Учебник «Европейская философия XV — XVII веков» (В.В.Соколов). Соколов В

заведующий кафедрой, д.филос.н., профессор.

Б.Г. Соколов родился в 1962 году. В 1982 году закончил музыкальное училище при Ленинградской Консерватории им. Римского-Корсакова, в 1990 году - философский факультет СПбГУ. С 1990-1993 гг. обучался в аспирантуре СПбГУ.

C 1994 года работает в СПбГУ. Работал на кафедрах «Современная зарубежная философия», «Философская антропология», «История философии». С 2012 - 2013 годах возглавлял кафедру «Эстетики и философии культуры». В 2015 был избран заведующим кафедрой «Культурологи, философии культуры и эстетики».

В 1996 г. был координатором I Российского философского конгресса, в 1998 г. - координатор «I Гражданского форума», в 2000 г. - «II Гражданского форума».
С 1995 года - руководитель при философском факультете СПбГУ. Главный редактор альманаха «Метафизические исследования» (вышло в свет 19 выпусков, посвященных различной тематике).
Координирует издание журнала «Studia culturae» http://iculture.spb.ru/index.php/stucult .

Кандидатская диссертация (1994):
"Маргинальный дискурс Ж.Деррида"

(09.00.03 - история философии)

Докторская диссертация (2004):
"Генезис исторического сознания в Новоевропейской культуре"

(09.0013 - философская антропология, религиоведение и философия культуры)

Стажировался в университете Уппсала (Швеция) в 1995 году. Получал грантовую поддержку от РГНФ, фонда Сороса. В настоящее время руководитель гранта РГНФ «Концептуализация Homo Aestheticus в современной эстетике» проект № 13-03-00429.

Под руководством Соколова Б.Г. защищены следующие диссертации :

кандидатские диссертации :

  • 2002: Кирющенко Виталий Владимирович, диссертация «Язык и знак в прагматизме» (09.00.13)
  • 2003: Фокин Иван Леонидович, диссертация «Концепция образования в философии культуры Шеллинга» (09.00.13)
  • 2006: Беляев Николай Юрьевич, диссертация «Механицизм» в новоевропейской культуре» (09.00.13)
  • 2006: Шестаков Вячеслав Викторович, диссертация «Позиционирование средств коммуникации» (09.00.13)
  • 2008: Бабушкина Дина Александровна, диссертация «Этическая философия Ф.Брэдли» (09.00.03)
  • 2008: Федотов Антон Александрович, диссертация «Социокультурный анализ феномена элиты» (09.00.13)
  • 2009: Буряк Игорь Васильевич, диссертация «Учение Гегеля о «субстанции-субъекте» в «Феноменологии Гегеля» (09.00.03)
  • 2009: Заугольникова Арина Владимировна, диссертация «Миф в философии культуры немецкого романтизма» (09.00.13)
  • 2009: Бузина Ольга Константиновна, диссертация «Генезис и трансформация механизмов репрезентации человека в западноевропейской культуре» (24.00.01)
  • 2009: Гурьева Мария Михайловна, диссертация «Повседневная фотография в современном культурном контексте» (24.00.01)
  • 2010: Трушина Ирина Александровна, диссертация «Символизация аллегории в культуре Серебрянного века» (24.00.01)
  • 2012: Шухободский Александр Борисович, диссертация «Статус памятника истории и культуры в современной России» (24.00.01)

докторские диссертации :

