Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией. Дизартрия Занятия с логопедом

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ

И ИНТОНАЦИОННО - ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1. Отраженная речь. Ребенку предлагается повторить вслед за взрослым ряд произносимых по возрастанию слов, потом фраз, затем предложений. Например: «Мама», «Мама мыла», «Мама мыла раму», «Мама мыла раму утром» и т.п.

2. Разная интонация. Для исследования следует предложить ребенку повторить за взрослым фразы, сказанные с разной интонацией. Например: «Саня катается на санках», «Ты хочешь конфету?», «Возьми машинку», «Ой! Мяч упал!» и т.п.

3. Чтение стихотворений . Предложить ребенку для прочтения готовые небольшие стихотворения, содержащие в себе разную интонационную окраску. Например: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плач! Не утонет в речке мяч!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

Интонационная сторона речи

В данной статье в полной мере раскрыты сущность интонационных нарушений речи, их диагностика и коррекция....

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Цели:- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;- обогащать, уточнять и активизировать словарны...

  • Массаж для реабилитации речи

Инсульт приводит к серьезным нарушениям в работе мозга. В зависимости от локализации поражения, у пациента наблюдается атрофия зрительного нерва, потеря речевой и двигательной функции. Вызванные нарушения речи могут быть временными или хроническими.

Оптимальное время восстановления, первые несколько дней после приступа. Курс терапии зависит от типа афазии. Решая, как восстановить речь после инсульта, невролог в тесном сотрудничестве с логопедом, подбирает наиболее эффективное лечение, в зависимости от вида нарушений.

Почему при инсульте люди теряют способность говорить

Потеря или ухудшение речи, вследствие развития инсульта, называется афазией. Причиной патологических изменений является острое нарушение кровоснабжения мозга, вызывающее атрофию тканей, особенно отделов, непосредственно отвечающих за восприятие информации.

Отсутствие речи наблюдается сразу после приступа. Локализация поражения сосредоточена в корковых долях префронтальных областей. Атрофия и некротические проявления являются необратимыми. Поэтому, чтобы восстановить нарушение речи после инсульта, потребуется длительный период времени, необходимый, чтобы речевые функции научились выполнять неповрежденные участки мозга.

Сколько времени восстанавливается речь

Период времени, в течение которого пациент заново научиться говорить, зависит от типа афазии, а также локализации и объема нарушения мозгового кровообращения. На прогноз реабилитации влияет также скорость оказания первой медицинской помощи. Развивать речь необходимо как можно раньше.

Принято различать несколько видов нарушений, в зависимости от стадии развития патологии:

  • Тотальная афазия – возникает в первые несколько дней после инсульта. В этот момент пациент не понимает прямого обращения, не помнит ничего и никого.
  • Моторная афазия после инсульта – при благоприятном стечении обстоятельств, на смену тотальным нарушениям приходит моторная дисфункция. На этом этапе больной понимает речь, обращенную к нему, но ответить не в состоянии, в лучшем случае от пациента может исходить путаная речь.

  • Сенсорная афазия – особенностью нарушения речевых функций является полное или частичное отсутствие возможности звукового анализа речи. Пациент перестает распознавать слога и звуки, не понимает смысла отдельных слов и предложений. Даже родная речь для пострадавшего, звучит как иностранный язык.

При диагностировании нарушений составляется медицинский протокол исследования речи больного, перенесшего инсульт. Информация, занесенная в историю болезни, существенно облегчает дальнейшую терапию. По записям можно проследить тенденции к улучшению самочувствия пациента и при необходимости скорректировать подход к лечению.

Как и чем лечить нарушение речи после инсульта

Коррекцией речевых нарушений занимается логопед. При назначении терапии, специалист ориентируется на результаты предварительных обследований. Так, пациенты, у которых парализована левая сторона тела, имеют более благоприятный прогноз лечения. Обычно парализация происходит в зеркальном отражении от поврежденного участка мозга. Следовательно, мозговые ткани, отвечающие за речь, и расположенные в левом полушарии, остались неповрежденными.

О поражении речевого центра головного мозга свидетельствует правосторонний парализ. Поэтому, пациенты, у которых парализована правая сторона, имеют более неблагоприятный прогноз.


Сроки восстановления речи напрямую зависят от степени поражения мозговых тканей и локализации кровоизлияния. Речевая терапия назначается сразу после того, как пациент пришел в сознание. Раннее лечение увеличивает шансы на полное восстановление.

Препараты для восстановления речи

Время восстановления речи после инсульта можно сократить к минимуму, если приступить к занятиям с логопедом уже на 1-3 неделе после приступа. Одновременно с логопедической помощью, специальными упражнениями и приемами, назначаются медикаментозные препараты, улучшающие речь.

Курс терапии направлен на восстановление функций поврежденных тканей. Новые методики логопедии постинсультных больных предусматривают использование сразу нескольких лечебных приемов, для поддержания пациента:

Устранение нарушений развернутой фразовой речи, даже после выписки, проходит исключительно под руководством логопеда. Хорошие результаты приносит использование музыкотерапии и регулярный прием ноотропных протекторов. Внезапное замедление речи в период восстановления может указывать на повторный инсульт. Необходима госпитализация и дополнительное обследование у специалиста.

Как вернуть речь народными средствами

В большинстве случаев, восстановление речи после инсульта наблюдается в домашних условиях. Причем происходит это неожиданно, как для самого пациента, так и его близких родственников.

Быстрее восстановить речь после инсульта поможет использование следующих рецептов народной медицины:


Методы народной медицины направлены на восстановление функции мозговых тканей. Так как некоторые травы и растения имеют противопоказания, перед применением следует проконсультироваться с лечащим врачом.

Массаж для реабилитации речи

Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт, включает не только работу по восстановлению утраченных речевых функций.

Кровоизлияние приводит к атрофии мышечной системы. Нередко у пациента наблюдается онемение языка. Логопед проводит регулярную стимуляцию всех речевых зон. Язык при инсульте может занять неправильное анатомическое положение, что сделает невозможным для пациента проговаривать звуки.


Регулярное проведение сеансов логопедического массажа способствует быстрому восстановлению пациента.

Какими упражнениями можно восстановить способность говорить

После выписки потребуется продолжать выполнять артикуляционные упражнения. Практические логопедические занятия по восстановлению речи в домашних условиях помогут постепенно улучшить состояние пациента, даже в тех случаях, когда результат не был очевиден во время медикаментозной терапии и занятий с логопедом.

