М. Ю

Произведение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написанное в 1841 и опубликованное в 1843г. посвящено теме отдыха от житейских тягот поэта. Лермонтов уже чувствовал приближение смерти, когда писал это произведение. Писатель предчувствует надвигающийся конец, в котором отчасти виноват он сам: “Жду ль чего? Жалею ли о чем?”

Очевидно, что главным действующим лицом произведения является сам Лермонтов. В момент написания этих строчек он находился в близи Пятигорска. Мы чувствуем, что поэт помимо всего и одинок в жизни. “Выхожу один я на дорогу...” В этой строчке не даром подчеркивается слово “один”, действительно, благодаря поведению писателя у него не осталось настоящих друзей. Лермонтов совершил предательство. И должен платить за это одиночеством и смертью. Этот выход на природу - последняя встреча Поэта с настоящим миром. Но писатель уже видит признаки того, что его ждет впереди. “Сквозь туман кремнистый путь блестит...” Здесь автор видит не просто дорогу. Ему открылась лунная дорожка, по которой уходят в иной мир после смерти.

По сути, это произведение писателя является просьбой о помиловании, покаянием в своих ошибках. Лермонтов обещает коренным образом изменить свою жизнь. Но в этот раз Лермонтов не был прощен. Его убили у подножья Машука под Пятигорском, где отныне стоит монумент, возвещающий нам об этом событии.

Стихотворение можно разбить на 3 части, в первой части Лермонтов описывает улицу, о раздумьях скорейшей смерти, потом он понимает, что не о чем сам поэт не жалеет, и в третьей части он уже готов умереть, чтобы навсегда заснуть. лермонтов стихотворение дорога хорей

Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Это придает строчкам Лермонтова особую певучесть. Частое повторение шипящих звуков имитирует тихую речь или ласковый голос бога. Поэт использовал яркий эпитет “кремнистый”, чтобы показать божественность лунной дорожки. По отношению к звездам и пустыне автор пользуется приемом олицетворения. “Пустыня внемлет богу... звезда с звездою говорит. Спит земля” Это нужно для того, чтобы подтвердить божественность момента. Широко использовано повторение для указания на главную мысль автора.

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Надо мной чтоб вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Читая строки Лермонтова, сам невольно начинаешь ощущать себя свидетелем этой прекрасной картины - перед глазами встают и «кремнистый путь» и склон Машука.

И в этой чудесной обстановке, Лермонтов обращается уже не к природе, а к людям, к обществу, к своим печальным мыслям. Он не может обрести свободы, ему от этого тяжело и больно. При этом в словах Лермонтова чувствуется то, как сильно он любит жизнь, невзирая на горе и трудности, которые встречаются постоянно на пути. Он пытается отогнать от себя тоскливые мысли о надвигающейся гибели.

Н.Г.Шакирова, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей с.Месягутово

«Выхожу один я на дорогу…» Если б знал он, как во все века Будет волновать людей и трогать, Обжигать сердца его строка. Рыцарь чести, юный светоч разума, Если б знал, что до грядущих дней Родина как сына мудроглазого Сбережет его в груди своей. В. Туркин.

С исключительной проницательностью, верно поняв

творчество Лермонтова, великий критик В.Г. Белинский заявлял, что наступит время, когда имя Михаила Юрьевича станет «народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах». Он же назвал стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» шедевром русской лирики.

Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий. Она указывала на современную общественную действительность, уродующую человеческую личность. Михаил Юрьевич Лермонтов внес в лирику глубокий и сложный психологический анализ внутренних переживаний. Этот анализ и заключил в себе то богатство раскрытия внутреннего мира человека, которое прославило великую русскую литературу. "Выхожу один я на дорогу..."- лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Оно написано за несколько месяцев до роковой дуэли, которая произошла весной 1841 года. Лермонтов написал стихотворение, которое, вопреки многим другим произведениям этого периода, наполнено не отчаянием, а светлой грустью и сожалением о том, что какие-то очень важные и знаковые события не оставили в душе поэта следа. Как и в юношестве, Лермонтов по-прежнему испытывает острое чувство одиночества, он изображает себя в этом произведении странником, который бредет по ночной дороге, пытаясь найти ответы на мучившие его вопросы.

В стихотворении переплетены черты, традиционные для лирики Лермонтова, и в то же время появляются мотивы, ознаменовавшие новый этап в творчестве поэта.

