Валерий степанов. министр финансов м.х

Вместе с В.А. Татариновым политику финансовых реформ осуществлял М.Х. Рейтерн (1820_1890), сменивший на посту министра финансов А. М. Княжевича.

23 января 1862 г. М.X. Рейтерн был назначен управляющим Министерством финансов, а в декабре того же года утвержден в должности министра. Это был самый молодой министр. Он оставался на этом посту шестнадцать лет.

Положение отечественных финансов на момент вступления Рейтерна в должность министра было неблагополучное. Каждый год заканчивался с дефицитом, долги, как процентные, так и беспроцентные, росли, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Упорядочение государственных расходов Рейтерн начал с внесения в управление финансами принципов либерализма -- гласности, законности и большего административного контроля. Уже в первый год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей. Были выработаны новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерством, одновременно введено единство кассы. Сверхштатные ассигнования при нем были снижены с 35 до 9--15 млн. руб. Начиная с 1868 г. наряду с обнародованием росписей ежегодно стали публиковаться и отчеты об их исполнении.

С 1872 г. Рейтерн стал сводить росписи с превышением доходов над расходами, почти не прибегая при этом к помощи государственного кредита для бюджетных целей. Лучшее средство для увеличения государственных доходов он видел в развитии производительных сил страны. Для этого следовало устранить два препятствия: громаднейшие расстояния и отсутствие частного кредита.

К этому времени М.X. Рейтерн имел уже собственную программу экономического оздоровления, которую изложил в нескольких специальных докладах. Он считал, что государство должно активно способствовать развитию народного хозяйства. Только таким путем удастся вывести финансы России из полосы кризиса. Особое значение министр придавал поощрению частной инициативы предпринимателей. Рейтерн оказался у финансового руля государства в переломный исторический период. Министерство финансов должно было стать важнейшим инструментом глубоких преобразований.

Раньше главное финансовое ведомство являлось в первую очередь «министерством бюджета». Его основные функции сводились к собиранию податей и распределению получаемых средств на различные надобности. Ежегодные сметы ведомств составлялись с большим опозданием, были неполны и часто требовали дополнительных расходов. Каждый министр старался, в обход министра финансов, получить согласие государя на выделение «сверхсметных сумм». Предшественники Рейтерна часто решали одну и ту же задачу: как изыскать деньги для покрытия тех или иных расходов, не предусмотренных заранее. Министерство финансов на политику и финансовые аппетиты других высших учреждений влияния почти не оказывало.

Новый министр финансов решил изменить устоявшуюся практику. Он добился согласия царя на превращение бюджета государства в открытый и доступный для ознакомления документ. Были разработаны правила составления финансовых смет, ведения учета государственных финансовых ресурсов. Важнейшая задача состояла в том, чтобы добиться формирования государственной сметы до наступления нового года и неукоснительно соблюдать бюджетные показатели. Министр финансов стремился сбалансировать расходно-приходные статьи и сократить огромный дефицит, грозивший банкротством всему финансовому хозяйству. Это требовало значительного сокращения расходов.

Новый курс не мог встретить сочувствия у других руководителей. У М.X. Рейтерна происходили резкие стычки и пререкания с сановниками. Уже в первый год на посту министра возникла кризисная ситуация. Крупнейшая часть государственных расходов (почти 30%) выделялась военному министерству, и новый министр финансов, начав политику жесткой экономии, потребовал, чтобы расходы на армию были урезаны на 15 млн. рублей иначе «финансирование вообще прекратится».

Военный министр Д.А. Милютин не собирался выполнять это «возмутительное требование». Мало того: на аудиенции у царя добился его согласия на выделение дополнительно 21 млн. рублей на постройку крепостей и сообщил это повеление Рейтерну «к исполнению».

Спокойного и рассудительного Михаила Христофорович подобная мелкая ведомственная корысть вывела из себя. Для него принцип был дороже должности и карьеры. Возникло желание уйти в отставку. Фактически царю был поставлен ультиматум. Александр II с неохотой, но отменил свое повеление, приняв сторону министра финансов, хотя, как позднее заметил министр «долго на меня дулся». Это было успехом, который резко повысил престиж и влияние молодого министра. Поддержав Рейтерна, царь во мнении высшего света отчасти «терял лицо», но император понимал, что реформы всего экономического и финансового хозяйства неизбежны, необходимы и лучше Рейтерна эту задачу никто решить не сможет.

В 1860_1870-е гг. XIX в. под руководством Рейтерна и по его инициативе сформировалось то, что можно было назвать действительно «экономической политикой», а Министерство финансов стало ее регулятором. Министр прекрасно понимал то, что многие тогда не понимали: для укрепления финансов, для стабилизации позиций рубля, для создания сильного и сбалансированного бюджета нужны не только финансовые манипуляции (самые популярные -- увеличение налогов, заимствование у иностранных банкиров). Требовалось оздоровить всю хозяйственную жизнь, раскрепостить частную инициативу, привлечь в страну капиталы из-за границы, а отечественным капиталам дать простор.

Постепенная реализация этой программы открывала народному хозяйству широкие перспективы и принесла заметные плоды. Именно при Рейтерне Россия начала трансформироваться из страны сугубо аграрной в индустриально-аграрную. Первые наиболее крупные современные предприятия в тяжелой промышленности, первые частные коммерческие банки возникли в тот период, когда М.X. Рейтерн занимал министерский пост. При нем были осуществлены крупные железнодорожные проекты.

Необходимость развития этого вида транспорта признавалась в тот период многими государственными деятелями. Крымская война показала, сколь велико значение современных путей сообщения. Обладая паровыми судами, Англия и Франция порой доставляли подкрепления и военное снабжение своим войскам в Крыму быстрее, чем туда прибывали русские пополнения. Для Рейтерна же не военно-стратегические соображения имели первостепенное значение. Он видел в железнодорожном строительстве важнейший рычаг развития всего народного хозяйства.

В 1866 г., в докладе Александру II, министр финансов писал: «Без увеличения посредством железных дорог вывоза товаров за границу не может быть исправлено денежное обращение и поддержан вексельный курс, улучшение которого необходимо для привлечения к нам иностранных капиталов; одни железные дороги могут обеспечить нашим производителям достаточные цены, менее шаткие и вознаграждающие за труд, а без этого земли не могут давать достаточного дохода и, следовательно, иметь настоящей цены; от железных дорог окрепнут производительные силы и, следовательно, казенный доход. Наконец, железные дороги более чем когда-либо увеличат политическую силу России». [с. 197, История России: В 2 т. / Под ред. А.Н. Сахарова. Т. 2. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.]

Под патронажем Министерства финансов в России начался железнодорожной бум. С 1865 по 1875 гг. протяженность железнодорожных сетей увеличилась почти в пять раз: с 3842 до 19029 верст, что дало большой толчок развитию хлебной торговли и расширению сбыта мануфактурных изделий. Рейтерн не был сторонником казенного хозяйства, при нем строились частные железные дороги, а имевшиеся государственные продавались (Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская).

Невиданные темпы роста промышленного производства требовали крупных инвестиций. На эти цели Министерство финансов использовало государственные средства и иностранные займы. Для обеспечения транспортных артерий оборудованием и подвижным составом стали создаваться большие машиностроительные и металлургические заводы. Началось быстрое освоение районов Донбасса и Баку, превратившихся впоследствии в крупнейшие промышленно сырьевые зоны отечественной промышленности.

Эти меры требовали больших расходов, но, с другой стороны увеличивали бюджетные поступления, так как построенные железные дороги и заводы увеличивали доходы государства. Удешевлялась и упрощалась транспортировка грузов, в том числе и экспортных.

Последнее обстоятельство было особенно важным, так как главными статьями вывоза являлась сельскохозяйственная продукция, в первую очередь зерно. В 1863 г. Россия экспортировала на мировые рынки 7,7 млн. четвертей (четверть = 210 кг), выручив за них 48,7 млн. рублей, а в 1867 г. -- 16,4 млн. четвертей, что принесло 104,5 млн. рублей. Если в 1863 г. общий доход от экспорта составлял 154,5 млн. рублей, то в 1867 г. -- 244, 8 млн.[с. 198, История России: В 2 т. / Под ред. А.Н. Сахарова. Т. 2. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.]

Потом, когда уже накануне Первой мировой войны Россия явит миру яркий пример мощного индустриального прорыва, будут много писать и размышлять о «русском экономическом чуде». Анализируя причины, начнут называть различных «отцов». На первом месте в этом ряду по праву многие поставят имя Михаила Христофоровича Рейтерна.

Постепенно взгляды министра финансов на пути и методы промышленной эволюции претерпели существенные изменения. Первоначально он считал, что для мощного индустриального рывка необходимо лишь перенимать опыт таких стран, как Англия и США, где частная инициатива «принесла изумительные плоды». Но, чем дальше, тем больше убеждался, что простое копирование иностранных образцов надежных результатов принести не может. Россия слишком специфическая страна. Здесь другие политические, экономические и географические условия. И люди другие. Не хуже и не лучше, но -- другие.

