Крылов мартышка и очки главная мысль. Урок «Басни И.А.Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»

Басней называется краткий рассказ, обычно написанный в стихотворной форме, имеющий ироническую направленность. Этот жанр литературы имеет особенность: хотя рассказывается в нем обычно о зверях, птицах, насекомых, надо понимать, что это иносказание, а на самом деле речь идет о том, что волнует общество. как раз является ярким примером такого вида произведений. Еще одним характерным свойством басни является использование приема аллегории. Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие скорее человеку. В самом конце басни содержится небольшое заключение - Неудивительно, что основанные на них сценки часто разыгрываются на школьной сцене. Ведь басни по своей структуре похожи на короткие пьесы, все подается очень образно, а голос за кадром комментирует действия героев.

Басня Крылова "Мартышка и очки". Содержание

В 1812 году Крыловым была создана басня "Мартышка и очки". Так как название животного написано с большой буквы, можно считать, что на самом деле в ней рассказывается не про обезьянку, а про человека. Басня Крылова "Мартышка и очки" повествует об обезьяне, у которой с возрастом возникли проблемы со зрением. Она поделилась своей бедой с окружающими. Добрые люди поведали, что очки могут помочь ей видеть мир четче и лучше. К сожалению, как именно надо ими пользоваться, они объяснить забыли.

Мартышка достала несколько очков, но правильно их применить так и не сумела. Она пытается их нанизать на хвост, плотно прижимает к темени, пробует на вкус, на запах. Разумеется, все эти действия не привели к тому, что она стала видеть лучше. Тогда обезьянка приходит к выводу, что люди ей налгали, а на самом деле нет в них никакого прока. Раздосадованная Мартышка разбивает очки так, что брызги от стекол разлетелись во все стороны.

Крылов. "Мартышка и очки". Анализ

Как и принято в баснях, поучительный вывод (мораль) содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. Если же не разбирающийся в науке человек занимает высокое положение, то он будет заниматься гонениями тех новинок, которые он не сумел понять. Подобные события порой случались в истории. Достаточно вспомнить гонения на генетиков, которые были в СССР.

Чиновники не смогли разобраться в этой науке и безапелляционно решили, что она ложная. Это как раз пример того, как невежды познатней оказались на троне. О таких людях и повествует басня "Мартышка и очки". Крылов в своих произведениях наглядно высмеивает людскую глупость.

О пороках и недостатках

Как и любое произведение подобного жанра, эта басня весьма иронична. Сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова "Мартышка и очки" говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими разбираться в очевидном.

Анализ басни Крылова И.А. «Мартышка и очки»

Басня – небольшой рассказ, имеющий чаще всего стихотворную форму, это произведение иронической направленности. Басня – это иносказание, хотя в ней обычно рассказывается о птицах и зверях, но на самом деле в ней поднимаются проблемы, которые волнуют общество. «Мартышка и очки» является ярким примером такого произведения.

В баснях часто используется такой приём, как аллегория. Птицы, насекомые, звери – это всего лишь «маска», за которой скрывается человеческая натура, негативные черты которой изобличает баснописец. В к басне обязательно должно быть небольшое заключение – мораль. По структуре каждая басня похожа на коротенькую пьесу, которая очень динамична и образна, с закадровым комментированием действий главных героев.

Басня «Мартышка и очки» была создана в 1812 году. Мартышка – главный герой – написана в басне с большой буквы, из чего можно сделать вывод, что автор имеет в виду вовсе не животное, а человека.

В басне рассказывается об обезьяне, у которой из-за возраста возникли проблемы с глазами – видеть стала плохо. Мартышка не могла скрывать свои проблемы и рассказала о них окружающим. Нашлись добрые люди, которые подсказали ей, что очки смогут помочь увидеть мир чётче, но, к сожалению, не пояснили бедной Мартышке, как же ими пользоваться. Добыть очки Мартышка сумела, а вот уж использовать их по назначению было ей не по плечу. Куда только Мартышка не пыталась их примерить – и на хвост, и к темени, попробовала их на вкус и на запах. Естественно, что все эти пробы не дали нужных результатов – не стало лучше зрение Мартышки. Обезьянка же после таких долгих «мучений» делает вывод: люди ей соврали, а от очков нет никакого толка. Досада Мартышки была так велика, что она разбивает добытые очки вдребезги, а осколки от них разлетаются во все стороны. Мораль, как и полагается в басне, находится в конце – хоть вещь, которую имеет Мартышка, и полезна, но, не зная, в чём именно её польза, невежда уничтожает её.