  • 2008: Лурье Вадим Миронович, диссертация «Трансформации аристотелевской «онтологии» в византийских богословских дискуссиях VI-VII вв.» (09.00.03)
  • 2011: Фокин Иван Леонидович, диссертация «Учение Якоба Беме и немецкая философия и культура XIX века» (24.00.01, 09.00.03)
  • 2012: Кабанова Лилия Ивановна, диссертация «Феномен русского авангарда 10-30-х годов в контексте отечественной культуры конца 19-первой трети 20 столетия» (24.00.01)
  • 2014: Шестаков Вячеслав Анатольевич «статус культурных ценностей: легитимация, объективация, праксис» (24.00.01)
  1. Маргинальный дискурс Ж.Деррида; СПб. 1996
  2. Герменевтика метафизики; СПб., 1998
  3. Гипертекст истории; СПб, 2001
  4. Генезис истории; СПб, 2004
  5. Точка зрения (в соавторстве с А.В.Дьяковым). СПб, Курск 2009
  6. Онтология культурного наследия; СПб, 2010
  7. Очки для Ницше (в соавторстве с А.В.Дьяковым); СПб, Курск 2010
  8. Мыслить со-временность (в соавторстве с Е.Г.Соколовым); СПб, 2011
  9. Разрыв повседневности. Диалог длиною в 300 чашек кофе и 3 блока сигарет (в соавторстве с А.М.Сергеевым). СПб, 2015
  10. Онтологии чувственности (Концептуализация Homo Aestheticus. Часть II), СПб, 2015
  • История современной зарубежной философии: компаративистский подход (первое издание СПб., 1996)
  • Основы онтологии СПб.1998
  • Русская и европейская философия: пути схождения. СПб., 1999
  • Запад или человечество? Историософия балканского конфликта. СПб., 2000
  • Философская Массоваия культура России конца XX века. (фрагменты к..). Ч.II. СПб., 2001
  • Антропология. Очерк истории. Из.-во СПб. университета. СПб., 2003
  • Культурология: Учебник. Под под. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана, М.: «Юрайт-Издат», (первое издание 2005)
  • Философия XIX века. Персоналии. Часть I Издательство ФО СПб., 2007
  • История философии. Учебник СПб.: «Питер», 2010
  • Понятие целостности в логико-методологическом аспекте. Труды научного семинара по целостности 2012 год. М. Международный издательский центр "Этносоциум", 2012
  • Aesthesis i Ratio: Czlowiek w przestrzeni kultury i estetyki. Oficyna Wydawnicza Arboretum, Wroclaw, 2014
  • Philosophy in the Border Zone. Orkana Akademisk. Oslo, 2015
  • Концептуализация Homo Aestheticus. История и Рефлексия. Часть I. Изд-во РХГА, 2015

Учебные курсы :

Соколов Василий Васильевич (15 августа 1919, с. Петрушино Епифанского уезда Тульской губернии) - советский и российский философ, специалист по истории зарубежной философии.

Начальную школу окончил в деревне, в виду отсутствия средней школы в 1930 г. переехал в Москву, где в 1936 г. закончил с отличием полную среднюю школу. В том же году поступил на исторический факультет Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ).

В 1939 г., закончив 3 курса истфака, перешел на философский факультет (в предшествующие годы приема туда не было). Начавшаяся война, мобилизация, пребывание на фронте (1941 - 1943: старший сержант, командир противотанкового орудия; награжден орденом «Красного знамени», медалью «За Отвагу») и в госпитале позволили окончить философский факультет МГУ в 1943 г. В том же году поступил в аспирантуру факультета по кафедре истории философии.

В студенческие годы наибольшее влияние оказали: историки - академик Ю. В. Готье, профессор В. С. Сергеев, профессор В. К. Никольский, профессор В. И. Неусыхин, профессор С. Д. Сказкин. На философском факультете - профессор Б. С. Чернышев. В годы пребывания в аспирантуре философского факультета МГУ значительное, формирующее влияние оказал профессор В. Ф. Асмус, дружба с которым продолжалась до его смерти (1975 г.). Из университетских товарищей тесная дружба сложилась с М. Ф. Овсянниковым.

В июне 1946 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы необходимости и свободы в западноевропейской философии XVII в. и в философии марксизма-ленинизма». Работал в Академии общественных наук при ЦК ВКП (б) и в Издательстве иностранной литературы при СМ СССР. С сентября 1950 г. по настоящее время работает на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ - ст. преподаватель; доцент, профессор.

