Итальянский флот во второй мировой войне. Подготовка

Смех, как известно, продлевает жизнь, а если речь заходит о Regia Marina Italiana, то жизнь продлевается вдвойне.

Гремучая смесь из итальянского жизнелюбия, халатности и разгильдяйства способна превратить в фарс любое полезное начинание. О Королевских военно-морских силах Италии ходят легенды: в годы войны итальянские моряки добились фантастического результата - потери флота превысили списочный корабельный состав ВМС Италии! Практически каждый итальянский корабль погибал/тонул/был захвачен за время своей службы дважды, а порой и трижды.

Не найти в мире другого корабля, подобного итальянскому линкору «Конте ди Кавур». Впервые грозный бэттлшип был потоплен на своей якорной стоянке 12 ноября 1940 года в ходе налета британской авиации на ВМБ Таранто. «Кавур» был поднят со дна и простоял всю войну в ремонте, пока не был затоплен собственным экипажем в сентябре 1943 года при угрозе захвата германскими войсками. Спустя год немцы подняли линкор, но под конец войны «Кавур» был вновь уничтожен авиацией союзников.

Упомянутая атака на военно-морскую базу Таранто стала хрестоматийным примером итальянской пунктуальности, аккуратности и исполнительности. Погром в Таранто, учиненный британскими летчиками, сопоставим по своему масштабу с Перл-Харбором, однако британцам потребовалось в двадцать раз меньше усилий, чем японскими ястребам для нападения на американскую базу на Гавайях.


Надстройки линкора "Конте ди Кавур" жалобно смотрят на нас из воды


20 фанерных бипланов «Суордифиш» за одну ночь разнесли в клочья главную базу итальянского флота, потопив три линкора прямо на якорных стоянках. Для сравнения - чтобы «достать» немецкий «Тирпиц», прячущийся в полярном Альтен-фьорде, британской авиации пришлось совершить около 700 боевых вылетов (не считая диверсий с использованием мини-субмарин).

Причина оглушительного разгрома в Таранто элементарна - трудолюбивые и ответственные итальянские адмиралы по неясным причинам не натянули, как следует, противоторпедную сеть. За что и поплатились.

Не менее скверно выглядят другие невероятные приключения макаронников итальянских моряков:

Подводная лодка «Ондина» пала в неравной борьбе с южноафриканскими траулерами Protea и Southern Maid (бой у побережья Ливана, 11 июля 1942 г.);

Эсминец «Себенико» был взят на абордаж экипажем немецкого торпедного катера прямо в порту Венеции 11 сентября 1943 года - сразу после капитуляции фашистской Италии. Бывшие союзники вышвырнули за борт итальянцев, отобрали эсминец и, переименовав «Себенико» в ТА-43, использовали его для охраны средиземноморских конвоев вплоть до весны 1945 года.

Итальянская подлодка «Леонардо да Винчи» завалила у берегов Африки быстроходный 21000-тонный лайнер «Императрица Канады». На борту лайнера находилось 1800 человек (погибло 400) - половина из которых, по иронии судьбы, были итальянскими военнопленными.
(впрочем, итальянцы здесь не одиноки - подобные ситуации происходили регулярно в годы Второй мировой)

и т.д., и т.п.


Итальянский эсминец "Дардо" встречает окончание войны


Неслучайно британцы придерживаются мнения: «итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать».

А строить корабли итальянцы и вправду умели - итальянская школа кораблестроения всегда отличалась благородными стремительными линиями, рекордными скоростями хода и непостижимой красотой и грацией надводных кораблей.

Фантастические линкоры типа «Литторио» - одни из лучших линкоров предвоенной постройки. Тяжелые крейсеры типа «Зара» - гениальный расчет, где использованы все преимущества от выгодного географического положения Италии посреди Средиземного моря (к черту мореходность и автономность - родной берег всегда близок). В результате, итальянцам удалось воплотить в конструкции «Зар» оптимальное сочетание защищенности/огня/подвижности с упором на тяжелую броню. Лучшие крейсеры «вашингтонского» периода.

И как здесь не вспомнить черноморский лидер «Ташкент», тоже построенный на верфях Ливорно! Полный ход 43,5 узла, да и в целом, корабль получился отличный.


Линкоры типа "Литторио" ведут огонь по кораблям британской эскадры (бой у мыса Спартивенто, 1940 год)
Итальянцы добились попадания в крейсер "Бервик", серьезно повредив последний


Увы, несмотря на передовое техническое оснащение, Regia Marina - некогда мощнейший из флотов на Средиземном море, бездарно проиграл все сражения и превратился в посмешище. Но так ли все было на самом деле?

Оклеветанные герои

Британцы могут шутить сколько угодно, но факт остается фактом: в боях на Средиземном море флот Её Величества потерял 137 кораблей основных классов и 41 подлодку. Еще 111 надводных боевых единиц потеряли союзники Великобритании. Разумеется, половина из них была потоплена немецкой авиацией и подводниками Кригсмарине - но даже оставшейся части достаточно, чтобы навечно записать итальянских «морских волков» в пантеон великих морских воителей.

Среди трофеев итальянцев -

Линкоры Её Величества «Вэлиент» и «Куин Элизабет» (подорваны итальянскими боевыми пловцами на рейде Александрии). Сами британцы классифицируют эти потери, как constructive total loss. Говоря русским языком - корабль превращен в побитую груду металла с отрицательной плавучестью.
Поврежденные линкоры, один за другим, повалились на дно Александрийской бухты и выбили из строя на полтора года.

Тяжелый крейсер «Йорк»: потоплен итальянскими диверсантами с помощью быстроходных катеров, нагруженных взрывчаткой.

Легкие крейсера «Калипсо», «Каир», «Манчестер», «Нептун», «Бонавенчер».

Десятки подлодок и эсминцев под флагами Великобритании, Голландии, Греции, Югославии, Свободной Франции, США и Канады.

Для сравнения - советский ВМФ в годы войны не потопил ни одного вражеского корабля крупнее эсминца (ни в коем случае не в упрек русским морякам - иная география, условия и характер ТВД). Но факт остается фактом - в активе у итальянских моряков десятки ярких морских побед. Так имеем ли мы право смеяться над достижениями, подвигами и неизбежными ошибками «макаронников»?


Линкор HMS Queen Elizabeth на рейде Александрии


Не меньшую славу Regia Marina принесли подводники - такие асы, как Джанфранко Гаццана Приороджа (потопил 11 транспортов суммарным в/и 90 000 тонн) или Карло Феция ди Коссато (16 трофеев). Всего плеяда из десяти лучших итальянских асов подводной войны потопила свыше ста кораблей и судов союзников суммарным водоизмещением 400 000 тонн!

Ас-подводник Карло Феция ди Коссато (1908 - 1944)


За годы Второй мировой войны итальянские корабли основных классов совершили 43 207 выходов в море, оставив за кормой 11 миллионов огненных миль. Моряки ВМС Италии обеспечили проводку бесчисленного множества конвоев на Средиземноморском ТВД - согласно официальным данным, итальянские моряки организовали доставку 1,1 млн. военнослужащих и более 4 миллионов тонн различных грузов в Северную Африку, на Балканы и на острова в Средиземном море. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

Статистика гласит: транспортные суда под прикрытием Regia Marina доставили на Африканский континент 28 266 итальянских и 32 299 немецких грузовиков и танков. Кроме того, весной 1941 года были перевезены 15 951 единиц техники и 87 000 вьючных животных по маршруту Италия - Балканы.

Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин. Морская патрульная авиация Regia Marina совершила 31 107 боевых вылетов, проведя в воздухе 125 тысяч часов.


Итальянские крейсера «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Через несколько месяцев на выставленных минах подорвется британское ударное соединение. На дно уйдут крейсер "Нептун" и эсминец "Кандагар"

Как вяжутся все эти цифры с нелепым образом криворуких бездельников, только и делающих, что жующих свои спагетти?

Итальянцы с давних времен были великими мореходами (Марко Поло), и было бы слишком наивно полагать, что в годы Второй мировой они просто так выбросили «белый флаг». ВМС Италии принимали участие в боях по всему миру - от Черного моря до Индийского океана. А быстроходные итальянские катера отметились даже на Балтике и на Ладожском озере. Кроме того, корабли Regia Marina действовали в Красном море, у побережья Китая, и, разумеется, на холодных просторах Атлантики.

Итальянцы здорово потрепали флот Её Величества - лишь одно упоминание о «черном князе» Валерио Боргезе приводило в смятение все британское Адмиралтейство.

