Знаки различия, одежда и военное снаряжение Немецкого (Тевтонского) ордена. Тевтонский орден: от Палестины до Восточной Европы - Символика Тевтонский герб

Ранняя символика Ордена меченосцев изучена плохо. Известно, что на белых плащах орденских братьев был маленький красный крест с расширяющимися концами, под ним вертикальный красный меч. Иногда в наше время изображаются золотые шестиконечные звезды вместо креста или два скрещенных меча. Но современными учеными доказано, что желтая звезда с мечом была символом польского рыцарского ордена Братьев Добжиньских, созданного Конрадом Мазовецким и воевавшим в Прибалтике в основном с литовцами и с жемайтами еще до появления там Тевтонцев. В войне с пруссами они не преуспели, в 1235 году произошло их официальное слияние с Тевтонским орденом. Утверждение о символике Добжиньского ордена подтверждает польская иконография, представляя их герб подобным образом (Pizunski, 1999, 44; Potkowski, 1995, 517). “Хроники Земли Прусской” Петра из Дусбурга (1326 г.), а также реляция Германа фон Зальца (или, по предположениям некоторых исследователей, Генриха фон Гогенлоэ за 1246 г.) говорят, что Добжиньские братья, как и ливонские рыцари носили белые плащи. Добжиньцы, правда, носили на плаще красную звезду без меча. Эдвард Потковский считает, что плащи Меченосцев были черного цвета, и что это отличало их от тевтонцев после объединения двух орденов (Potkowski, 1994, 18-19).
А изображение двух мечей некоторыми учеными относится к позднему периоду Ливонского ордена конца 15 начала 16 веков, - якобы после формального выхода из-под юрисдикции тевтонцев Орден ввел видоизмененную раннюю символику.
Известно также, что помимо белых одежд братьев кнехты носили черное, включая стеганные доспехи. Наличие у них усеченных крестов, как это изображает Дзысь, нигде не подтверждается. Более вероятно просто изображение креста без меча. На щитах изображали красный крест, размером во весь щит (как бы перечеркивая всю его плоскость). Знамена могли нести изображения просто красных крестов, но не исключены знамена с полной орденской символикой.

Символика должностных лиц Тевтонского ордена

Великий гроссмейстер - по центру черного орденского креста, окаймленного желтой каймой, наложен желтый крест. В центре креста - желтый щиток с черным орлом, как знак вассалитета императору.
Великий маршал - его символы не ясны до сих пор. По одной из версий - возможно, то же, что и у гроссмейстера, но без центрального желтого креста. По другой версии кайма достигала только середины каждой перекладины креста.
Ландмейстер - черный крест, поверх по центру которого наложен белый. Похож на эмблему нацистской бронетехники. Гарантии существования подобного символа не существует, хотя вероятность его существования больше, чем эмблемы Великого Маршала.
Великий Комтур, Комтуры - специальных знаков отличия не имели, кроме особого жезла, который символизировал силу правосудия. Комтур был предводителем округи, ополчения, местного самоуправления, а так же осуществлял судебную власть.
Братья рыцари - белые плащи, белая одежда, черные кресты на груди и на плаще. Форма креста с 11 по 15 век периодически менялась.
Полубратья - либо светская, обычно темно-серая или черная одежда, или, по другой версии, белая одежда. Еще одна из версий - в зависимости от ранга или статуса (возможно рыцари-полубратья могли носить белую одежду, а все остальные - серую или черную) плюс серый плащ с черным Т-образным крестом на плече.
Сержанты - белые котты и серые плащи с Т-образным крестом.
Кнехты - черная одежда, включая плащ, и котту, а так же черные стеганки. На одежде нашиты белые щитки с черными Т-образными крестами.
У стрелков возможно наличие зеленой одежды по общеевропейскому образцу.
Никакой красной отделки у ливонцев после слияния с тевтонским орденом не было, как это показано у Дзыся. Не выдерживают критики кресты, изображаемые им на щитах ливонцев, а так же слишком частое изображение у рыцарей котт с бригантинными вставками внутри и виднеющимися заклепками. Таковая найдена всего одна в центральной Германии на надгробии. Массового использования таковых не было, тем более в Прибалтике. Кроме того, она датирована концом 13 века, то есть, это продвинутый доспех. Его использование в Чудской битве и пр. невозможно. Доподлинно известно об использование кожаных кирас поверх кольчуг под котами.
По уставу полагалась полотняная одежда, но из-за в связи с холодным суровым климатом в Прибалтике больше использовалось сукно. Кресты суконные.