Если говорить о традициях, то мы видим привычные мотивы одиночества, тоски поэта, жажды найти собеседника, обрести «родственную душу». К числу новаторских мотивов отнесём примирённость стиха, устремлённость к положительным идеалам. Таким образом, можно сказать, что стихотворение соединяет все мотивы лермонтовской поэзии.

Жанр произведения - лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. В основе стихотворения- контраст

В первой же строчке - уже знакомый нам мотив одиночества:

Выхожу один я на дорогу…

«Я», «один». Однако слово « выхожу» нарушает привычный образ одинокого узника (Ср.: «Пленный рыцарь»). Лирический герой находится в открытом, распахнутом мире. Перед ним- дорога, над ним -небо. Человек погружён в открытую и свободную стихию природы. Мир природы наделён чертами, необычными для романтической поэзии. Здесь нет привычного погружения героя в мир разобщённости. Здесь мир характеризуется единением: путь перед героем освещён и залит лунным светом, соединяющим небо и дорогу.

Сквозь туман кремнистый путь блестит

Туман тоже связующее звено: он заполняет пространство между землёй и небом. «Кремнистый путь»- указание на кавказский пейзаж.

Пространство перед лирическим героем расширяется: перед стоящим на дороге путником– пустыня

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу

Значение слова «пустыня» имеет в стихотворении два значения:

    Пространство, противопоставленное городу(Лермонтов считал город средоточием зла и порока, значит, его герою лучше держаться от него подальше);

    Открытое, большое распахнутое пространство.

Значит «пустыня»- возможность избежать пороков общества и выйти на простор.

Герой один в огромном мире, и мир этот «говорит» и «внемлет»

И звезда с звездою говорит.

Изумительны метафоры, олицетворения, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит» ; «пустыня внемлет Богу»). Поэт рисует сказочную красоту южной ночи, используя эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»).Лирический герой понимает всю прелесть и совершенство окружающего мира, он прекрасен:

В небесах торжественно и чудно!

Слово «чудно» тоже имеет два значения:

    Нечто прекрасное;

    Нечто чудесное

Лирический герой оказывается свидетелем какой-то тайны природы, и слово «один» приобретает новый смысловой оттенок, оттенок избранничества: только ондопущен в святилище природы. Другие люди спят и не видят открывшегося ему таинства.

Спит земля в сиянье голубом

Обобщение мотива слияния земли и неба. Сон не синоним смерти, как обычно, а спокойная полнота жизни. Но полноте и спокойствию природы противопоставлено состояние лирического героя.

Он сомневается в будущем:

Жду ль чего?

С горечью вспоминает о прошлом:

Жалею ли очём?

Мир природы представлен глаголами настоящего времени, для неё нет ни прошлого, ни будущего. Для лирического героя переживания настоящего момента невозможны без памяти о прошлом и мечты о будущем. Не случаен образ дороги, она понятие движения: от прошлого к настоящему и будущему.

Третья строфа полностью посвящена поэтическому «Я».Начиная с неё, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Лирический герой стремится вырваться из мира изоляции и приобщиться к миру природы.Перекличка вопросов: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?
и ответов:
Уж не жду от жизни ничего не я,(отказ от будущего) И не жаль мне прошлого ничуть (отказ от прошлого)… -

Придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, полного отказа от жизни:

Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

Герой хотел бы влиться в вечный мир природы и приобщиться к её сну.

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Что вкладывает лирический герой в понятия «сон» и «покой»? Здесь это не синонимы к слову «смерть», как, например, в стихотворении «Сон», а синонимы к словам «счастье», «гармония». Сон-это полнота жизненных сил. Смятение души героя образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное значение. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» . При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы.

Но не тем холодным сном могилы…

Герой верит в бессмертие души. Его мятежный, неспокойный дух больше не ищет бури, он жаждет спокойствия, отвлечения от земных противоречий:

Я б хотел навеки так заснуть

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное значение. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» . В пятой строфе появляется надежда на любовь и достижения личного счастья:

Про любовь мне сладкий голос пел

И слияние с мифологической и космической жизнями:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Дуб-символ мирового дерева, соединяющего небо и землю, символ вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Дуб - это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт. Все-таки удивительно, как спокойно звучат рассуждения о смерти: герой не испытывает ни страха, ни ужаса - подобное состояние в поэзии принято называть оксюмороном «светлая печаль». Это состояние подчеркнуто и ритмической организацией стихотворения: пятистопный хорей слегка замедляет ритм, а слоги с пропущенным ударением (пиррихий ) передают несколько сбивчивый ритм, как будто имитируя дыхание человека. Чередование мужской и женской рифмы завершают мелодику стихотворения, как будто оттачивая все оставшиеся грани алмаза, перед тем как он превратится в бриллиант.