Читал лекции по истории философии - античной, средневековой, новой, а также спецкурс по истории социологических учений. Руководил подготовкой 46 кандидатов наук. Автор более 300 работ - монографий, учебных пособий, статей, рецензий. Был одним из руководителей издания классиков философии прошлого в Институте философии АН СССР и РАН. В 1980 г присуждено звание «Заслуженный деятель науки РСФСР».

Ученым Советом МГУ был награжден Ломоносовской премией 1-й степени за цикл работ по истории западноевропейской философии. В 1994 г. решением Ученого Совета МГУ им. М. В. Ломоносова присвоено почетное звание «Заслуженный профессор Московского университета». Академик РАЕН.

Книги (4)

Антология мировой философии. Том 1

Том 1. Философия древности и средневековья

«Антология мировой философии» - это своего рода «путеводитель», помогающий разобраться в обширной литературе классиков философской мысли. Осуществляемая в «Антологии» подборка текстов при сравнительно небольшом объеме дает достаточно полное представление о крупнейших философах мира.

Первый том содержит извлечения из важнейших памятников древней и средневековой философии стран Востока и Запада.

Антология мировой философии. Том 2

Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения

Второй том «Антологии мировой философии» содержит тексты европейских философов XV-XVIII вв. Они распределены по трем разделам: философия эпохи Возрождения, которая представляла собой переход от феодального к раннебуржуазному обществу, философия XVII - начала XVIII в., т. е. эпохи ранних буржуазных революций (в особенности английской), и философия эпохи Просвещения - более зрелого буржуазного общества эпохи французской и американской революций.

Европейская философия XV - XVII веков

Рассматривается философское и научное творчество итальянских гуманистов XIV-XV вв., натурфилософов XVI в., большое внимание уделено деятельности наиболее известных философов XVII в. Идеи и учения этих мыслителей составляют неотъемлемую часть философского образования и философской культуры.

Средневековая философия

Книга представляет собой первый на русском языке систематический курс истории средневековой философии.

В ней рассматривается процесс зарождения и развития христианской философии (патристики) в условиях античности (I-V вв.), возникновение и развитие схоластической философии в Европе в эпоху раннего средневековья (VI-XII вв.), основные идеи средневековой философии в ближневосточных странах, расцвет и закат схоластической философии в Европе в XIII-XIV вв.

Дорогие друзья! Предлагаем вам начать изучать те идеи, на которых базируется ваше мировоззрение. Вы сможете освободится от подсознательных шаблонов, по которым вынуждены жить, только если будете знать эти шаблоны в лицо! Эта книга отобрана по энергетике из множества других учебников, поэтому время, потраченное на её прочтение, пройдёт с пользой!

В книге Сколова «Европейская философия XV-XVII веков» отражена эволюция идеи Бога в философии, религии и есетствознании, а также, немного в искусстве, показано историческое влияние личностей и их концепций на процесс трансформации философских идей. Книга даёт объемный взгляд на то, откуда появились в современном мире многие осознаваемые и неосознаваемые убеждения.

Учебник издан в советские годы, поэтому в нём акцентируется материалистическая идеология как вершина философской мысли. Однако для современного читателя, видящего эти идеи уже со стороны, это похоже скорее на стилистический момент. В учебнике довольно комплексно и подробно озвучены философские идеи мыслителей XV-XVII веков, для каждого из которых сделана попытка определить историческую роль его идей, участие их в будущем развитии цивилизации.

