Презентация на тему "антенатальная профилактика стоматологических заболеваний". Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний Тулеутаева С

Слайд 2

Статистические данные

Известно, что при физиологическом течении беременности распространенность кариеса составляет 91,4%, заболевания пародонта встречаются в 90% случаев, поражение ранее интактных зубов, преимущественно с острым течением кариозного процесса - у 38% пациенток. Вторичный кариес, прогрессирование кариозного процесса, гиперестезия эмали встречаются у 79% беременных. Клинической особенностью течения кариозного процесса у беременных женщин является быстрое его распространение не только по периферии, но и в глубину тканей зуба, что в короткие сроки приводит к развитию осложненного кариеса. К концу второй половины беременности поражение тканей пародонта составляет 100%.

Слайд 3

Медицинские данные

У беременных определяется повышенная чувствительность интактных зубов к химическим термическим механическим раздражителям, а также некариозные поражения в виде клиновидных дефектов и вертикальной патологической стираемости зубов.

Слайд 4

Потребность в терапевтической стоматологической помощи беременным женщинам возникает в 94,7% случаев, ортопедической - в 56,1%, экстренные хирургические вмешательства - у 2,2% от общего числа беременных. Отмечено, что в период беременности повышение стоматологической заболеваемости обусловлено не только изменениями, происходящими в организме женщины в целом, но и ухудшением состояния твердых тканей зубов, что связано с: изменением микрофлоры полости рта понижением резистентности эмали зуба к воздействию кислот.

Слайд 5

Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта у беременных преследует двойную цель: улучшить стоматологический статус женщины осуществить антенатальную профилактику кариеса зубов детей. Мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний во время беременности должны быть организованы с учетом степени тяжести стоматологических заболеваний и течения беременности.

Слайд 6

Здоровье матери во время беременности влияет на развитие зубов ребенка, особенно в период 6-7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов. Исследования зачатков зубов показали, что при патологическом течении беременности минерализация эмали зубов плода замедляется, а нередко приостанавливается на стадии начального обызвествления

Слайд 7

Выделяют группу факторов, действие которых нарушает полноценное формирование зубочелюстной системы. К ним относятся: наличие экстрагенитальной патологии у матери; осложнения беременности (токсикозы первой и второй половины); раннее искусственное вскармливание. стрессовые ситуации во время беременности; заболевания новорожденных и детей грудного возраста;

Слайд 8

Уже в ранние сроки беременности происходят ухудшения состояния твердых тканей зубов и пародонта на фоне неудовлетворительного гигиенического состояния полости рта и сдвигов в составе ротовой жидкости. Это обуславливает необходимость проведения профилактических мероприятий на протяжении всего срока беременности.

Слайд 9

Женщинам рекомендуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающих в себя: правильный режим труда и отдыха, полноценное питание витаминотерапию. Полноценный сон до 8-9 часов пребывание на свежем воздухе в сочетании с дозированной физической нагрузкой способствует поступлению в организм кислорода.

Слайд 10

Питание

Питание должно быть разнообразным, с необходимым количеством витаминов и микроэлементов. В первой половине беременности организм женщины нуждается в непрерывном поступлении белка. Во второй половине возрастает потребность в витаминах, микроэлементах и минеральных солях. Овощи, фрукты должны быть постоянными ингредиентами пищевого рациона. Основными источниками витаминов должны являться продукты питания, а также прием поливитаминных препаратов - "Декамевит", "Ундевит", "Гендевит" и др.

Слайд 11

Поливитамины

Поливитаминный препарат с минеральными добавками "Прегновит", содержащий витамины А, Д2, В1, В2, В6 гидрохлорид, В12 цианокомплекс, пантотеновокислый кальций, фурамат железа, безводный фосфат кальция назначают в следующих дозировках: до 4-х месяцев беременности - по 1 капсуле с 5 до 7 месяцев - по 2 капсулы с 8 до 9 месяцев - по 3 капсулы в день. Препарат особенно эффективен при железодефицитной анемии, к развитию которой может привести снижение поступления в организм железа с пищей, нарушение его всасывания, многоплодие, продолжительное вскармливание ребенка грудью

Слайд 12

Стоматологу

Для достижения максимального эффекта необходима диспансеризация женщин в течении всего срока беременности и координация работы гинеколога и стоматолога, к которому женщина должна быть направлена при первом посещении женской консультации. В стоматологическом кабинете необходимо организовать: обучение рациональной гигиене полости рта с контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены; санацию полости рта; профессиональную гигиену; проведение реминерализующей терапии с целью повышения резистентности эмали зубов.