В 1870-е гг. министр финансов выступал, с одной стороны, за жесткий государственный контроль за предпринимательством, как это имело место, например, в Германии, а с другой -- за твердую протекционистскую таможенную политику. Министерство начинает сдерживать акционерное учредительство, стремясь в первую очередь к тому, чтобы крепко встали на ноги уже созданные общества.

При Рейтерне была проведена реформа налогового обложения, сняты многие административные ограничения для занятий предпринимательством, введены облегченные правила деятельности частных компаний. Их число постоянно увеличивалось. За десять лет, с 1863 по 1872 г., в России было учреждено более трехсот акционерных обществ, что во много раз превышало число подобных предприятий, возникших в России ранее.

При Рейтерне сформировалась государственная банковская политика, возникли крупнейшие учреждения частного коммерческого кредита, упорядочены правила операций с ценными бумагами. Был принят новый таможенный тариф, сокращавший до минимума экспортные пошлины. В то же время были снижены ставки обложения импорта, особенно в части, касавшейся привоза машин и сырья для промышленности.

К началу 1870-х гг. министру финансов удалось добиться стабилизации денежного курса (рубль, в соотношении с другими валютами, перестал «падать»). На европейских биржах повышались котировки русских фондов (акций и облигаций).

Рейтерна отличало и еще одно важное качество: он не боялся отстаивать непопулярные меры. Если убеждался, что та или иная мера необходима для блага страны, то убежденно ее отстаивал. Так, в середине 60-х гг., он твердо высказался за продажу США Аляски. Защищать эти удаленные территории Россия не в силах, способствовать ее хозяйственному освоению не имеет (и в обозримые времена не будет иметь) никакой возможности. А раз так, то империи не нужна эта обуза, требовавшая лишь финансовых расходов и чреватая военным столкновением с другими державами. Обвинения в своей адрес по поводу того, что Министр «распродает Россию» не производили на него никакого впечатления. Мудрость государственного деятеля, как ее понимал Рейтерн, состояла в том, чтобы во имя большего уметь и мочь поступаться малым. [с. 199, История России: В 2 т. / Под ред. А.Н. Сахарова. Т. 2. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.]. Аляска была продана в 1867 г. за небольшую плату -- 7,2 млн. долларов (по нынешнему курсу сумма составляет около миллиарда долларов). Эти средства были вложены в железнодорожное строительство. С другой стороны, вряд ли эту сделку можно считать удачной, потому что чистый доход американцев от владения Аляской за первые 50 лет превысил 750 млн. долларов. .

Рейтерн решительно возражал против русской экспансии в Средней Азии, не видя в этом прагматического смысла. Разговоры о стратегической целесообразности его не убеждали. Знал, что военная угроза со стороны этих пустынных и малонаселенных районов России не угрожает. Однако их присоединение потребует от империи больших жертв, которые ему представлялись неоправданными. Обращаясь к царю, министр писал о трудности «привлечения в новый край рабочей силы и капиталов» и о нежелательности «отвлечения этих сил от сердца России». Но в данном случае аргументы министра финансов не сыграли никакой роли.

В 60--70-е гг. XIX в. граница России медленно, но неуклонно продвигалась на юг, в районы восточнее Каспия.

Как глава финансового ведомства Рейтерн знал как никто, что экономические проблемы сложны, многогранны и для их разрешения требуется время, терпение и терпение. И еще одно условие необходимо: политическая устойчивость. Экономические результаты лишь тогда возможны, когда хрупкая экономическая ситуация не подвергается резким испытаниям. И одно из самых опасных -- война. Рейтерн всегда являлся непримиримым противником всяких военных действий и неизменно подчеркивал в своих докладах государю и на заседаниях Государственного совета, что любые международные осложнения сразу же ухудшают экономические перспективы. Война же вообще может перечеркнуть все достижения и поставить страну на грань финансовой катастрофы.

Когда в середине 1870-х гг. положение на южных рубежах Российской империи стало осложняться и начала вырисовываться перспектива русско-турецкой войны, Рейтерн был одним из немногих, кто резко и последовательно выступал против вооруженного конфликта. Ему приходилось даже несколько раз возражать Александру II, который считал, что долг России -- выступить на защиту славян против жестокого турецкого господства. Министр финансов просил уволить его в отставку. Но царь не хотел об этом слышать, требуя от министра изыскать необходимые средства, когда в 1877 г. военные действия начались. Как истинный монархист, Рейтерн склонился перед волей самодержца. Министру иностранных дел князю А.М. Горчакову заметил: «В минуту опасности свой пост не покидают -- еще будет время подать в отставку». Лишь после окончания войны, в 1878 г., Рейтерн получил отставку. Его деятельность в министерской должности была высоко оценена: он удостоился высшего российского ордена -- Святого Андрея Первозванного.

Приняв финансовое ведомство с дефицитом бюджета в 20 млн. руб., Рейтерн после 16 лет работы в должности министра добился превышения доходов государства над расходами на 24 млн. руб., при этом объем бюджета увеличился втрое.

До Рейтерна частный кредит в России существовал только в виде ростовщического и дисконтного. Благодаря поддержке министра стали создаваться акционерные коммерческие банки, возникли частные земельные банки, начали зарождаться ссудо-сберегательные товарищества, в результате этого в 1860-х гг. XIX в. в России сформировалась капиталистическая банковская система.

Значительной была роль Министерства финансов в проводимой правительством крестьянской реформе. Оно занималось организацией выкупной операции, так как земля передавалась крестьянам не даром, а за выкуп. Поскольку погасить весь выкуп (342 руб.) самостоятельно крестьяне не могли, то правительство пошло на следующий шаг. За полученный надел крестьяне выплачивали непосредственно помещику 20% суммы выкупа. Остальные 80% помещикам возмещало государство ценными бумагами под 5%-ный годовой доход, а крестьяне обязывались вернуть их государству в течение 49 лет. Процесс выкупа земель принес государству немалый доход, так как оно при расчетах с помещиками удержало с них все накопившиеся долги по заложенным в казне имениям на сумму около 400 млн. руб., в то время как общий размер выкупной суммы составил 867 млн. руб.

Валерий Степанов.

МИНИСТР ФИНАНСОВ М.Х. РЕЙТЕРН И АЛЕКСАНДР II: ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА

«Преобразовательное движение, обнимавшее по воле императора Александра II все стороны государственной и общественной жизни России, нигде не проявилось столь решительно и наглядно, как в переустройстве финансового управления и в находящейся в прямой зависимости от него области народного хозяйства», - подчеркивает крупнейший биограф царя-освободителя С.С. Татищев {147} . И это объясняется вполне определенными причинами. Император вступил на престол в тот момент, когда Россия переживала глубокое финансовое расстройство, вызванное неудачной для империи Крымской войной 1853–1856 гг. Следствием колоссальных расходов стали хронический дефицит бюджета и стремительный рост государственного долга. Массовая эмиссия не обеспеченных золотом и серебром кредитных билетов привела к дезорганизации денежного обращения, инфляции и падению курса рубля.

Война наглядно продемонстрировала общую и военно-техническую отсталость России от передовых стран Запада. Для Александра II и его окружения было очевидно, что без достаточной финансовой базы, развитой промышленности и современной транспортной инфраструктуры империя не может сохранять статус великой державы. Модернизация требовала огромных средств, что неизбежно предполагало преобразование и совершенствование финансовой системы. Поэтому император нуждался в компетентном министре, который был бы способен возглавить и реформировать эту отрасль государственного управления. В марте 1858 г. Александр II принял отставку главы финансового ведомства П.Ф. Брока, который по своему уровню не подходил на роль руководителя, а также не пользовался авторитетом в правительстве и обществе.

Преемником Брока стал A.M. Княжевич. Это назначение изначально рассматривалось как временное из-за преклонного возраста последнего. Расчет строился на том, что опытный Княжевич, много лет прослуживший в министерстве, сумеет подобрать сильную команду и начать преобразование финансовой системы. При нем были сделаны принципиально важные шаги - образована Податная комиссия для подготовки перестройки налоговой системы (1859), учрежден Государственный банк (1860), введена гласность бюджета (1861), отменены винные откупы (1861), упразднена казенная соляная монополия (1861) и др. Однако Княжевичу не удалось преодолеть послевоенные экономические трудности и кардинально изменить ситуацию к лучшему. В обстановке всеобщего недовольства его политикой он был вынужден подать в отставку.