Гербы и флаги

У каждого комтурства имелся свой герб и флаг. Сохранилось 5 ливонских знамен, взятых в грюнвальдской битве, в том числе знамя Магистра (ландмейстера) ордена. При взгляде на эти ливонские знамена сразу видно отсутствие у ливонцев самостоятельной символики, отличающейся от остальной тевтонской на тот период (начиная с Девы Марии и кончая щитками с черными крестами на знаменах.)
Сохранилось также печать Германа фон Балка, датируемая концом 30 годов 13 века.
Облачение магистра Ливонского ордена на 1237-38 год - Германа фон Балка, бывшего Тевтонским ландмейстером Ливонии (до того - Ландмейстер Пруссии), выглядело следующим образом: белые одежды, типа рясы, черные чулки (возможны белые), белый плащ с черным прямым крестом на левом плече. В бою поверх доспеха надевалась белая длинная котта с черным прямым крестом на груди с белой сердцевиной.

Литература по данному вопросу


Jana Dlugosza, Roczniki czyli kroniki slawnego Krolestwa Polskiego (Joannis Dligossii Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae), Warszawa, 1969.
Simon Grunau"s Preussische Chronik, hrsg.v. M.Perlbach, Bd.I, Leipzig, 1876, Jan Powierski, Prusowie, Mazowsze i sprowadzenie Krzyzakow do Polski, t.I, Malbrok, 1996.
Edward Potkowski, Grunwald 1410, Krakow, 1994.
Edward Potkowski, Zakony rycerskie, Warszawa, 1995.
Mindaugas Bartninkas, Lietuvos Vytis, Vilnius, 1995.
Henryk Raszkiewicz, Poczatki Rusi, 1996.
Восточная Пруссия, С древнейших времен до конца второй мировой войны, Калининград, 1996.
Pawel Dubzinski, Alfabet heraldyczny, Warszawa, 1997.
Lucia Okulicz-Kozaryn, Dzieje Prusow, Wroclaw, 1997.
Norman Davies, Europa, Krakow, 1998.
Hartmut Boookmann, Zakon krzyzacki, Dwanascie rozdzialow jego historii, Warszawa, 1998.
Pawel Pizunski, Krzyzacy od A do Z, Leksykon, Skarszewy, 1999.
Andrzej Klein, Nicholas Sekunda, Kondrad A.Czernielewski, Banderia apud Grunwald, Lodz, 2000.
А. Н. Кирпичников, "Древнерусское оружие. Выпуск 3. Комплекс боевых средств IX-XIII вв.", изд. "Наука", Ленинградское отделение, Ленинград - 1971 г.
А. Н. Кирпичников, "Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв.", изд. "Наука", Л. 1973.
А. Н. Кирпичников, "Древнерусское оружие. Выпуск 1. Мечи и сабли IX-XIII вв.", изд. "Наука", Ленинградское отделение, Ленинград, 1966.
"Археалогiя, нумiзматiка Беларусиi". Беларусская энцiклапедия, Мiнск, изд. iмя Петруся Броукi, 1993 г.
А. Ф. Медведев, "Оружие Новгорода Великого", - материалы и исследования по археологии СССР, № 65, - Труды Новгородской археологической экспедиции, Т-II, изд. Академии наук СССР, М., 1959.
А. Н. Кирпичников, выпуск 2. "Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени. IX-XIII вв.", изд. "Наука", М.-Л., 1966.

Символика Тевтонского ордена

Средние века это символическая эпоха. И дело не в том, что эта эпоха символизирует нечто сама по себе, но и в том, что жизнь средневековых людей состояла из символов, символы были везде и играли огромную роль. Одним из наглядных примеров особого значения символов в те времена являются духовно-рыцарские ордена - каждый из них имел не только свой герб и флаг, но и детально разработанную систему символов для обозначения различных должностей и обязанностей внутри ордена. Не обошлось без особой символики и в жизнедеятельности Тевтонского ордена.

