущение тревожности, которое обычно возникает при общении с другим человеком. Воздействие отдельных программных продуктов направлено на синхронизацию речевого и слухового центров мозга (изменённая обратная связь). Так это, например, делается в программе BreathMaker. Больной говорит в микрофон идущий к компьютеру. Специальная программа исправляет звучание его речи и подает звук в наушники. Таким образом, центр Вернике распознает данную речь, как правильную, что позволяет снять тонус с центра Брока. Данный подход направлен, как на устранение психологического напряжения и неуверенности, так и на тренировку навыка – человек должен подстроиться под голос, моделируемый программой. Другие программы могут провоцировать больного, моделируя ситуации, с которыми можно столкнуться в обычной жизни. Больному же необходимо грамотно ответить в микрофон. Программа оценивает ответ и если он не соответствует заданным параметрам, то больному следует попробовать снова, пока не получится.

Эффективность лечения

Эффективность лечения определяется рядом факторов:

1. Характером дефекта (невротическая или неврозоподобная форма) и степенью его выраженности.

2. Возрастом больного в момент начала коррекции и ее продолжительностью;

3. Комплексностью лечения (привлечение разных специалистов и методик);

4. Учет индивидуальных особенностей больного при выборе тех или иных методов;

5. Мотивацией больного и его установкой на обучение.

Раннее вмешательство является основным фактором лечения наравне с характером дефекта. С течением времени проблема усугубляется. Например, если заикание выявлено, когда развилось вторичное поведение лишь 18% детей старше пяти выздоравливают спонтанно. Для взрослых больных не существует однозначного метода лечения, хотя они могут частично восстановиться или даже полностью выздороветь при правильном лечении. Одни больные после обучения меньше заикаются и испытывают меньшее стресса, у других не наблюдается никакого прогресса. Медикаментозная терапия и традиционно используемыми логопедические приемы, симптоматическая суггестия или гипноз

Заикание вашего ребенка - это повод подойти к зеркалу

История коллеги. “Я сам заикался с пяти лет. Официальная версия была такова: в нашу детсадовскую группу повезли детский театр с пьесой про Карлсона. "Мужчина в самом расцвете сил" в этом спектакле разговаривал с характерным заиканием. (Кстати, много позднее телевизионный Карлсон в исполнении Спартака Мишулина почему то тоже заикался). Так вот, после этого спектакля я и начал заикаться. Вроде как хотел быть похожим на понравившегося героя. Меня водили к логопедам, но ничего не менялось. В школе были сложности с теми предметами, где надо было отвечать или читать вслух, но в институте стало полегче - я внутренне смирился с заиканием и успокоился. Сейчас, оглядываясь назад, я отчетливо понимаю, что каждый выбор в своей последующей жизни делал с поправкой на свое заикания: друзья, первая женитьба, первая профессия, характер собственного бизнеса, хобби, интересы - все стороны моей жизни принимали такой вид, чтобы была возможность поменьше говорить.

Как ни странно, но избавление от напасти началось, когда все вокруг стало рушиться – семейная жизнь, бизнес. Стресс привел не к усилению, а к ослаблению заикания. Сейчас я понимаю, почему симптом стал сглаживаться - когда человеку нечего больше терять, он становится более спокойным. И тем не менее, живое общение продолжало вызывать дискомфорт, и вполне закономерно река жизни меня вынесла туда, где я смог не только убрать расстройство, но и понять, откуда «ноги растут».

Когда я стал изучать психологию, мои преподаватели уже через неделю объявили, что к концу обучения заикания не будет. Так и случилось. Курс обучения включал много разных дисциплин, в том числе личную терапию, где за один сеанс (один, Карл!) из меня вытащили и причину заикания, и способ, его устранения, успешно примененный.