После ухода Княжевича выбор самодержца пал на Михаила Христофоровича Рейтерна (1820–1890). Выпускник Царскосельского лицея, он с юных лет живо интересовался экономическими вопросами. Свою карьеру Рейтерн начинал в Министерствах финансов и юстиции. Во время служебных поездок по стране он старался изучить хозяйственные особенности каждого края. Впоследствии Рейтерн говорил Александру II, что «всю жизнь готовился к должности министра финансов» {148} . В 1854 г. он поступил на службу в Морское министерство. Назначение состоялось по рекомендации его лицейского друга А.В. Головнина, который был секретарем управляющего этим ведомством генерал-адмирала российского флота, великого князя Константина Николаевича. Под его руководством Морское министерство первым в России приступило к преобразованиям. Рейтерн стал консультантом Константина Николаевича по экономическим вопросам. Генерал-адмирал высоко ценил специальные знания и редкую исполнительность нового подчиненного.

В 1855 г. по ходатайству великого князя Александр II санкционировал командировку Рейтерна за границу для изучения «финансового строя» передовых западных стран. Будущий министр посетил Пруссию, Францию, Великобританию и Северо-Американские Соединенные Штаты. Возвратившись в Петербург в 1858 г., Рейтерн представил императору содержательный отчет о поездке. Он произвел на Александра II благоприятное впечатление и был пожалован званием статс-секретаря. Это свидетельствовало о начале блестящей карьеры. В 1858–1861 гг. Рейтерн занимал должности управляющего делами Комитета железных дорог и делами Комитета финансов, члена Совета министра финансов и Ученого комитета Министерства финансов, входил в состав комиссий, занимавшихся подготовкой проектов отмены крепостного права, преобразования налогообложения и кредита, устава земских ипотечных банков, упразднения винных откупов и др. Это позволило ему на практике ознакомиться как с общими направлениями экономической политики, так и с текущими делами финансового ведомства.

В январе 1862 г. Александр II отправил Княжевича в отставку, а на его место по рекомендации Константина Николаевича назначил Рейтерна. К этому моменту новый министр финансов уже располагал собственной программой экономической политики, изложенной в записках на имя великого князя и нескольких статьях в «Морском сборнике» {149} . Рейтерн был сторонником либерально-экономической концепции классической школы, которая тогда была очень популярна в российском обществе. Причину хозяйственных трудностей он видел во всевластии государства и подавлении личной инициативы. По его мнению, только освобождение «духа предприимчивости» от бюрократических оков сможет обеспечить России экономическое процветание. В своих работах Рейтерн высказался за ограничение расходов казны на содержание государственного аппарата, сокращение армии и флота, реорганизацию бюджетно-сметной системы, введение эффективного финансового контроля, отчуждение в частные руки государственных имуществ, преобразование податной системы на подоходных принципах, развитие частного кредита, упорядочение денежного обращения и ряд других мер.

Император одобрил концепцию экономической политики, которую отстаивал Рейтерн. Поворот в правительственной политике произошел еще в годы Крымской войны, когда государство в условиях финансового кризиса стало поощрять частное предпринимательство. Ставка на частный капитал рассматривалась министром финансов и его единомышленниками как важнейшее условие модернизации. Но при этом они стремились использовать развитие предпринимательства прежде всего в интересах государства. Их программа была основана на принципе «смешанной» экономики и предусматривала партнерство казны и частного капитала в развитии народного хозяйства.

Самодержец с доверием относился к Рейтерну и всячески выказывал ему свое расположение. Он любил расспрашивать его о финансовых делах и планах на будущее. Все записки и проекты по экономическим вопросам, поступавшие на высочайшее имя, обязательно передавались на заключение министра финансов {150} . Александр II не раз защищал его от критики со стороны руководителей других ведомств. Однако первое же крупное мероприятие Рейтерна едва не привело к краху его карьеры. Возглавив финансовое ведомство, он сразу же поставил перед собой задачу восстановить свободный размен кредитных билетов на звонкую монету, запрещенный в годы войны. Получив заем от лондонских и парижских Ротшильдов, Рейтерн добился от Александра II издания указа от 25 апреля 1862 г. с повелением приступить с 1 мая к размену в Государственном банке бумажных денег на золото и серебро. Однако он проявил поспешность и выбрал для операции неподходящий момент. Подобному шагу не благоприятствовали ни экономические, ни политические обстоятельства. В январе 1863 г. вспыхнуло Польское восстание, подавление которого потребовало огромных расходов. Востребование золота и серебра резко увеличилось. Министру финансов не удалось заключить новый заем и пополнить опустевший металлический фонд. В итоге в ноябре 1863 г. операцию размена пришлось прекратить. Понесенный казной ущерб исчислялся десятками миллионов рублей.

Эта неудача нанесла тяжелый удар по репутации Рейтерна. На министра финансов посыпался град обвинений в бездарности и некомпетентности, появились слухи о его скорой отставке. Однако Рейтерн удержался на своем посту. Александр II проявил великодушие и не стал упрекать его за провал разменной операции. По-настоящему угроза отставки нависла над Рейтерном только через три года, когда в бюрократических кругах и обществе ему было поставлено в вину отсутствие ощутимых улучшений в экономике. Оказавшись под огнем критики, министр финансов ходатайствовал перед императором об отставке. Александр П не стал возражать, но запросил мнение Рейтерна о возможном преемнике. Самодержец отверг кандидатуры члена Государственного совета Н.А. Милютина, имевшего репутацию «красного», и члена совета министра финансов А.А. Абазы, известного как азартный игрок. Он согласился лишь на кандидатуру директора канцелярии морского министра С.А. Грейга, который, правда, имел о финансах смутное представление. Чтобы дать Грейгу возможность освоиться в новом ведомстве, Александр II назначил его товарищем министра финансов. Но Рейтерну удалось удержался на своем посту. В мае 1866 г. на заседании Комитета финансов от него потребовали представить программу антикризисных мероприятий. Министр финансов, не терпевший вмешательства в дела своего ведомства, наотрез отказался. Спор разрешил Александр II. Он поручил Рейтерну подготовить доклад для себя лично. Министр передал дела Грейгу и все лето проработал над программной запиской, которая была составлена к середине сентября {151} .

В этом документе Рейтерн дал высокую оценку либеральным преобразованиям 1860-х гг. «История всех народов доказывает, - писал он, - что революции могут быть предупреждены только благовременными реформами, дарующими народу мирным путем то, чего он сам ищет в революциях, т. е. устранения обветшалых форм и укоренившихся злоупотреблений». Вместе с тем, по его мнению, в эпоху глобальных изменений в жизни общества «невозможно рассчитывать на скорое и совершенное улучшение финансового нашего положения». Поэтому «много еще времени, много трудов, много жертв потребуется прежде, чем Россия выйдет из переходного состояния и твердо установится на новых, разумных основаниях». В записке Рейтерн назвал основные недуги российской экономики: дефицит бюджета, расстройство денежного обращения, слишком медленные темпы казенного железнодорожного строительства, нехватку капиталов, вызванную ростом непроизводительных государственных расходов и утечкой народных «сбережений» за границу.

Министр финансов обозначил ключевые задачи будущей политики своего ведомства: 1) прекратить отток капиталов за границу, укрепив доверие к правительству посредством «привития к гражданской жизни главных начатых реформ» и невмешательства в конфликты между другими державами; 2) ликвидировать дефицит бюджета, строго соблюдать режим экономии казенных средств, заключать займы исключительно на производительные затраты, субсидировать только прибыльные отрасли экономики; 3) повысить существующие налоги, поскольку введение подоходного обложения в России в ближайшие годы не представляется возможным; 4) активизировать платежный баланс страны - сократить заграничные платежи, увеличить вывоз, привлечь иностранные капиталы, убедить отечественных и западных предпринимателей в доходности российских железных дорог, создать выгодные условия для сооружения линий силами частных компаний. «При таком образе действий, - говорилось в заключении, - можно надеяться, что в течение немногих лет экономические силы России окрепнут; преобразования, составляющие славу царствования Вашего Императорского Величества, не будут в развитии своем остановлены по недостатку средств, а, напротив, дадут обильные плоды, и, наконец, Россия из переходного и тревожного времени, естественно и неизбежно следующего за переворотами в гражданском и хозяйственном устройстве, выйдет еще более сильной и богатой, чем когда-либо» {152} .

Внимательно прочитав и одобрив записку, Александр II приказал ознакомить с ней высших сановников. В конце сентября - начале октября она обсуждалась в Комитете финансов и Совете министров. Рекомендации Рейтерна были признаны долгосрочной правительственной программой экономического развития {153} . Положение министра финансов в «верхах» сразу же значительно упрочилось, и разговоры о его отставке прекратились. К тому же к осени выяснилась полная непригодность Грейга как преемника Рейтерна. Коллеги даже подозревали министра в том, что он намеренно предложил императору заведомо неподходящего кандидата с целью доказать свою незаменимость. А.В. Головнин предсказывал, что Рейтерн удержится в министерстве, «ибо государь чрезвычайно его ласкает, так как решительно никого нет в виду, кем можно бы заменить его» {154} .