Использование приема звукописи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.

В какой-то степени это произведение можно считать пророческим, так как желание Лермонтова все же осуществилось. Погибнув на бессмысленной и глупой дуэли, он не только остался в памяти людей как блистательный русский поэт, но и вдохновил своим творчеством последующие поколения. И, тем самым, выполнил свою миссию, которая была предначертана ему судьбой.

И сейчас на малой родине Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Пензенской области, находится его прах. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего ветви над входом в часовню.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» написано между маем и июлем 1841 года, в год смерти поэта. Так как произведение относится к позднему периоду творчества Лермонтова, то в нем мы можем проследить все черты истинно лермонтовской поэзии.

Многие образы произведения были навеяны стихотворением Гейне «Смерть – это ночь, прохладный сон» из его «Книги песен». В нем говорится:

Смерть – это ночь, прохладный сон

А жизнь – тяжелый, душный день…

…Я сплю – и липа шумит в вышине,

На липе соловей поет...

И песня исходит любовью, –

Я слушаю даже во сне.

Но даже при поверхностном прочтении стихотворений Гейне и Лермонтова очевидна разница. Лермонтов заимствует у Гейне образы, но расширяет и углубляет тематику.

Стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова слов, символов. В первой строфе, в запеве, появляется тема одинокой участи, странничества:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит...

Создается впечатление, что дорога лирического героя уходит в бесконечность. В этих же строках проявился важнейший для поэта мотив – мотив одиночества. Лирический герой противопоставляет себя всему миру. Но мир вокруг него целостен. Небо и земля в стихотворении сливаются и еще ярче подчеркивают одиночество героя.

Тема пустыни, появляющаяся в той же первой строфе, может символизировать место уединенного свидания лирического героя с вселенной. Обращение героя к небу, «голубому сиянию», космической широте сменяется обращением к другому космосу – своей душе.

Герой задает важные для него вопросы:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

В последней строке звучит мотив прошлого и будущего. В будущем для себя лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», получить которые можно, забывшись, заснув. И здесь, впервые в стихотворении, вводится интрига: начинает звучать намек на тему смерти. Символ смерти как сна широко использовался еще Шекспиром:

Умереть, уснуть. – Уснуть!

И видеть сны, быть может?…

Но в стихотворении Лермонтова тема смерти не получает развития. Сон у него трактуется по-другому. Это только мечта, светлая и прекрасная.

В произведении скрыто противопоставление. Начинается стихотворение с прекрасного светлого описания природы. Смена настроений происходит в двух последних строчках второго катрена. Образ одушевленной природы, полной обещаний, теряет для героя свою притягательность. Он ощущает неудовлетворенность своего «я», мир меркнет для него, и он, вроде бы, стремится к смерти. Но в четвертом катрене опять происходит перелом, который прекращает тему смерти и возвращает нас к оптимизму. Последнее четверостишие ломает всю картину и делает стихотворение гимном любви. А тема любовной песни и «темного дуба» в конце создают образ блаженства.

По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Но строй произведения сочетает черты элегической медитации и песни. Здесь используются такие песенные приемы, как повторы-подхваты (вопросы во второй строфе, «я ищу» – «я б хотел» – «я б желал», «чтоб в груди» – «чтоб дыша» – «чтоб всю ночь»), сочленяющие строфы (третья строфа отвечает на вопрос, заданный во второй, а четвертая продолжает мысль, начатую в третьей строфе).

Стихотворение состоит из пяти пронумерованных катренов, написанных пятистопным ямбом. Необходимо обратить внимание на особенность стихотворного размера: каждая строка содержит обманный «анапестический ход», то есть, начинается как анапест, по сути, являясь ямбом. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских клаузул.

Хочется обратить внимание на одну строчку: «Спит земля в сиянье голубом…». Конечно, Лермонтов говорит о небесах. В середине XIX века ни один человек еще не видел Землю из космоса. Но гений творца смог создать космическую картинку. При прочтении этой строчки перед глазами каждого современного человека встает образ нашей прекрасной голубой (действительно, голубой – и здесь Лермонтов оказался прав) планеты в сиянии атмосферы.

