Слова без не не употребляются примеры. Правописание «НЕ» с различными частями речи

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

Если глагол не употребляется без НЕ, он пишется с НЕ слитно.

Например: ненавидеть, нездоровиться, негодовать.

В остальных случаях НЕ с глаголами пишется всегда раздельно.

Следует различать глаголы с составной приставкой «недо» и глаголы с приставкой «до» плюс отрицательная частица НЕ. Приставка «недо» имеет значение недостаточности чего-либо, неполноты и пишется слитно с глаголом. Глагол с приставкой «до» и отрицательной частицей «НЕ» обозначает действие прерванное, не доведенное до конца, неосуществимое, прерванное.

Например: Ему недостает любви (не хватает любви). Он не достает до ручки двери (неосуществимое действие).

Правописание НЕ с деепричастиями

Подчиняется тому же правилу, что и правописание НЕ с глаголами.

Например: негодуя, не смотря.

Правописание НЕ с местоимениями

В местоимениях НЕ пишется под ударением и слитно за исключением случаев, когда НЕ и местоимение разделяет предлог.

НЕ с местоимениями-наречиями всегда пишется слитно: негде, незачем, некуда.

Запомнить: не кто иной, как; не что иное, как; как никто иной; как ничто иное.

Правописание НЕ с числительными

НЕ с именами числительными пишется всегда раздельно.

Правописание НЕ с прилагательными, существительными и наречиями на -о, -е

Слитно Раздельно
  1. Не употребляется без НЕ: ненавистный, неуч, неуклюже.
  2. Можно заменить синонимом без НЕ: некрасивый (уродливый), недруг (враг), неслышно (тихо).
  3. Если есть слова со значением степени: очень, в высшей степени, полностью и т.д.: очень неинтересная, в высшей степени неудача, полностью неразумно.
  4. Если есть слово «никак»: никак невозможно.
  5. Если есть союз но: немаленький, но просторный; неуютно, но тепло.
  1. Если есть противопоставление с союзом а: не радостный, а грустный; не друг, а враг; не жарко, а холодно.
  2. Если есть слова вовсе не, далеко не, отнюдь не и отрицательные местоимения и наречия с приставкой ни: далеко не милый; отнюдь не красавица; вовсе не страшно; ничуть не умный.
  3. С краткими прилагательными, не имеющими полной формы (должен, рад, готов, обязан) или имеющими в полной форме другое значение (видный - виден): не рад встрече; город не виден.
  4. НЕ с наречиями на -о, -е: не насквозь.
  5. Со словами категории состояния: не страшно.
  6. С прилагательными и наречиями в форме степеней сравнения: не хуже, не самый лучший.
  7. С притяжательными и относительными прилагательными, с прилагательными, обозначающими цвета: не кирпичный; не мамин; не зеленый.

Примечание. Следует быть внимательным в написании НЕ со словами при наличии слова «совсем». Если оно имеет значение «совершенно, очень», НЕ пишется слитно. Если имеет значение «отнюдь» - раздельно.

Например:
Совсем неувлекательное путешествие (= очень неувлекательное путешествие).
Совсем не случайное слово (отнюдь не случайное слово). Правописание кратких прилагательных, имеющих полную форму, подчиняется правилам правописания полных прилагательных.

Решите пожалуйста сколько можете! 1) С какой частью речи не употребляются предлоги? 1) Причастие, 2) имя

прилагательное, 3) местоимение, 4) глагол, 5) имя числительное.

2)Найти прилагательное, от которого нельзя образовать степень сравнения.

1) Забавный, 2) красивый, 3) слепой, 4) стремительный, 5) медленный.

3)Указать глагол, который имеет форму только несовершенного вида.

1) Бедствовать, 2) бить, 3) мять, 4) прыгать, 5) кончать.

4). В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

1) В осеннем лесу ; 2) убирать урожай; 3) помог товарищу;

4) отряд партизан; 5) подготовка к празднику.

5)В каком слове пишется буква О?

1) Р...стение; 2) отр...сль; 3) р...сточек; 4) подр... сти; 5) нар...щивать.

6) Какой глагол относится к 1 спряжению?

1) беру 2) сплю 3) гляжу 4) смотрю

7). В каком слове произносится звук /Б*/?

1)голубь 2) гибкий 3) беречь 4) обыграть

8) В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?

1) расстегнуть, расступиться, восстать, рассвет

2) поддержать, подделка, поддакивать, предрассветный

3) исследовать, оттолкнуть, оттащить, расстелить

помогите пожалуйста срочно.только давайте правельные ответы. А1. С каким словом НЕ пишется раздельно?