Бандито-диверсанто

«…итальянцы, в определенном смысле, куда меньшие солдаты, но гораздо большие бандиты» /М. Веллер/
Верные традициям легендарной «сицилийской мафии», итальянские моряки оказались непригодны для честных морских баталий в открытом формате. Побоище у мыса Матапан, позор в Таранто - линейные и крейсерские силы Regia Marina показали свою полную неспособность противостоять вышколенному флоту Её Величества.

А раз так - значит надо заставить врага играть по итальянским правилам! Подводные лодки, человеко-торпеды, боевые пловцы и катера со взрывчаткой. Британский флот ожидали крупные неприятности.


Схема атаки ВМБ Александрия


…В ночь с 18 на 19 декабря 1941 года британский патруль выловил из Александрийской бухты двух чудаков в «лягушачьих» одеждах. Понимая, что дело нечисто, британцы задраили все люки и двери в водонепроницаемых переборках линкоров, собрались на верхней палубе и приготовились к худшему.

Схваченных итальянцев после короткого допроса заперли в нижних помещениях обреченного линкора, в надежде что «макаронники» наконец «расколются» и все же объяснят, что происходит. Увы, несмотря на грозящую им опасность, итальянские боевые пловцы стойко хранили молчание. До 6:05 утра, когда под днищами линкоров «Вэлиент» и «Куин Элизабет» сработали мощные подрывные заряды. Еще одна бомба разорвала флотский танкер-заправщик.

Несмотря на хлесткую «пощечину» от ВМС Италии, британцы отдали должное экипажам «человеко-торпед».

"Можно лишь восхищаться хладнокровной отвагой и предприимчивостью итальянцев. Все было тщательно продумано и спланировано".
- адмирал Э. Каннигхэм, командующий Средиземноморскими силами флота Её Величества

После случившегося британцы судорожно глотали воздух и искали способы, направленные на защиту своих военно-морских баз от итальянских диверсантов. Входы во все крупные средиземноморские ВМБ - Александрию, Гибралтар, Ла-Валетту были наглухо перекрыты сетями, на поверхности дежурили десятки патрульных катеров. Каждые 3 минуты в воду летела очередная глубинная бомба. Тем не менее, за последующие два года войны жертвами людей-лягушек стали еще 23 судна и танкера союзников.

В апреле 1942 года итальянцы перебросили на Черное море штурмовой отряд из быстроходных катеров и мини-подлодок. Поначалу «морские дьяволы» базировались в Констанце (Румыния), затем в Крыму и даже в Анапе. Результатом действий итальянских диверсантов стала гибель двух советских подлодок и трех грузовых судов, не считая множества вылазок и диверсий на побережье.

Капитуляция Италии в 1943 году застала отдел «специальных операций» врасплох - «черный князь» Валерио Боргезе только что начал подготовку к очередной грандиозной операции - он собирался чуть-чуть «пошалить» в Нью-Йорке.


Итальянские мини-подлодки в Констанце


Валерио Боргезе - один из главных идеологов и вдохновителей итальянских боевых пловцов

Колоссальный опыт команды Валерио Боргезе был по достоинству оценен в послевоенные годы. Все имеющиеся приемы, технологии и наработки стали основой для создания и подготовки специальных подразделений «морских котиков» по всему миру. Неслучайно, именно боевые пловцы Боргезе являются главными подозреваемыми в гибели линкора «Новороссийск» (трофейный итальянский «Джулио Чезаре») в 1955 году. По одной из версий, итальянцы не смогли пережить свой позор и уничтожили корабль, лишь бы он не ходил под вражеским флагом. Впрочем, все это всего лишь предположения.

Эпилог

В начале XXI века военно-морские силы Италии представляют собой компактный европейский флот, вооруженный самым современными кораблями и системами морского оружия.
Современный итальянский флот ничуть не похож на кривую Пизанскую башню: подготовка и оснащение итальянских моряков соответствует самым строгим стандартам и требованиям НАТО. Все корабли и летательные аппараты встроены в единое информационное пространство, при выборе вооружения ориентир смещен в сторону чисто оборонительных средств - зенитные ракетные системы, противолодочное оружие, средства ближней самообороны.

В составе ВМС Италии находятся два авианесущих корабля. Имеется качественная подводная компонента и базовая морская авиация. Военно-морские силы Италии регулярно принимают участие в миротворческих и специальных миссиях по всему Земному шару. Ведется постоянное обновление технических средств: при выборе оружия, радиоэлектронных средств обеспечения навигации, обнаружения и связи приоритет отдается ведущим европейским разработчикам - британской BAE Systems, французской Thales, а также собственной корпорации «Маркони». Судя по результатам, у итальянцев все получается здорово.

Тем не менее, не стоит забывать слова полководца Александра Суворова: Нет земли на свете, которая была бы так усеяна крепостями, как Италия. И нет земли, которая была бы так часто завоевана.

Бои начались 12 июня. 2 британских крейсера и 4 эсминца потопили маленькую итальянскую канонерку «Дж. Берта», патрулировавшую возле Тобрука. Итальянская подводная лодка «Баньолини» вполне уравновесила эту потерю, потопив британский крейсер «Калипсо» к югу от Крита. Отвагу, проявленную подводниками в этой атаке, признали даже враги.

Начиная бурные военные ночи, флот провел операцию по уничтожению подводных кабелей, идущих с Мальты. Эти операции выполняли подразделения так называемой группы «Ората», которые имели специальное оснащение. Задача была нелегкой, так как требовалось найти и выудить скользкие кабели, уложенные на морском дне, в полной темноте в открытом море. Такая операция была особенно опасной потому, что корабль, застигнутый врасплох в ходе работ, не имел шансов спастись. Один из кабелей, Гибралтар - Мальта, был перерезан ночью 11 июня, другой, Мальта - Бон, через два дня. Так происходило каждую ночь до 16 августа, когда группа «Ората» сумела обнаружить и перерезать седьмой и последний кабель между Гибралтаром и Мальтой. Кабеля были не просто перерезаны. Много тысяч метров кабеля были вытралены и доставлены на базы.

13 июня итальянская подводная лодка «Финци» успешно прорвалась в Атлантику. Она стала первой из 27 итальянских субмарин, которые должны были действовать в океане. Все эти подводные рейдеры прошли Гибралтарский пролив без потерь, хотя англичане были настороже. Всего же лодки проходили пролив 48 раз.

Ночью 13 июня несколько французских эсминцев обстреляли Лигурийское побережье, а на следующий день 4 крейсера типа «Фош» и 11 эсминцев, выйдя из Тулона на большой скорости, подошли необнаруженными и провели недолгий обстрел промышленных зон Генуи и Савоны. Итальянские береговые батареи открыли ответный огонь и добились одного попадания 152-мм снарядом в эсминец «Альбатрос». Итальянский эскортный миноносец «Каталафими» тоже вступил в бой с французами. 13-я флотилия Mas (торпедных катеров) заметила французов и атаковала их. Их атака с короткой дистанции вынудила французов прекратить обстрел.

После войны стало известно, что 2 французских крейсера - «Турпиль» и «Дюкеп» совершили рейд в Адриатику из Александрии. По и то время итальянцы и не подозревали об этом. Всю следующую неделю продолжалась постановка мин и патрулирование эсминцев, однако столкновений больше не было. Британские самолеты начали ежедневные бомбардировки Тобрука. Эскадра итальянских эсминцев обстреляла Соллум на границе Египта и Ливии. Под водой борьба продолжалась с переменным успехом: французская подводная лодка «Морзе» погибла на итальянских минах, итальянцы потеряли «Провану».

Ночью 23 июня 7-я дивизия крейсеров патрулировала между Сардинией и Балеарскими островами, чтобы воспрепятствовать судоходству между Францией и Алжиром. 1-я, 2-я и 3-я дивизии крейсеров находились к востоку от Сардинии, чтобы, в случае необходимости, оказать ей поддержку.

Пока развивалось наступление на французском фронте, флот начал готовить высадку на побережье, но перемирие с французами отменило обе операции.

В 1.35 25 июня военные действия против Франции прекратились. Флот завершил эту короткую первую фазу войны, полностью пересмотрев свои возможности. Множество боев наступательного характера, в которых участвовали корабли всех классов, подняли боевой дух экипажей, хотя настоящих боев пока еще не было. Все стычки прошли успешно, эффективность различных родов войск была опробована и оказалась удовлетворительной. Недостатков, заслуживающих упоминания, не обнаружилось…

Провал планов оккупации Туниса и Мальты

Выход Франции из войны изменил стратегическое положение Италии в благоприятную сторону, в основном потому, что французский флот, за малыми исключениями, теперь находился под командованием маршала Петэна. Более того, французские корабли в британских портах и эскадра, базировавшаяся на Александрию, отказались сражаться вместе с англичанами. Эта эскадра осталась в Александрии в полуинтернированном состоянии до англо-американской высадки в Алжире в 1943 году. Французские корабли в британских портах продемонстрировали такие враждебные настроения, что англичане 3 июля полностью захватили их и разоружили. Остатки французского флота, включая корабли в наиболее отдаленных колониях, подчинились условиям перемирия, согласно которым они должны были оставаться в портах частично разоруженными.