Мечта, о которой говорит поэт, это не только любовь. Лермонтов мечтал и о вечности – освобождении от земного времени, о бессмертии и приобщение к вечной жизни вселенной. Он не хотел умирать, подобно вечно зеленеющему «темному дубу». И мечта его сбылась. Поэт обрел бессмертие через свою поэзию.

Анализ стихотворения " выхожу один я на дорогу" Михаила Юрьевича Лермонтова.

Стихотворение "Выхожу один я на дорогу" Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в 1841 году (последний год жизни писателя). Оно относится к философской лирике. В этом стихотворении автор раскрывает тему "свободы и воли". Об этом говорят строки: "я ищу свободы и покоя!"

Стихотворение состоит из пяти строф. Открывается оно картиной природы:" "Выхожу один я на дорогу;
сквозь туман кремнистый путь блестит";

Следует отметить, что лирический герой находится наедине с природой. Герой задается вопросом:

"От чего же мне так больно и так трудно?" и тут же находит ответ: " Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!"

Поэтическая мысль развивается от строфы к строфе. Лирический герой устал от жизни, он стремится на время "заснуть". Окунуться в мир полный любви и гармонии с природой. Стихотворение наполнено яркими средствами выразительности: Олицетворениями ("звезда с звездою говорит" "спит земля" "дремали жизни силы") , эпитетом ("холодный сон") , метафорой ("сон могилы"). Большим количеством олицетворений автор хочет показать, что у природы живая душа, и человек может напрямую с ней общаться.

Произведение написано хореем. Рифма в стихотворении перекрестная (женская и мужская).

«Выхожу один я на дорогу…»
Если б знал он, как во все века
Будет волновать людей и трогать,
Обжигать сердца его строка.
Рыцарь чести, юный светоч разума,
Если б знал, что до грядущих дней
Родина как сына мудроглазого
Сбережет его в груди своей.
В. Туркин.
За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтов-ское «Выхожу один я на дорогу…»
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мер-цают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа.
Мир и покой, но:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт:
Уж не жду от жизни ничего я…
И не жаль мне прошлого ничуть.
«Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной ти-шиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, чи-тателям. Мы видим и «кремнистый путь», и «сиянье голубое», и яркие звез-ды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии сво-бодной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обраща-ется к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тре-воги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
Предвидя все, все понимая, вписывал Лермонтов свое стихотворение в «Записную книгу Одоевского». В ней уже было рассказано о судьбе дубового листка, оторвавшегося от ветки родимой и унесенного бурей к далекому бе-регу Черного моря, где растет молодая чинара, с которой шепчется морской ветер, в ее ветвях качаются и поют свои песни вольные птицы; была расска-зана грустная повесть о том, как отказалась дать приют страннику полная жизни и счастья чинара – повесть о жизни и о смерти.
В эту книгу вписан также и «Сон», вписано в нее и стихотворение о том, как тучка ночевала на груди утеса-великана и в золотых утренних лучах рано умчалась вдаль, весело играя по лазури, оставив и забыв утес, по кото-рому тихо струились слезы.
Здесь и знаменитый «Пророк».
«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт передает потомкам: он не отказался ни от всевиденья, ни от ответствен-ности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия.
В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лер-монтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внеш-нем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический мо-нолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
Композиция стихотворения делится на две части. В первой – велико-лепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тре-вожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклица-тельные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Час-тое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию ус-ловно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобо-да», «сон», «силы».
Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих зву-ков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
И растет такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта. Каж-дый год в день памяти приходят сюда тысячи людей, чтобы поклониться праху великого русского гения. И дуб шумит листвой над тарханскими тро-пинками, над озером, словно вечный сторож печальных мест. Вновь слагают здесь стихи поэты:
Если б знал он в миг смертельной раны,
Если б знал он, падая в крови,
Что родник судьбы его – Тарханы
Станут пульсом скорби и любви,
Местом, где, склонясь в молчанье строгом,
Будут люди из столиц и сел
Вслушиваться в звездную дорогу,
По которой Лермонтов прошел.
В. Туркин.

Задачи и тесты по теме "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (Восприятие, истолкование, оценка.)"

  • Основа слова. Разбор слова по составу. Анализ модели состава слова и подбор слов по этим моделям - Состав слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Основные принципы русской пунктуации - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 11 класс
Похожие публикации