Общеизвестно, что главным символом Тевтонского ордена был чёрный крест на белом фоне. В настоящее время символом организации, носящей название Тевтонского ордена, является латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый шлемом с чёрно-белыми перьями. Но лишь те, кто интересуется историей классического Ордена, знают, что своя символика была у каждой ступени иерархии тевтонцев, причём эта символика находила отражение в одеяниях, которые носили тевтонцы. Такой внешний вид имели все, относящиеся к Тевтонскому ордену, начиная от великого магистра и заканчивая солдатами-наёмниками:

великий магистр Ордена имел собственный герб, в основе которого был орденский чёрный крест с жёлтой каймой, на который был «наложен» крест меньшего размера и жёлтого цвета. В центре креста располагался жёлтый щиток с чёрным орлом, символом германского императорского дома - Тевтонский орден и его великий магистр лично в военно-политическом отношении признавал свой вассалитет по отношению к германскому императору;
ландмейстер Ордена (следующая по значимости должность, по сути, полномочный заместитель великого магистра на одной из трёх орденских территорий - Немецкий ландмейстер, ландмейстер в Пруссии, ландмейстер в Ливонии) - его символом, по мнению исследователей, был орденский чёрный крест, поверх которого был наложен белый крест, повторяющий его контуры;
великий маршал Ордена в плане символики до сих пор остаётся фигурой загадочной: существует как минимум два варианта его персонального герба. Первый - это тот же герб, что у великого магистра, но без наложенного на орденский крест жёлтого креста. Второй - жёлтый наложенный крест был, но кайма достигала лишь середины каждой из его перекладин;