Данную мораль можно перевести и так: если человек, который не разбирается в своём деле, занимает высокое положение, то он может не пропустить те идеи, новинки, которые просто не сможет понять. История знает немало таких случаев. К примеру, в советской России гонениям подверглись генетики. Чиновники не поняли эту науку, не смогли в ней разобраться и бесповоротно решили, что она ложная. Очевидно, что «невежды оказались на троне». Как раз о таких людях и повествует Крылов, высмеивая в своих баснях человеческую глупость и недальновидность.

Произведение Крылова вышло весьма ироничным. Автор точно определил людские пороки и недостатки. Он не высмеивает конкретную Мартышку, он смеётся над каждым невеждой, не желающим увидеть очевидные вещи. Прибегая к аллегории, Крылов вдумчивому и внимательному читателю раскрывает тайны замысла басни, а читателю, которого можно назвать недальновидным, думается, что автор произведения решил потешить народ историей про глупую обезьяну. Ряды однородных членов, описывающие действия Мартышки, делают образ ещё более комичным. Использование диалоговых форм делает повествование легким и увлекательным. Мораль басни будет понятна только вдумчивому читателю.

Мартышка и очки рисунок

Басня Мартышка и очки читать текст

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.




А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Ивана Крылова - Мартышка и очки

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Крылова

Крылов под очками показал знания, которые очень часто разбиваются о нежелание учиться, самосовершенствоваться, пробиваться, стараться. Отсюда - результат: мартышка-глупышка осталась ни с чем.

Анализ басни Мартышка и очки, главные герои басни

"Мартышка и очки" - произведение лёгкое, точное, а самое главное - это необходимое руководство к правильным действиям в жизни. Поражает крыловский юмор (очки мартышкой нюхаются и лижутся, надеваются на хвост) и рассудительность в виде морали в конце басни. Иван Андреевич в очередной раз вывел на сцену человека с серьёзным недостатком, чтобы помочь многим другим искоренить подобный недостаток в себе.

О басне

"Мартышка и очки" - басня на все времена. В ней Крылов быстро, коротко и очень точно раскрыл внутреннюю сущность глупого, необразованного, инфантильного человека. 21 век - век новых гениальных изобретений, которые невозможны без необходимых знаний, упорства, умения думать, анализировать, сравнивать. Чтение и изучение басни "Мартышка и очки " в школе - начальное руководство к действию - учиться долго и терпеливо, усидчиво и с удовольствием, чтобы потом, во взрослой жизни, дарить людям новые идеи и продвигать их в жизнь.

Из-под тонкого пера Крылова басня про мартышку и полдюжину очков вышла в 1812 году. Это был год войны с французами. Иносказательный характер басни помог писателю рассказать о невежественных и пустых людях, ругающих науку и знания и не приносящих пользу государству. Если бы в то время было меньше таких "мартышек", то и исход войны был бы иным. Баснописец, смеясь и иронизируя, поднимает в своей басне большую человеческую проблему глупости и праздности.

Мартышка - главный герой

Главное действующее лицо басни - мартышка. Она вертлява, нетерпелива, поверхностна. Услышав о пользе очков, она тут же попыталась исправить своё ослабевшее зрение с их помощью. А вот каким образом это сделать - не уточнила. Про таких "товарищей" говорят: "тяп-ляп" или "слышал звон да не знает, где он". Понять мартышкину торопливость можно - она скорей хочет видеть мир здоровыми глазами. Но торопливость и невежество ещё никогда и никому не приносило пользы, а также горячность и злость. Стоило ли вдребезги разбивать все очки, чтобы потом остаться по-прежнему слабовидящей и неудовлетворённой?

Крылатые выражения, которые пошли из басни Мартышка и очки

  • Тот дурак, кто слушает людских всех врак
  • Мартышка к старости слаба глазами стала

Слушать Басню Ивана Крылова Мартышка и очки

Басня «Мартышка и очки» была написана Крыловым в 1814 году, но это отнюдь не уменьшает ее значимость и актуальность для современного поколения, скорее, даже наоборот, ведь наука не стоит на месте, а постигать ее, к сожалению, стремится не каждый. При этом признают свою необразованность лишь единицы, остальные превращаются в таких же Мартышек, как в этой басне. Ее и приглашаем вас сейчас прочитать.