Упражнения для восстановления и развития речи после инсульта включают в себя следующее:

Скороговорки для людей после инсульта

Проговаривание скороговорок прочно ассоциируется с детством. Удивительно, на данный прием используется не только детским логопедом. Скороговорки используются для развития речи.

Подбор текстов лучше оставить за лечащим врачом. Он сможет подобрать словосочетания, помогающие восстановить подвижность языка и улучшить дикцию пациента.

Скороговорки обычно направлены на выговаривание определенной буквы из алфавита. Подбирая словосочетания для развития речи, логопед подберет наиболее подходящие, с учетом существующих дефектов дикции.

Оптимистичный настрой и тесное соблюдение рекомендаций, как пациентом, так и его родственниками, существенно улучшает шансы на полное восстановление утраченных речевых функций. Не следует надеяться на быстрый результат. Лучше постепенно идти к поставленной цели, радуясь любым успехам.

ponchikov.net

Статистика знает и предостерегает

Что это такое, инсульт, как возникает и, соответственно, что можно сделать для его предотвращения? Для нормального функционирования мозга требуется обеспечить его в достатке кислородом. А он доставляется к органам кровью. Если происходит закупорка либо разрыв кровеносных сосудов, клетки испытывают дефицит кислорода и погибают. А ведь мозг является регулятором определенных функций организма. Допустим, если поврежденным оказался участок мозга, отвечающий за движение правой руки, то именно эта функция и будет нарушена.

О профилактике скажем чуть ниже. Но почему столь важна тема своевременного и полноценного восстановления после инсульта?


В нашей стране на долю этого недуга приходится в среднем 175 смертей на каждые 100 тысяч человек. В абсолютных цифрах статистика такова: около полумиллиона человек переносят инсульт в России ежегодно. И половина из них умирает. Из числа выживших порядка 90 % (даже больше) становятся инвалидами.

Есть и другие впечатляющие цифры: только 8 процентов из выживших после «удара» в состоянии вернуться к трудовой деятельности. Около 31 процента нуждаются в помощи других людей, а 20 процентов даже не могут ходить самостоятельно. Немногим лучше ситуации в мире в целом: 6 миллионов смертей в год и еще больше инвалидностей с параличом конечностей, серьезными нарушениями речи и других функций.

Виды инсультов, признаки и основы профилактики

Основных видов инсультов два:

  • Ишемический иначе называют инфарктом мозга. Он выражается в закупорке сосудов, из-за чего кровоток прекращается.
  • Геморрагический - это нетравматическое внутримозговое кровоизлияние с разрывом сосуда. Кровь в этом случае изливается в мозговую ткань.

Есть и частные случаи, гораздо более редкие: cубарахноидальное кровоизлияние, атеротромботический и гемодинамический инсульт. Пару слов скажу лишь о последнем: обычно проблемы случаются при высоком давлении, но гемодинамический инсульт происходит, напротив, на фоне низкого АД. Все крайности вредны!

Как понять, что это инсульт? Основных признаков несколько:

  • Резкая слабость, ощущение онемения, нарушение чувствительности, чаще всего, с одной стороны туловища.
  • Внезапная асимметрия лица.
  • Нарушение речи и понимания.
  • Сильная головная боль.
  • Головокружение, нарушение координации движений, трудности при ходьбе.
  • Резкое нарушение зрения, двоение.

Главное правило: не затягивать с обращением к врачу, вызывать скорую помощь, иначе опасность летального исхода или инвалидности резко возрастает. Помощь должна прийти в первые 2-3 часа. Подробно обо всем написано в статье Первая помощь при инсульте

Факторами риска инсульта, помимо высокого АД, являются курение, алкоголь, высокий уровень холестерина, ожирение, сахарный диабет, аритмия.

Процесс восстановления

Сколько времени потребуется на восстановление и можно ли восстановиться после инсульта? Все зависит от множества факторов. Каков вид инсульта, насколько велика зона поражения мозга, какой именно участок пострадал, сколько времени прошло с момента приступа до попадания в стационар, была ли квалифицированно организована первая помощь и т.д.

В зависимости от сочетания разных условий процесс может занять от 2-3 месяцев до нескольких лет. Причем, если поражения мозга оказались существенными, то возможно лишь частичное восстановление различных функций.

Восстановительные мероприятия начинаются в условиях стационара. Потом эта забота перекладывается на плечи родственников. Придется восстанавливать кровоснабжение конечностей и всего тела, работать над речью, развивать ментальные способности, учиться заново ходить, обслуживать себя хотя бы на уровне простейших навыков: одеваться, держать ложку и т.д.

Грамотное восстановление всегда является комплексным: массаж и лечебная физкультура, использование медикаментов и средств физиотерапии, иглорефлексотерапия, тренажеры и занятия с логопедом и т.д. Немаловажным будет создание комфортной психологической среды, моральная поддержка близких. Все это вкупе станет и приемами восстановления после инсульта в домашних условиях, и одновременно профилактикой повторных приступов и осложнений.

Восстановление двигательных функций после инсульта

Как только минуют дни кризиса, еще в стенах больницы, начинается работа по восстановлению способности к движению. Какие назначают процедуры после инсульта? Обычно это массаж, электрофорез, иные физиопроцедуры, все используется, чтобы мышцы не атрофировались, кровообращение не застаивалось.

Огромная роль в этом процессе отводится лечебной физкультуре. Даже лежа пациент пытается производить простейшие посильные движения. С помощью родных и медработников начинает поворачиваться с боку на бок, поднимать и опускать конечности, производить иные манипуляции. Если очаг поражение невелик, процесс идет быстрее, вскоре больному разрешать потихоньку привставать у кровати, а потом и начинать двигаться по палате с помощью ходунков.

Обрести вновь радость движения крайне важно как в физическом плане, так и в психологическом: если здесь будут успехи, то и настрой на дальнейшее выздоровление обязательно появится. К тому же, не надо забывать о таких физиологических реакциях как накопление «гормонов радости» в результате активных движений.

Сложнее тем, у кого поражение мозга оказалось глубоким. Есть опасность образования пролежней, серьезной атрофии мышц, тут роль окружающих особенно велика. Помогать, брать на себя функции «сестер милосердия» придется родным.