В дальнейшем финансовое ведомство в своей политике придерживалось пунктов программной записки Рейтерна. Это проявилось в сокращении ведомственных расходов, утверждении нового таможенного тарифа 1868 г., применении концессионной системы в сооружении железных дорог. Во второй половине 1860-х гг. началось оживление экономической жизни. В 1869–4.873 гг. Россия пережила бурный хозяйственный подъем, который выразился в стремительном росте акционерного учредительства, развитии основных отраслей промышленности, широкомасштабном железнодорожном строительстве, увеличении торговых оборотов, расширении экспорта. В этот период была достигнута некоторая стабилизация финансов. Позитивные перемены в экономике и усиление налогообложения позволили значительно увеличить поступления в казну. В первой половине 1870-х гг. обыкновенный бюджет, как правило, сводился с профицитом, значительно повысился курс рубля.

Достигнутые успехи высоко подняли авторитет Рейтерна в «верхах» и укрепили доверие к нему государя. Вместе с тем, поддерживая в целом курс финансового ведомства, Александр II неоднозначно относился к стремлению министра сократить непомерные военные расходы, которые препятствовали сбалансированию бюджета. Выступая за «бережливость», Рейтерн не раз заявлял о своей готовности подать в отставку, если его требования не будут выполняться. Почти сразу же после назначения на свой пост он предложил военному министру Д.А. Милютину сократить ведомственную смету на 15 млн. руб. В противном случае Рейтерн угрожал вообще прекратить платежи {155} . И хотя Александр II не счел нужным произвести столь значительное сокращение, министр финансов не отступал. Начались его столкновения с Милютиным, и самодержцу нередко приходилось выступать в роли арбитра между ними.

В начале 1873 г. на заседании Государственного совета Рейтерн в очередной раз заявил, что будет вынужден просить об увольнении со своего поста в случае отказа Военного министерства сократить свою смету, хотя «ему было бы крайне тяжело и прискорбно находиться вдали от государя после того, как 11 лет имел счастье быть столь близким его величеству». Как вспоминал А.В. Головнин, «государь встал, взял его за обе руки и сказал: “ты совершенно прав” - Рейтерн, очевидно, выиграл во мнении и расположении государя» {156} . Сопротивление финансового ведомства заставляло Д.А. Милютина несколько умерять требования о выделении новых ассигнований. Однако император проявлял огромную заинтересованность в реформировании и перевооружении армии. Поэтому расходы Военного министерства постоянно увеличивались и в 1865–1875 гг. составляли почти треть государственного бюджета.

Александр II неоднократно обсуждал с Рейтерном вопросы внешней политики и обычно прислушивался к его советам {157} . Во всеподданнейших докладах и личных беседах министр финансов призывал императора к сохранению мира и прекращению новых территориальных захватов, неизбежно связанных с международными конфликтами и значительными финансовыми затратами. В частности, в феврале 1863 г. на заседании Комитета министров он категорически возражал против расширения наступательных действий в Средней Азии, указывая на трудность «привлечения в новый край рабочей силы и капиталов» и «нежелательность отвлечения этих сил от сердца России». Александр II и часть высших сановников с пониманием относились к требованиям министра финансов. Однако военное командование, во многом вопреки воле петербургских властей, предпочитало активные наступательные действия. Поэтому экспансия в среднеазиатском регионе постоянно нарастала {158} .

Стремлением избежать даже отдаленной угрозы военной конфронтации была продиктована позиция Рейтерна во время переговоров в 1867 г. с Северо-Американскими Соединенными Штатами о продаже Аляски. На заседании Особого совещания под председательством Александра II он решительно высказался за эту сделку. Министр финансов считал, что подобный шаг избавит Россию от владения, которое она в ходе войны с одной из морских держав не сможет защитить. В противном случае могут произойти столкновения Российско-Американской компании с американскими торговцами и моряками из-за открытых в начале 1860-х гг. на Аляске золотых россыпей, что нанесет непоправимый ущерб дружеским отношениям России с САСШ {159} .

Опасением спровоцировать международные осложнения объясняется поведение Рейтерна во время обсуждения в «верхах» декларации канцлера A.M. Горчакова об аннулировании унизительных для России статей Парижского трактата 1856 г. о нейтрализации Черного моря. Это стало возможным после поражения Франции в войне с Пруссией 1870–1871 гг. Проект декларации содержал пункт о возвращении России отторгнутой Южной Бессарабии. На заседании Совета министров во главе с Александром II в октябре 1870 г. Рейтерн выступил против каких-либо территориальных притязаний, чтобы не допустить конфликта с европейскими державами. Но император был полон решимости одобрить текст декларации. Вечером того же дня министр финансов отправил Горчакову письмо с подробной аргументацией своей позиции. Канцлер представил это письмо Александру II, и оно вернулось от него с отметкой: «Это ничего не меняет в моих мыслях». Однако через день по докладу Горчакова, убедившегося в правоте Рейтерна, император согласился исключить из текста декларации пункт о возвращении Южной Бессарабии. «Таким образом, - вспоминал А.В. Головнин, - Рейтерну удалось оказать России огромную услугу, предотвратить массу страшных страданий и сохранить сотни миллионов рублей, расход коих лег бы тяжелым бременем на нынешнее и будущие поколения» {160} .

Однако министр финансов не смог удержать Александра II от объявления войны Турции. Вплоть до середины 1876 г. император был настроен вполне миролюбиво, резко отзывался о славянофильской агитации и неоднократно говорил Рейтерну о своей решимости не допустить втягивания России в балканский конфликт. Однако затем его настроение стало меняться. В конце сентября министр финансов получил от императора приглашение приехать в Ливадию. По прибытии 1 сентября в резиденцию Александра II Рейтерн нашел его «в совершенно воинственном духе» и «лихорадочном возбужденном состоянии». Самодержец заявил о невозможности урегулировать противоречия с Османской империей мирным путем. Перед Рейтерном была поставлена задача поиска средств на ведение войны. Он пытался возражать, но император прервал его, дал указание переговорить с другими министрами и затем доложить ему о результатах.

Для Рейтерна это стало настоящим потрясением. По опыту Крымской кампании он хорошо представлял себе последствия очередной войны. Положение усугублялась тем, что в этот момент народное хозяйство вновь оказалось в кризисе, который характеризовался сокращением железнодорожного строительства, снижением выпуска продукции легкой промышленности, замедлением темпов развития тяжелой индустрии, неустойчивостью хлебного экспорта, ухудшением торгового баланса. Кризис сопровождался биржевой паникой, огромными убытками и банкротством многих частных предприятий и банков. Это вызвало соответствующую реакцию на Западе, подорвало международный кредит страны, вызвало отлив иностранных капиталов за границу, падение курса рубля и российских ценных бумаг на европейском денежном рынке.

В подобной ситуации вступление в войну должно было неизбежно привести к полному финансовому краху. Между тем Рейтерн быстро убедился в воинственном настрое большинства своих коллег в правительстве. И все же он попытался переубедить императора. 3 октября 1876 г. министр финансов направил ему записку, в которой указал на неизбежные гибельные последствия войны. Он доказывал, что она приведет «к погрому наших финансовых и экономических интересов». Только за счет займов казне не удастся покрыть предстоящие расходы, поэтому неизбежно придется прибегнуть к «пагубному средству» - выпускам кредитных билетов, результатом которых будет «совершенное расстройство нашей денежной системы». Россия, подчеркивал Рейтерн, «будет подвергнута такому разорению, с которым никакие бедствия в ее прошедшем сравниться не могут. Сообразно с этим расстроится и финансовое ее положение, и пройдут десятки лет, если не целые генерации, прежде чем она поправится» {161} .

На следующий день Александр II выразил министру финансов недовольство его позицией. С запиской он ознакомил только наследника престола великого князя Александра Александровича. 3 октября император созвал совещание нескольких министров, на котором обрушился на Рейтерна с упреками. «Государь сказал, - вспоминал тот, - что записка произвела на него самое грустное впечатление, что я порицаю все реформы его царствования, доказывая, что эти реформы ослабили Россию; что я вовсе не указываю на средства для ведения войны и предлагаю унизить Россию. Что этого ни он, ни сын его не допустят». Министр финансов отверг обвинения в порицании преебразований 1860-х гг. и повторил свои аргументы. Однако, как вспоминал Д.А. Милютин, «государь возвратил ему записку, сказав, что он вызвал его не для того, чтобы узнать его мнение, следует ли начать войну или нет, а чтобы изыскать средства к покрытию тех издержек, которые вызовет война». На слова Рейтерна об отсутствии необходимых финансовых ресурсов Александр II резко ответил: «Средства есть, но надобно уметь и хотеть их достать!» Однако, несмотря на размолвку, перед отъездом министра финансов в Петербург император сказал ему «несколько милостивых слов» {162} .