Оказалось, все дело было в моей детской страсти к чтению стихов про дядю Степу на стуле. Я отдавался этому действу как актер - читал с выражением, в лицах. Все вокруг умилялись, хлопали в ладоши, говорили слова, и только один человек откровенно выражал свое недовольство происходящим - мой отец. Очевидно, у него были причины всякий раз нервничать и повторять, что «из ребёнка вырастет клоун», но мне они были неведомы. Папа для любого ребёнка 5-ти лет является чем-то вроде полубога, и когда этот полубог всем своим видом показывал, что он «против», то ребенок пытается преодолеть противоречие. В моем случае, выход был найден в том, чтобы порадовать папу в полном соответствии с его прибауткой про "клоунов". Я решил, что папа хочет, чтобы я стал клоуном, но ещё не знал, каким. На спектакле увидел, как папе понравится Карлсон, и все стало ясно. Сразу после спектакля я стал заикой. Фактически, папа дал команду на запрет самовыражения через слова, и ребёнок доступным ему способом выполнил ее.

Сегодня я, действительно, не могу сказать, почему люди заикаются, но я могу находить причину в каждом конкретном случае. Наверное есть внутренняя логика в том, что бывший заика лечит заикание, но в моем случае приход в психологию был продиктован совсем другими обстоятельствами и мотивами. Впрочем, все "у богов на коленях" - наши подсознательные мотивы остаются сокрыты рассудку и открывающееся поле для рассуждений позволяет нам разве что морализировать и делать выводы.

Как показывает моя история, заикание может быть знаком для родителей, чтобы они обратили внимание на собственное поведение. Ещё один принцип, который следует этой исповеди: ничто не беда - «если где-то что-то убыло, то в другом месте обязательно прибудет». Благодаря ограничениям на устное самовыражение, я развил в себе способности работать руками и головой, чего бы не случилось, если бы не мое заикание. И как говорится, Бог любит Троицу, - всем, кто заикается или картавит, напоследок скажу как человек, побывавший по обе стороны баррикады, о тихом факторе, без которого снятие рефлекса не возможно. Это психологическая блокировка, которая, обычно, ассистирует недугу. Она может быть связана с чем угодно, но именно она выступает в роли дрожжей, без которых, как известно, не варится ни одна брага.”

Практически каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось выступать перед аудиторией. А многие профессии связаны с необходимостью постоянного выступления перед людьми. Сюда относятся: преподаватель, политик, артист, менеджер, руководитель тренингов, лектор и многие другие виды деятельности.

Большинство людей, работающих в одной из таких сфер, испытывают сильный страх перед публичными выступлениями. В психологии этот страх называется глоссофобией. Другие названия – логофобия, пейрафобия. Давайте разберемся, что представляет собой эта фобия и как ее преодолеть.

Глоссофобией называется психическое расстройство, при котором человек панически боится выступать перед другими людьми. Аудитория может быть большая (зрители в зале) или маленькая (коллеги, собравшиеся на совещание в рабочем кабинете), но необходимость выступить перед ней пугает человека, вызывая ряд неприятных психических и соматических реакций. Боязнь говорить носит название вербофобия.

Человек может быть хорошим специалистом в своей области и прекрасно знать материал, с которым ему предстоит выступить, но оказываясь перед аудиторией, он совершенно теряется, забывает слова, не может сконцентрироваться. Все это существенно ухудшает качество жизни глоссофоба, мешает ему продвигаться по карьерной лестнице, снижает самооценку.

Школьники и студенты тоже нередко испытывают сильный страх перед аудиторией. По этой причине они не могут нормально отвечать на уроке, сдавать экзамены, даже если хорошо знают материал. Естественно, это негативно влияет на успеваемость ученика или студента.

Согласно психологическим исследованиям, проводимым в этой области, 95% людей в той или иной степени страдают боязнью сцены. Вот почему многих интересует эта проблема и способы борьбы с ней.

Чем опасна боязнь сцены?

Каждый человек, выходя на сцену, немного волнуется. Это естественное состояние, которое присуще всем. Оно обладает некоторым положительным действием, поскольку помогает собраться, сосредоточиться во время выступления. Однако это естественное волнение не имеет ничего общего с глоссофобией.

Глоссофобия – это патологическая боязнь публичных выступлений, которую невозможно преодолеть. На первый взгляд, может показаться, что эта фобия безобидна и неспособна причинить человеку серьезного вреда. На самом деле это не так.