□ 1) (не)слушая

□ 2) (не)здоровится

□ 3) (не)аккуратно

□ 4) (не)мало

А2. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

□ 1) Море взволнова..о бурей.

□ 2) Мастер искус..о выточил фигурку.

□ 3) Врач вниматель..о осмотрел пациента.

□ 4) Учитель вызвал другого, и я облегче..о вздохнул.

□ 1) досрочн..

□ 2) измученн..

□ 3) искос..

□ 4) влев..

□ 1) (по)молодецки

□ 2) (в)миг

□ 3) (где)то

□ 4) (с)налёту

□ 1) Солнце встаёт над безоблачным горизонтом и совершает свой дневной путь, никогда не встречаясь с облаками.

□ 2) Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым.

□ 3) От неожиданности я вздрогнул, пролив молоко.

□ 4) Не беспокоясь ни о чём, не заботясь о разосланных погонях виновник всей этой кутерьмы медленно подходил к старому дому.

□ 1) ржАвея

□ 2) некогдА

□ 3) черпАя

□ 4) по двОе

(1)В воздухе уже не так сильно пахло, - в нём снова как будто разливалась сырость… (2)Разговор мальчиков постепенно угасал вместе с огнями. (3)Собаки даже дремали, лошади, сколько я мог различить при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы…

В3. В предложении (3) найдите деепричастие, укажите его вид.

С1. Напишите, какую роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» играет описание природы.

Вариант 2

А1. С каким словом НЕ пишется слитно?

□ 1) (не)спится

□ 2) (не)громко

□ 3) (не)прочитав

□ 4) (не)по-летнему

А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) Обстановка в доме была проста и непринуждё..а.

□ 2) Ты поступил мужестве..о.

□ 3) Цветы в букете выглядели естестве..о.

□ 4) Поклажа была облегче..а на несколько килограммов.

А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

□ 1) исправн..

□ 2) снов..

□ 3) доверчив..

□ 4) насух..

А4. Какое наречие пишется слитно?

□ 1) (сей)час

□ 2) (по)французски

□ 3) (когда)нибудь

□ 4) (на)ходу

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котёл, в котором варили себе кулиш.

□ 2) Обе собаки вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.

□ 3) Запорожцы, протянув вокруг всего города в два ряда свои телеги расположились куренями.

□ 4) Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка…

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) мелькОм

□ 2) неоткУда

□ 3) досЫта

□ 4) балУясь

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.

(1)Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке… (2)Кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок пошёл бродить и порхать над землёю. (3)Я, проворно встав, подошёл к мальчикам.

В1. Из предложения (1) выпишите слово категории состояния.

В2. Из предложения (2) выпишите наречие.

В3. Из предложения (3) выпишите неизменяемые части речи.

С1. Напишите, с помощью каких приёмов изображает И. С. Тургенев природу в рассказе «Бежин луг» (на примере приведённого отрывка).

В каком слове суффикс имеет не уменьшительно-ласкательное, а уменьшительно-пренебрежительное значение?1) Ручонка 2) Книжонка 3) Зверюшка 4)

В каком слове суффикс имеет не уменьшительно-ласкательное, а уменьшительно-пренебрежительное значение?

1) Ручеёк 2) Ветерок 3) Городишко 4) Сынишка.

Зарание всем спасибо)

НЕ может быть частью корня и тогда пишется слитно : не ряха, не брежный, не красиво.

НЕ может быть отрицательной частицей и тогда пишется раздельно : не знал, не глядя.

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Чтобы не ошибиться в написании НЕ с частями речи, нужно:

1) Выяснить, употребляется ли слово без НЕ .

Если НЕТ — всегда пишется слитно : неряха, негодовать, ненастье.

Если ДА, то:

2) Необходимо определить часть речи, группу:

1-ая группа — глагол, деепричастие, относительное прилагательное или притяжательное (обозначает цвет, материал, принадлежность), местоимение (кроме отрицательных), числительное, наречие не на -о, -е, слова категории состояния, слова в сравнительной степени, союзы, частицы, краткие прилагательные, не имеющие полной формы.

Например:

Не учил (гл.)

Не заботясь (дееприч.)

Не красный, не деревянный (относит. прилаг.)

Не лисий (притяжать прилаг.)

Не я, не мы, не ваш, не всякий (местоимения)

Не два, не пять (числит.)

Не завтра (наречие не на -о, -е)

Не надо, не холодно (категория состояния)

Не хуже (слово в сравнительной степени). Но: с прилагательными и наречиями, имеющими в своем составе приставку не-: не слышнее — от не слышно, не понятнее — от не понятный.