Рейтерн твердо решил для себя уйти в отставку после окончания войны, а до того момента выполнять свой долг. Он предпринял ряд срочных мер, чтобы собрать хотя бы часть необходимых средств. Между тем Александр II со временем несколько отошел от своей воинственной позиции и всячески демонстрировал министру финансов свое расположение. «По мере того, как государь после возвращения из Ливадии приходил все более в прежнее свое мирное настроение, - вспоминал Рейтерн, - он становился ко мне на прежнюю доверчивую милостивую точку; это уже не изменилось до самого конца; напротив, он мне показывал какую-то особую мягкость, как бы человеку, которого надобно беречь». Министр финансов старался склонить императора к отказу от военного вмешательства. Во время всеподданнейшего доклада 12 ноября 1876 г. он сказал Александру II, что суммами, которые поступят в казну в ближайшие месяцы, можно будет покрыть лишь первоначальные расходы, поэтому придется истощить разменный фонд и наводнить Россию бумажными деньгами. 10 декабря Рейтерн вновь доложил об очевидной нехватке средств и невозможности «начать войну, не зная, чем ее довести до конца». Эти заявления произвели на императора сильное впечатление {163} .

17 декабря 1876 г. Рейтерн прочел Александру II новую записку, предназначенную для обсуждения в Комитете финансов. Он еще раз подчеркнул, что эмиссия денежных знаков неизбежно приведет к инфляции, падению курса рубля и «нарушит все основания нашего экономического быта и государственных финансов». Император с большим вниманием отнесся к этим предостережениям и говорил с министром финансов «весьма милостиво». Во время всеподданнейшего доклада 4 февраля 1877 г. он сказал Рейтерну, что надеется разрешить дело мирным путем. 8 февраля на совещании под председательством Александра II министр финансов заявил, что «Россия окончательно погибнет не только в случае войны, но даже и тогда, если долго еще будем держать армии на военном положении». В записке от 11 февраля министр финансов указал императору на опасность конфликта с Турцией как для народного хозяйства, так и для государственных устоев империи. «Я глубоко убежден, - подчеркивал он, - что война остановит правильное развитие гражданских и экономических начинаний, составляющих славу царствования его величества; она причинит России неисправимое разорение и приведет ее в положение финансового и экономического расстройства, представляющее приготовленную почву для революционной и социалистической пропаганды, к которой наш век и без того уже слишком склонен» {164} .

Однако в итоге Александр II так и не внял советам Рейтерна. 12 апреля 1877 г. он подписал манифест об объявлении войны Турции. Начало боевых действий было успешным для русской армии. От прежних миролюбивых настроений у императора не осталось и следа. На совещании 18 мая 1877 г. в присутствии нескольких министров и послов он «очень сильно высказал упрек тем из наших государственных людей, которые доводили боязнь войны до того, что сами прокричали о нашем бессилии; он прямо указал на министра финансов и припомнил записку, поданную им в Ливадии прошлой осенью» {165} .

В ходе войны Рейтерн сделал все возможное для покрытия чрезвычайных расходов путем заключения займов и эмиссии бумажных денег. Как он и предсказывал, эта кампания вызвала катастрофическое расстройство российских финансов. Военные издержки превысили миллиард рублей, бюджет сводился с огромным дефицитом, резко возрос государственный долг, еще более упал курс рубля. Плоды многолетних усилий Министерства финансов были утрачены. Оживление промышленности и торговли в 1878–1880 гг., вызванное благоприятной военной конъюнктурой, вскоре сменилось кризисом перепроизводства, который в 1882 г. охватил ведущие отрасли промышленности.

Получив известие о завершении работы Берлинского конгресса, Рейтерн подал в отставку. На аудиенции 30 июня 1878 г. Александр II пытался удержать его. По свидетельству Рейтерна, император заявил, что «моя просьба ставит его в затруднение, что я, пользуясь полным его доверием, прошу об увольнении от такой важной должности, в которой моя опытность и знание теперь особенно необходимы, что лучше бы мне уехать на некоторое время за границу, отдохнуть, и осенью, если я не поправлюсь, подумать о том, что сделать». Но министр остался твердым в своем решении. «На прощание, - вспоминал он, - государь сказал мне с большим чувством весьма милостивые слова. Он был, видимо, тронут и я также. <…> Общее впечатление, которое я вынес из этой аудиенции, что государь с самого начала решился принять мою просьбу об увольнении и что он уговаривал меня остаться только потому, что желал показать внимание к старому и верному слуге». Император пожелал, чтобы Рейтерн сообщил преемнику свои «мысли о финансах». Тот ответил, что еще в феврале 1877 г. передал С.А. Грейгу записку под названием «Финансовое духовное завещание» с изложением основных соображений по вопросам экономической политики {166} .

Рейтерн был уволен от должности с лестным высочайшим рескриптом. Александр II сам вручил его бывшему министру 7 июля 1878 г. Рейтерн впоследствии так вспоминал об этом событии: «Государь мне сказал: “Я подписал твое увольнение и хотел сам тебе отдать, прочти”. Содержание грамоты и этот необыкновенный способ вручения ее меня сильно тронули, и я мог только сказать: “Государь, я жалею, что у меня нет детей, которым я мог бы оставить этот документ в наследство”. Государь дал мне руку и сказал: “И каждое слово истинная правда”» {167} . В правительственных кругах бывший министр финансов продолжал пользоваться высоким авторитетом. И хотя пик его бюрократической карьеры миновал, в царствование Александра III он занимал почетные посты председателя Комитета министров (1881–1886) и председателя Комитета финансов (1885–1890). Незадолго до кончины он получил графский титул.

Взаимодействие и сотрудничество Рейтерна и Александра II отражают соотношение приоритетов при выработке правительственного курса. Вступив на престол в момент финансового кризиса, император в своей политике стремился учитывать состояние и потребности экономики. В этом он проявлял определенную последовательность и оказывал министру финансов поддержку как при подготовке и проведении реформ, так и во время конфликтов с другими ведомствами. Это способствовало достижению существенных успехов в стабилизации финансов и развитии народного хозяйства. Однако Рейтерн потерпел неудачу в попытке охладить воинственный пыл императора и его ближайшего окружения. Несмотря на долгие колебания, Александр II решился на объявление войны Турции. Политические соображения в очередной раз взяли верх над экономическими расчетами. Это привело к очередному финансовому кризису и отставке Рейтерна. Последствия Русско-турецкой кампании для экономики страны были в значительной степени учтены в царствование Александра III, когда правительство стремилось проводить более рациональную внешнюю политику и избегать военной конфронтации с другими державами.

Граф, статс-секретарь, действительный тайный советник, член Государственного совета, министр финансов Российской империи, председатель Комитета министров.

Родился в дворянской семье голландского происхождения. Отец Христофор Романович (Христоф Адам) (1782-1833), — кавалерийский генерал, участник итальянской кампании 1799-1800 гг., Отечественной войны 1812 г., Заграничных походов 1813-1814 гг., Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Мать, Екатерина Ивановна (Юлиана Каролина Элеонора) (1789-1869), урожденная фон Гельфрейх, фрейлина императорского двора. В семье было 14 детей. Рейтерн состоял в родстве с поэтом В.А. Жуковским, который был женат на его двоюродной сестре Елизавете Алексеевне (урожденной Рейтерн).

Рейтерн получил домашнее образование, затем поступил в Царскосельский лицей, который окончил в 1839 г. с серебряной медалью. В 1840 г. юноша поступил на службу в министерство финансов в Особенную канцелярию по кредитной части. В 1843 г. перешел в министерство юстиции чиновником особых поручений и в следующем году получил должность столоначальника. Стремительному карьерному росту молодого человека во многом способствовали родственные связи с В.А. Жуковским, который был близок императорской семье, будучи воспитателем наследника престола, будущего императора Алексардра II.

Рейтерн успешно служил: в 1845 г., по поручению министра юстиции, собирал сведения о практике судопроизводства в остзейских губерниях, в 1846 г. был членом комиссии по созданию судебных учреждений в Таврической и Херсонской губерниях, в 1847 г. временно исполнял обязанности товарища герольдмейстера Сената и заведовал Первой экспедицией Департамента герольдии. Кроме того в 1847 г. он был избран членом Русского географического общества. Здесь он познакомился с председателем общества — генерал-адмиралом российского флота, великим князем Константином Николаевичем. В 1853 г. великий князь принял управление морским министерством и приступил к подготовке назревших, по его мнению, преобразований. Константин Николаевич собирал вокруг себя талантливых молодых людей и благодаря его протекции в 1854 г. Рейтерн был принят в морское министерство на должность чиновника для особых поручений. В ходе неудачной Крымской войны 1853-1856 гг. выяснилось, что российский флот устарел, и морское министерство приступило к реформам, в разработке которых Рейтерн принимал активное участие. Он фактически выполнял функции консультанта великого князя по экономическим вопросам.

В 1855 г. Константин Николаевич отправил его в поездку для ревизии портовых сооружений и госпиталей в Архангельске и Астрахани, что дало Рейтерну знание реалий российской провинции. Сразу по возвращении из этой поездки в том же году Рейтерн был отправлен в командировку за границу для изучения финансового строя западных государств: Пруссии, Франции, Англии, США. Командировка продолжалась почти три года. Из поездки он вернулся убежденным американофилом, он видел сходство в национальном характере русских и американцев.