великий комтур (по сути, заместитель великого магистра по штатным поручениям) и комтуры (руководители самых мелких административных единиц государства Тевтонского ордена, комтурств) отдельных гербов или видов одеяний не имели, зато они имели специальные жезлы, которые символизировали их полномочия представителей судебной власти;
полноправные рыцари Тевтонского ордена, братья-рыцари, должны были быть облачены в полностью белые одежды и плащи, на которые как на груди, так и на спине должны были наноситься чёрные орденские кресты;
так называемые полубратья или братья-прислужники имели в Тевтонском ордене промежуточное положение, поэтому и относительно символики этой категории нет единого мнения. По одной из гипотез, своей «спецодежды» у братьев-прислужников не было, была лишь рекомендация облачаться в светскую однотонную одежду либо серого, либо белого, либо чёрного цветов. Кроме того, существует предположение, что, в соответствии с внутренней иерархией среди полубратьев некоторые из них могли иметь обязательные серые плащи с чёрным крестом Т-образной формы, нашитом на плечо;
у сержантов, то есть у командиров отрядов воинов наёмников, в качестве униформы, по которой их и могли отличать на поле боя от неприятельских воинов, были белые котты (разновидность туникообразной верхней одежды с узкими рукавами) и серые плащи с Т-образным крестом;
у наёмных воинов (нередко именуемых кнехтами) из тех же соображений, что у сержантов, на одежду нашивались белые «щитки» с нанесёнными на низ чёрными Т-образными крестами. Сама же одежда рекомендовалась однотонно чёрной, чтобы нашивки с крестами были более заметными. Кроме того, необходимо уточнить, что форма различных крестов, использовавшихся в символике Тевтонского ордена, несколько раз в течение истории Ордена видоизменялась.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Символика Тевтонского ордена Средние века это символическая эпоха. И дело не в том, что эта эпоха символизирует нечто сама по себе, но и в том, что жизнь средневековых людей состояла из символов, символы были везде и играли огромную роль. Одним из наглядных примеров особого значения символов в те времена являются духовно-рыцарские ордена - каждый из них имел не только свой герб и флаг, но и детально разработанную систему символов для обозначения различных должностей и обязанностей внутри ордена. Не обошлось без особой символики и в жизнедеятельности Тевтонского ордена. Общеизвестно, что главным символом Тевтонского ордена был чёрный крест на белом фоне. В настоящее время символом организации, носящей название Тевтонского ордена, является латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый шлемом с чёрно-белыми перьями. Но лишь те, кто интересуется историей классического Ордена, знают, что своя символика была у каждой ступени иерархии тевтонцев, причём эта символика находила отражение в одеяниях, которые носили тевтонцы. Такой внешний вид имели все, относящиеся к Тевтонскому ордену, начиная от великого магистра и заканчивая солдатами-наёмниками: великий магистр Ордена имел собственный герб, в основе которого был орденский чёрный крест с жёлтой каймой, на который был «наложен» крест меньшего размера и жёлтого цвета. В центре креста располагался жёлтый щиток с чёрным орлом, символом германского императорского дома - Тевтонский орден и его великий магистр лично в военно-политическом отношении признавал свой вассалитет по отношению к германскому императору; ландмейстер Ордена (следующая по значимости должность, по сути, полномочный заместитель великого магистра на одной из трёх орденских территорий - Немецкий ландмейстер, ландмейстер в Пруссии, ландмейстер в Ливонии) - его символом, по мнению исследователей, был орденский чёрный крест, поверх которого был наложен белый крест, повторяющий его контуры; великий маршал Ордена в плане символики до сих пор остаётся фигурой загадочной: существует как минимум два варианта его персонального герба. Первый - это тот же герб, что у великого магистра, но без наложенного на орденский крест жёлтого креста. Второй - жёлтый наложенный крест был, но кайма достигала лишь середины каждой из его перекладин; великий комтур (по сути, заместитель великого магистра по штатным поручениям) и комтуры (руководители самых мелких административных единиц государства Тевтонского ордена, комтурств) отдельных гербов или видов одеяний не имели, зато они имели специальные жезлы, которые символизировали их полномочия представителей судебной власти; полноправные рыцари Тевтонского ордена, братья-рыцари, должны были быть облачены в полностью белые одежды и плащи, на которые как на груди, так и на спине должны были наноситься чёрные орденские кресты; так называемые полубратья или братья-прислужники имели в Тевтонском ордене промежуточное положение, поэтому и относительно символики этой категории нет единого мнения. По одной из гипотез, своей «спецодежды» у братьев-прислужников не было, была лишь рекомендация облачаться в светскую однотонную одежду либо серого, либо белого, либо чёрного цветов. Кроме того, существует предположение, что, в соответствии с внутренней иерархией среди полубратьев некоторые из них могли иметь обязательные серые плащи с чёрным крестом Т-образной формы, нашитом на плечо; у сержантов, то есть у командиров отрядов воинов наёмников, в качестве униформы, по которой их и могли отличать на поле боя от неприятельских воинов, были белые котты (разновидность туникообразной верхней одежды с узкими рукавами) и серые плащи с Т-образным крестом; у наёмных воинов (нередко именуемых кнехтами) из тех же соображений, что у сержантов, на одежду нашивались белые «щитки» с нанесёнными на низ чёрными Т-образными крестами. Сама же одежда рекомендовалась однотонно чёрной, чтобы нашивки с крестами были более заметными. Кроме того, необходимо уточнить, что форма различных крестов, использовавшихся в символике Тевтонского ордена, несколько раз в течение истории Ордена видоизменялась.

Средние века это символическая эпоха. И дело не в том, что эта эпоха символизирует нечто сама по себе, но и в том, что жизнь средневековых людей состояла из символов, символы были везде и играли огромную роль. Одним из наглядных примеров особого значения символов в те времена являются духовно-рыцарские ордена - каждый из них имел не только свой герб и флаг, но и детально разработанную систему символов для обозначения различных должностей и обязанностей внутри ордена. Не обошлось без особой символики и в жизнедеятельности Тевтонского ордена.