Не то, н е это (частицы, союзы)

Не рад, не должен, не готов, не жаль (краткие прил. без полной формы или имеющие в поной форме несколько другое значение)

Примечание. Чаще встречается раздельное написание следующих слов: не нужен, не прав, не согласен, не способен (в этих словах больше чувствуется отрицание)

2-ая группа качественные прилагательные в полной и краткой форме, существительные и наречия на -о, -е.

Слитно

Раздельно

1) если слово без НЕ не употребляется : неряха, ненастный, нелепо.

2) если в предложении нет противопоставления с союзом а , нет слов далеко , отнюдь, вовсе, нисколько, ничуть, никак и др. слов с ни . В таком случае слова с не- образуют новое слово, к ним можно подобрать синоним без не-:

Это не правда (ложь), не интересный (скучный), не богат (беден), не громко (тихо).

Обратите внимание! Н е солдат — не пишется только раздельно, так как сущ. солдат с частицей не не образует новое слово, нет такого понятия, как «несолдат». Также сравните: не дерево, не стол и т.д.

1) если в предложении есть или подразумевается противопоставление с союзом а ( но ) : не правда, а ложь, не простое, а сложное уравнение (правда —ложь, простое — сложное — слова-антонимы).

Противопоставление — это отрицание одного признака и утверждение другого, противоположного. Так, в предложении Эта речка неглубокая, но быстрая нет противопоставления, т.к. прилагательные неглубокая и быстрая не являются антонимами. Прилагательное неглубокая можно заменить на синоним без не мелкая, поэтому слово пишется слитно с не .

2) если при частице не есть слова отнюдь, далеко, вовсе и другие слова с ни (отрицательные местоимения и наречия) :

Далеко не дешевый, отнюдь не интересный, вовсе не важный, ничуть не близко, далеко не красавец, никому не знакомый.

Но: мне (ему, тебе...) не знакомый

3) Со словами, пишущимися через дефис: не по-русски.

3-я группа - причастия.

Cлитно

Раздельно

Одиночные причастия (не имеющие зависимых слов):

Не прочитанная книга, не написанная статья, не пройденная тема, не замеченная ошибка.

1) Причастия с зависимыми словами:

Еще не прочитанная книга, вовремя не написанная статья, не пройденная нами тема, не замеченнаяучителем ошибка, не исправленное вовремя .

Запомнить! Не влияют на правописание причастия и прилагательного наречия меры и степени: совсем, чрезвычайно, совершенно, крайне, вполне, в высшей степени, абсолютно, весьма (все эти наречия можно заменить словом очень ), очень, почти:

Совершенно не продуманное решение (=очень), абсолютно не надежный (=очень), почти не исписанная страница.

2) Если есть противопоставление:

Не прочитанная, а прослушанная статья.

3) Краткое причастие: не прочитан, не сделана, не прослушана.

Запомните! Полные причастия пишутся раздельно при наличии любого зависимого слова , а прилагательные (полные и краткие) лишь в том случае, если это зависимое слово выражено отрицательным местоимением или наречием (словом с ни) : Не привыкшие к физическому труду люди (прич.) — Не привычные к физическому труду люди (прил.), не привычные ни к какому труду люди (прил.)

Краткие причасти я отвечают на вопросы что сделан? что сделана? что сделаны? Краткие прилагательные отвечают на вопросы каков? какова? каковы?

4-ая группа — слова, оканчивающиеся на -мый.

— Есть ли при слове с не существительное в творит. падеже?

Не растворимое (чем?) водой вещество (причастие)не растворимое в воде вещество (прилаг.)

Не любимое (кем?) мною блюдо (прич.)не любимое с детства блюдо (прилаг.)

5-ая группа отрицательные местоимения и наречия.

Отрицательные местоимения пишутся раздельно, в три слова, если есть предлог :

Не с кем, не у кого.

Наречия всегда пишутся слитно :

Негде, некуда, незачем.

Не путать с частицами:

Не кто иной, как

Не что иное, как

Не чему иному, как

Не смешивать!

Глаголы с недо- - значение: ниже нормы, мало, можно подобрать антоним с приставкой пере-:

Недовыполнить план, недоедать, недолечить.

Глаголы с частицей не и приставкой до - - значение: сделано не до конца:

Не допить чай, не досмотреть спектакль

Отличайте!