По возвращении из-за границы в сентябре 1858 г. Рейтерн представил императору Александру II отчет о поездке, а затем по представлению великого князя Константина Николаевича был произведен в статс-секретари. В декабре 1858 г. Рейтерн был назначен управляющим делами Комитета железных дорог, а в 1859 г. был произведен в действительные тайные советники и назначен членом Совета министерства финансов с сохранением за ним по желанию великого князя места заведующего эмеритальной кассой в морском министерстве. Рейтерн стал завсегдатаем салона великой княгини Елены Павловны, которая оказывала поддержку либеральным деятелям.

После Крымской войны Россия находилась в глубоком финансово-экономическом кризисе: выпуск массы бумажных денег привел к росту инфляции и падению курса рубля, обмен кредитных билетов на золото и серебро прекратился. В этих условиях великий князь Константин Николаевич привлекает Рейтерна к обсуждению экономических реформ.

Как и многие экономисты того времени Рейтерн был последователем либеральной фритредерской теории А. Смита. Он считал, что чрезмерное вмешательство государства подавляет экономическую инициативу граждан. Таким образом, он выступал против крепостного права и сословного деления общества.

В январе 1860 г. Рейтерн занял пост управляющего делами Комитета финансов. Вместе с исполняющим обязанности товарища министра внутренних дел Н.А. Милютиным, чиновниками министерства финансов Ю.А. Гагемейстером и министерства государственных имуществ Е.И. Ламанским и профессором политэкономии Киевского университета Н.X. Бунге Рейтерн вошел в Комиссию по реформе банков. Он также был членом Редакционных комиссий (1859-1860 гг.), образованных для подготовки отмены крепостного права, в которых занимался разработкой правил операции по выкупу крестьянами своих наделов у помещиков. Кроме того Рейтерн входил в состав комиссии по пересмотру системы налогов и сборов, поскольку введенная Петром I подушная подать уже устарела. В ноябре 1860 г. он стал членом комиссии по подготовке питейной реформы, в результате которой в 1861 г. были отметены откупа и в 1863 г. введена акцизная система.

В декабре 1861 г. Комитет финансов принял решение о публикации со следующего года государственной росписи доходов и расходов, что укрепило кредит страны на мировом рынке.

В январе 1862 г. по рекомендации Константина Николаевича император назначил М.Х. Рейтерна министром финансов. Его программа экономических преобразований предусматривала партнерство государства и частного капитала в развитии народного хозяйства. Казна должна была поддерживать участие предпринимателей в приоритетных отраслях экономики.

Рейтерн стимулировал железнодорожное строительство в стране и поддерживал создание системы частных коммерческих банков и акционерных обществ. По его инициативе были проведены всероссийские промышленные выставки в Москве (1865) и Петербурге (1870), учреждены тринадцать новых бирж, при министерстве финансов создан Совет торговли и мануфактур (1872). Он поддерживал продажу нерентабельных казенных предприятий в частные руки. Ключевой задачей Рейтерн считал восстановление курса рубля до серебряного номинала и открытие свободного размена кредитных билетов на металлическую монету. Однако ему не удалось осуществить эту идею, предпринятая им попытка оказалась неудачной.

Понижение таможенных пошлин привело к росту импорта. И хотя Рейтерн стремился обеспечить России внешнеторговое преимущество за счет увеличения вывоза хлеба, избежать преобладания импорта над экспортом ему не удалось.

Несмотря на старания Рейтерна упрочить экономическое положение России, вследствие ряда его просчетов, а также внешне и внутриполитических обстоятельств (восстание в Царстве Польском 1863 г. и русско-турецкая война 1877-1878 гг.) государственный долг продолжал расти.

Когда было принято решение о вступлении России в войну с Турцией, Рейтерн заявил, что война уничтожит все результаты, достигнутые в стране за время реформ, и просил отставку с поста министра финансов, на котором в силу чувства долга и желания императора оставался до конца войны. В 1876 г. был издан указ о взимании таможенных сборов золотой валютой, что, согласно тогдашнему курсу рубля, означало повышение пошлин на 50%. Эта мера придала таможенной политике протекционистский характер. В 1878 г. здоровье Рейтерна резко ухудшилось, и он ушел в отставку, оставив своему преемнику на посту министра С.А. Грейгу «Финансовое духовное завещание». Вскоре Рейтерн начал слепнуть.

Несмотря на это в октябре 1881 г., по просьбе императора Александра III, Рейтерн принял пост председателя Комитета министров. Он был председателем также в Главном комитете об устройстве сельского состояния (1881-1882 гг.) и Комитете финансов (1885-1890 гг.). В конце 1886 г. в связи с окончательной потерей зрения он ушел с поста председателя Комитета министров. В январе 1890 г., в день пятидесятилетия служебной деятельности, император даровал бывшему министру графский титул. 11 августа этого же года Рейтерна не стало. Похоронен в семейном склепе в Курляндии, между Ригой и Либавой. Детей у него не было, поэтому графский титул был передан его племяннику барону В.Г. Нолькену.

Министр финансов Российской империи
23 января 1862 - 7 июля 1878
Глава правительства Дмитрий Николаевич Блудов ;
Павел Павлович Гагарин ;
Павел Николаевич Игнатьев Монарх Александр II Предшественник Александр Максимович Княжевич Преемник Самуил Алексеевич Грейг Рождение 12 (24) сентября (1820-09-24 )
Поречье , Смоленская губерния Смерть 11 (23) августа (1890-08-23 ) (69 лет)
Царское Село , Санкт-Петербургская губерния Место погребения Курляндия Род Рейтерны Отец Христофор Романович Рейтерн Мать Екатерина (Каролина) Ивановна Гельфрейх Образование Царскосельский лицей Награды Михаил Христофорович Рейтерн на Викискладе

Биография

Лютеранин. Сын генерал-лейтенанта Христофора Романовича Рейтерна и жены его Екатерины Ивановны, урождённой Гельфрейх (1789-1869). Образование получил в Царскосельском лицее .

Начал службу в Министерстве финансов, продолжал её в Министерстве юстиции , а в 1854 году перешёл в Морское министерство , где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся вокруг великого князя Константина Николаевича и работал над устройством эмеритальной кассы морского ведомства.

В 1858 году Рейтерн был пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог; в 1860 году занял должность заведующего делами финансового комитета и вошёл в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян.

Министр финансов

4 февраля (23 января) 1862 года ему вверено было управление Министерством финансов . Положение русских финансов было в это время весьма неблагоприятное. Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередь реформы требовали денег.

Упорядочения расходов Рейтерн достиг внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности, возможно большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ . В первый же год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной. В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы. С большой энергией Рейтерн стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нём с 35 до 15 и даже до 9 миллионов рублей.

С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Рейтерне возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников, причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов, то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.

Промышленная политика

Лучшее средство к увеличению государственных доходов Рейтерн видел в развитии производительных сил страны. Главнейших препятствий к этому было два: громадные расстояния и отсутствие частного кредита.

При Рейтерне была сооружена железнодорожная сеть протяжённостью более 20 000 километров, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Р. не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нём переходить в частные руки (дороги Одесская , Киево-Брестская , Московско-Курская). Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 1860-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%-ные - до 80 за 100; даже выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк.

С другой стороны, и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Рейтерн в 1865 году решился принять проект П. Г. фон-Дервиза и А. И. Колемина, предложивших строить дороги на гарантированные правительством облигации , выпущенные ранее акции и помещенные преимущественно в Германии . Беспрерывные выпуски облигаций представляли, однако, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту. Поэтому с 1870 года Рейтерн не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по более выгодному курсу. До Рейтерна Россия знала частный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров. Ещё в 1864 году первый устраивавшийся в Петербурге частный коммерческий банк просил у казны миллионы беспроцентной ссуды, до такой степени дело это казалось рискованным и России несвойственным. Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Рейтерн делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую жизнь получили городские общественные банки (нормальный устав 1862 года), стали зарождаться ссудосберегательные товарищества (правила 1869 года).

Железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов. Правила 30 марта 1874 года о железнодорожных концессиях имели целью устранить монополию немногих капиталистов и сделать публику участницей в деле сооружения железных дорог; нормальные правила 1872 года направлены были к устранению злоупотреблений при учреждении новых акционерных коммерческих и поземельных банков. Ни те, ни другие не достигли цели. При составлении в 1868 году нового таможенного тарифа , Рейтерн впервые прибег к гласности и к опросу фабрикантов. Крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию нашей нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 году почти всех вывозных пошлин; казначейство потеряло от этого свыше 1 200 000 рублей, зато выиграла наша заграничная торговля. В 1874 году за приготовленные в России рельсы установлена была премия от 20 до 35 копеек с пуда, сроком на 12 лет, но правительственные заказы раздавались заводам (Путиловскому , Брянскому , Берда и другим), которые большей частью были расположены вне месторождений русских железных руд и русского минерального топлива, вследствие чего производство рельсов хотя и достигло значительного развития, но сталь при этом на 2/3 вырабатывалась из иностранного чугуна, на иностранном же горючем материале, и жертвы, понесенные государственным казначейством, не привели к усилению разработки отечественных подземных богатств.