Общеизвестно, что главным символом Тевтонского ордена был чёрный крест на белом фоне. В настоящее время символом организации, носящей название Тевтонского ордена, является латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый шлемом с чёрно-белыми перьями. Но лишь те, кто интересуется историей классического Ордена, знают, что своя символика была у каждой ступени иерархии тевтонцев, причём эта символика находила отражение в одеяниях, которые носили тевтонцы. Такой внешний вид имели все, относящиеся к Тевтонскому ордену, начиная от великого магистра и заканчивая солдатами-наёмниками:

    • великий магистр Ордена имел собственный герб, в основе которого был орденский чёрный крест с жёлтой каймой, на который был «наложен» крест меньшего размера и жёлтого цвета. В центре креста располагался жёлтый щиток с чёрным орлом, символом германского императорского дома - Тевтонский орден и его великий магистр лично в военно-политическом отношении признавал свой вассалитет по отношению к германскому императору;
    • ландмейстер Ордена (следующая по значимости должность, по сути, полномочный заместитель великого магистра на одной из трёх орденских территорий - Немецкий ландмейстер, ландмейстер в Пруссии, ландмейстер в Ливонии) - его символом, по мнению исследователей, был орденский чёрный крест, поверх которого был наложен белый крест, повторяющий его контуры;
    • великий маршал Ордена в плане символики до сих пор остаётся фигурой загадочной: существует как минимум два варианта его персонального герба. Первый - это тот же герб, что у великого магистра, но без наложенного на орденский крест жёлтого креста. Второй - жёлтый наложенный крест был, но кайма достигала лишь середины каждой из его перекладин;

  • великий комтур (по сути, заместитель великого магистра по штатным поручениям) и комтуры (руководители самых мелких административных единиц государства Тевтонского ордена, комтурств) отдельных гербов или видов одеяний не имели, зато они имели специальные жезлы, которые символизировали их полномочия представителей судебной власти;
  • полноправные рыцари Тевтонского ордена, братья-рыцари, должны были быть облачены в полностью белые одежды и плащи, на которые как на груди, так и на спине должны были наноситься чёрные орденские кресты;
  • так называемые полубратья или братья-прислужники имели в Тевтонском ордене промежуточное положение, поэтому и относительно символики этой категории нет единого мнения. По одной из гипотез, своей «спецодежды» у братьев-прислужников не было, была лишь рекомендация облачаться в светскую однотонную одежду либо серого, либо белого, либо чёрного цветов. Кроме того, существует предположение, что, в соответствии с внутренней иерархией среди полубратьев некоторые из них могли иметь обязательные серые плащи с чёрным крестом Т-образной формы, нашитом на плечо;
  • у сержантов, то есть у командиров отрядов воинов наёмников, в качестве униформы, по которой их и могли отличать на поле боя от неприятельских воинов, были белые котты (разновидность туникообразной верхней одежды с узкими рукавами) и серые плащи с Т-образным крестом;
  • у наёмных воинов (нередко именуемых кнехтами) из тех же соображений, что у сержантов, на одежду нашивались белые «щитки» с нанесёнными на низ чёрными Т-образными крестами. Сама же одежда рекомендовалась однотонно чёрной, чтобы нашивки с крестами были более заметными. Кроме того, необходимо уточнить, что форма различных крестов, использовавшихся в символике Тевтонского ордена, несколько раз в течение истории Ордена видоизменялась.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

После окончания Второй Мировой войны началось постепенное возрождение Тевтонского Ордена, запрещенного национал-социалистическим режимом Адольфа Гитлера в 1938-1945 гг. — сначала в Австрии (уже в 1945 году), и одновременно — после 145-летнего перерыва — в Германии, а после «бархатных революций» в Восточной Европе — также в Чехии, Словакии, Хорватии и Словении. В настоящее время он носит официальное название «Братья Немецкого (Тевтонского) Cтранноприимного Дома Святой Марии что в Иерусалиме» (Fratres domus hospitalis Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem), сокращенно «Немецкий (Тевтонский) Орден» (Ordo Teutonicorum или просто OT).