Первая часть учебника посвящена итальянским гуманистам XIV-XV веков, операвшимся на античную мысль. Отправной точкой эпохи Возрождения является эпоха «тёмного средневековья» с господствующей в ней схоластикой и корпоративизмом в социуме. Эпоха Возраждения приносит в социум индивидуализацию, а в философию — обращение к античным концепциям. Великие философы того времени (Дантэ, Петрарка, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский и др.) говорили о свободе воли человека, о превостепенной важности его творческого самовыражения, как о пути к Богу, критикуя манипулятивную средневековую идею родовой предопределённости и главенство церковного догматизма. Соколов описывает разложение католической церкви, превратившейся во властную структуру, её распад на разные течения. Он описывает возникавшие в эту эпоху идеи «…о ложности настаивающих на своей истинности, но противоречащих друг другу христианства, мусульманства и иудаизма, ибо истина может быть только одна. Религии эти скорее вымысел, цель которого - удержать людей от безнравственных поступков». Макиавэлли, принёс переворот в мысль о государственном управлении, борясь с претензиями церкви, указывая на её манипулятивную роль в обществе. Томас Мор создал концепцию идеального государства, в основе духовности которого не было церковного института. Силами Пачоли, Коперника, Кеплера, Джордано Бруно и других деятелей науки естествознание становится «натуралистическим пантеизмом», новым направлением философии, а в математике начитается поиск «всеобщей закономерности, применимой ко всем вещам». Парацельс возраждает в медицине практику алхимии, утверждая, что гармония во взаимодействии духа, души и тела человека неминуемо отражается на его здоровье.

Вторая часть книги посвящена европейской философии 17 века, периода, проходящего под эгидой первых буржуазных революций и отхода от античной культуры в пользу развития новой европейской, основанной на главенстве науки. В учебнике описаны философские и научные достижения Бэкона, Галиллея, Декарта, Гоббса, Гассенди, Паскаля, Спинозы, Ньютона, Лейбница, Локка, Бэйля. Именно в этот период в Европе были созданы Лондонское королевское (научное) общество и Парижская академиям наук, а научные достижения получили вектор на развитие производстенных сил. Соколов пишет, что правящие классы были с одной стороны заинтересованы в развитии производтсвенных мощностей, а с другой, они поддерживали религиозный институт, который давал возможность удерживать власть над народными массами.

Можно сказать, что эта модель социального устройства, заложенная в Европе с 15 по 17 века, также как и концептуальные системы философов и разработки деятелей науки того периода, развиваются по сей день, и являются базовыми для европейской науки и культуры. Изучая их, вы сможете найти многие идеи, которые в наше время считаются новыми и прогрессивными, также как и те, которые для нас давно стали неписаной догмой.

Скачать книгу Сколова В.В.

Министерство образования Российской Федерации Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Институт устойчивого развития

С.М.Соколов

Улан-Удэ 2003

ББК 87.3(2) С 594

Научный редактор: Янгутов Л.Е. доктор философских наук, профессор Рецензенты: Дамбуев Я.А. кандидат философских наук, доцент

Дарибазарон Э.Ч. кандидат философских наук

Соколов С.М. Философия русского зарубежья: евразийство: Монография. С 594 - Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ. – С.

ISBN 5-89230-153-2

Монография С.М.Соколова посвящена оригинальному и самобытному явлению русской философии зарубежья – евразийству. Проблема евразийства на рубеже веков в силу объективно наметившейся многополюсности снова стала обсуждаема учеными и политиками. Выделены наиболее актуальные для современной социокультурной ситуации концептуальные положения Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого и других лидеров евразийства. Социальнофилософская проблематика евразийства рассматривается в контексте русской мысли зарубежья, выявлена идейная близость евразийцев и других представителей русской философии. Определен созидательный потенциал евразийского учения о культуре, государстве. Монография рассчитана на преподавателей философии, политологии, социологии, культурологии, аспирантов и студентов.

Введение …………………………………………… 3

Раздел первый «Социально-философская проблематика евразийских трудов»………………… 14 Раздел второй «Восток в евразийской мысли»……. 33 Раздел третий «Евразийская концепция культуры»..55 Раздел четвертый «Основы евразийского учения о государстве»…………………………………… 79

Раздел пятый «Современное евразийство»…….. 97

Заключение ………………………………………. 127

Научное издание

Соколов Сергей Макарович

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ: ЕВРАЗИЙСТВО

Редактор Т.А.Стороженко

Подписано в печать 12.08.2003г. Формат 60х84 1/16. Объем в усл.п.л. 7.9, уч.-изд.л. 7.0. Тираж 400 экз. Печать опер., бум. писч. Гарн. Times.