И все это должно делаться в точном согласии с рекомендациями врача. Особенно, в части индивидуальной нагрузки. Вредно излишне жалеть больного, но и форсировать события, увеличивать нагрузку до непосильной значит подвергать своего близкого риску повторного инсульта. С еще более тяжелыми последствиями.

Врач даст точные советы по тем конкретным упражнениям, которые наиболее показаны в вашем индивидуальном случае. Подскажет дозу, даст иные советы, будут на связи, к нему можно и нужно обращаться в случае затруднений.

ЛФК (лечебная физкультура) после инсульта. Упражнения в домашних условиях. Видео

А сейчас я предлагаю вам посмотреть комплекс упражнений по восстановлению после инсульта в видеоматериале. Врач по лечебной физкультуре рассказывает, какие делать упражнения дома, если больной уже может сидеть и появляются первые движения конечностей.

Главная разруха - точно, в головах!

А по поводу индивидуальности нагрузок и вообще реакции организма расскажу такой реальный случай.

Приходила навещать родственницу в отделении сосудистых патологий. Ее соседками по палате оказалась колоритная бабушка 84 лет и женщина лет 50. Зрелая дама постоянно ныла, донимала родственников, требуя очередных подношений и нереальных проявлений заботы. Она достала и соседей по палате, и медперсонал постоянными капризами и упреками. Домой ее уносили на носилках. Нянечки и сестрички облегченно выдохнули и перекрестились.

У бабули через пару дней после поступления случился криз. Пересказывать детали не буду, приятного мало, поверьте на слово: практически все, включая дочерей бабули, были уверены: все, утром не встанет. Настало утро, бабушка села на кровать и громогласно возмутилась: «Ну, где они там, уху обещали, и не несут!» И попыталась встать к окну. Потом шутила, рассказывала о своей бурной молодости и строила планы на будущий дачный сезон. Домой ушла на своих ногах, хотя и с костылями.

Восстановление речи после инсульта. Упражнения

Как работать с речью? Еще сложнее дело обстоит с восстановлением речи и мыслительных процессов после инсульта Все это занимает несколько лет, и не всегда бывает абсолютно успешным. Здесь, как и в случае с двигательными навыками, потребуется настойчивая, длительна работа, нужна система. Не занятия урывками, изредка, а именно планомерная работа.

Нервные клетки обладают высокой инертностью, «расшевелить» те, что расположены в области пораженного центра речи, будет непросто. Это надо понимать, быть реалистами. Что можно посоветовать из упражнений?

Просто разговаривать, пытаться произносить фразы, отдельные слова и даже звуки. А потом уже декламировать стихи и обращаться к иным более сложным речевым построениям.

Не надо начинать со скороговорок и просто сложных конструкций, восстановление должно идти логично. Как мы занимаемся с маленькими детьми? Учим азбуку, пытаемся оттачивать отдельные труднопроизносимые звуки, потом читать по слогам, и только дальше овладеваем целыми словами и предложениями. Так и здесь, принцип тот же.

Навык вернется скорее, если пытаться пропевать нужные фразы. Или просто петь любимые хиты, так речь рождается более естественно, легко.

Иногда потребуется помощь логопеда, который поможет делать специальную гимнастику речевого аппарата для восстановления нужных функций. Так, полезны сворачивание губ трубочку; движения языком вперед и обратно, облизывание губ языком по кругу и т.д.

Решаем задачи по восстановлению памяти

Восстановление и улучшение памяти после инсульта –непростая, но очень важная задача. Начинать эту работу надо как можно раньше, как только снята опасность повторного инсульта.

В первую очередь врачи прибегают к помощи современных лекарственных средств, которые призваны поддержать пораженные нейроны. Для этого пациентам назначают внутривенно ведение ноотропов, то есть тех препаратов, что могут существенно улучшить метаболические процессы в мозговом веществе и параллельно позитивно повлиять на память.

На этапе амбулаторного лечения прием данных препаратов продолжается, только уже в виде таблеток. Самые часто назначаемые, они же, наиболее эффективные ноотропы - это тиоцетам, пирацетам, фезам, луцетам, ноотропил. Их действие не бывает быстрым, необходим длительный курс лечения с постепенным накоплением результатов. Поэтому большую ошибку совершают пациенты, прекращающие прием лекарств вскоре после выписки. Курс, как правило, составляет 3 месяца, а потом, после небольшого перерыва, его следует повторить.

Функционально-восстановительное лечение тоже важно. Это постоянная тренировка ментальных навыков, особенно, способности к запоминанию. Запоминать полезно номера телефонов, стихи, неплохо помогают различные настольные игры типа пазлов. Одновременно будет и мелкая моторика рук развиваться, и речевые функции улучшаться.

Преодоление депрессии

Пожалуй, самый важный и самый сложный аспект восстановления после инсульта - это преодоление стрессовой ситуации. Особенно, когда приступ случился в трудоспособном возрасте. Человек, на полном ходу, вынужден остановиться. Теряет рабочие навыки, а заодно и веру в себя. Начинается депрессия, порой, весьма глубокая.

И далеко не всегда все «рассасывается» само собой. И даже постоянная поддержка близких не является гарантом успеха, хотя она и крайне важна. Приходится обращаться за профессиональной поддержкой специалиста, психолога или психиатра.

И снова здесь говорю о настрое родных, о необходимости запастись терпением. Нам иногда кажется, что плаксивость или агрессивность, резкие перепады настроения, раздражительность - это капризы больного. Но это естественные последствия поражения мозга, вот о чем надо знать и не забывать.

После первой энергичной эмоциональной реакции часто наступает апатия. Что называется, опускаются руки, ничего не хочется делать, человек безучастно ждет, что как-то все рано или поздно разрешится само собой. Это самый негативный сценарий, такого «Обломова» трудно бывает переубедить, побудить тренироваться, заниматься саморазвитием. А зачем? Он уверяет себя и окружающих, что былого здоровья и трудоспособности не вернуть, а напрягаться постоянно, чтобы руки, ноги, мозг заработали хотя бы вполсилы, не считает нужным.

Особенно тяжело приходится тем, кто много работал, привык отвечать за себя и близких. Не все способны преодолеть этот кризис с болезненной «ломкой» самолюбия. Придется подключать и специалистов, и антидепрессанты.