Резиденция Верховного магистра (Гохмейстера, Hochmeister) Тевтонского Ордена находится в Вене по адресу: Штернгассе, д. 7. Сегодня бывшее духовно-рыцарское братство «тевтонов» представляет собой чисто клерикальный (духовный) Орден, костяк которого составляют клирики, или священники. В эту мужскую ветвь инкорпорирована конгрегация «сестер Тевтонского Ордена», полное название которой — «Сестры Немецкого (Тевтонского) Дома Св. Марии что в Иерусалиме». Высшими руководителями обеих ветвей Ордена Девы Марии являются одни и те же лица. В орден афилиирован и состоящий из мирян институт «фамилиаров» («членов орденской семьи»).

После Второго Ватиканского собора папа римский Павел VI даровал Верховному магистру Тевтонского ордена право носить в особо торжественных случаях епископскую митру и посох, уравняв его «по чести» с кардиналами-архиепископами римско-католической Церкви. На торжественных процессиях перед Гохмейстером несут церемониальный крест, увенчанный навершием в форме черного, окаймленного серебром, лапчатого орденского креста и украшенный девизом «В кресте — спасение» (лат.: «Ин круце салюс», In cruce salus) /1/, а также гербами Тевтонского ордена, правящего Верховного магистра, «фамилиарского» баллея Германии и комтурии Верхнего Рейна (нем.: Ам Оберрейн, Am Oberrhein). Этот церемониальный крест был изготовлен в 1994 г. златокузнецами Лихтентальского аббатства Цистерцианского ордена (Баден-Баден) совместно с ювелиром Петером Бюккеном из Герцогенрат-Кольшейда.

В обычное время Верховный магистр «тевтонов» носит черную сутану с металлическим тевтонским гохмейстерским гербовым крестом напротив сердца, поверх которой в дни двунадесятых церковных праздников и на различных официальных мероприятиях (например, при освящении орденских больниц, госпиталей, учебных и благотворительных заведений и т.д.) Гохмейстер надевает белый орденский плащ со своим должностным гербовым крестом на левом плече. Это черный лапчатый (с расширяющимися на концах лучами) крест, окаймленный серебром; на этот черный лапчатый крест наложен более узкий золотой крест с геральдическими лилиями на концах, в перекрестье которого помещен золотой щит с черным одноглавым орлом.

Черный крест (первоначально прямой) на белом поле представляет собой древний герб Тевтонского Ордена. В эпоху Крестовых походов к гербу его Верховного магистра был добавлен черный орел Священной Римской империи (германской нации) на золотом поле (дарованный Верховным магистрам тевтонов римско-германским императором Фридрихом II Гогенштауфеном вместе с достоинством имперских князей — «рейхсфюрстов», которым они обладали во владениях Тевтонского Ордена, входивших в Священную Римскую империю), золотой костыльный крест Иерусалимского королевства, основанного в 1099 г. в Святой Земле крестоносцами) и обременяющие перекладины этого креста золотые лилии (дарованные тевтонам за доблесть в боях с мусульманами французским королем-крестоносцем
Людовиком Святым).

Сравнительно недавно, в 2008 году, был обретен считавшийся утраченным с 1938 года парадный шейный крест Гохмейстера Тевтонского рыцарского Ордена, украшенный бриллиантами и жемчугами — подарок австрийского Императора.

Организационная структура современного монашеского Тевтонского Ордена (Братьев Немецкого Дома Святой Марии, что в Иерусалиме, нем.: Brueder vom Deutschen Haus St. Marien in Jerusalem) выглядит следующим образом.

Во главе Ордена Девы Марии стоит Верховный магистр монашеского звания.

Совещательным органом при Верховном магистре является Генеральный совет (Генеральрат).

Кроме Верховного магистра, постоянными членами Генерального совета Тевтонского Ордена являются:

1) Генеральный прокуратор:

2) 4 Генеральных советника;

3) Генеральный секретарь:

4) Генеральный эконом:

5) Генеральная ассистентка;

6) ассистентка;

7) эксперт от института «фамилиаров» Тевтонского Ордена.

Генеральный прокуратор постоянно пребывает в Риме в качестве посла Тевтонского Ордена при Римском Апостольском (папском) престоле.

Генеральный секретарь является административным уполномоченным Верховного магистра по текущей управленческой работе и заместителем Гохмейстера «тевтонов» в случае болезни последнего.