Хотя перемирие с Францией и не увеличило количества кораблей итальянского флота, оно значительно улучшило общее положение Италии, так как отпала необходимость следить за французскими базами. Тем не менее, держаны Оси не сумели использовать это в полной мере, что дало позднее тяжелейшие последствия. Если бы порты и аэродромы Туниса были оккупированы и использовались итальянцами без всяких ограничений, результат мог кардинальным образом повлиять на исход войны. Если бы оба берега Сицилийского пролива находились под контролем итальянцев, то его удалось бы наглухо закупорить для англичан. Проведя линии снабжения к тунисским портам, удалось бы снабжать ливийский фронт гораздо более экономичным и безопасным путем, чем тот, который приходилось использовать - из Италии в Триполитанию. Мальта, лежавшая как раз на полдороге, контролировала близлежащую зону. Если бы французские морские и воздушные базы н Алжире были оккупированы, удалось бы установить частичный контроль над западным Средиземноморьем. В конце концов Мальту удалось бы нейтрализовать, а Гибралтар попал бы под удары с воздуха. Это заложило бы основу для последующего захвата этого британского бастиона.

Естественно, итальянский флот немедленно потребовал хотя бы оккупировать порты Туниса. Однако Муссолини, под влиянием иллюзорной идеи короткой войны, даже не обсуждал этот вопрос с Берлином. Гитлер, которого в те дни занимал только сухопутный аспект войны, не сумел понять, что Средиземноморье было единственным театром, на котором можно было сражаться с Британской империей, и где следовало сосредоточить все ресурсы Оси. Поэтому в то время он не учитывал стратегического значения Французской Западной Африки. Гитлер был занят предстоящей кампанией в России, и ввязываться в новые операции на западе казалось ему непозволительной роскошью. Более того, Риббентроп не желал ослабления Франции и усиления Италии на Средиземноморье. Со своей стороны итальянцы не желали появления немцев на Средиземном море (Итальянцы сумели поставить все французское средиземноморское побережье под контроль «Комиссии по перемирию», состоящей исключительно из итальянцев). В результате политические вопросы так запутали проблему, что первостепенные военные соображения оказались забытыми. Эта ошибка, имевшая роковые последствия, так и не была осознана политическими лидерами, пока не стало слишком поздно. Поэтому выход Франции из войны принес итальянскому флоту гораздо меньше пользы, чем мог бы.

Мальта, ее порты и аэродромы, находилась в самом сердце важнейшей итальянской стратегической зоны. Стратегические соображения требовали немедленной оккупации острова. Фактически еще в 1938 году флот считал захват Мальты первейшим и важнейшим условием любой войны против Великобритании. Когда появились первые признаки возможности участия Италии в войне, Супермарина представила Верховному Командованию план захвата острова. Но Верховное Командование не проявило к нему интереса, считая, что война будет очень короткой. Оно также полагало, что ВВС сумеют полностью нейтрализовать Мальту, лишив ее всякой военной ценности. ВВС, вдобавок, сообщили, что могут выделить для поддержки такой операции только 100 устаревших самолетов или даже меньше. Стало ясно, что итальянскому флоту придется в одиночку сражаться с британским и французским флотами и авиацией, чтобы высадить десант на остров.

Когда началась война, англичане, не колеблясь, начали увеличивать силы авиации на Мальте даже ценой ослабления обороны метрополии. После этого самолеты с Мальты заставили итальянский флот напрягать все усилия для проводки конвоев в Африку. Тем не менее, конвои несли серьезные потери. Ударам начали подвергаться объекты и южной Италии. Позднее Мальта послужила базой для вторжения в Сицилию. Оглядываясь назад, можно сказать, что захват Мальты в начале войны любой ценой оправдался бы. А так Мальта, вне всяких сомнений, оказалась главным фактором, обеспечившим победу союзников на Средиземном море - на суше, на море и в воздухе.

Самопожертвование «Эсперо»

После нейтрализации Туниса посылка конвоев в Ливию, которая ранее представлялась неразрешимой проблемой, стала возможной. По этой причине уже в день подписания перемирия с Францией - 25 июня - первый конвой отправился в Триполи. Он прибыл без происшествий два дня спустя. Но ливийский фронт требовал все больше оружии и боеприпасов. Из-за трудностей проводки судов в Тобрук было решено использовать для доставки грузов подводные лодки и носимые корабли. После походов «Зоеа», «Брагадина» и флотилии «Артильере», описанных выше, 27 июня из Таранто вышли «Эсперо», «Остро» и «Зеффиро», имея на борту 120 тонн боеприпасов, 10 противотанковых орудий и 162 артиллериста. Через несколько часов вышли миноносцы «Пило» и «Миссори», которые везли еще 52 солдата и несколько десятков тонн грузов.

Утром 28 июня 3 эсминца в открытом море были замечены британским разведывательным самолетом, который некоторое время следовал за ними. Вечером, вскоре после 18.00 появились 5 британских крейсеров и с расстояния более 20 километров открыли огонь по «Эсперо». Неблагоприятная видимость на закате помешала итальянцам заметить врага. В исходе боя сомнений не было, так как палубы всех 3 устаревших итальянских эсминцев были загромождены ящиками, мешавшими вести ответную стрельбу. В этой ситуации командир эскадры (капитан 1 ранга Барони) решил пожертвовать своим кораблем, чтобы спасти 2 других. Он продолжал бой в одиночку, маневрируя так, чтобы прикрыть 2 остальных эсминца, которым приказал отрываться и уходить. Неравный бой продолжался 2 часа. Британская стрельба оказалось довольно неточной, и «Эсперо» был накрыт лишь пятнадцатым залпом. Но итальянский эсминец продолжал отважно отстреливаться, пока у орудий оставались расчеты. Капитан 1 ранга Барони салютовал своему спасающемуся экипажу, когда корабль тонул. Сам он добровольно остался на мостике. Самопожертвование «Эсперо» спасло 2 других эсминца, которые благополучно добрались до Африки.

Этот эпизод наглядно показывает успех британской авиаразведки, которая обнаружила итальянские корабли и навела на них свои крейсера. В тоже время он демонстрирует и беспомощность итальянской авиаразведки, так как если бы британские корабли были обнаружены вовремя, 3 эсминца смогли бы уклониться от неравного боя. Как мы увидим дальше, аналогичные эпизоды повторялись много раз, а значит, самое время немного поговорить о состоянии итальянской авиаразведки.

Недостатки итальянской авиаразведки

В начале войны итальянский флот располагал примерно 100 разведывательными самолетами. Это количество могло бы считаться достаточным для тех дней, если бы флот выделил для этой цели современные, боеспособные самолеты. Однако большая часть этих самолетов была одномоторными гидропланами (Кант Z.501), чьи летные характеристики сегодня кажутся просто смешными. Да и в то время они выглядели так же. Достаточно отметить, например, что их максимальная скорость составляла 180 км/час, или 112 миль/час. Пилоты добивались выдающихся результатов, учитывая техническое несовершенство оборудования, но эти результаты абсолютно не отвечали требованиям войны.

Всем, занятым этой проблемой, было ясно, что требуется более современный самолет. Учитывая неудовлетворительные характеристики нового трехмоторного гидроплана (Кант Z.506), флот настоял на использовании для целей разведки самолетов сухопутного базирования. Однако общая нехватка самолетов и грызни между родами войск привели к тому, что флот так и не получил приличных самолетов для этой работы. Вдобавок, невозможность восполнить потери и требования увеличить число вылетов привели к тому, что количество выделенных самолетов начало сокращаться и еще меньше отвечало потребностям.

Наконец флоту пришлось принять компромиссный вариант. Часть вылетов должны были совершать ВВС своими собственными самолетами. Но пилоты ВВС не были обучены выполнению специфических задач. Кроме того флотским наблюдателям было запрещено участвовать в вылетах экипажей, укомплектованных личным составом ВВС. II целом ли полеты ВВС имели мало ценности. Довольно часто пилоты передавали ошибочную информацию, которая дорого обходилась, если флот планировал спои операции на ее основе. Положение еще более усложнилось с появлением на Средиземном море Люфтваффе. Немцы приняли на себя часть ответственности за проведение разведывательных полетов, но выполняли их в соответствии со своими собственными правилами, которые сильно отличались от итальянских.