Басня «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Крылова «Мартышка и очки»

Мораль басни «Мартышка и очки» не просто традиционно прописана в последних строках произведения, но даже структурно выделена пустой строкой, а расшифровывается она так: если не знаешь, как использовать ту или иную вещь либо информацию, это еще не значит, что она бесполезна. А высмеивая или запрещая ее (когда речь идет о чиновниках), люди-Мартышки сами выставляют себя на посмешище.

Анализ басни «Мартышка и очки»

Сюжет басни «Мартышка и очки» банален. Мартышка – в русском фольклоре довольно глупое животное, но очень схожее по восприятию мира и действиям с человеком – услышала от людей, что исправить проблему ухудшившегося к старости зрения можно с помощью очков. Не разобравшись, что и к чему, она набрала себе их побольше (полдюжины – 6 штук) и, примеряя очки на разные части тела (ведь, как их правильно использовать, Мартышка не спросила/не дослушала), очень удивлялась, почему же они не помогают. В конце повествования животное, обидевшись на людей, назвав их лжецами и так и не найдя применения неизвестному ей предмету, разбивает очки о камень.

Простая ситуация, но такая наглядная, особенно, если учесть, что Мартышка здесь олицетворяет всех невежд, а очки – науку. И все не было бы так грустно, если бы невежды встречались, только среди простых людей, но ведь в истории достаточно примеров, когда люди-Мартышки занимали высокопоставленные должности и своим невежеством лишали остальных (пусть и на время, до момента смены власти), новых знаний и возможностей.

Крылатые выражения из басни «Мартышка и очки»

  • «Тот дурак, кто слушает людских всех врак» – употребляется как насмешка в басне «Мартышка и очки» над теми, кто слишком большое значение придает мнению/словам окружающих.
  • «Мартышка к старости слаба глазами стала» – один из видов самоиронии в отношении собственной близорукости.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
___________

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Анализ / мораль басни «Мартышка и очки» Крылова

Басня «Мартышка и очки» — одно из самых известных произведений Ивана Андреевича Крылова, неизменно включаемое в школьную программу.

Басня написана в 1815 году. Ее автору в тот момент исполнилось 46 лет, он трудится в Публичной библиотеке Петербурга. В литературном отношении писатель практически полностью переключился на басенное творчество. Сборник 1815 года вышел с иллюстрациями. Басня сочинена в размере вольного ямба, типичного для И. Крылова. Активность одного действующего лица (Мартышки) перекрывается невозмутимостью другого (Очков). Небольшая узконосая обезьянка «к старости» стала подслеповатой. В неволе она могла достигнуть весьма преклонного возраста – лет тридцати и даже сорока. «Слаба глазами»: стала плохо видеть, а значит – попадать впросак. «У людей слыхала»: она жила у кого-то (скорее всего, в дворянском доме) почти на правах члена семьи. «Зло не большой руки»: идиома, означающая, что дело поправимо. «Очков с полдюжины»: шесть штук. «Достала»: попросту стянула. «Вертит и так и сяк»: пример устаревшего ударения в слове. «Темя»: область головы ближе к затылку. Дальше череда колоритных приставочных глаголов, соединенных перечислительной градацией: прижмет, понюхает, нанижет, полижет. «Не действуют никак». Очки не «оживают», чтобы поведать ей свои тайны, точнее, главную из них – искусство их ношения. «Тьфу пропасть!»: обезьяна бранится. Достается и людям за «враки», даже себя она величает «дураком» за то, что слушала небылицу про пользу очков. «На-волос»: очередная идиома И. Крылова, означающая «ни на волосок, нисколько». «О камень хватила»: разозленная Мартышка выбежала с очками во двор, где и расколотила их так, что «брызги засверкали» (это еще и метафора). «Познатней»: имеющий имя и вес в обществе. Следом идет мораль: невежде все не впрок, не разобравшись, он бранит даже весьма хорошие вещи. Если не получилось что-то у одного, не факт, что не выйдет у другого. Также обыгрывается тема знаний, просвещения, попадающих в руки неучей. Возможно, есть и подтекст восприятия новшеств разными поколениями (обезьяна-то была пожилой). Наконец, доступность очков героине не принесла пользу. Лексика разговорная, пересыпанная выразительными, местами устаревшими, оборотами. Перепадам ритма и интонации способствуют широкие возможности разностопного ямба.

В «Мартышке и очках» И. Крылов представляет на суд читателя невежество и самодовольство.

Похожие публикации