Налоги

К числу наименее удачных мероприятий Р. принадлежат операции по упрочению валюты. В первый же год управления своего Министерством финансов, Рейтерн пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, проект которого он унаследовал от своего предшественника; но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны. Позднее Рейтерн в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру.

Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати , с распределением бремени её между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний (1871), Рейтерн тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 году на 25 %, в 1867 году на 50 копеек. Подушная подать с мещан заменена была в 1863 году налогом на недвижимое имущество в городских поселениях.

В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю; в 1868 году положение это распространено на Царство Польское , а в 1870 и 1873 годах вообще усилено обложение торговли и промыслов. При Рейтерне осуществилось уничтожение откупов и введена была акцизная система, что было предрешено ещё при его предшественнике. Первоначально установленный акциз в 4 копейки с градуса оказался низким, пьянство сильно увеличилось; поэтому уже в 1864 году акциз со спирта был увеличен до 5 копеек, безакцизный перекур уменьшен, а акциз с пива облегчен. В 1870 году акциз со спирта повышен на 1 копейку при новом ограничении перекура, а в 1873 году - ещё на 1 копейку в России и на 1 1/2 копейки в Царстве Польском; патентный сбор, увеличенный в 1871 году, через два года был удвоен. Налог на табак был значительно увеличен новым табачным уставом 1872 года. Сахарный акциз был преобразован в 1863 году и затем увеличен в 1867 году до 50 копеек с пуда, а в 1870 году доведен до 70 копеек. В 1872 году введен был акциз на керосин, но на началах столь нерациональных, что через 5 лет он был отменен. В 1862 году соляная регалия заменена акцизом , от чего доход казны увеличился, но соль повсеместно вздорожала. В 1864 году изменен гербовый сбор , а в 1874 году издан новый гербовый устав, обложивший многие документы, до того не оплачивавшиеся. По указу 10 декабря 1874 года государственный земский сбор слит с общими доходами государственного казначейства. Налог за производство в чины заменен в 1873 году вычетом при увеличении содержания чиновников.

Финансы во время русско-турецкой войны

Когда в 1876 году политические замешательства приняли угрожающий характер, Рейтерн представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты. Когда война с Турцией была решена, он просил об увольнении его от управления Министерством финансов и оставался на своем посту лишь по чувству гражданского долга. На военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 миллионов рублей. Эта сумма могла быть покрыта лишь займами и выпуском кредитных билетов. Последних выпущено было на 300 миллионов рублей, хотя Рейтерн, представляя финансовому комитету о неизбежности выпуска кредитных билетов, сам подчеркнул вредные его последствия. Проекты введения новых налогов Рейтерн отклонил, ограничившись предписанием взимать таможенные пошлины золотом, что при тогдашнем курсе равносильно было повышению их на 25 - 30 %. Большая и неожиданная поддержка была оказана российским финансам благоприятно сложившимся в 1877 году торговым балансом. Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, явилась возможность скупить срочных векселей на 161 200 000 рублей; из этого источника приобреталась звонкая монета для действующих армий. Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Рейтерн, в июле 1878 года, получил, согласно его просьбе, увольнение от должности министра финансов.

Мы открываем серию статей, посвященную министрам финансов Российской империи, материалом о М.Х. Рейтерне (1820-1890), возглавлявшим Министерство финансов с 1862 по 1878 гг. Почему именно его имя открывает нашу галерею исторических деятелей? Дело в том, что Рейтерн являлся первым министром финансов, которому предстояло действовать в новых условиях времени Великих реформ, главной из которых была отмена крепостного права.

Итак, 19 февраля 1861 г. произошло то, что все разумные люди предрекали давно: крепостная зависимость сельского населения в России была отменена специальным Положением, которое торжественно зачитал сам император Александр II, вошедший в историю как «Освободитель». Страна оказалась в доселе невиданном положении: века унизительного рабства остались позади, но что готовило будущее?

Вопрос о выборе пути, по большому счету, не стоял: недавно окончившаяся Крымская война со всей убедительностью показала необходимость развития России на новых началах. Ими могли стать лишь капиталистические реформы.
«План Александра II» был смел и обширен по своей сути. Он подразумевал ряд преобразований во всех сферах государственной жизни, от финансов до городского самоуправления. В 1860-1870 гг. были проведены следующие реформы: университетская (1863), судебная (1864), печати (1865), военная (1874); введено самоуправление в земствах (1864) и городах (1870). Рассмотрим преобразования в экономике, заметную роль в осуществлении которых сыграл М.Х. Рейтерн, министр финансов периода Великих реформ.

Либерал-реформатор

Михаил Христофорович Рейтерн, выходец из древнего дворянского рода, занял кресло министра финансов в возрасте 42 лет. К этому времени за его плечами были обучение в Царскосельском лицее, служба в министерствах юстиции, морском, управление делами комитета железных дорог. Карьеру Рейтерн начал в Особенной канцелярии по кредитной части министерства финансов, но вскоре перешел в министерство юстиции. В 1854 г. происходит очередной поворот в карьере нашего героя: он поступает в морское ведомство, где становится единомышленником и близким другом своего руководителя — великого князя Константина Николаевича.
Благодаря именно этому руководителю военно-морских сил страны, который стремился провести на важнейшие государственные посты своих людей, Рейтерн в 1859 г. был назначен сначала членом Совета министра финансов, а в 1860 г. - управляющим Комитета министров. В начале 1862 г. он уже председатель Комиссии по пересмотру системы податей и сборов, затем, после отставки министра финансов Княжевича, занимает должность управляющего министерством. 23 января 1862 г. ему было вверено управление Министерством финансов.
Рейтерн считался либералом в среде российской бюрократии, он входил в кружок единомышленников и реформаторов, группировавшихся вокруг великого князя Константина Николаевича. Эти люди являлись сторонниками манчестерской школы политической экономии.
Согласно этой теории, экономическое развитие рассматривалось как естественный процесс, не нуждающийся в каком бы то ни было государственном вмешательстве.
Основой развития экономики отечественные либеральные экономисты считали частный интерес, акционирование промышленности, торговли и банков, привлечение иностранного капитала. И одним из основных препятствий на пути экономического прогресса страны они считали систему казенных банков.
Отзывы современников о Рейтерне были самые разные. Так, министр внутренних дел П.А. Валуев в своем дневнике в 1861 г. назвал его «решительно тупым человеком». Государственный секретарь А.А. Половцев считал, что новоиспеченный министр финансов «был человек весьма почтенный, но далеко не блестящий… никогда нельзя было ожидать от него тонких соображений или предугадывания, предчувствования».
Справедливости ради необходимо отметить, что Рейтерну в наследство досталось сильное расстройство финансового хозяйства страны: бюджет из года в год оставался дефицитным, государственный долг, как внутренний, так и внешний постоянно возрастал. Кроме того, намеченные реформы требовали немалых расходов в будущем.
На нового министра финансов возлагались большие, даже несколько преувеличенные надежды. По словам одного из главных реформаторов, военного министра Д.А. Милютина, «Нам казалось тогда, что и по финансовой части мы вступаем в новую эру возрождения, мы ждали блестящих результатов от разнообразных преобразований….по всем частям государственного хозяйства».
С другой стороны, чем выше были общественные ожидания, тем большая ответственность ложилась на министра финансов.

Гласность - залог доверия

Первые же шаги нового министра соответствовали духу перемен, царившему в обществе. Он пошел на неслыханный до того шаг - публикацию в прессе государственной росписи (бюджета)! Дело в том, что до 1862 г. бюджет, его размер, расходные и доходные статьи, доходность налогов и монополий казны, все это составляло предмет государственной тайны.
Чиновник министерства финансов, которому было поручено подготовить этот документ ко всеобщему ознакомлению подал в отставку, так как был уверен, что публикация государственной росписи вызовет в стране революцию.
Министр же рассудил по-другому: доверие к власти со стороны собственного народа и зарубежных партнеров было невозможно заслужить без признания принципа публичной отчетности государства.

Финансовые реформы 1860-х: методом проб и ошибок

Первый период министерства Рейтерна (1862-1866) вряд ли возможно назвать удачным. Государственный долг к 1866 г. возрос до 1 миллиарда 694 миллионов рублей, целый ряд обстоятельств, как объективных, так и субъективных, привел страну к финансовому кризису. Деятельность министерства финансов и лично Рейтерна стала мишенью беспощадной критики со стороны общественного мнения.
С целью оправдаться и восстановить пошатнувшийся авторитет министр в сентябре 1866 г. подготовил программную записку, в которой были названы следующие задачи деятельности финансового управления:

1) устранение неразменных бумажных денег;
2) улучшение торгового баланса за счет увеличения экспорта и сокращения импорта;
3) создание сети железных дорог при широком привлечении частных инвестиций;
4) сокращение сметных расходов и уничтожение сверхсметных.