Все недостатки итальянской авиаразведки только сильнее подчеркивала успешная разведывательная деятельность британской авиации, которая во второй половине войны, казалось, достигла предела совершенства. Британская авиация активно действовала и ночью, даже в первые дни войны. Позднее англичане добились по-настоящему успешных результатов ночью, используя радар. Итальянский опыт оказался прямо противоположен английскому. Можно сказать, что итальянской ночной авиаразведки просто не существовало. Только в конце войны германские самолеты иногда проводили ночные вылеты. Всего 2 самолета были оснащены радаром, и они действовали лишь несколько недель.

Печальной традицией итальянских самолетов-разведчиков стало прекращение наблюдения с закатом и попытка восстановить контакт утром. Этот недостаток оборачивался утомительными поисками, которые часто завершались ничем. Даже обнаружение врага могло произойти слишком поздно, чтобы использовать полученную информацию. В результате британский флот получил колоссальное оперативное преимущество перед итальянцами. Воздушная разведка - это глаза флота. В этом смысле оказалось, что итальянский флот если и не был совершенно слеп, то страдал сильнейшей близорукостью.

Испытания «Торричелли»

В конце июня 1940 года итальянские подводные лодки, находившиеся в море в момент начала военных действий, вернулись в свои базы. Многие из них были повреждены, а 9 пропали - 5 из них в Средиземном море, 4 - в Красном. Пропавшие в Красном море составляли ровно половину из 8 субмарин, действовавших там. Никакой другой флот не рисковал держать подводные лодки в этих водах из-за тяжелейших климатических условий. По причине дефектов в системах кондиционирования воздуха на всех итальянских кораблях были часты случаи тепловых ударов и отравления парами хлора. Эту проблему решить в то время было невозможно из-за изоляции театра.

Также стало известно, что англичане сумели захватить «Галилей». Лодка беспомощно дрейфовала, после того как почти весь экипаж погиб в ходе атаки, а уцелевшие отравились ядовитыми газами. К счастью, факт захвата стал известен Супермарине сразу, как только это произошло. Почти наверняка все шифровальные книги попали в руки врага. Поэтому, среди прочих неотложных мер, в течение нескольких дней пришлось заменить все коды, копии которых имелись на «Галилее». Как теперь стало известно, на борту «Галилея» не было найдено ни одной шифровальной книги. Зато англичане обнаружили оперативный приказ, в котором указывалась зона патрулирования «Гальвани». Эта лодка была легко обнаружена и уничтожена.

Позднее англичане обнаружили «Торричелли», которая должна была прервать свое патрулирование возле Джибути. Она попыталась вернуться в базу, вынужденная двигаться в надводном положении, так как из-за повреждений не могла погружаться. К рассвету 23 июня «Торричелли» сумела проскользнуть мимо британских патрулей в проливе Перим. Подводная лодка двигалась к Иассаве, когда была замечена британским шлюпом «Шорхэм». Вскоре за «Торричелли» гнались уже 3 эсминцы и 2 шлюпа. Хотя ситуация была безнадежной, командир лодки капитан-лейтенант Пелози не дрогнул, и в 5.30 субмарина первой открыла огонь по врагу. Это был бой 1 - 100-мм орудия и 4 пулеметов против 18 - 120-мм и 4 - 102-мм орудий и нескольких зенитных автоматов. Тем не менее, уже второй снаряд «Торричелли» попал в «Шорхэм», который был вынужден уйти в Аден на ремонт.

Неравная борьба продолжалась 40 минут, дистанция боя все сокращалась и сокращалась. Подводная лодка выпустила торпеды, от которых корабли противника уклонились. Однако «Торричелли» добилась еще нескольких попаданий из орудия. Один снаряд вызвал большой пожар на эсминце «Хартум». Стрельба англичан была отвратительной - первого попадания они добились только в 6.05. Снаряд ранил командира и вывел из строя рулевое управление. В этот момент Пелози приказал затопить корабль, и подводная лодка «Торричелли» медленно пошла на дно с развевающимся флагом. Люди были спасены эсминцами «Кандагар» и «Кингстон». Они с удовлетворением следили, как пламя пожирает «Хартум». Вскоре британский эсминец взорвался и затонул.

Поведение подводников вызвало уважение и рыцарственное восхищение противника. Поднятый на борт «Кандагара» Пелози получил все полагающиеся воинские почести. Командир «Кандагара» Робсон поздравил своего неприятеля, сказав: «Хотя нас было пятеро против одного, мы не смогли ни потопить вас, ни захватить, ни заставить сдаться». В Адене Пелози и его старший помощник были приглашены на официальный о бед. Командиры «Хартума» и «Торричелли», потерявшие свои корабли, обменялись сердечными тостами. Командующий Аденской военно-морской базой позднее заявил Пелози: «Вы отважно сражались в Перимском проливе. Я никак не могу назвать бой британской победой. Даже не считая наших потерь и повреждений, наши корабли расстреляли 700 снарядов и 500 пулеметных патронов, но все-таки не смогли потопить ваш корабль».

Бои у Пунта Стило и мыса Спада

В первые дни июля предчувствие неминуемой битвы так и витало в воздухе. 29 июня пришли сообщения о передвижениях англичан в центральном Средиземноморье и в Эгейском море. 2 эскадры итальянцев приготовились поднять якорь. Однако, на основе этих разведданных не было предпринято никаких действий. 1 июля: Супермарина узнала, что Гибралтарская эскадра вышла из порта и направляется на восток. По этой причине ночью 2 июля 1-я и 2-я дивизии крейсеров вышли в море, чтобы прикрыть конвой, возвращающийся из Триполи. В Сицилийском проливе была развернута группа торпедных катеров. На следующее утро британская эскадра, вышедшая из Гибралтара, обстреляла французскую базу в Оране (Мерс-эль-Кебир), после того как французские корабли отвергли приглашение англичан последовать за ними. Линкор «Бретань» был потоплен, еще 2 линкора и эсминец тяжело повреждены. Линейный крейсер «Страсбург» и 11 эсминцев сумели прорваться в Тулон. Бой привел к гибели 1500 французских моряков. Одновременно с этим боем французская эскадра в Александрии была разоружена и переведена на положение интернированной.

Вечером 6 июля важный итальянский конвой, состоящий из 5 теплоходов в сопровождении эсминцев, вышел из Неаполя в Бенгази. Когда на следующее утро конвой входил в Ионическое море, пришло известие, что группа британских крейсеров прибыла на Мальту. Супермарина немедленно отправила в море крейсерскую дивизию в качестве дополнительного сопровождения конвоя. Кроме того, 3 дивизии крейсеров должны были прикрывать конвой со стороны Мальты. Еще одна эскадра, состоящая из линкоров «Чезаре» и «Кавур» плюс 2 дивизии крейсеров, должна была осуществлять стратегическое прикрытие, так как считалось, что могут встретиться и более крупные британские корабли.

Вскоре после этого пришло сообщение, что часть сил Александрийского флота вышла в западном направлении. Ночью подводная лодка «Бейлул» сообщила, что обнаружила и атаковала это соединение, которое состояло из 3 линкоров, авианосца, 5 крейсеров и 16 эсминцев. Утром 8 июля Супермарина получила сообщение, что Гибралтарская эскадра тоже покинула базу, направившись на восток. Она состояла из 3 линкоров, авианосца, 5 крейсеров и 17 эсминцев. Казалось невероятным, чтобы все эти действия имели единственной целью атаку конвоя, который в любом случае англичанам было крайне трудно успеть перехватить. После войны стало известно, что Александрийский флот должен был возле Мальты встретиться с конвоем, направляющимся в Александрию. Сопровождение этого конвоя было его единственной целью. Однако этот конвой был обнаружен итальянцами только 11 июля уже на подходах к Египту. Со своей стороны, англичане после атаки «Бейлула» предположили, что итальянцы раскрыли их планы и собираются им помешать. На самом деле оба флота преследовали собственные цели и совершенно неправильно истолковали мотивы противника. Поэтому последовавший бой был результатом случайного стечения обстоятельств.

Какие бы причины ни вывели врага в море, очевидно, что англичане намеревались запутать Супермарину и заставить ее разделить силы, чтобы разбить их по частям. Этому стратегическому шаблону англичане следовали множество раз с унылой монотонностью.