Что поспособствует улучшению настроения? Та же двигательная активность, посильные дела по дому, даче, общение с детьми и внуками, общение. Замечательно, если не забудут коллеги, будут хотя бы звонить, советоваться, иногда забегать в гости. Водные процедуры, прогулки, общение с природой, чтение, игры с внуками - все работает в комплексе. Главное - не терять ощущения нужности, не чувствовать себя обузой.

Мотивацией может стать хобби, для которого всегда не хватало времени. Допустим, рыбалка. Одного, конечно, нельзя отпускать, даже если ходить стал лучше. Но семейная «вылазка» с удочками может стать великолепным сеансом психотерапии. Кто-то начнет учиться плести корзинки, делать игрушки или овладеет иными народными ремеслами.

Опять же, заниматься этим надо постоянно. Восстановление после инсульта - процесс не просто длительный, он пожизненный. Если этого не бояться, настраиваться на позитив, можно долгие годы жить вполне полноценно, интересно, учиться новому и радовать близких, самому наслаждаясь жизнью.

irinazaytseva.ru

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

Речь после инсульта

Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей. Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

Виды нарушения речи после инсульта

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Упражнения для разработки мышц

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

Пациенту предлагается:

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Работа логопеда

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Что такое логопедия?

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

Методы, применяемые логопедами

С самого начала логопедом проводится «размораживание» нарушенных функций речи на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения речевого аппарата пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого — поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

Применение пения

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями: «Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как «том — дом», «точка — почка» и т. п.

Продолжительность занятий

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Помощь логопеда на поздних этапах

Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

Поддержка человека, перенесшего инсульт

Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. Ласковое обращение будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Важные замечания

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные интересные передачи. К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Народные средства

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

Заключение

В статье были рассмотрено, как восстановить речь после инсульта. Процесс этот долгий и кропотливый. Он требует усердия как пациента, так и врача. Терпение, поддержка близких людей, спокойный настрой и четкое следование рекомендациям врача помогут заболевшему человеку справиться с недугом.

fb.ru

Более точно определить вид речевого расстройства и какого плана нарушения произошли в организме, может только специалист. Как правило, это профессиональный логопед.

В процессе обследования врач может определить следующие виды нарушения речи:

При любой форме послеинсультной потери речи нужно наблюдаться у логопеда. Врач назначит специальные упражнения и расскажет об эффективных методах ее восстановления.

Логопед в процессе обследования определяет вид общего расстройства и на их основании назначает соответствующие варианты для полноценного восстановления речи.

Врач будет прослеживать динамику процесса и вносить соответствующие изменения, направленные на решение вопроса, как вернуть речь.

Если своевременно начать восстановительные процессы, такие неприятные симптомы, как потеря возможности разговаривать и невнятная речь, достаточно быстро уходят, и человек начинает полноценно общаться с окружающими.

С вопросом, можно ли восстановить речь после инсульта, все понятно, да это вполне возможно. Следующим вопросом, которым задаются сами пациенты и их близкие, является начало восстановительного процесса, то есть в какое время нужно начать процесс восстановления речи.

Здесь можно отметить, что на полное или максимально частичное восстановление речи после инсульта в среднем тратится достаточно много времени . В некоторых случаях терапия занимает несколько лет, нередко положительного результата можно достигнуть примерно через три месяца.

Можно восстановить речь полностью после того, как она была серьезно затруднена или полностью отсутствовала.

Чем раньше начать лечебные и восстановительные мероприятия, тем большего положительного результата можно будет достигнуть.

Профессиональный логопед уже через две недели после приступа может определить тип нарушения речи и на его основании разрабатывает процесс лечения. Многие методики можно применять в обычных домашних условиях.

Пациенту будут обозначены особенности упражнений, частота занятий, возможность комбинирования и чередование разных методик. При самостоятельном восстановлении речи, важно опираться на рекомендации специалистов и первые занятия проводить под его контролем.

Самолечение в данном случае не приведет к положительным результатам в решении такого вопроса, как восстановить речь после инсульта.

Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях, особенно на первоначальных этапах, лучше проводить под контролем специалистов. Это важно по той причине, что в процессе восстановления необходимо придерживаться определенных правил.

Среди самых основных правил и условий, которых четко придерживается специалист, можно отметить:

Даже если по началу процесс восстановления идет сложно, не стоит опускать руки. Здесь важно постоянство и регулярность.

Перед началом курса восстановления речи в домашних условиях под руководством специалиста или самостоятельно, требуется составить программу мероприятий, которые будут направлены на лечение сбоя в речи.

В процессе составления подобной схемы, врач идет в двух направлениях:

  1. Медикаментозное лечение , когда назначаются таблетки для улучшения речи после инсульта. Это особая терапия, основное действие которой направляется на предупреждение разных осложнений и рецидивов, на восстановление пораженного отдела нервной системы и на улучшение общих мозговых структур.
  2. Занятия по речи с логопедом или по его инструкции и под его периодическим контролем.

Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта назначаются в обязательном порядке, так как без этого просто невозможно вернуть нормальную речь.

Стоит отметить, что это могут быть не только слова и предложения, но также восстановление общей моторики. Подобные упражнения также оказывают влияние на общую скорость восстановления речи после приступа.

Современная медицина предлагает большое количество разных методик, направленных на восстановление основных речевых функций. Профессиональный логопед подберет особую методику для каждого конкретного случая.

Вот самые популярные и действенные упражнения, которые помогут достаточно быстро восстановить речь после инсульта:

Достаточно серьезного эффекта можно добиться в процессе лечения и восстановления в групповых занятиях .

Пациенты, которые перенесли инсульт, с намного большим удовольствием делятся информацией и общаются. Все это намного быстрее восстанавливает функции речи, более того, помогает обзавестись новыми знакомствами.

В процессе восстановления после приступа можно делать не только упражнения, направленные на налаживание мысленного процесса. Стоит заняться специальной гимнастикой для разработки речевого аппарата.

Среди данных упражнений можно отметить следующие:

Это идеальная возможность быстро восстановить мускулатуру и гибкость, что максимально положительно сказывается на общем речевом аппарате.

Пациент обязательно должен выполнять полный комплекс грамотно разработанных мероприятий. Только после их четкого выполнения можно говорить о получении тех или иных положительных результатов.

Чтобы восстановительный процесс прошел как можно быстрее, первое время человек, переживший инсульт, должен заниматься вместе с родственниками.