Слайд 13

Пропаганда медицинских знаний

Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний и мотивации по уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. Кроме того, стоматологическое просвещение должно включать: пропаганду грудного вскармливания до достижения ребенком 12-месячного возраста рекомендации по ограничению в питании детей сахара (до 20 г в сутки) правилам пользования соской-пустышкой. Осуществление комплекса лечебно- профилактических мероприятий, несомненно, улучшает состояние стоматологического уровня здоровья как матери, так и будущего ребенка.

Слайд 14

Схема профилактики стоматологических заболеваний у беременных женщин:

ТАКТИКА. АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА При первом визите в женскую консультацию направить женщину к стоматологу. Объяснить необходимость обучения рациональной гигиене полости рта, лечения зубов, проведения профессиональной гигиены.

Слайд 15

СТОМАТОЛОГА 1. Осмотр полости рта, индивидуальные рекомендации по уходу за зубами. 2. Обучение рациональной гигиене полости рта. 3. Профессиональная гигиена с интервалом в 2-3 месяца. 4. Мотивация женщин к уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. 5. Рекомендации по ограничению в питании детей сахара до 20 г в сутки и использованию соски-пустышки.

Слайд 16

ПЕДИАТРА 1. Пропаганда грудного вскармливания. 2. Рекомендации по режиму питания, ограничению потребления сахара до 20 г в сутки. 3. Мотивация родителей к регулярным посещениям стоматолога, начиная с 6-месячного возраста ребенка.

Слайд 17

Незабываем, что

При проведении профилактических и лечебных стоматологических мероприятий у беременных женщин необходимо учитывать, что женщина должна находиться в полусидячем положении, так как горизонтальное положение провоцирует повышение внутрибрюшного давления в сочетании с расслаблением гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта, клинически проявляется изжогой, тошнотой, рвотой, болями грудины. Манипуляции следует проводить под контролем частоты сердечных сокращений, сердечного ритма, артериального давления, изменения которых возможны на приеме и обусловлены психоэмоциональным стрессом, связанным с визитом к стоматологу и ожиданием боли.

Посмотреть все слайды

  • Слайд 2

    • Зуб - это орган человека, который имеет характерную форму и строение, занимает определенное положение в зубном ряду, построен из специальных тканей, имеет собственный нервный аппарат, кровеносные и лимфатические сосуды.
    • В норме у человека имеется 28-32 постоянных зуба.
  • Слайд 4

    Зубные пасты и щётки для детей

  • Слайд 5

    Правильная чистка зубов

  • Слайд 7

    Вредные продукты

    • Сладкие газированные напитки, жевательные таблетки, алкоголь, сладости, сухофрукты, белый хлеб, макароны, картофель фри, чипсы
  • Слайд 8

    Профилактический осмотр

    • Чтобы сохранить зубы здоровыми необходимо приходить на осмотр к врачу-стоматологу не реже двух раз в год.
  • Слайд 9

    Кариес зубов

    • Это длительный хронический процесс, который является очагом и источником инфекции, так как с пищей ребенок постоянно заглатывает большое количество микроорганизмов и продуктов разложения тканей зуба и пищи, задерживающейся в кариозной полости.
  • Слайд 10

    • У детей младшего и среднего школьного возраста кариес протекает безболезненно, в то время как у старшеклассников кариес дает о себе знать появлением неприятных ощущений при приеме сладкой и соленой пищи, при перепадах температур.
  • Слайд 12

    • Ночная пульсирующая самопроизвольная боль в зубе, имеющем кариозную полость или дефект пломбы, как правило, свидетельствуют о воспалении пульпы.
  • Слайд 13

    Вредные привычки

    • Прикусывание языка, нижней челюсти, губ, щек, предметов.
    • Привычка сосать пальцы, грызть ногти, игрушки.
    • Жевательная леность.
  • Слайд 14

    Влияние курения на зубы

    • Зубы – это первое, о чем следует говорить и думать, когда речь заходит о вреде курения.
  • Слайд 15

    • Именно с зубов и слизистой оболочки ротовой полости начинается весь этот вред (рак лёгких, инсульт и т.д.) и именно их табачный дым поражает больше всего и в первую очередь.
  • Слайд 16

    Правила для сохранения здоровых зубов:

    • 1. Не стоит грызть зубами то, для чего они не предназначены – колоть орехи, открывать пивные бутылки. Также следует быть осторожным с продуктами, содержащими твердую сердцевину.
    • 2. Газированные напитки лучше пить через трубочку-соломку, максимально избегая контакта напитков с зубами.
    • 3. Чаще поласкайте рот простой водой после принятия пищи, особенно богатой углеводами и кислотами.
    • 4. Не стоит чистить зубы сразу после употребления в пищу кислых продуктов. После воздействия кислоты эмаль зубов более уязвима к механическому воздействию. Правильнее прополоскать рот водой, а чистку осуществить спустя полчаса.