Совершенно логично Супермарина решила держать свои силы сконцентрированными в центральной части Средиземного моря, чтобы защитить свой собственный конвой, прикрыть Ионическое побережье и навязать бой Александрийскому флоту прежде, чем он соединится с Гибралтарской эскадрой. В этот момент «Чезаре» и «Кавур» были единственными итальянскими линкорами, находящимися в строю. Неприятель имел в резерве много линкоров, и ему выпала блестящая возможность уничтожить «Кавур» и «Чезаре» раньше, чем войдут в строй остальные итальянские линкоры. Итальянский флот имел, со своей стороны, прямо противоположные намерения - избежать боя с превосходящими силами. Флот надеялся, что самолеты ВВС смогут повредить вражеские линкоры, прежде чем эскадры войдут в соприкосновение. Это несколько уравняло бы силы.

Выход Гибралтарской эскадры был правильно расценен Супермариной как отвлекающий маневр. Против нее должны были действовать подводные лодки и самолеты. Исходя из этих предположений, итальянские силы продолжали двигаться на юг, прикрывая конвой, который благополучно прибыл в Бенгази вечером 8 июля. В 15.00 того же дня командующий итальянским флотом адмирал Кампиони, корабли которого выполнили основную задачу, сообщил Супермарине, что направляется на восток навстречу британской эскадре, вышедшей из Александрии. Это заявление было свидетельством боевого духа, охватившего флот Кампиони. Но Супермарина имела веские основания запретить подобную акцию. К этому времени были расшифрованы две радиограммы противника, из которых стало ясно, что вражеский флот к завтрашнему полудню окажется у берегов Калабрии. Британский командующий адмирал Каннингхэм знал, что его эскадра сильнее, так как любой из трех его линкоров превосходил итальянские. Он надеялся использовать тактически выгодное положение своей эскадры, отрезать итальянцев от базы и уничтожить.

На основе этой информации итальянские силы могли бы легко уклониться от неравного боя, взяв курс на Мессину. Однако Супермарина решила принять бой, хотя калабрийские воды были менее пригодны для этого, чем район Киренаики. Поэтому Супермарина приказала адмиралу Кампиони маневрировать таким образом, чтобы принять бой около полудня в том районе, где, по предположениям, окажется к этому времени британская эскадра - то есть примерно и 50 милях юго-восточнее Пунта Стило (Калабрия). Ночь прошла спокойно, обе эскадры двигались к району боя. Вся разница заключалась в том, что англичане надеялись захватить противника врасплох, тогда как итальянцы сами намеревались навязать бой.

Все утро 9 июля за итальянскими кораблями следили британские самолеты-разведчики. А вот итальянская авиаразведка не сумела даже обнаружить вражескую эскадру. Эта неудача заставила Супермарину и адмирала Кампиони серьезно усомниться в своих действиях. Не отправились ли англичане назад в Александрию? Однако в 13.30 итальянцы подверглись яростной атаке британских торпедоносцев. Хотя это была первая такая атака, итальянцы сумели уклониться от всех торпед. Поскольку эти самолеты могли взлететь только с авианосца, их появление означало, что неприятель находится поблизости. Кампиони прикачал катапультировать гидросамолет, который вскоре обнаружил британскую эскадру всего в 80 милях. Хотя итальянские ВВС не причинили никакого вреда противнику, итальянские корабли пошли ему навстречу и приготовились начать бой.

Около 15.00 правофланговые итальянские крейсера заметили неприятельские крейсера на расстоянии около 25000 метров и немедленно открыли по ним огонь. Англичане не отвечали, пока расстояние не сократилось до 20000 метров. Как отмечают англичане, стрельба итальянцев была меткой, но лишь легкий крейсер «Нептун» получил одно попадание, причинившее легкие повреждения. Тем временем дистанция между линкорами противников все сокращалась, ив 15.53 заговорили тяжелые орудия. Расстояние было 26000 метров. Одновременно адмирал Каннингхэм поднял с авианосца «Игл» новую волну торпедоносцев. Их атака не принесла результата, хотя британские пилоты заявили, что добились по крайней мере одного попадания.

Вскоре после 16.00 381-мм снаряд с «Уорспайта» попал в итальянский флагман «Чезаре», вызвав пожар на нижних палубах. Дым через вентиляцию пошел в котельные отделения и заставил погасить группу котлов. Скорость «Чезаре» упала с 26 до 19 узлов. Тяжелый крейсер «Больцано» получил 3 попадания снарядами среднего калибра, которые не причинили серьезных повреждений. Наблюдатели на «Чезаре» считали, что было попадание в «Уорспайт», кормовая башня которого окуталась пламенем и прекратила стрельбу. Однако из позднейших английских донесений стало известно, что пожар возник, когда гидросамолет «Уорспайта» был подожжен орудийными газами собственных залпов.

Крейсера начали ставить дымзавесу вокруг «Чезаре», который боролся с огнем. Тем временем Кампиони приказал отходить, так как «Кавур» не мог в одиночку сражаться с 3 британскими линкорами. Эсминцы были посланы прикрывать отход. Следующая фаза боя оказалась совершенно беспорядочной из-за поставленных завес, и практически все корабли потеряли контакт с противником. Британский адмирал отказался продолжать бой, хотя все обстоятельства складывались в его пользу. В своем рапорте он написал, что не хотел проходить сквозь итальянскую дымзавесу, опасаясь эсминцев и подводных лодок. Он также не пожелал провести ночную торпедную атаку своими эсминцами. Поэтому в 16.45 британская эскадра начала отход, а итальянцы совсем не стремились восстановить контакт с противником. Вражеская эскадра направилась к Мальте, чтобы встретить конвой, который итальянские самолеты-разведчики обнаружили только 2 дня спустя уже недалеко от берегов Египта.

Какие выводы можно сделать из короткой стычки у Пунта Стило? Впервые в своей истории итальянскому флоту пришлось сражаться с британским. Объективный анализ результатов может привести к заключению, что бой закончился вничью. Ни один корабль не был потоплен. 4 попадания, полученные итальянскими кораблями, не имели серьезных последствий. То же самое можно сказать о повреждениях «Нептуна» и «Уорспайта». Оба флота выполнили свои главные задачи, которые они ставили перед собой. Оба конвоя благополучно дошли до цели. Оба флота не сумели помешать противнику, так как плохо понимали, что же он делает. Однако следует помнить, что вечером 8 июля англичане вышли в море, чтобы нанести решительное поражение итальянцам. Это им полностью не удалось. Ситуация была исключительно благоприятной для них. Адмирал Каннингхэм давно планировал нечто подобное, но в своей книге он признался: «Бой оказался совершенно неудовлетворительным для нас». Возможно, еще более примечателен другой факт, тоже упомянутый им в своей автобиографии. Сразу после возвращения в Александрию он потребовал из Лондона новые подкрепления: четвертый линкор, несколько тяжелых крейсеров, бронированный авианосец, крейсер ПВО и много мелких кораблей. Это требование, сделанное сразу после боя у Пунта Стило, есть прямое выражение уважения к итальянскому флоту.

С другой стороны, бой ясно показал полную несостоятельность итальянской авиаразведки и отсутствие взаимодействия кораблей с самолетами. Неудача была еще более удручающей потому, что бой происходил вблизи итальянского побережья. Ни один итальянский истребитель не появился в воздухе, когда адмирал Каннингхэм выслал в атаку свои торпедоносцы. В 15.40 Кампиони потребовал послать в атаку бомбардировщики, так как надеялся нарушить строй англичан в момент завязки боя, как планировала Супермарина ночью накануне боя. Но эти бомбардировщики прибыли, когда бой уже завершился. В основном они бомбили итальянские корабли, возвращающиеся в Мессину, а не корабли противника. К счастью, ни один итальянский корабль не пострадал во время этой ошибочной атаки. Тем более не пострадали и вражеские корабли.

Вечером накануне битвы самолеты ВВС добились одного попадания в крейсер «Глостер». Летчики также добились нескольких попаданий в корабли Гибралтарской эскадры. Ее выход был отвлекающим маневром, что подтвердилось, когда она повернула назад южнее Балеарских островов. Все эти попадания причинили только минимальные повреждении. Тем не менее, Муссолини считал иначе. Чиано и своем дневнике 13 июля записал, что в этом бою «были уничтожены 50% британских морских сил на Средиземном море».

Торпедоносцы с британского авианосца вечером 10 июля атаковали некоторые итальянские корабли, стоявшие на якорях в бухте Аугусты и торпедировали эсминец «Панкальдо». Однако позже корабль был поднят и отремонтирован.

Когда британская эскадра возвращалась в Гибралтар, ее атаковала итальянская подводная лодка «Маркони», которая потопила эсминец «Эскорт».