Деепричастие не смотря от предлога несмотря на :

Рассказывал, не смотря на конспект (не глядя) — пришел, несмотря на болезнь (вопреки)

Сравните предложения, в которых слитное или раздельное написание НЕ со словами зависит от контекста.

Он не богат — то есть беден (можно подобрать синоним без не , пишем слитно).

Он не богат — в значении «не очень богат и не очень беден».

Она не умна — то есть глупа.

Она не умна — и не умна и не бедна.

Примечание 1. Если в качестве пояснительного слова употребляется наречие меры и степени (например, весьма, очень, крайне, почти, в высшей степени — эти наречия можно заменить словом «очень» ), то не с прилагательными, причастиями и наречиями пишется слитно : в высшей степени неразумный поступок, крайне необдуманно, совершенно непроверенные результаты .

Примечание 2. Если в качестве пояснительного слова выступает наречие совсем , то, в зависимости от смысла, возможно как слитное, так и раздельное написание. Если наречие употребляется в значении «совершенно, очень» — то не пишется слитно : совершенно ненужная вещь. Если употребляется в значении «отнюдь, никоим образом» , то не пишется раздельно : совсем не случайно .

Лазарев Михаил

Данная работа представляет собой исследование особенностей употребления, происхождения, словообразовательных возможностей глаголов, пишущихся слитно с НЕ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Центр детского научно-технического творчества ГАОУ АО ВПО «АИСИ»

XVIII открытая областная научно-исследовательская

конференция

Специфика глаголов, не употребляющихся без НЕ

Выполнил: Лазарев Михаил,

ученик 5М класса МБОУ СОШ №32,

воспитанник Центра детского

Научно-технического творчества

ГАОУ АО ВПО «АИСИ»

Руководитель Лазарева Л.М

Астрахань

2012

Введение

1.2.Семантика глаголов, не употребляющихся без НЕ

Заключение

Библиография

Введение

В русском языке насчитывается 24 глагола, не употребляющихся без НЕ.

Природа происхождения этих глаголов интересна, она связана с этимологией

глаголов, а сами единицы нуждаются в систематизации.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью расширить представление о семантическом своеобразии указанных языковых единиц и их тяготении к устойчивым сочетаниям.

Цель работы -установить связь между глаголами, не употребляющимися без НЕ, и фразеологическими единицами.

Объектом исследования стал языковой материал, взятый из толковых словарей современного русского языка.

Предмет исследования -семантика, а также специфика словообразования глаголов, не употребляющихся без НЕ.

Поставленная цель предполагает осуществление конкретных задач:

  1. определить по толковым словарям количество глаголов с не-частью корня и их значение;
  2. выявить специфику этих глаголов (их историко-этимологическую семантику, особенности спряжения);
  3. проанализировать словообразовательные возможности
  4. сопоставить указанные единицы с фразеологическими.

Предполагаемая теоретическая ценность работы заключается в том, что она позволяет всесторонне рассмотреть своеобразие значений данных глаголов, систематизировать их в смысловые группы, дать им историко-этимологическую характеристику, что помогает объяснить природу слитного их написания.

1.Специфика глаголов, не употребляющихся без НЕ

1.1.Тематические группы глаголов, не употребляющихся без НЕ

Отобранные из толковых словарей глаголы, не употребляющиеся без НЕ, опираясь на классификацию тематических групп глаголов. Можно отнести к глаголам состояния человека.

  1. Небречь – качественное состояние
  2. Невзвидеть эмоциональное состояние
  3. Невзлюбить - эмоциональное состояние
  4. Нездоровиться- физическое состояние
  5. Неистовствовать –эмоциональное состояние
  6. Неймёт(ся) – эмоциональное состояние
  7. Неймёт –эмоциональное состояние от глагола ограничения (не иметь)
  8. Нейти - глагол отрицания
  9. Неможется – эмоциональное состояние
  10. Ненавидеть –эмоциональное состояние
  11. Несдобровать-глагол внешнего проявления
  12. Неметь глагол физического состояния
  13. Нежничать эмоциональное состояние
  14. Нежиться – эмоциональное состояние
  15. Невеститься –глагол поведения
  16. Небрежничать глагол поведения
  17. Недужиться глагол физического состояние
  18. Несть - глагол отрицания (нет)
  19. Нехватить- глагол отрицания
  20. Негодовать - эмоциональное состояние
  21. Невежничать- глагол поведения
  22. Неволить- глагол подчинения
  23. Неглижировать –глагол отрицания
  24. Нежить существительное

Семантика этих глаголов отражает физическое (неможется, нездоровится) или душевное состояние (нежиться, ненавидеть, негодовать), отрицание, семантику поведения, внешнего проявления, а также подчинения.