Генеральный эконом отвечает за финансовые вопросы и вопросы логистики.

Генеральная ассистентка и ассистентка представляют в Генеральном совете интересы
«сестринской службы» («сестричества») Тевтонского Ордена.

Генеральные советники представляют интересы орденских провинций.

Эксперт от института «фамилиаров» представляет интересы «фамилиаров» Тевтонского Ордена.

Наряду с Генеральным советом, в орденской структуре существуют Литургическая комиссия и Комиссия собственного права Тевтонского Ордена.

Института «братьев-рыцарей» в современном Тевтонском Ордене не существует. В редких случаях Гохмейстер посвящает в «почетные рыцари», или «рыцари чести» («эренриттеры», Ehrenritter) Тевтонского Ордена — лиц, имеющих особые заслуги перед Орденом, из числа «фамилиаров». Так, например, 10 марта 1958 г. в базилике святого Андрея немецкого города Кёльна был посвящен в почетные рыцари Тевтонского Ордена Федеральный канцлер Федеративной Республики Германии Конрад Аденауэр (став 12-м по счету тевтонским «эренриттером» и будучи одновременно рыцарем папского Верховного Ордена Христа, рыцарем Ордена Святого Гроба Господня и магистральным рыцарем Мальтийского Ордена). «Рыцарем чести» Тевтонского Ордена был также доктор Отто фон Габсбург, наследник Императорского Престола Австрии и Королевского престола Венгрии, и др.

«Рыцари чести» Тевтонского Ордена, как и «братья-священники», носят белый плащ (но не с черным лапчатым крестом, обрамленным серебряной каймой, украшающим белые плащи орденских священников, а с белым гербовым щитом Ордена Девы Марии, украшенным прямым черным крестом, обрамленным узкой черной каймой, напротив сердца).

В настоящее время существуют 5 «тевтонских» орденских провинций:

1) Италия
2) Германия
3) Австрия
4) Словения
5) Чехословакия (объединяющая членов Ордена в Чехии и Словакии).

«Орденские сестры» также распределены по всем 5 провинциям:

В Нидерландском королевстве существует отдельный Утрехтский баллей (Ballei Utrecht) Тевтонского Ордена (члены которого еще в 1582 г. перешли из католической веры в протестантскую и с тех пор не подчиняются Верховному магистру Ордена).

Кроме того, на итальянском острове Сицилия существует отдельная автономная комменда Тевтонского Ордена, не входящая в орденскую провинцию Италия, под названием «Автономная комменда Cвятой Марии Немецкой» (итал.: Commenda Autonoma di Santa Maria degli Allemani).

Субкомменды Ордена существуют в Австралии, Бельгии, Венесуэле, Италии, Канаде, Колумбии, Намибии, Южной Африке и США.

Скажем несколько слов и об истории орденского «чина» фамилиаров.

В Средние Века, в эпоху Возрождения и Нового Времени «фамилиарами» именовались члены Тевтонского ордена, стоявшие в орденской иерархии «тевтонов» ниже «полубратьев» («димидиев»). «Фамилиары» были афилиированными в Тевтонский орден мирянами, то есть членами орденской семьи» («фамилии»), именовавшимися одно время — в XIX веке – «марианами» или «марианцами» — к тому времени этот термин уже перестал употребляться в своем первоначальном значении, как синоним понятия «член Тевтонского ордена Святой Девы Марии»). В отличие от первых трех категорий членов Тевтонского ордена — «братьев-рыцарей», «братьев -священников» («братьев-клириков») и «братьев-сариантов» («услужающих братьев»), «фамилиары» (подобно «полубратьям», или «димидиям», Тевтонского ордена) не принимали монашеский постриг, вели обычную мирскую жизнь за пределами орденских «комменд» («комтурий». «командорств», «коммендатур», т.е. замков-монастырей), не выходя из своего светского сословия, но должны были выполнять определенные обязанности по отношению к ордену Девы Марии. В число «фамилиаров» входили арендаторы орденских земель, обязанные являться по призыву орденских властей «людно, конно и оружно» в случае войны, управители орденских мельниц, странноприимных домов, постоялых дворов и пр.