В греческих водах сновало множество британских судом, как военных, так и грузовых. Поэтому Супермарина решила перевести на остров Лерос - итальянскую базу на Додеканезах - 2 легких крейсера: «Банде Нере» и «Коллеоне». Они вышли из Триполи вечером 17 июля и на следующее утро были замечены британскими самолетами. В то же время итальянская авиаразведка ничего не могла сообщить о передвижениях англичан. Эти 2 корабля под командой адмирала Кассарди уже входили в Эгейское море между Критом и Цериготто, когда они 19 июля в 6.20 заметили по носу 4 британских эсминца. Крейсера немедленно открыли огонь. Эсминцы начали удирать на восток на большой скорости. Крейсера стали их преследовать. Стрельба была очень неточной из-за большого расстояния и исключительно скверной видимости.

Боевые корабли мира

Линкоры "Джулио Чезаре" ("Новороссийск"), "Конте ди Кавур",
"Леонардо да Винчи", "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио".

Участие во Второй мировой войне.

Италия вступила в войну 10 июня 1940 года, и на Средиземном море сразу же начались активные действия противоборствующих флотов. Ведя бои в Северной Африке, итальянцы были вынуждены снабжать свои войска и подвозить подкрепления морем, для чего широко привлекались все силы флота. В этот период они превосходили противника - англичан - почти по всем классам кораблей, кроме авианосцев, отсутствие которых в итальянском флоте компенсировалось наличием большого числа самолетов берегового базирования. Быстроходные линкоры типа “Чезаре” давали Италии известные тактические преимущества, и правильно спланированное эскадренное сражение в это время могло принести ей успех на море, за чем последовала бы победа в Северной Африке.

Однако Муссолини, считавший, что господство на Средиземном море можно с меньшими затратами завоевать с помощью авиации, хотел сохранить флот до конца войны, который, по его мнению, был близок. Это обусловило известную осторожность итальянцев в морских боях с участием крупных кораблей, тогда как их мелкие корабли всегда сражались до конца. Первый же эскадренный бой подтвердил это.

6 июля в стратегическом прикрытии конвоя (пять судов) из Неаполя в Бенгази вышли: “Чезаре” (флаг контр-адмирала И.Кампиони, командир - капитан 1 ранга П.Вароли), “Кавур” (командир - капитан 1 ранга Э.Чиурло), шесть тяжелых и восемь легких крейсеров, а также 32 эсминца. 9 июля эскадра на обратном пути из Бенгази в Таранто встретилась у м. Пунта Стило с английским Средиземноморским флотом, который вышел на перехват в составе линкоров “Уорспайт ”, “Ройял Соверен ”, “Малайя ”, авианосца “Игл”, шести легких крейсеров и пятнадцати эсминцев.

В 13.30 торпедоносцы с “Игла” атаковали итальянские крейсера, но линкоров они не нашли. Спустя полтора часа итальянские тяжелые крейсера правого фланга обнаружили английские корабли и с дистанции 25 км открыли огонь. Англичане ответили. Вскоре на дистанции около 26 км в бой вступили линкоры. В 15.48 Кампиони, пользуясь тем, что у англичан только один “Уорспайт” прошел модернизацию и мог стрелять на такое расстояние, первым приказал открыть огонь. Ответные залпы раздались через пять минут, а уже в 16.00 381-мм снаряд с “Уорспайта” попал в середину корпуса “Чезаре”, на котором под палубой начался пожар. Дым вентиляторами засосало в котельные отделения, и четыре соседних котла (№ 4-7) вышли из строя, вызвав падение скорости с 26 до 18 узлов.

Поврежденному в Таранто “Дуилио” повезло больше. Хотя торпеда, попавшая в линкор около полуночи, сделала в его борту пробоину размером 11х7 м, экипажу удалось отстоять свой корабль, и он остался на плаву. Но исправление повреждений заняло почти год.

3-5 января 1942 года состоялся последний боевой выход “Чезаре” в составе дальнего прикрытия конвоя в Северную Африку (операция М43), после чего его вывели из активного ядра флота. Кроме нехватки топлива, здесь сыграло роль и то, что он имел плохое разделение на отсеки и, как показал опыт “Кавура”, мог погибнуть от одного торпедного попадания. Использовать его при переходе господства в воздухе к союзникам было слишком рискованно, и старый линкор поставили в резерв. Большую часть экипажа списали на другие корабли и в штабы эскортных конвойных групп, которые нуждались в опытном персонале.

В середине года та же участь постигла “Дориа” и “Дуилио”, хотя в начале июня 1943 года в ожидании высадки союзников на Апеннинский полуостров их начали переоснащать для боевой службы. Через два месяца они были готовы, но так и не смогли выйти из базы Таранто в море из-за отсутствия кораблей для эскорта. Их намеревались даже затопить в районе Апулии для предотвращения высадки там союзных десантов.

До конца года “Чезаре” стоял в Таранто, а в январе 1943 года перешел в Полу, где стал использоваться в качестве плавучей казармы. Там его и застала весть о выходе Италии из войны. Всего за 1940-1943 годы “Чезаре” совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль за 912 ходовых часов, на которые ему понадобилось 12 697 т нефти.

После заключения перемирия “Чезаре” вернулся в Таранто, а 12 сентября он последним из итальянских линкоров прибыл на Мальту. Несмотря на то, что не все еще повреждения, полученные при авианалетах на Полу, были устранены, корабль под командованием капитана 2 ранга В.Карминати прошел весь путь с неполным экипажем и без эскорта. Поскольку за ним при этом с совершенно определенными намерениями следили немецкие торпедные катера и самолеты, этот переход можно считать единственной героической страницей в истории “Чезаре”. Немецкая авиация с помощью планирующих радиоуправляемых бомб на подходе к Мальте уже потопила новейший итальянский линкор “Рома” , шедший сдаваться одним из первых. Чтобы такая же участь не постигла “Чезаре”, англичане выслали ему навстречу линкор “Уорспайт”. Под конвоем своего старого обидчика “Чезаре” и вошел на мальтийский рейд.

В виде компенсации своих потерь в войне с Италией союзники настаивали на участии ряда итальянских кораблей в дальнейших боевых действиях. Но отсутствие немецкого флота на Средиземном море (у немцев действовали только подводные лодки и катера) и множество организационных проблем, которые бы последовали после включения итальянских кораблей в состав ударных соединений, ограничили это участие только легкими и вспомогательными кораблями, а также транспортами.

Кроме этого, существовала масса причин политического характера, которые в сложной ситуации после перемирия требовали сохранения в целости итальянского флота. Поэтому союзное командование решило оставить итальянские линкоры на Мальте под своим прямым контролем. Позже, в июне 1944 года трем из них, самым старым, включая “Чезаре”, имевшим ограниченную боевую ценность, разрешили вернуться в итальянский порт Аугуста, где союзники стали их использовать в учебных целях. Новые линкоры от греха подальше убрали к Суэцкому каналу и держали их там так же, как держали в 1940-1943 годах французские корабли в Александрии.

После окончания войны большинство итальянских кораблей сосредоточили в Таранто, где, стоя на приколе, они ожидали решения их дальнейшей судьбы странами-победительницами.

“Дуилио” и “Андреа Дориа” прибыли на Мальту 9 сентября 1943 года. С июня следующего года они использовались главным образом в качестве учебных кораблей. 15 сентября и 1 ноября 1956 года соответственно их исключили из списков итальянского флота и в течение двух последующих лет разобрали на металл.

Итальянский флот во Второй Мировой войне

Итальянский флот накануне войны

Оппозиция флота развязыванию войны и его первоначальные планы

В начале 1940 года подозрения, что Италия вступит в войну, уже витали в воздухе. Однако Муссолини еще не говорил конкретно начальникам штабов трех видов вооруженных сил, что намерен вмешаться в конфликт. В первые месяцы этого рокового года правительство, чтобы поддержать экспорт, вынудило флот продать Швеции 2 эсминца и 2 миноносца. Этот факт был совершенно естественно понят флотом как признак нежелания правительства вступать в войну, по крайней мере в ближайшем будущем. Но через несколько дней после визита фон Риббентропа к Муссолини в марте 1940 года, за которым немедленно последовал визит Самнера Уэллеса, начало проясняться действительное отношение правительства к войне. До штабов это решение было доведено 6 апреля 1940 года.

В этот день маршал Бадольо - начальник Генерального Штаба - созвал совещание трех начальников штабов видов вооруженных сил и сообщил им о «твердом решении Дуче вмешаться в то время и в том месте, которые он выберет». Бадольо сказал, что война на суше будет вестись в оборонительном ключе, и в наступательном - на море и в воздухе. Два дня спустя, 11 апреля, начальник Штаба ВМФ адмирал Каваньяри письменно высказал свое отношение к этому заявлению. Среди всего прочего он отмечал трудность таких мероприятий ввиду превосходства противника в силах и неблагоприятной стратегической ситуации. Это делало невозможной наступательную морскую войну. Кроме того, британский флот мог быстро восполнит!» любые потери. Каваньяри заявил, что для итальянского флота это невозможно, и вскоре он окажется в критическом положении. Адмирал предупредил, что невозможно будет добиться первоначальной внезапности, и что невозможны операции против вражеского судоходства в Средиземном море, так как оно уже прекращено.