Издательство ВСГТУ. г.Улан-Удэ, ул.Ключевская, 40 в. Отпечатано в типографии ВСГТУ. г.Улан-Удэ, ул.Ключевская, 42.

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в современной жизни России качественные изменения, поиски новой социально-экономической ориентации, способной вывести страну из тупикового положения, выдвинули на первый план вопрос о путях развития России и ее будущем. Попытки ответить на этот вопрос неизбежно обращают внимание к прошлому опыту. По словам В.В.Толмачева, «сегодня российский мыслитель находится на распутье: он вынужден либо эклектично соединять в своего рода компендиуме новомодные направления, развиваемые зарубежными коллегами, либо в собственной истории и культуре искать момент заброшенного старта. Отсюда неизбежность переосмысления всего богатого наследия русской философии».

Самобытной частью этого наследия является идеология евразийства, которая до относительно недавнего времени была малоизвестной. Возникшее в начале двадцатых годов в среде русской эмиграции и объединившее философию, историю, географию, экономику, психологию и другие области знания, евразийство явилось новым и в то же время достаточно традиционным для России течением мысли. Наиболее известными евразийцами были: лингвист, филолог и культуролог кн. Н.С.Трубецкой; географ, экономист и геополитик П.Н.Савицкий; философ Л.П.Карсавин; религиозные философы и публицисты Г.В.Флоровский, В.Н.Ильин; историк Г.В.Вернадский; музыковед и искусствовед П.П.Сувчинский; правовед Н.Н.Алексеев; экономист Я.Д.Садовский; критики и литературоведы А.В.Кожевников(Кожев), Д.П.СвятополкМирский; востоковед В.П.Никитин; писатель В.Н.Иванов.

«Интересно, - подчеркивает С.Ключников, - что евразийство реализовало провозглашенную в своем названии программную установку даже самим характером собственной географии, распространившись в целом ряде стран и европейского, и азиатского континентов. Оно имело несколько наиболее крупных центров в Софии, Праге, Берлине, Белграде, Брюсселе, Харбине и Париже, активно и с успехом занимавшихся издательской и лекционной деятельностью. Помимо распространения в славяноязычной и романо-германской среде евразийские идеи проникали и в англоязычный мир – в Англию(благодаря деятельности жившего там Д.П.Святополка-Мирского) и в США(после переезда туда Г.В.Вернадского и Н.Н.Алексеева)».

По общему мнению исследователей, евразийство было оригинальным движением, имеющим свои философские корни и свою идеологию. Определены основополагающие идеи евразийства как историко-культурной концепции: идея о России как Евразии – особом этнографическом мире со своей самобытной культурой, идея об особом месте России-Евразии в мировой истории и особых путях ее развития; идея культуры как симфонической личности; идея распространения Церкви, Православия. С самого начала деятельности евразийских организаций главной целью стала идеологическая пропаганда на страницах изданий основанных ими печатных органов.

Евразийцы оставили большое литературное наследие, которое в последние годы находит все большее количество читателей. Ранее недоступные источники сейчас начинают входить в широкие массы. В настоящее время это учение оценивается как определенный этап в развитии русской мысли. Евразийская доктрина особенно ценна тем, что, кроме философии и истории, объединяла в себе различные области знания. Осмысление этого наследия привело к появлению неоевразийства,

постевразийства, представленного в последнее десятилетие довольно многочисленными публикациями в виде монографий, статей (научных и публицистических). Среди них особое место занимают работы Л.Н.Гумилева, называвшего себя «последним евразийцем».