Индивид, страдающий пейрафобией, испытывает постоянный стресс, когда ему приходится выступать перед публикой. Если человек работает в такой сфере, где не нужно контактировать с аудиторией, то он может спокойно жить со своим страхом. Но если его профессия связана с частыми публичными выступлениями, то ему придется трудно. Постоянные стрессы способны подорвать физическое и психическое здоровье.

Человек теряет уверенность в себе, у него падает самооценка, развиваются комплексы, он замыкается в себе. Страх заставляет его бросить профессию, связанную с публичными выступлениями, даже если она очень нравится.

Нередко глоссофобы стараются заглушить свой страх алкоголем, наркотиками или сильнодействующими седативными препаратами. Злоупотребление подобными веществами может привести к развитию алкоголизма или наркомании. Поэтому всем публичным людям, страдающим пейрафобией, обязательно необходимо бороться со своим недугом.

Симптомы глоссофобии

Страх выражается набором типичных симптомов, характерных для всех видов фобий:

  • у человека начинает дрожать голос, его тембр изменяется;
  • возникает мышечное напряжение;
  • сердцебиение учащается, человек ощущает чувство сдавливания в груди, ему не хватает воздуха;
  • наблюдается повышенное потоотделение, тремор конечностей, руки и ноги холодеют и слабеют;
  • возможно головокружение или головная боль, тошнота;
  • человек ощущает сухость во рту, ему трудно говорить.

Перечисленные симптомы у разных людей проявляются с разной интенсивностью. Особо впечатлительные особы могут даже упасть в обморок. У детей возможно непроизвольное мочеиспускание. В редких случаях такое явление наблюдается и у взрослых. Конечно же, в подобном состоянии выступать перед людьми не представляется возможным.

Если логофобия выражена не слишком сильно, человек может собраться с духом и все-таки провести выступление, подавляя свой страх. При сильной фобии сделать это не удается, и выступающий либо теряет сознание, либо убегает со сцены.

Причины глоссофобии

Психологи выделяют две причины, по которым у человека возникает боязнь сцены:

  1. Генетические факторы;
  2. Социальные факторы.

В случае с генетическими причинами фобия развивается под влиянием повышенной эмоциональности, высокого уровня тревожности, индивидуальных особенностей характера и темперамента.

Эмоционально неустойчивый индивид боится быть отвержденным, боится осуждения и неприятия. Эти страхи постепенно разрастаются в настоящую фобию. Наследственность также играет существенную роль в развитии патологической боязни сцены. Если кто-либо из родителей страдал подобным расстройством, ребенок мог унаследовать его. Психологи подметили, что у родителей и детей очень часто бывают одинаковые страхи и идентичное их проявление.

В случае с социальными причинами пейрафобию провоцирует воспитание. Чаще всего страх сцены возникает у детей, воспитанных строгими и деспотичными родителями. Если ребенка ругают за громкие разговоры на улице, заставляют вести себя в обществе тихо и неприметно, он может начать бояться публичного внимания.

Чрезмерные запреты, запугивания, подавления, психологическое и физическое насилие формируют в ребенке многочисленные страхи и неуверенность в себе. Вырастая, такой человек стремится быть незаметным, скромным, старается не привлекать внимания к своей персоне, боится общественного осуждения.

Родители-перфекционисты, требующие от своего ребенка быть первым во всем, тоже рискуют воспитать глоссофоба. Человеку с детства внушают, что надо всегда быть лучшим, и он прилагает все силы, чтобы добиться восхищения и признания со стороны окружающих. Но быть совершенным всегда и во всем невозможно, поэтому рано или поздно такой индивид сталкивается с неудачей. Эта неудача может подорвать его уверенность в своих силах и вызвать боязнь быть отвергнутым.

Нередко причиной развития глоссофобии становится опыт неудачного выступления перед публикой. Например, школьник или студент выступал перед зрителями, и его осмеяли, унизили. Ситуация усугубляется, если унижение исходило не только от сверстников, но и от взрослых. Подобное происшествие способно оставить глубокий след в душе неуверенного, стеснительного человека, повлияв на его дальнейшее развитие.