Адмирал Каваньяри также писал: «Так как не существует возможности решения стратегических задач или нанесения поражения вражеским морским силам, вступление в войну по нашей инициативе не оправдано. Мы сможем вести только оборонительные операции». Действительно, история не знает примеров, чтобы страна, развязавшая войну, немедленно переходила к обороне.

Показав невыгодность ситуации, в которой окажется флот из-за неадекватной воздушной поддержки морских операций, адмирал Каваньяри завершил свой меморандум такими пророческими словами: «Какой бы характер не приняло развитие войны на Средиземном море, в конечном счете наши потери на море будут тяжелыми. Когда начнутся мирные переговоры, Италия вполне может обнаружить себя не только без территориальных приобретений, но также без флота и, возможно, без авиации». Эти слова были не только пророческими, они выражали точку зрения итальянского флота. Все предсказания, сделанные адмиралом Каваньяри в его письме, полностью оправдались, за исключением одного. К концу войны Италия осталась без армии и авиации, уничтоженных могущественными противниками, но все еще обладала довольно сильным флотом.

Муссолини, опасаясь, что мир вернется в Европу раньше, чем Италия скажет свое слово, не обратил внимания на эти предостережения. Более того, он просто отмел их, опираясь ни свою уверенность, что военные действия будут очень короткими - не более трех месяцев. Однако итальянский флот готовился к войне на основе оперативных планов, не раз высказывавшихся ранее. Их можно кратко изложить так: держать морские силы сосредоточенными для получения максимальной оборонительной и наступательной мощи; как следствие - не участвовать в защите торгового судоходства за исключением особых редких случаев; оставить идею снабжения Ливии из-за исходной стратегической ситуации. Имея Францию своим врагом, считалось невозможным проводить суда через Средиземное море.

Муссолини не возражал против этих концепций. Он предполагал, что конфликт не затянется, и потому каботажное судоходство можно сократить, а Ливия продержится шесть месяцев на тех запасах, которые там собраны. Оказалось, что все предположения Муссолини неверны. Итальянский флот обнаружил, что вынужден заниматься тем, что делать совершенно не собирался. Ровно через 3 дня после начала войны в Рим из Ливии пришло требование срочно доставить остро необходимое снабжение. И эти требования, которые возрастали с угрожающей скоростью, пришлось выполнять, разумеется, флоту.

16 июня 1940 года подводная лодка «Зоеа» начала погрузку боеприпасов для доставки в Тобрук. Из-за близости базы к линии фронта и ее удаления от других итальянских баз командование не хотело посылать туда транспорты, даже в сопровождении эскорта. Подводная лодка вышла в море 19 июня. Это был первый из бесчисленных походом в Африку.

Эти операции, проводимые под давлением обстоятельств, стали основным занятием итальянского флота, хотя и не самым любимым. Они привели к серьезному распылению сил. 20 июня флотилия эсминцев во главе с «Артильере» вышла из Аугусты в Бенгази, чтобы перевезти противотанковые орудия и артиллеристов. Через 5 дней первый охраняемый конвой вышел из Неаполя в Триполи, перевозя различные грузы и 1727 солдат. В тот же день подводная лодка «Брагадин» вышла в море с грузом материалов для аэропорта Триполи. Эти несколько примеров ясно показывают, насколько было обеспечено «самоснабжение» Ливии. Начальник Генерального Штаба маршал Бадольо, требуя от адмирала Каваньяри отправки в Ливию первых 3 или 4 конвоев, каждый раз твердо заверял, что «это происходит в последний раз».

Уверенность, что война закончится через 3 месяца, вскоре развеялась. Муссолини был введен в заблуждение заявлениями гитлеровской пропаганды о высадке в Англии. В действительности же в конце августа 1940 года итальянскому Верховному Командованию, на основе информации, полученной из Берлина, пришлось отдать приказ готовиться к затяжной войне, которая продлится несколько лет.

К несчастью для итальянского флота, предпосылки, на которых основывалось его оперативное планирование, оказались в корне неверными. Тем не менее, флот упорно сражался долгие 39 месяцев в тяжелейших - а иногда безнадежных - условиях и нанес тяжелые потери могучему противнику. Несмотря на кровопролитные испытания, итальянские моряки, от адмирала до последнего матроса, всегда хранили верность долгу, дух самопожертвования и неизменную отвагу. Их преданность была просто замечательной, так как была следствием не слепого повиновения, а проявлением осознанной воли, что подтверждалось на каждой стадии борьбы.

В начале войны ядро итальянского флота состояло из 2 старых, но модернизированных линкоров и 19 крейсеров. Англичане и французы имели 11 линкоров, 3 авианосца и 23 крейсера, дислоцированных в Средиземном море. И без того огромное превосходство союзников становилось просто подавляющим, если учесть их силы вне Средиземноморского театра, которые могли быть использованы в качестве подкреплений и для восполнения потерь. Грубо говоря, Италия имела военный флот суммарным водоизмещением около 690000 тонн, а противник - в четыре раза больше.

Важно рассмотреть дислокацию флотов воюющих сторон. Англо-французские силы базировались в Тулоне, Гибралтаре, Бизерте и Александрии. В это время на Мальте кораблей не было. Итальянские корабли в основном делились между Неаполем и Таранто, несколько крейсеров базировались на сициллийские порты. Эти силы могли объединяться, используя Мессинский пролив, хотя и подвергались опасности атак, проходя его. В северной части Тирренского моря базировались лишь несколько подводных лодок и соединений торпедных катеров для береговой обороны.

Адриатика была внутренним морем, стратегическое прикрытие которого осуществлялось из Таранто. Тобрук представлял собой выдвинутый аванпост вблизи от вражеских линий, поэтому гам базировались только легкие патрульные корабли. Додеканезские острова и их главная база на Леросе фактически оказались блокированными, так как греческие воды нельзя было считать нейтральными. Здесь могли базироваться только патрульные и диверсионные соединения. База Массауа в Красном море, где находилась группа устаревших эсминцев, подводных лодок и торпедных катеров, была полностью изолирована с самого начала войны и имела ограниченное значение.

Поэтому можно сказать, что дислокация итальянского флота соответствовала географическому фактору. Главные силы находились в центре Средиземного моря, а остальные - в ряде периферийных пунктов. Ситуация в начале войны не предвещала немедленных столкновений, если только оба противостоящих флота не займут явно агрессивных позиций. Итальянский флот этого сделать не мог и, как было показано ранее, даже не намеревался. Однако, как заявлял противник, его флот будет вести наступательную войну, особенно соединение, которым командовал адмирал сэр Эндрю Браун Каннингхэм.


| |

“Единственная успешная операция итальянского Генштаба”,
- прокомментировал свой арест Б. Муссолини.

“Итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать”.
Старый британский афоризм.

…Подводная лодка "Эванджелиста Торричелли" патрулировала Аденский залив, когда столкнулась с сильным противодействием противника. Из-за полученных повреждений возвращаться пришлось в надводном положении. На входе в Красное море лодка встретила английский шлюп "Шорхем", который срочно вызвал подмогу.

”Торричелли” первой открыла огонь из своего единственного 120-мм орудия, попав вторым снарядом в шлюп, который был вынужден отступить и уйти на ремонт в Аден.

Тем временем к месту завязавшегося боя подошел индийский шлюп, а затем дивизион британских эсминцев. Против единственной пушки лодки оказалось девятнадцать 120-мм и четыре 102-мм орудия плюс множество пулеметов.

Командир лодки Сальваторе Пелози принял бой. Он выпустил все торпеды в эсминцы "Кингстон", "Кандагар" и "Хартум", продолжая при этом маневрировать и вести артиллерийскую дуэль. От торпед англичане увернулись, но один из снарядов попал в "Хартум". Через полчаса после начала сражения лодка получила снаряд в корму, повредивший рулевое устройство и ранивший Пелози.

Спустя еще некоторое время орудие "Эванджелисты Торричелли" было разбито прямым попаданием. Исчерпав все возможности для сопротивления, командир приказал затопить корабль. Оставшиеся в живых были взяты на борт эсминца "Кандагар", причем Пелози был встречен британскими офицерами военным приветствием.

С борта “Кандагара” итальянцы наблюдали, как на "Хартуме" разгорается пожар. Потом сдетонировал боезапас, и эсминец ушел на дно.