Второе рождение евразийства, повышенный интерес к нему связан с рядом причин, главными из которых являются: распад Советского Союза, социально-экономическая ситуация, похожая на пореволюционную обстановку в России, вопросы современной геополитики, неозападничество и неославянофильство и др. Этим определяется актуальность современного резонанса евразийства, обсуждения его идеологии, в целом так называемого евразийского бума. В контексте ведущихся сегодня культур-философских споров о «судьбе России», осложнения социально-политической и этнополитической обстановки, известной межэтнической напряженности в отдельных регионах, процессов «национального возрождения» особенно актуальным становится продолжение осмысления наследия евразийцев, их пророческих «предчувствий», а также неоевразийская интерпретация прошлого, настоящего и будущего России.

Широкое обсуждение проблематики евразийства было начато в начале девяностых годов: состоялись научно-теоретические конференции, международные коллоквиумы, «круглые столы». На страницах журналов «Вопросы философии», «Философские науки», «Общественные науки и современность», «Свободная мысль» и др. развернулись дискуссии, в ходе которых давались часто противоположные оценки философских, идеологических основ евразийской концепции прошлого, настоящего и будущего России – Евразии. Это отразилось в публикациях журналом «Иностранная литература»(№ 12, 1994) материалов «Круглый стол: «Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра». В 1995 г. «Социальнополитический журнал» (№1) опубликовал материалы «Круглый стол:

«Евразийский союз: идея, проблемы, перспективы (О проекте развития постсоветского общества)». Наиболее широким и авторитетным составом участников отличался «Круглый стол: Евразийство: за и против, вчера и сегодня». Его материалы, также опубликованные в 1995 г. в журнале «Вопросы философии»(№№1-5), показали, что диапазон мнений по обсуждаемым вопросам достаточно широк.

За последние годы в научных и других периодических изданиях опубликован ряд статей, связанных с повышенным вниманием к евразийской тематике, с «евразийским бумом». Имеется серия специальных статей В.Н.Топорова, А.В.Соболева, И.А.Савкина, С.С.Хоружего, посвященных основоположникам евразийства. Среди них выделяется статья В.Н.Топорова, в которой дается высокая оценка деятельности и трудам Н.С.Трубецкого и подчеркивается, что обозначенные им «более чем полвека назад евразийские культурно-исторические и этноязыковые горизонты и сейчас остаются, по сути дела, последним словом, тем заветом и той великой идеей, которая взывает к упорной работе»(с.69). Представляют большой интерес публикации С.Ключникова и В.Кожинова в журнале «Наш современник», в которых обращается внимание на антизападные взгляды евразийцев. Следует отметить, что в 1991 г. один из номеров религиозно-философского журнала «Начала» был полностью посвящен евразийству, его истории и идеологии.

В работах Л.И.Новиковой и И.Н.Сиземской, анализируются концептуальные положения евразийского учения и особенно внимательно рассматриваются актуальность основных положений политической доктрины, проекты преобразования России, нетрадиционность евразийского анализа традиционных для русской мысли проблем. В составленные затем ими две антологии «Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн» и «Мир России – Евразия» были включены наиболее важные

работы интеллектуальных вождей евразийского движения: Н.С.Трубецкого

(1890-1938), П.Н.Савицкого (1895-1965), Л.П.Карсавина (1882-1952),

Г.В.Флоровского (1893-1979), Н.Н.Алексеева (1879-1964) и некоторых других его участников. Знакомя читателя с историей и сущностью евразийства, составители этих антологий обращают внимание на то, что «евразийство имело сравнительно недолгую историю. Оно просуществовало немногим более десяти лет. Но в евразийский соблазн впало немало талантливых людей, хотя отношение к евразийству в целом было далеко не однозначным».

С 1989 г. исследовательская литература стала обогащаться публикациями, в которых был представлен анализ отдельных аспектов евразийской концепции. Так, например, среди ряда статей И.А.Исаева следует выделить работу, в которой рассматривается геополитическая доктрина, философия власти евразийцев и евразийство причисляется к «сменовеховскому» движению. Некоторым положениям геополитической концепции евразийства была посвящена статья Т.Н.Очировой. Из появившихся в 1999 году публикаций по евразийству выделяется статья С.Н.Пушкина «Евразийские взгляды на цивилизацию», рассматривающая всесторонность обоснования понятия «евразийская цивилизация». По мнению автора, изучение идей мыслителей начала века позволит более глубоко и всесторонне оценить во многом схожие концепции конца века. Особое место в литературе последних лет занимают специальные монографии, посвященные русскому зарубежью. К ним относится, в частности, исследование В.Т.Пашуто «Русские историки-эмигранты в Европе», в котором переосмысливается роль эмиграции в отечественной истории, а евразийство характеризуется как наиболее значительное из пореволюционных эмигрантских течений.