Люди с дефектами речи тоже нередко боятся выступать перед публикой. Такое состояние называют логоневрозом. Такие люди вполне комфортно чувствуют себя в кругу близких друзей, но необходимость выступить перед аудиторией выбивает их из колеи. Они боятся, что другие люди будут высмеивать их недостаток. Чаще всего такие опасения вполне обоснованы, потому что в любом обществе есть индивиды, нетерпимые к чужим дефектам.

Как побороть страх сцены?

Многие знаменитости страдали боязнью сцены, однако они преодолели свои страхи и добились успеха в профессии. Это говорит о том, что с пейрафобией можно и нужно бороться. Если вы боитесь выступать перед публикой и хотите избавиться от страха сцены, вам помогут советы психологов.

  • Тщательно подготовьте выступление

Чтобы не опозориться перед слушателями, хорошо подготовьтесь к выступлению. Например, вам необходимо сделать доклад. Соберите всю необходимую информацию, законспектируйте материал и хорошо заучите его. Составьте краткий план, в котором укажите основные тезисы своего выступления.

Подумайте, какие вопросы могут возникнуть и слушателей и заранее подготовьте ответы на них. Прорепетируйте свою речь перед зеркалом, а еще лучше – запишите на диктофон, чтобы послушать, как она звучит со стороны. Выявите ошибки, запинки и избавьтесь от них. Зачитайте свой доклад близким людям, пусть они оценят его и подскажут, что нужно исправить. Такая подготовка точно не даст вам провалиться на выступлении.

  • Избавьтесь от неизвестности

Незнакомая публика всегда внушает страх, поскольку вы не знаете, какой реакции от нее можно ожидать. Перед выступлением проанализируйте аудиторию – количество человек, их возраст, пол, социальный статус, интересы. Подумайте, чего эти люди ждут от вас, что будет им интересно. Возможно, стоит выбрать юмористический подход или же, наоборот, сделать выступление максимально интересным. Проработайте эти нюансы, и ваша уверенность на сцене существенно повысится, ведь вы заранее будете знать, с кем вам придется общаться.

  • Не воспринимайте публику как строго критика

Логофобы очень боятся критики со стороны зрительного зала. Они обращают внимание на каждый смешок или неодобрительный взгляд и от этого все больше теряют уверенность в собственных силах. Чтобы этого избежать, не нужно концентрироваться на негативном отношении. Запомните: мнение аудитории никогда не бывает однозначным. В зале всегда найдутся и критики, и благодарные слушатели. Сосредоточьте свое внимание на последних. Ловите каждый одобрительный кивок, каждую улыбку или восторженный возглас. Не пытайтесь понравиться всем, работайте для тех зрителей, которые выказывают вам свое расположение.

  • Позвольте себе быть неидеальным

Дайте себе право на ошибку. Ошибаются даже профессионалы высокого класса, поэтому не стоит волноваться по этому поводу. Не принимайте критику близко к сердцу. Она далеко не всегда бывает объективной. У зрителя может быть просто плохое настроение или же он вовсе не разбирается в теме вашего выступления. Изучите техники, повышающие самооценку, и применяйте их.

  • Настройтесь на позитив

Выходя на сцену, настройте себя на положительный лад. Не думайте об исходе своего выступления, а сосредоточьтесь на текущем моменте. Обдумывайте каждое слово, каждый жест. Почувствуйте себя человеком, делающим важное дело. Ощутите, как это приятно – быть в центре внимания множества людей.

Чтобы преодолеть сильное волнение перед выступлением и не чувствовать себя на сцене скованно, научитесь расслабляться. Освойте дыхательные техники и специальные расслабляющие упражнения. Не принимайте скованных, закрытых поз. Еще один важный момент – улыбка. Обязательно улыбайтесь публике и в ответ тоже получите улыбки.

Что делать, если ничего не помогает?

Если вы перепробовал все методы, помогающие побороть страх перед выступлением, но не добились положительного результата, обратитесь за помощью к специалисту. Возможно, ваша фобия достигла такой стадии, на которой без помощи психолога или психотерапевта не обойтись.