“Хартум” (1939 г. постройки, водоизмещение 1690 тонн) считался новейшим кораблем. Случай, когда субмарина топит в артиллерийском бою эсминец, не имеет аналогов в морской . Англичане высоко оценили доблесть итальянских подводников. Командир Пелози был принят старшим морским офицером в Красном море контр-адмиралом Мюрреем.

Помимо потерь, понесенных британскими кораблями, англичане выпустили 700 снарядов и пять сотен пулеметных магазинов, чтобы потопить одну субмарину. "Торричелли" ушла под воду с развевающимся боевым флагом, который можно поднимать только на виду противника. Капитан 3-го ранга Сальваторе Пелози был удостоен высшей военной награды Италии, "Медалиа Д’Ор Ал Валор Милитари" (Золотая медаль за военную доблесть).

Упомянутый “Кандагар” недолго бороздил моря. В декабре 1941 года эсминец подорвался на минах вблизи ливийского побережья. Вместе с ним ушел на дно легкий крейсер “Нептун”. Два других крейсера британского ударного соединения (“Аврора” и “Пенелопа”) также подорвались на минах, но смогли вернуться на базу.


Легкие крейсеры «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин

Потомки великого Марко Поло сражались по всему миру. От ледяной синевы Ладожского озера до теплых широт Индийского океана.

Два затонувших линкора (“Вэлиант” и “Куин Элизабэт”) - результат атаки боевых пловцов “Дечима MAS”.

Потопленные крейсеры Его Величества “Йорк”, “Манчестер”, “Нептун”, “Каир”, “Калипсо”, “Бонавенчер”.

Первый пал жертвой диверсии (катер со взрывчаткой). “Нептун” подорвался на минах. “Манчестер” стал самым крупным боевым кораблем, из всех, когда-либо потопленных торпедными катерами. “Каир”, “Калипсо” и “Бонавенчер” были торпедированы итальянскими подлодками.

400 000 брутто-регистровых тонн - таков суммарный “улов” десяти лучших подводников Regia Marina. На первом месте итальянский “Маринеско”, Карло Феция ди Коссато с результатом 16 побед. Другой ас подводной войны Джанфранко Гаццана Приороджа потопил 11 транспортов суммарным водоизмещением 90 тыс. брт.

Итальянцы воевали в Средиземном и Черном морях, у берегов Китая, в Северной и Южной Атлантике.

43 207 выходов в море. 11 миллионов миль боевого пути.

По официальным данным, моряки Regia Marina обеспечили проводку десятков конвоев, доставивших 1,1 млн. военнослужащих и 60 тысяч итальянских и немецких грузовиков и танков в Северную Африку, на Балканы и средиземноморские о-ва. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

И, конечно же, золотая страница в истории итальянского флота. Десятая флотилия штурмовых средств. Боевые пловцы “черного князя” Валерио Боргезе - первый в мире военно-морской спецназ, наводивший ужас на противников.

Британская шутка о “не умеющих воевать итальянцах” справедлива лишь с точки зрения самих британцев. Очевидно, что ВМС Италии как в количественном, так и в качественном отношении уступали “морским волкам” Туманного Альбиона. Но это не помешало Италии стать одной из сильнейших морских держав и оставить свой неповторимый отпечаток в истории морских сражений.

Каждый, кто знаком с этой историей, обратит внимание на очевидный парадокс. Основная доля побед ВМС Италии пришлась на малые корабли - субмарины, торпедные катера, человеко-торпеды. В то время как крупные боевые единицы особого успеха не добились.

Парадокс имеет несколько объяснений.

Во-первых, крейсеры и линкоры Италии можно пересчитать по пальцам.

Три новых ЛК типа “Литторио”, четыре модернизированных линкора времен Первой мировой, четыре ТКР типа “Зара”, “Больцано” и пара первенцев-“вашингтонцев” (“Тренто”).

Из которых реально боеспособными были лишь “Зары” и “Литторио” + десяток легких крейсеров, размером с лидер эсминцев.

Впрочем, даже здесь про отсутствующий успех и полную бесполезность говорить не приходится.

Ни один из перечисленных кораблей не стоял у причала. Линкор “Витторио Венето” выполнил за годы войны 56 боевых заданий, пройдя с боями 17 970 миль. И это на ограниченном “пятачке” Средиземноморского ТВД, при наличии постоянной угрозы из под воды и с воздуха. Регулярно попадая под удары противника и полчая повреждения различной степени тяжести (линкор затратил на ремонты 199 дней). При том он еще умудрился дожить до конца войны.

Достаточно проследить боевой путь любого из итальянских кораблей: там в каждой строке соответствует какое-либо эпическое событие или знаменитое сражение.

“Выстрел у Калабрии”, бой с конвоем Эсперо, перестрелка у Спартивенто, бой у Гавдоса и сражение у мыса Матапан, первый и второй бои заливе Сидра... Соль, кровь, морская пена, стрельба, атаки, боевые повреждения!

Назовите еще тех, кому удалось принять участие в стольких перипетиях такого масштаба! Вопрос риторический, ответа не требует.

Противник у итальянцев был “крепким орешком”. Королевский военно-морской флот Великобритании. “Уайт энсайн”. Круче некуда.

На деле силы противников оказались примерно равны! Итальянцы обошлись без Цусимы. Основная часть битв закончились с равным счетом.

Трагедия у мыса Матапан была обусловлена одним-единственным обстоятельством - отсутствием радаров на итальянских кораблях. Невидимые в ночи британские линкоры приблизились и расстреляли в упор три итальянских крейсера.

Вот такая ирония судьбы. На родине Гульемо Маркони радиотехнике уделялось не слишком много внимания.

Еще пример. В 30-е гг. Италия владела мировым рекордом скорости в авиации. Что не мешало итальянским военно-воздушным силам быть самыми отсталыми ВВС среди западноевропейских стран. В годы войны ситуация ничуть не улучшилась. У Италии не было ни достойных ВВС, ни морской авиации.

Так стоит ли удивляться тому, что немецкие “Люфтваффе” добились больших успехов, чем итальянские моряки?

Можно еще вспомнить позор в Таранто, когда тихоходные “этажерки” за одну ночь вывели из строя три линкора. Вина целиком лежит на командовании итальянской военно-морской базы, поленившемся натянуть противоторпедную сеть.

Но ведь итальянцы не были одиноки! Эпизоды преступной халатности имели место на протяжении и всей войны - как на море, так и на суше. У американцев - Перл-Харбор. Даже железный “Кригсмарине” падал своим арийским лицом в грязь (битва за Норвегию).

Бывали совершенно непредсказуемые случаи. Слепая удача. Рекордное попадание “Уорспайта” в “Джулио Чезаре” с дистанции 24 километра. Четыре линкора, семь минут пальбы - одно попадание! "Попадание можно назвать чистой случайностью " (адмирал Каннигхэм).

Ну что же, итальянцам в том бою чуть-чуть не повезло. Так же, как не повезло британскому “Худу” в бою с ЛК “Бисмарк”. Но ведь это не дает оснований считать британцев негодными моряками!

Что касается эпиграфа к данной статье, то можно сомнению его первую часть. Итальянцы умеют воевать, но в какой-то момент разучились строить корабли.

Не самый плохой на бумаге, итальянский “Литторио” стал одним из худших кораблей в своем классе. Второй с конца в рейтинге быстроходных бэттлшипов, перед заведомо уцененным “Кинг Джордж V”. Хотя даже британский линкор со своими недостатками, возможно, обставит итальянца. Радаров нет. Системы управления огнем на уровне Перовой мировой. Переворсированные орудия бьют как попало.

Первый из итальянских “вашингтонцев”, крейсер “Тренто” - ужасный конец или ужас без конца?

Эсминец “Маэстрале” - ставший серией советских эсминцев проекта 7. Наш флот хватил с ними горя. Спроектированные для “тепличных” средиземноморских условий, “семерки” просто разваливались в условиях северных штормов (гибель эсминца “Сокрушительный”). Уже не говоря о самой ущербности концепции “все в обмен на скорость”.

Тяжелый крейсер типа “Зара”. Говорят, лучший из “вашингтонских крейсеров”. Как же так, у итальянцев в кои-то веки получился нормальный корабль?

Отгадка у задачи проста. “Макаронники” совершенно не заботились о дальности плавания своих кораблей, справедливо полагая, что Италия расположена в центре Средиземного моря. Что значит - все базы рядом. В результате дальность плавания итальянских кораблей выбранного класса, по сравнению с кораблями др. стран, была меньше в 3-5 раз! Вот откуда лучшая защищенность и другие полезные качества.

В общем, корабли у итальянцев были ниже среднего. А вот воевать итальянцы на них действительно умели.

Похожие публикации