Отметим, что большую группу представляют глаголы со значением «эмоциональное состояние» (10 из 24)

1.2. Семантика глаголов, не употребляющихся без НЕ

Анализируя значение данных глаголов, мы обратились к «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Историко-этимологическому словарю современного русского языка» П.Я.Черных, «Этимологическому словарю русского языка» М.Фасмера.

Так, историко-этимологический словарь П.Я.Черных даёт толкование только двух слов из отобранных нами единиц: негодовать и ненавидеть.

Именно на них мы и остановили свое внимание.

Слово «Негодовать»- переживать и выражать крайнее неудовольствие, недовольство, возмущение, гнев. До 11 века это слово употреблялось без НЕ и имело значение «пировать»- hodovati, godowac. С 11 века в древнерусском языке и старославянском появляется «негодовати»- быть недовольным, выражать неудовольствие, а также с трудом переносить, страдать, отвергать, отказывать (Срезневский, 2,372) «Годовати» - позволять (11век). Корень «год» как и в словах угождать, угодить, годный. Значение «позволять», возможно, развилось из значения «доставлять удовольствие», «угождать». Другие значения более поздние.

В словаря В.И.Даля «негодовать» - на кого, на что; быть недовольным, роптать, изъявлять съ сердцемъ презрение и жалобу. Ему что-то негодовалось тогда на меня.

В словаре М.Фасмера «негодовать»- от древнерусского «негодъ»- «неудовольствие», въ годъ быти – «нравиться».

Слово «ненавидеть» в историко-этимологическом словаре: «испытывать чувство острой вражды, злобы к кому-либо. Очевидно, по мнению П.Черных, слово образовано от «навидъти» - «жить согласно, в дружбе». Быть терпимым, любить,отсюда «navist» -симпатия, приязнь, любовь. В древнерусском языке слово, судя по памятникам письменности, было утрачено. Однако, у В.И. Даля: «навидеть не могу, то есть «навидеть»- терпеть, жаловать.

Словарь М.Фасмера трактует слово так «ненавидеть» так: образовано отрицанием от «навидъти» (охотно смотреть, навещать), украинское «навидитися» - «с радостью смотреть друг на друга».

1.3.Особенности словообразования глаголов, не употребляющихся без НЕ

Рассматривая словообразовательные возможности анализируемых нами глаголов, мы обратились в словообразовательному словарю А.Н.Тихонова.

Так, глагол «негодовать» имеет только одно словообразовательное гнездо:

Негодовать-негодование-негодующий-негодующе-вознегодовать-занегодовать-понегодовать

А глагол «ненавидеть» образует три словообразовательные цепочки от слов:

1)ненависть

2)ненавистник

3)ненавистница

Некоторые глаголы вообще не образуют словообразовательных цепочек(небречь, невзвидеть, невзлюбить нездоровиться, неймет, неймется, неможется, несдобровать, невеститься)

Так, глагол «небречь» находится в словообразовательном гнезде слова «пренебрежение».

Если рассматривать такую грамматическую особенность глагола, как спряжение, применительно к глаголам, не употребляющимся без НЕ, то необходимо отметить. Что глаголы неймет, неймется, неможется не имеют спрягаемых форм, а глагол неможется употребляется только в безличной форме.

Такая специфическая особенность данных глаголов объясняется их семантикой эмоционального состояния.

Заключение

Проанализированные нами языковые единицы позволяют отметить их тяготение к устойчивым формам:

  1. Они в своём происхождении восходят к периоду до возникновения древнерусского языка и связаны исторически с корнями, которые употреблялись без НЕ
  2. Современная семантика этих глаголов связана со значением эмоционального состояния человека
  3. Эти глаголы непродуктивны, о чем свидетельствует отсутствие у большинства из них возможностей словообразования

В перспективе планируем рассмотреть синонимические, антонимические и омонимические возможности анализируемых глаголов, а также сопоставить их с именными формами, не употребляющимися без НЕ.

Библиография

  1. Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание» под ред. Л.Г.Бабенко:М.:Аст-пресс,2007
  2. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»: В 4т.- Москва- Терра, 1994
  3. Ожегов С.И, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»:М., 1993
  4. Тихонов А.Н. «Словообразовательный словарь русского языка»:М.,2003
  5. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова:М.,1996
  6. Фасмер М. «Этимологический словарь русского языка»: СПб.,1996
  7. Черных П.Я. «Историко-этимологический словарь современного русского языка»: М, 1999
Похожие публикации