В знак своей принадлежности к ордену Девы Марии «фамилиары» (а не «услужающие братья», как часто неправильно думают и пишут!), подобно «полубратьям» («димидиям») Тевтонского ордена, носили черный «половинчатый (половинный) крест» в форме буквы «Т», или «Тау», («крест святого Антония», зачастую именуемый в геральдике просто «костылем»).

Если «полубрат»-«димидиус», или «фамилиар», умирал, не оставив наследников, его имущество наследовал Тевтонский орден.

В настоящее время «фамилиары» Тевтонского Ордена распределены по 4 баллеям (бальяжам) — Германия, Австрия и Южный Тироль, а также по 2 комтуриям (комментуриям, комментурствам, комтурствам, комтуриям, коммендам) — Рим и Альтенбизен (Бельгия). В Германии существует 6 комтурий (комментурий, комментурств, комтурств, комменд), в Австрии — 2.

«Фамилиары» Тевтонского Ордена в Германии из юридически-экономических соображений учредили и зарегистрировали как самостоятельную общественную организацию «Союз немецких (тевтонских) господ — друзей и спонсоров Немецкого (Тевтонского) Ордена» (Deutschherrenbund der Freunde und Foerderer des Deutschen Ordens).

«Фамилиары» в Германии при приеме в тевтонское «орденское семейство» одновременно принимаются и в эту общественную организацию. Но друзья Тевтонского Ордена могут вступить в нее и не будучи «фамилиарами».

Как уже упоминалось выше, «Фамилиары» Тевтонского Ордена носят не белые, а черные плащи, скрепленные на груди шнурами в черно-белую полоску и украшенные напротив сердца тем же старинным орденским гербом, что и «почетные рыцари» (белый щит с прямым черным крестом), поверх черного костюма с белой рубашкой и черной бабочкой (или галстуком в диагональную черно-белую полоску).

В свое время «фамилиаром» Тевтонского Ордена был такой известный германский политический и общественный деятель, как министр обороны ФРГ, лидер «Христианско-Социального Союза» (ХСС) и многократный премьер-министр Баварии Франц-Йозеф Штраус. Сохранилось немало фотографий Ф.-Й. Штрауса в тевтонском орденском плаще).

Регулярно выходит в свет цветной иллюстрированный журнал тевтонского клерикального госпитальерского братства «Дейчер Орден» (Deutscher Orden).

Недавно Тевтонский Орден странноприимного Дома Святой Марии что в Иерусалиме — Deutscher Orden -, в целях интернационализации своей деятельности, разработал программу «Международное членство» (International Membership program of the Teutonic Order — Deutscher Orden), в рамках которой проводит кампанию по привлечению в свои ряды в индивидуальном порядке заинтересованных во вступлении в него лиц обоего пола из следующих стран: Испании, Португалии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Великобритании, Ирландии, Швеции, Швейцарии, Moнако, Кипра, Греции, Южной Африки, Финляндии, Хорватии, Канады, США, Aргентины, Бразилии, Meксики, Чили, Мальты, Aвстралии и Новой Зеландии, приглашая их вступать в ряды новых комтурств (командорств), учрежденных Орденом в перечисленных выше странах, во главе с комтурами (командорами). По мере увеличения числа комтурств в перечисленных выше странах, они должны объединяться в баллеи (бальяжи) во главе с бальи Ордена. Однако заявку на приема в Орден вправе подавать и граждане стран, не перечисленных выше (включая Россию, Армению, Венгрию, Болгарию, Румынию, Литву, Латвию, Польщу, Эстонию, Пуэрто-Рико), а также германской области Франкония, «Восточной Пруссии и Кёнигсберга», Сардинии и Иерусалима.

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/По-немецки: «Im Kreuz ist Heil».

Cреди иллюстраций к настоящей миниатюре мы поместили в ее заголовке герб Российского баллея Тевтонского Ордена странноприимного Дома Святой Марии что в Иерусалиме и должностной герб Верховного Магистра (Гохмейстера) Тевтонского Ордена аббата доктора Бруно Платтера.


Похожие публикации