Не стесняйтесь обратиться за помощью, в этом нет ничего постыдного. Многие публичные люди работают с психологами, помогающими им преодолеть боязнь сцены. Специалист подберет эффективные психотерапевтические методики и назначит успокоительные препараты, снижающие тревожность.

Избавиться от логофобии может каждый. Если ваша карьера и профессиональная деятельность зависит от умения выступать на публике, приложите все усилия, чтобы перебороть свои страхи и обрести уверенность в себе. Поверьте, результат того стоит!

Аннотация:

В статье идет речь о диагностике заикающихся подростков и взрослых, выявлении логофобии и других вторичных личностных изменений, которые учитываются при определении степени тяжести заикания. Рассматриваются тестовые методики, как дополнительный метод диагностики логофобии.

Логофобия в клинической картине заикания

Использование тестовых методик в диагностике логофобии у подростков и взрослых

Сталкиваясь с обследованием заикающихся подростков и взрослых, немаловажно уделить внимание выявлению логофобии и вторичных психологических изменений в состоянии обследуемого, так как выявление психических симптомов играет важную роль при определении степени тяжести заикания.

Это особенно актуально при диагностике лиц призывного возраста, проходящих военно-врачебную комиссию, а также для дальнейшего планирования комплексной медико-психолого-логопедической реабилитации.

Если рассматривать клиническую картину заикания, то можно выделить две группы нарушений, выступающих на первый план:

  1. это собственно речевые нарушения - судороги речевых мышц (артикуляционные, голосовые и дыхательные);
  2. расстройства в психоэмоциональной сфере — вторичные личностные изменения, которые возникают у заикающегося в результате затруднения речевого общения. Эти изменения проявляются в виде логофобии, звукофобии, болезненной фиксации на заикании, многочисленных речевых и двигательных уловках, поведенческих особенностях.

Рассмотрим подробнее, как проявляются особенности в психоэмоциональной сфере и в поведении заикающегося.

Непосредственно в процессе беседы с обследуемым, как правило, обращают на себя внимание двигательные и речевые уловки.

Двигательные уловки

Двигательные уловки представляют собой сознательные действия которые сопровождают речь и носят маскировочный характер (пациент шмыгает носом, потирает нос, переступает с ноги на ногу, двигает плечами, прикрывает рот рукой, трогает волосы, расстегивает и застегивает пуговицу и т. д.).

Многие заикающиеся отмечают, что им становится легче говорить совершая какое-либо действие, однако такой эффект возникает из-за отвлечения от речи.

У некоторых пациентов двигательные уловки настолько сложны, что напоминают ритуал.

Речевые уловки

К речевым уловкам относятся эмболы или эмболофразия — слова или звукосочетания, лишенные смысловой нагрузки, которые заикающиеся произносят перед трудными звуками, либо чтобы заполнить паузы в речи.

Также к речевым уловкам можно отнести сознательное изменение лексико-грамматического строя речи. Предвидя речевую судорогу заикающийся меняет местами слова во фразе, заменяет слово синонимом. Преимущественно это наблюдается у подростков и взрослых.

Звукофобия

При обследовании выявляем у пациента наличие «трудных звуков» и избегание произнесения слов начинающихся на эти звуки. Чаще всего, этими «трудными звуками» являются согласные, при произнесении которых неизбежно возникают запинки в речи.

Избегая определенных звуков, пациент может заменять слова, подбирать синонимы, менять слова местами, произнесение этих звуков может сопровождаться сопутствующими движениями, двигательными уловками.

Если у пациента есть страх перед произнесением сложных для него звуков, то это свидетельствует о звукофобии.

Логофобия

У многих заикающихся, начиная с подросткового возраста, а иногда и раньше, появляется боязнь речевого общения — логофобия. Проявляется логофобия навязчивыми переживаниями и страхом возникновения речевых судорог.

Страх перед речевым общением приводит к увеличению запинок в речи, а последние способствуют нарастанию страха перед речью.