Эта программа предусматривала усиление роли государства в управлении экономикой и, в первую очередь, усиление власти самого министра. Это обстоятельство вступало в некотором роде в противоречие с либеральной концепцией развития страны, но в конечном итоге ее главная цель заключалась как раз в сохранении либерального курса. Заслуга Рейтерна состояла в том, что он являлся первым министром финансов, который подчеркнул приоритетное значение экономической модернизации России.
В 1863 - 1866 гг. были проведены финансовые преобразования, целью которых являлась систематизация и централизация государственного хозяйства. Подготовка к реформам была проведена государственным контролером В.А. Татариновым, то есть Министерство финансов имело к ним опосредованное отношение, но именно в их результате министр финансов превратился в подлинного хозяина финансов в России.
Новая финансовая система основывалась на «Правилах о составлении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений», принятых 22 мая 1862 г.
В июне 1863 г. были приняты новые кассовые правила.
Отныне распоряжение средствами казны сосредоточилось в руках министра финансов, действия которого подлежали надзору Государственного контроля.
Было установлено единство кассы: уничтожались самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств, все средства шли теперь через кассы Минфина. Эти кассы делились на расходные и доходные. К первым были отнесены Главное казначейство, касса Комиссии погашения государственных долгов, губернские казначейства с расходными отделениями.
Доходными кассами становились губернские и уездные казначейства, кассы почтовых контор и таможен. Они принимали государственные доходы и вели по ним счетоводство, предоставляя отчетность Государственному контролю. Впрочем, система разделения касс доказала свою неэффективность и в 1879 г. была отменена.
Важнейшим элементом новой политики, проводимой министерством финансов в 1860-е гг. стал отказ от таможенного протекционизма. В 1867 г. был разработан, и вступил в действие с 1869 г. новый фритредерский тариф. Таможенные пошлины на вывоз были большей частью отменены, а пошлины на ввоз значительно понижены. Итогом применения нового тарифа стал рост таможенных доходов с 1869 по 1874 г. на 50%.
В 1869 г. в России разразился один из первых биржевых крахов, вызванный чрезмерной учредительной активностью различных акционерных обществ. Они выбросили на биржу огромное количество ценных бумаг, котировки на которые устанавливала группа маклеров-спекулянтов, штаб-квартирой которой являлась гостиница «Демут» (отсюда название этой группы - «демутовская биржа»).
В этих условиях возросли функции Особенной канцелярии по кредитной части министерства финансов, был поднят вопрос о создании единых правил биржевой игры.
Именно в годы, когда Рейтерн управлял министерством финансов, произошли кардинальные изменения в кредитной системе страны: казенные банки были упразднены, их место заняли частные акционерные коммерческие банки. Первым из них был Санкт-Петербургский Частный коммерческий банк, открывшийся в 1864 г.
Причастен был Рейтерн и к первой в России приватизации железных дорог: не без его участия старейшая в стране Николаевская железная дорога (Санкть-Петербург — Москва) была продана в частные руки. Железнодорожное строительство являлось приоритетным направлением в деятельности министра финансов. С развитием сети железных дорог должна была решиться проблема огромных расстояний, мешавших росту производительных сил страны.
За годы министерства Рейтерна было построено 20 тысяч верст железнодорожных путей, причем большая их часть принадлежала частным акционерным обществам. Государство поддерживало инициативу частного капитала: так как акционерным обществам часто не удавалось реализовать свои капиталы размещением в акции, в 1865 г. Рейтерн принял решение строить дороги на гарантированные правительством облигации.

Аляска, сэр!

С именем Рейтерна связана одна из самых противоречивых внешнеторговых сделок в истории России: продажа в 1867 г. Североамериканских территорий, принадлежавших нам по праву открытия и освоения, известных под названием Аляска.
Площадь ее территории составляла 1 518,8 тысячи кв. км., что в шесть раз больше Великобритании, в три раза - Испании и в пятьдесят раз - Бельгии.
История Русской Америки началась в 1784 г., когда сибирский промышленник Г.И. Шелехов основал на острове Кадьяк первое поселение. Через 14 лет им в партнерстве с купцами Мыльниковыми и Голиковыми была основана Соединенная американская компания, через год переименованная в Российско-Американскую компанию (РАК).
Она получила исключительную привилегию от императора Павла Петровича на единоличное управление Аляской, Алеутскими островами и западным побережьем Америки до 55 градуса северной широты с исключительным правом на промысел, торговлю и мореходство в северной части Тихого океана.
В случае с управлением Аляской государством был применен нестандартный подход. Испытывая объективные трудности с осуществлением прямого управления далекими заокеанскими землями, оно передало его формально частному акционерному обществу, которое находилось под государственным покровительством. Таким же образом действовала, например, английская Ост-Индская компания, колонизировавшая Индию и являвшаяся эффективным инструментом британской короны по выкачиванию ресурсов из этой обширной и богатой страны.
Подобно тому как «соболиный хвост» вел русских через бескрайние просторы Сибири к Тихому океану, ценнейший мех морского бобра (калана) привел их к берегам Северной Америки. Имея главной целью получение пушнины, Компания организовала на островах и северо-западе Америки ряд поселений, предпринимала попытки завести земледелие, скотоводство и промысел, распространила владения России на всю Аляску и привела в русское подданство значительное в то время местное население. С деятельностью РАК, как и предшествовавших ей частных компаний, связаны выдающиеся открытия и исследования русских мореплавателей и ученых в северной части Тихого океана и Америки.
К концу 1850-х гг. у Компании имелись существенные проблемы: сокращение пушного промысла, трудность в поддержании регулярного сообщения с Россией. Все это привело к ликвидации русских владений на американском континенте.
18 (30) марта 1867 г. был подписан договор о продаже Российской империей Аляски и Алеутских островов США за 7,2 миллиона долларов (около 11 миллионов рублей). Важными причинами, побудившими царское правительство отказаться от Русской Америки, явились внешняя угроза со стороны США и Англии, беззащитность колоний в случае войны.
Главная причина заключалась в устранении очага возможных противоречий с США в будущем, укреплении фактического союза двух стран, перенесении внимания на укрепление позиций России на Дальнем Востоке. Россия, уступив свои владения в Америке Соединенным Штатам, объективно оказалась первой европейской державой, отказавшейся от заморских владений.
И по сей день не стихают споры о необходимости и правомерности этой сделки. Критики справедливо говорят о том, что в 1867 г. был создан опасный прецедент мирного отчуждения русских земель, чем была подорвана геополитическая безопасность России.
Роль министра финансов в этой сделке «злые языки» связывали с его железнодорожной деятельностью. Дело в том, что деньги, полученные от продажи Аляски, были направлены на поддержку частных обществ, таких, например, как Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской железных дорог. Намекали на связи Рейтерна с «железнодорожными королями» — небольшой группой тузов-миллионеров, ставших монополистами, железнодорожными магнатами, взращенными на казенных подрядах.

«Министр-пацифист» и его отставка

Точку в карьере министра финансов М.Х. Рейтерна поставила русско-турецкая война 1877-1878 гг. Он резко возражал против войны. Стремясь предотвратить грядущую финансовую катастрофу, Рейтерн представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты.
Раздраженный Александр II заявил Рейтерну, что из его записки следует, что проведенные реформы лишь ослабили страну. Не желая слушать оправданий министра, император указал ему, что он вызвал его не для того, чтобы узнать мнение Рейтерна, а чтобы изыскать средства на покрытие будущих военных издержек.
Когда война стала неизбежной, он подал прошение об отставке, но оставался на своем посту, следуя чувству гражданского долга, вплоть до ее окончания. Политические интересы возобладали над экономическими: новая восточная война должна была смыть позор Крымской кампании.
Военные расходы поглотили с 1876 по 1878 г. свыше 888 миллионов рублей, которые могли быть покрыты лишь займами и выпуском кредитных билетов. Последних было выпущено на 300 миллионов рублей.
Итоги министерства Рейтерна по-разному оценивались общественностью. Либералы ставили ему в заслугу создание коммерческой банковской системы, создание акционерных обществ, рост железнодорожного строительства, общее развитие предпринимательства.
Консерваторы указывали на многочисленные недостатки финансовой «системы Рейтерна»: «дутость» большой части акционерных компаний, спекулятивный характер частных коммерческих банков, неоправданную дороговизну строительства железных дорог, на которой обогатилась кучка дельцов.
Отставка Рейтерна явилась окончательным крушением в дореволюционной России либеральной фритредерской концепции, которую он олицетворял. Ее положительными сторонами являлся рост предпринимательской инициативы. С другой стороны, она тормозила развитие отечественной промышленности в условиях иностранной конкуренции. А сам министр в конце своего управления Минфином был вынужден предпринять ряд шагов, противоречивших учению манчестерской школы.

Похожие публикации