Основная работа, направленная на развитие речи в самое первое время не должна превышать 15 минут. В дальнейшем длительность занятий может достигать 30 минут.

Оптимальным вариантом является несколько подходов в течении дня по 10 минут . Вне занятий также нужно стараться как можно больше разговаривать, например, описывая свои действия.

Больному нужно постоянно задавать вопросы, сначала для получения односложных вопросов, потом более развернутых.

Времени на упражнения тратится относительно немного, потому можно дополнять терапию такие методами лечения и восстановления, как физиотерапия, иглорефлексотерапия, а также функциональное биоуправление.

Современная физиотерапия предназначена для эффективной электростимуляции всей речевой мускулатуры в целом. Процедуры очень хорошо корректируют общую артикуляцию, а также улучшают звено речевой деятельности.

В процессе восстановления речевых процессов и функций после инсульта, можно использовать методы народной медицины. Их так же, как упражнения нужно согласовывать с лечащим врачом, так как самостоятельное лечение может привести к определенным проблемам, с которыми потом очень сложно справиться.

Чтобы быстро вернуть и восстановить речь после приступа, можно пользоваться следующими народными средствами:

Рецепты народной медицины предназначены для возвращения исходного функционирования тканей мозга.

В сочетании с медицинскими препаратами, современными физиотерапевтическими процедурами, а также логопедическими упражнениями рецепты народной медицины в состоянии оказать уникальный положительный эффект, позволяя организму очень быстро восстановиться.

Первая помощь при инфаркте миокарда Народные средства от гипертонии эффективные

Нами было выявлено, что формирование устойчивых слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков является длительным процессом, поэтому работа над произношением должна иметь место на всех ступенях обучения. В ходе исследования данной работы были выявлены наиболее эффективные упражнения, направленные на формирование слухо-произносительных навыков. Они делились на две большие группы:

  • 1. Упражнения в слушании.
  • 2. Упражнения в воспроизведении.

Эти две группы тесно связанны друг с другом, и они обе необходимы для развития как слуховых, так и произносительных навыков.

Упражнения в слушании. Количество видов собственно фонетических упражнений в слушании сравнительно невелико, и все они были направлены преимущественно на развитие фонетического слуха и установление дифференцированных признаков изучаемых или повторяемых фонем и интонем.

Слушание было активным, поэтому оно всегда сопровождалось заданием, концентрирующим произвольное внимание ученика на определенной характеристике фонемы или интонемы.

Упражнения выполнялись на слух и с использованием графической опоры.

В качестве примера первых упражнений можно привести следующие задания, которые неоднократно использовались на уроках в начальных классах:

Прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку, когда услышите звук [...]; прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда оба звука пары одинаковы; прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился звук [...]. Можно это задание превратить в интересную игру, и когда дети слышали звук, хлопали в ладоши.

Упражнения в воспроизведении. Эффективность данной группы упражнений, направленных на формирование собственно произносительных навыков учеников, значительно возрастало, если воспроизведению предшествовало прослушивание образца, независимо от того, тренируется новый материал или повторяется ранее изученный.

Материалом этих упражнений служили отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Они организовывались:

По принципу аналогии (все примеры содержали один и тот же признак).

По принципу оппозиции (примеры были подобраны так, что в них противопоставляется какой-либо признак).

* Либо даны в произвольной последовательности.

В первых двух случаях упражнения выполняли тренировочную функцию, а в последнем - преимущественно контрольную.

Примеры заданий выполняемых на слух:

Произнесите звуки/ слоги/ слова/ словосочетания/ предложения, обращая внимание на (указывается признак) вслед за учителем;

припомните слова содержащие звук [...]; повторите предложение, добавляя к нему подсказанное учителем слово.

Помимо специальных упражнений для подстановки, поддержания и совершенствования произношения учеников был использован следующий приём: заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, стихотворений, диалогов, отрывков из прозы и чтение вслух отрывков текстов, изучаемых по учебнику. Эти виды работ преследовали две цели: добиться, во-первых, максимальной правильности произношения и, во-вторых, его беглости.

Следует сказать о том, что соответственно различались две стадии работы.

На первой стадии текст заучивался под руководством учителя, в результате ученики получали оценку за правильность чтения. Только после этого наступала вторая стадия работы, направленная на ускорение чтения уже разученного стихотворения/ диалога/ отрывка из текста: от ученика требовалось не только правильное, но и беглое произношение.

Перечисленные выше и аналогичные им упражнения использовались на всех ступенях обучения, хотя их назначение при этом несколько различно: на начальной ступени их целью является формирование слухо-произносительных навыков; на средней и старшей ступенях они направлены на предупреждение ошибок. Поэтому их следует выполнять при овладении новым языковым материалом, перед соответствующими упражнениями в устной речи и перед чтением текстов.

С теми же целями в начале каждого урока, как мы убедились, рекомендуется производить так называемые фонетические зарядки. В которые мы включали наиболее трудный в фонетическом отношении материал из урока: ту или иную ритмико-интонационную модель, группу звуков и т. д. Зарядка включала 1-2 задания приведенных выше видов, которые выполнялись учеником и хором, и по очереди.

Упражнения, направленные на формирование ритмико-интонационных навыков в различных типах предложений: вопросительных, побудительных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях.

При оценке правильности речи ученика различались фонетические и фонологические ошибки. Первые искажали качество звучания, но не нарушали смысла высказывания; вторые искажали содержание высказывания и тем самым делали речь непонятной для собеседника. В соответствии с принятой аппроксимацией наличие ошибок первого вида допускались в речи ученика и при оценке ответа во внимание не принимались, фонологические же ошибки расценивались как нарушение правильности речи.

Так же мы выяснили, что можно разграничить фонетические упражнения по уровням организации материала; а именно:

  • 1. Упражнения на уровне отдельных звуков. Была поставлена задача: отработать произношения изолированных звуков, например, в упражнениях типа Hцrt zu und sprecht nach. Beachtet...(указывается, на что обратить внимание): а, е, i, о, u - aus bist du!
  • 2. Упражнения на уровне звукосочетаний. Была поставлена задача: предотвратить "палатализацию и т. п. Задание могло быть сформулировано так же, как в 1:

Didi-dada-dede-dudu; didl-dadl-dumm-dumm; li- li, le-le, la-la, lo-lo, lu-lu и т.д.