Одним из последних вкладов в литературу является сборник лучших работ крупнейших представителей евразийства, составленный С.Ключниковым с его вступительной статьей «Восточная ориентация русской мысли» и ценными примечаниями В.Кожинова, а также с обширной библиографией евразийской литературы. В 1997 году была издана книга «Исход к Востоку» с развернутой вступительной статьей одного из крупных отечественных индоевропеистов, профессора МГУ О.С.Широкова, посвященной проблеме этнолингвистических обоснований евразийства. Подчеркивая всесторонность анализа историкогеографических и культурно-этнографических данных авторами «Исхода к Востоку», О.С.Широков отмечает, что в этом анализе «было много блестящих догадок и гениальных предвидений, которые могут показаться пророчествами современному русскому читателю». Вместе с тем, по мнению ученого, этнолингвистические обоснования евразийства требуют переосмысления и дополнения в свете современных научных концепций и новых открытий.

Сравнительно рано евразийство стало предметом специальных исследований зарубежных ученых. Указания на это имеются в работе П.Н.Савицкого "В борьбе за евразийство". Говоря о том, что с 1922 г. "в русской и иноязычной печати появилось несколько сот статей, рецензий и заметок о евразийстве", П.Н.Савицкий отмечает, что "не все они были для нас доступны". В современной печати только в 1992 году в религиознофилософском журнале «Начала» был опубликован фрагмент докторской диссертации немецкого историка О.Босса. В 1993 году в «Вопросах философии» появилась публикация большой статьи Л.Люкса «Евразийство». По мнению обоих исследователей, во-первых, евразийство не было случайным направлением в русском зарубежье, а явилось реакцией, вызванной тревогой эмиграции за судьбу России; во-вторых, оно было

наиболее интересным и самобытным течением русской мысли послереволюционных лет. Л.Люкс, в частности, обращает внимание на то, что, в отличие от большинства эмигрантов, воспринимавших русскую катастрофу, только как катастрофу, «идеологи евразийства видели в трагедии революции и гражданской войны глубокий исторический смысл. Им казалось, что неслыханные испытания, выпавшие на долю России, ставят ее решительно выше Западной Европы». Он подчеркивает, что привлекательность их доктрины состояла «в соединении завораживающей эмоциональности с научностью».

Указанные и другие статьи, монографии дают представление о возникновении в начале двадцатых годов в среде «первой волны эмиграции» общественно-политического и идейного течения русской интеллигенции, вошедшего в историю как евразийство, прослеживают основные этапы его развития, оценивают его проблематику и идеологию. В настоящее время в научной оборот входят все новые материалы и источники по евразийству, появляются републикации зарубежных изданий. В связи с этим в последние годы расширяются возможности всестороннего изучения евразийского учения. Так, все большее внимание привлекают геополитические взгляды евразийцев и, прежде всего, П.Н.Савицкого. Он признан не только вождем этого направления, но и основоположником русской геополитики.

Для исследования евразийства и неоевразийства большую ценность представляют работы А.С.Капто, Н.Н.Алеврас, В.Я.Пащенко, Б.С.Ерасова, А.Г.Дугина, А.С.Панарина, Г.А.Югая, посвященные наиболее важным вопросам нынешних культур-философских споров о судьбе России. В частности, А.С.Панарин анализируя два возможных сценария: «атлантический» – вхождение России в общеевропейский дом, и «евразийский» – освоение страной самобытной цивилизационной модели,

Похожие публикации