При логофобии характерно:

  1. Избегание речевых нагрузок, ограничение речевых контактов (пассивная форма компенсации).
  2. Возникновение страха перед речью при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом.
  3. Появление страха перед речью при одной мысли о необходимости речевого общения. В таком состоянии заикающиеся часто говорят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.
  4. У некоторых заикающихся может отмечаться явление гиперкомпенсации, проявляющееся в чрезмерной навязчивости в общении и даже агрессии.
  5. Появляются определенные ситуации (общение со сверстниками, лицами противоположного пола, звонки по телефону, общение с малознакомыми людьми и т.д.) в которых усиливается страх перед речью. Это приводит к ограничению общения и избеганию неприятных “речевых” ситуаций.
  6. Учащиеся часто отказываются от устных ответов перед классом и переходят на письменные ответы, либо отвечают после уроков.
  7. Возникновение невротических реакций в результате постоянных затруднений в речи.
  8. У взрослых заикающихся может появиться чувство неполноценности, которое сопровождается сниженным настроением, постоянным ситуационным страхом перед речью, некоторые полностью отказываются от речевого общения.

Тестовые методики как дополнительный метод в выявлении логофобии

Чтобы провести обследование наиболее эффективно, кроме наблюдения и беседы как дополнительный диагностический инструмент, целесообразно использование тестовых методик.

Тестовая методика «Речевой опросник»

В опроснике предлагаются 40 предложений разбитые на 10 групп, которые необходимо завершить одним из четырех предложенных стандартизированных ответов.

В процессе беседы с обследуемым выясняем в каких ситуациях, обстоятельствах, при общении с какими людьми труднее всего говорить. После проведенной беседы, даем обследуемому заполнить тестовую методику «Речевой опросник» (см. приложение1).

Процедура проведения:

Даем тесты обследуемому, и разъясняем, что в конце каждого предложения необходимо поставить цифру соответствующую одному из наиболее подходящих вариантов ответов.

1. …я говорю спокойно и без затруднений.
2. …я говорю с незначительными запинками.
3. …мне говорить трудно.
4. …мне говорить очень трудно.
В предложениях 15, 20, 25, 32 в четвертом варианте пре¬дусмотрен ответ отказ от речи («я говорить отказываюсь»)

Результаты оцениваются следующим образом:

По каждому блоку рече¬вых ситуаций суммируются полученные баллы. Уровень логофобии определяется по наибольшей сумме баллов.

Шкала оценок:

Интерпретация результатов, уровни логофобического синдрома у обследуемых.

1. Если преобладает сумма баллов в первой группе вопросов, то результат трактуется как наличие речевых затруднений без логофобии (РЗ).

2. I уровень логофобии . Психологическое реагирование на заикание но¬сит невыраженный характер, пациент немного стесняется своей речи.

3. II уровень логофобии . Обследуемый боится говорить во многих ситуациях речевого общения, по возможности старается избегать речи в официальной обстановке. Выбирает магазины самообслужи¬вания. При необходимости пользуется телефоном, отмечая выраженные затруднения по I варианту (легче ответить на звонок) .

4. III уровень логофобии . Пациент практически инвалидизирован. В лю¬бых ситуациях речевого общения отмечается выраженный страх перед речью.

Нередко в связи с этим не учится и не работает. Круг общения резко ограничен семьей (в семье также возможна определенная избирательность в системе общения). Друзей, знакомых, как правило, не имеет. Людей противоположного пола обычно сторонится.

Если пациент испытывает речевые затруднения в ситуациях из первой группы вопросов «Речь наедине с собой», то это говорит о том, что речевое нарушение имеет выраженную органическую основу.

Если обследуемый не преувеличивает тяжесть своего состояния т.е. без аггравации (что возможно при обследовании лиц, направленных военкоматом), визуальное наблюдение специалиста совпадает с его самооценкой и, соответствует уровню логофобии, выявленному с помощью тестовой методики «Речевой опросник».

Опросник для оценки речевой тревоги Р. Эриксона адаптированный В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько

Этот опросник можно использовать при диагностике школьников, подростков и взрослых, он позволяет определить степень выраженности переживаний заикающихся по поводу собственной речи.