3. Упражнения на уровне слова. Была поставлена следующая задача: отработать развитие фонематического слуха, например: Hort zu und sprecht nur die Worter mit nach:

Liegen - legen; Lies - lesen; sehen - sieht; ihr - er и т.д.

Сюда относились упражнения на ударение в простых, производных и сложных словах.

4. Упражнения на уровне словосочетания. Ученики должны были отработать твердый приступ. Задание как в 1:

Ich auch; aus bist du; ich heiвe; auch du; das ist и т. д. Особое значение имела работа над интонационным оформлением словосочетания, например:

Hцrt zu und sprecht nach. Macht keine Pausen in der Mitte: In der Schule; in der Klasse; auf dem Tisch и т. д.

5. Упражнения на уровне предложения.

Основная задача была следующей: отработать звуки в речевом целом, фразовое предложение и т.д.

Задание как в 1:

Das ist unser Schulhof. Die Kinder spielen Ball.

6. Упражнения на сверхфразовом уровне:

Задача поставленная нами: отработать дифференцировку интонационных моделей:

Das ist ein Junge. - Ist das Jan? Wie ist das Wetter? - Ist es kalt?

Внутри этой классификации упражнения были разграничены по выполняемым операциям. Так, все указанные примеры упражнений строились на отработке следующих операций: восприятия и воспроизведения (примеры 1, 2, 4, 5), восприятия, дифференцировки и выборочного воспроизведения (примеры 3, 6). Последние требуют большего анализа, самостоятельности.

В ходе исследования было выявлено, что формирование фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении и в речевом потоке в процессе, как говорения, так и чтения.

Овладение иноязычной интонацией предполагает формирование аудитивных навыков восприятия интонационного рисунка и его адекватное воспроизведение в процессе говорения и чтения.

Мы предлагаем следующий комплекс упражнений, которые были использованы и очень полюбились детьми:

1) Упражнения на артикуляторную гимнастику:

Широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряжены.

Упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность правой и левой щеки.

Сделайте оба упражнения. На четыре счета язык упирается в альвеолы верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки.

Откройте рот, максимально опустите челюсть.

Откройте и закройте рот, прикрывая при этом верхней губой верхние зубы таким образом, чтобы края губы несколько загибались внутрь.

Подтяните верхнюю и нижнюю губу к деснам, обнажая зубы, но не десны.

Максимально отведите углы губ назад, а затем вперед.

Быстро смените положение губ.

Подожмите губы, затем расслабьте их.

Максимально вытяните язык вперед, затем оттяните его назад к корню.

Произнесите гласные и согласные звуки изучаемого языка, осознавая артикуляционный уклад (с помощью тактильных, двигательных, слуховых и зрительных анализаторов) и ощущая мускульное напряжение речевого аппарата.

Сомкните спинку языка с мягким небом и произнесите звук сначала отдельно, затем в сочетании с гласными и согласными.

Сделайте краткий выдох и произнесите звуки [р], [t], [k] (упражнение на придыхание).

2) Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха:

Прослушайте в магнитной записи звуки, слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами мужские, женские и детские голоса.

Определите большую или меньшую четкость произношения дикторов. Определите темп двух фонограмм.

Из воспринятого на слух ряда звуков вычлените, и запишите указанные преподавателем звуки, сначала наблюдая артикуляцию преподавателя, затем, не наблюдая ее.

Устно распределите услышанное на звуки и назовите их.

Определите количество слогов в услышанных словах.

Установите количество кратких гласных в услышанных словах.

Отметьте в звучащих словах оппозиции звуков.

Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.

Определите количество слов в прослушанных предложениях.

Составьте слово из прослушанных изолированных звуков и запишите их в орфографии.

Определите паузы в звучащем речевом потоке.

  • 3) Упражнения на формирование произносительных навыков:
    • * Многократно прослушайте звук во фразе, слове, затем прослушайте изолированный звук.
    • * Прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.

В ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит диктор.

Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.

Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса преподавателя, прочитайте затем вслух.

Назовите слова, содержащие определенный звук.

Прочитайте предложения в утвердительной форме, а затем трансформируйте их в вопросительные и отрицательные предложения. Проверьте себя по ключу.

Произнесите слова по слогам, обращая внимание на произношение гласных (согласных) в начальной (конечной) позиции.

Повторите гласные звуки в оппозиции: глухой/звонкий; носовой/неносовой; палатализованный/непалатализованный.

Назовите предметы, изображенные на картинках, обращая внимание на произношение заданного звука.

Прочитайте текст по синтагмам вслед за диктором.

Выучите наизусть стихотворение (скороговорку, рифмовку, диалог). Обратите внимание на четкое произношение звуков и интонацию.

Примите участие в фонетическом конкурсе.

Таким образом, можно сказать, что решающим фактором в создании произносительных навыков, как и любых других, являются упражнения в данном случае фонетические.

Итак, при составлении и проведении фонетических упражнений целесообразно исходить из характера произносительных трудностей.

Аннотация: В данной статье дана краткая характеристика нарушений произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией. А также. Описанные в статье упражнения, подойдут для работы с пациентами средней и средне-лёгкой степенью выраженности нарушения.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией.

Наиболее частым последствием инсульта, являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий.

Термин «афазия» происходит от греч. «fasio» (говорю) и приставки «а» (не-) и означает дословно «не говорю».

Афазия – это нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

Краткая характеристика нарушений произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

При поражении вторичных полей коры нижних отделов премоторной (заднелобной) зоны левого доминантного (у правшей) полушария головного мозга, возникает эфферентная моторная афазия , первичным дефектом которой является эфферентная моторная апраксия .

Эфферентный артикуляционный праксис – это способность воспроизводить серии звуков речи, т.е. способность совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую. Эти переключения сложны по способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий – коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными артикуляционными позами.

Без коартикуляций слово произнести невозможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения. Произнося, например, слово «кошка», в момент артикулирования первого звука (К) мы уже готовим артикуляционный уклад для последующих звуков и слогов. Слово «кошка» не звучит как К, О, Ш, К, А, а представлено целостной цепочкой плавно перетекающих друг в друга артикулем.

Наиболее характерным симптомом при данной форме афазии является нарушение воспроизводства плавной речи , вследствие патологической инертности артикуляторных актов. В речи таких больных часты персеверации, препятствующие плавному переключению с одной артикуляторной позы на другую, наблюдаются пропуски, перестановки, добавления лишних звуков, итерации — повторы звуков, антиципации – уподобление одного слога другому.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

Преодоление расстройств произносительной стороны речи при эфферентной моторной афазии проводится в несколько этапов.