Опросник состоит из 24 суждений, на каждое суждение необходимо дать один из двух ответов да «+» или нет «-». (см. приложение 2).

Процедура проведения

Дается инструкция: прочитайте каждое утверждение теста и поставьте рядом с ним знак «+», если вы согласны с этим утверждением, и знак « - », если не согласны.

При обработке результатов мы подсчитываем количество совпавших ответов с ключом. Одно совпадение с ключом соответствует одному баллу. Далее суммируем общее количество баллов.

Ключ к интерпретации результатов по методике речевой тревожности
Р. Эриксона в адаптации В.А. Калягина-Л.Н. Мацько

№ суждения

Ответ:

№ суждения

Логофобия или страх говорить - это навязчивый страх речи при тяжелых нарушениях речи, чаще всего при заикании. Говорящий испытывает чувство стыда перед своим дефектом речи, беспокоится о том, какое впечатление произведёт на окружающих, боится запнуться.
При возникновении логофобии у человека формируется неуверенность в себе, снижается самооценка. Постепенно сужается круг общения, ограничивается зона комфорта. Это, в свою очередь, является фактором возникновения психоэмоционального напряжения, которое может как усиливать заикание или саму логофобию, так и вызывать другие расстройства невротического круга.

Как правило, логофобия развивается в следующем порядке:

  • Страх при говорении (непосредственно в ситуации речи);
  • Страх при приближении ситуации (ожидание неудачи);
  • Страх при мысли о ситуации (возможно, ситуации и не будет, но страх уже есть).

В клинической картине заикания логофобия занимает определенное место. Выделяют три основные формы заикания. Для каждой из форм логофобия имеет своё значение.

  • Невротическое заикание (логоневроз)

Данный тип заикания вызван психогенными причинами, т.е. психотравмой острого (например, испуг) или хронического характера. В данном случае страх речи является одним из основных механизмов, поддерживающих нарушение речи. Вызванный психотравмой, логоневроз формирует страх говорения, который, в свою очередь, является вторичным фактором появления заикания в ситуации волнения. Чем больше человек боится, тем сильнее заикается. Чем сильнее заикается - тем сильнее боится. Постепенно формируется порочный круг. Подтверждением того, что логофобия (вторично) провоцирует заикание, служат примеры, когда дома в комфортной привычной обстановке с близкими людьми человек перестаёт заикаться. В ситуации же общения с незнакомыми людьми, выступлений на публике заикание усиливается.

  • Неврозоподобное заикание

Возникает в результате сосудистых, органических и других поражений центральной нервной системы. При такой форме заикания также может возникать логофобия. В данном случае логофобия будет усложнять общую картину и снижать эффективность лечения. При длительном развитии логофобии такое заикание может перетечь в следующую форму:

  • Смешанное заикание

Это по сути «два в одном», когда первично заикание диагностировалось как неврозоподобное, но со временем при воздействии дополнительных стрессовых факторов на ослабленную нервную систему возникло невротическое «наслоение». Такое заикание имеет характеристики обеих форм заикания. Поддаётся коррекции сложнее, чем первые два. Безусловно, не последнюю роль в формировании такой двойственной природы заикания играет логофобия.

Терапия при страхе говорить (логофобии)

Поскольку мы имеем дело с двумя компонентами заикания - эмоциональной реакцией личности на дефект речи и самим дефектом речи, терапия должна осуществляться в двух направлениях:

  • Нормализация темпа, ритма и плавности речи, уменьшение речевых судорог. Это работа с - над функционированием артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата. При необходимости (как правило, при неврозоподобной форме) - сопровождение врача-невролога.
  • Гармонизация психоэмоционального фона, избавление от иррационального страха говорения. Это преимущественно психологическая часть работы, поэтому ее осуществляет квалифицированный .

Следует помнить, что это лишь общая базовая схема . Соотношение компонентов терапии будет меняться в зависимости от формы заикания. А достоверно определить ее может только квалифицированный логопед-дефектолог при тщательной диагностике. Он же даст направление к врачу-неврологу и к психологу/психотерапевту, если это будет необходимо.

Похожие публикации