1 этап: Выработка орально-артикуляторных переключений.

Оральный праксис лежит в основе артикуляционного. Поэтому, следует начинать работу с выработки плавного переключения одного орально-артикуляционного уклада на другой. Для этого используют следующие виды упражнений:

1 раз поцокать языком, 2 раза подуть;

2 раза поцокать языком, 3 раза подуть;

1 раз поплевать с кончика языка, 2 раза поцокать языком;

2 раза поплевать с кончика языка, 3 раза поцокать языком;

1 раз пощёлкать языком у передних верхних зубов, 2 раза поплевать с кончика языка;

2 раза пощёлкать языком у передних верхних зубов, 3 раза поплевать с кончика языка;

1 раз поцокать, 2 раза пощёлкать языком у передних верхних зубов;

2 раза поцокать, 3 раза пощёлкать языком у передних верхних зубов и т.д.

Во избежание застреваний на одном орально-артикуляционном укладе, используют отстукивание ритмического рисунка.

2 этап: Выработка артикуляторных переключений в пределах слога.

На данном этапе отрабатывается плавное переключение в пределах слога: сначала только на гласных звуках, затем присоединяются согласные. При работе с гласными используется метод дирижирования: на каждый звук движение рукой. Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) отрабатываемых слогов.

с контрастными по артикуляционному рисунку гласными.

Например: АУ ИО ЭУ ЫО ОЭ АО УИ /

АУИ ИОА ЭУО ЫОИ ОЭУ АОУ УИА /

АУИО ИОАУ ЭУОА ЫОИЭ ОЭУИ АОУЫ УИАО /

с различными гласными, в том числе и йотированными.

Например: ЯЁ ЕЮ ЁИ ЮЯ ИЕ ЮЁ ЯИ /

ЯЁУ ЕЮА ЁИО ЮЯИ ИЕЫ ЮЁА ЯИУ /

ЯЁУИ ЕЮАО ЁИОЮ ЮЯИЕ ИЕЫО ЮЁАУ ЯИУЫ /

в сочетании согласных и гласных звуков.

Например: МА БО ДУ ЛЫ ВИ ШЕ ТЁ ДЯ ГЭ (открытые слоги)

АМ ОБ УД ЫЛ ИВ ЕШ ЁТ ЯД ЭГ (закрытые слоги)

в сочетании с контрастными по артикуляционному рисунку согласными.

Например: КПА – ПКА / МСО – СМО / ГДУ – ДГУ / БЛЫ – ЛБЫ

АКП – АПК / ОМС – ОСМ / УГД – УДГ / ЫБЛ – ЫЛБ

наращивание слогов.

Например: РИ – ТРИ – СТРИ – ПСТРИ /

ЦА – ДЦА – ГДЦА – БГДЦА /

ЧЭ – ПЧЭ – КПЧЭ – ТКПЧЭ /

3 этап: Экстериоризация звуко-ритмической стороны слова.

На данном этапе делается акцент на восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова путём дифференциации слов по длине и слоговому составу.

Деление слов на слоги.

Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) отрабатываемых слов с отхлопыванием (отстукиванием) каждого слога. Слова подбираются с постепенным усложнением звуковой и слоговой структуры (односложные слова, двусложные с открытыми слогами, трёхсложные слова с открытыми слогами, четырёхсложные с открытыми слогами, двухсложные слова с одним закрытым слогом и т.д.).

Например:

МАК ЛУК СОК СОН /

КА-ША НО-ТЫ ПО-ЛЕ БА-НЯ /

А-ФИ-ША О-ХО-ТА У-ДА-ЧА /

КА-НИ-КУ-ЛЫ ГУ-СЕ-НИ-ЦА /

МА-ТЕ-МА-ТИ-КА ПЕ-РЕ-НО-СИ-ЦА /

ВО-ЛОС ЗА-МОК ГО-РОД КО-ЛОС /

выделение ударения в слове.

Самостоятельной чтение (или сопряжённое произнесение) троек слов с перемещающимся ударением. Выделение ударного слога более звучным хлопком.

Например: ПЕ-НИ-Е НА-У-КА КО-ЛЕ-СО /

ЛИ-НИ-Я КА-Ю-ТА МО-ЛО-КО /

ЛИ-ЛИ-Я ПО-Э-МА РЕ-ШЕ-ТО /

Плавное произнесение абриса слова с выделением голосом ударной гласной.

Например: берёза – бЕрЁзА

галоши – гАлОшИ

гусеница – гУсЕнИцА

подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой.

Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) отрабатываемых пар слов. Слова подбираются с постепенным усложнением звуковой и слоговой структуры. Можно дать задание, чтобы пациент сам подобрал пару к заданному слову.

Например: ком – ДОМ /

дочь – НОЧЬ /

дама – РАМА /

мушка – ДУШКА /

каюта – ВАЛЮТА /

темнота – ПОЛНОТА /

подбор рифмующихся слов.

Самостоятельной чтение (или сопряжённое произнесение) слов с отхлопыванием (отстукиванием) каждого слова.

Например: ЗАЛ – БАЛ – ВАЛ – ПРОВАЛ – СКОВАЛ – СДАВАЛ – УКРАЛ /

ВОЛЯ — ДОЛЯ – ПОЛЕ – В ШКОЛЕ – В РОЛИ /

ПАРОХОД – ПЕРЕХОД – ВЕЗДЕХОД – МОРЕХОД – ПЕРЕХОД /

4 этап: Закрепление произношения в словосочетаниях и фразах.

Ритмизированное произнесение словосочетаний с использованием метронома.

Самостоятельной чтение (или сопряжённое произнесение) словосочетаний-рифм в удобном для пациента ритме под метроном.

Например: ШУМНЫЙ ПИР – НОВЫЙ МИР /

ПОЛНЫЙ БАК – КРАСНЫЙ МАК /

БЫСТРЫЙ ШАГ – БЕЛЫЙ ЛАК /

Отстукивание ритма простой фразы.

Самостоятельной чтение (или сопряжённое произнесение) простых фраз с выделением логического ударения.

Например: ДЕТИ ИДУТ В КИНО /

ДЕТИ ИДУТ В КИНО /

ДЕТИ ИДУТ В КИНО /

СОБАКА СИДИТ В БУДКЕ /

СОБАКА СИДИТ В БУДКЕ /

СОБАКА СИДИТ В БУДКЕ /

5 этап: Закрепление произношения в стихах.

Чтение стихов с использованием метода дирижирования.

Например:

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…

Весь лексический материал подбирается по принципу «от простого к сложному» с учетом индивидуальных особенностей пациентов, их преморбидного уровня, возраста, профессиональных и личностных интересов.

Список литературы :

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
  2. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М.: В.Секачев, 2005.
  3. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Степанов; под ред. Б.П.Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. – М.: Парадигма, 2012.
  5. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн. пособие. - 3-е изд., перераб. - М.: Институт инноваций в об­разовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.
  6. Родкин А.Ф. Обратный словарь русского языка: около 29000 слов. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006.
  7. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, 1988.
  8. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: В.Секачев, 2012.

Денисова М.И.,
логопед ГАУ НПРЦ

Учитывая особенности и возможности детей с гиперкинезами, приходится отказаться от использования некоторых конкретных методических приемов, в частности физминутки, работы учеников у доски, с наборным полотном, с буквенными и слоговыми кассами. В ряде случаев используются специальные и индивидуально подобранные методы и приемы обучения: утяжеленные ручки для письма, использование компьютеров, магнитных досок и т.д.

Для мозжечковой дизартрии характерна асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией и затуханием голоса к концу фразы. Отмечается трудность воспроизведения и удержания артикуляционных укладов. В фонетическом отношении страдает произношение тех звуков, для которых требуются достаточная четкость и дифференцированность артикуляционных движений (переднеязычные)

Особенности коррекционно- логопедической работы при мозжечковой форме дизартрии

Мозжечковая дизартрия (атактическая) наблюдается при атонически- астатической форме церебрального паралича.

Основными разделами логопедической работы являются: выработка синхронности артикуляции, дыхания и фонации; развитие соразмерности и точности артикуляционных движений; усиление проприоцептивных ощущений и развитие речевого праксиса; речевая игротерапия, логоритмика, пение.

Учитывая все особенности нарушения при мозжечковой форме дизартрии можно выделить несколько основных этапов логопедической работы:

1. Формирование правильного дыхания:

Дать ощущение движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц живота с целью формирования навыка речевого нижнеребернодиафрагмального или груднобрюшного типа дыхания с тренировкой удлиненного выдоха;

Отработка диафрагмального дыхания без речевого сопровождения;

Сопровождение выдоха длительным звуком с интонацией удовольствия и неудовольствия А______И_______У;

Подбором соответствующей позы и успокающего массажа снять напряжение в мышцах шеи и гортани;

Отработка ровного, устойчивого, гибкого голоса и уверенного звучания любой высоты; при этом используется повышение и понижение голоса на сонорных согласных М,Н с паузами и без пауз;

5. Работа по развитию интонации:

Отработка интонации вопроса, утверждения, восклицания, повеления, убеждения, приглашения, просьбы, угрозы;

Отработка интонации при помощи логических ударений, выделения ударных слов, пауз, изменения темпа речи (при этом широко используются элементы драматизации и диалог).


Основные задачи по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией:

1) развитие моторики артикуляционного аппарата;

2) формирование навыков правильного произношения и различения звуков;

3) преодоление затруднений, связанных с произношением слов со сложной слоговой структурой.

Работу над произношением традиционно начинают с подготовительного этапа, который включает в себя:

· пассивную, пассивно- активную, активную артикуляционную гимнастику,

· формирование фонематических представлений.

Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры. (рассказать отличие массажа)

При дизартрии наряду с сегментарным ручным массажем может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов - - перекрестный точечный массаж К.А. Семеновой).

· У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений : зевание, жевание, глотание, покашливание .

Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:

1) для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем;

2) для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами;

3) для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием.

Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.

Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия – под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя.

Упражнения для нижней челюсти:

1) с механической помощью: движения нижней челюсти вправо – влево, вверх – вниз (логопед держит ребенка за подбородок). Все движения выполняются перед зеркалом;

2) открывание рта через рефлекторное зевание. Облегченный прием – открыть рот в положении слегка запрокинутой головы; закрыть – в положении наклона головы;

3) активные движения: открывание и закрывание рта, щелканье зубами, удержание рта открытым под счет.

Упражнения для губ:

1) удержание губами различных предметов (например, пластмассовых трубочек) с постепенным уменьшением диаметра предмета;

2) вытягивание губ «хоботком» – растягивание губ при сжатых челюстях (сначала с механической помощью);

3) вытягивание губ – растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;

4) вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу);

5) втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к губам;

6) прикусывание нижней губы верхними губами;

7) вытягивание верхней губы за нижнюю;

8) вращательные движения губ, вытянутых «хоботком».

Упражнения для языка:

1) движения языка вперед – назад производят захватыванием кончика языка через стерильную салфетку;

2) прикусывание кончика языка;

3) движения языка вправо – влево (выполнять сначала с механической помощью);

4) поднятие языка за верхние зубы (язык продвигается между губами, ребенок причмокивает губами и языком, губы отодвигаются логопедом, язык шпателем отодвигается внутрь - получается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов);

5) присасывания языка к нёбу, которые вырабатываются сначала при закрытом рте. Затем логопед опускает нижнюю челюсть ребенка.

Отрабатываются произвольные мимические движения (хмурить брови, надувать щеки, улыбаться).

Параллельно с развитием подвижности артикуляционной мускулатуры на подготовительном этапе идет активная работа над коррекцией дыхания , голоса, формированием фонематических представлений.

Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Вызывается «аналог» звука Приближенное произношение звука является для ребенка с дизартрией определенной ступенью на пути к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа. Особенностями логопедической работы над коррекцией звукопроизношения при дизартрии являются:

· значительно более длительные сроки работы над каждый звуком;

· необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам;

· опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания);

· соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

Г.В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:

· степенью доступности звуков для произношения и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим;

· артикуляционной и акустической близостью звуков;

· возможностью подбора речевого материала, включающего звуки.

Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции).

Среди согласных взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Среди взрывных самый легкий звук – [п]. Среди фрикативных самые легкие звуки – [ф], [в], [х].

Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001).

Похожие публикации