  • Проблемная ситуация На прием к стоматологу обратилась будущая мама с целью профилактического осмотра. Из анамнеза: 1 беременность, срок недель, отмечает наличие утренней тошноты, отказ от приема мясных продуктов. На сроке 7-8 недель перенесла ОРВИ. Лекарственные препараты не принимала. Отмечает кровоточивость десен при чистке зубов.






    Среди ключевых факторов риска возникновения кариеса раннего детского возраста называют раннее инфицирование малыша. Основным источником инфекции, как правило, является его мать и другие члены семьи, находящиеся в тесном контакте с ребенком. Поэтому стоматологический статус матери (в том числе в период беременности), необходимо учитывать при оценке риска возникновения кариеса зубов у детей младшего возраста.





    Беременные женщины имеют один из самых высоких рисков возникновения основных стоматологических заболеваний – кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта. При физиологическом течении беременности распространенность кариеса зубов составляет 91,4 ± 0,7%, заболевания тканей пародонта встречаются в 90% случаев, поражение ранее интактных зубов (с преимущественным острым течением кариозного процесса) – у 38% беременных пациенток


    Возникновение этих проблем связано с вполне определенными причинами: Изменение гормонального фона в период беременности приводит к нарушению кровообращения в слизистой оболочке полости рта. Клинические признаки гингивита четко коррелируют с уровнем прогестерона в крови в это время. изменения тонуса вегетативной нервной системы и сосудистые патологии в деснах, связанные с нарушением обмена кальция, гиповитаминозом С, A, E и расстройством функции паращитовидных желез.



    Наличие местных факторов. Наблюдаются изменения состава зубного налета: чаще встречаются пародонтопатогенные виды бактерий (Рrevotella intermedia, Bacteroides subspecies и др.), способные заменить важный для их жизнедеятельности продукт питания нафтохинон гормонами, находящимися в значительном количестве в десневой жидкости во время беременности. Усугубляет ситуацию болезненность и кровоточивость десен. Как правило, из-за этого беременные женщины перестают чистить зубы и употреблять твердую пищу. Это приводит к отложению зубного налета, ухудшению гигиенического состояния полости рта и, как следствие, – к прогрессированию патологических процессов в пародонте и развитию кариеса зубов.


    Во время беременности всегда возрастает потребность в питательных веществах, витаминах и минералах, в том числе в два-четыре раза возрастает потребность кальция. Однако очень часто беременные женщины испытывают дефицит этого важнейшего микроэлемента. И кальций, необходимый для формирования скелета, ребенок забирает из материнского организма. Недостаток кальция в крови у матери приводит к активизации процесса рассасывания собственных костей, что способствует их повышенной хрупкости и деформации. В числе первых страдает костная ткань верхней и нижней челюстей. Альвеолярные отростки, создающие лунку зуба, теряют кальций, что в конечном итоге способствует развитию пародонтита. Зубы также теряют кальций.




    Часто дефицит кальция возникает на фоне хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта, которые препятствуют естественному процессу всасывания этого микроэлемента. Именно поэтому недостаток кальция не всегда можно устранить с помощью рационального питания или приема специальных витаминно-минеральных комплексов. Токсикозы, сопровождающиеся рвотой, постоянной тошнотой и отсутствием аппетита также приводят к уменьшению поступления кальция в организм беременной женщины.


    Росту патогенной микрофлоры также способствует развитие иммуносупрессии в организме беременной женщины, что делает ее более восприимчивой к развитию патологических процессов, в том числе в полости рта. Известно, что эти заболевания представляют опасность не только для зубов, но и для организма женщины в целом, а также для будущего ребенка. Патологии зубов и пародонта являются хрониосептическими очагами, из которых микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности распространяются по всему организму женщины, вызывая осложнения беременности.


    У беременных женщин, имеющих скрытые очаги инфекции, в 30% случаев наблюдается инфицирование плода. Кроме того, наличие кариеса зубов у матери означает его повышенный риск и у ребенка. Близкий контакт мамы и малыша на первых месяцах жизни приводит к инфицированию ребенка материнскими микроорганизмами. В результате часто на первых же прорезывающихся зубах малыша развивается кариес. Поэтому очень важным является наблюдение беременной женщины, обследование ее на предмет предрасположенности к основным стоматологическим заболеваниям, раннее выявление и лечение кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта, а также профессиональная гигиена полости рта и специфические профилактические мероприятия.


    В течение беременности женщина должна быть осмотрена врачом-стоматологом как минимум четыре раза – в 6-8, 16-18, и недель. При выявлении факторов риска развития основных стоматологических заболеваний (агрессивная микрофлора полости рта, значительное снижение реминерализующих свойств слюны и др.) количество осмотров увеличивается.


    Для будущей мамы очень важно поддерживать гигиеническое состояние полости рта на высоком уровне. Поэтому основной задачей стоматолога является обучение рациональной гигиене полости рта с проведением контролируемой чистки зубов и индивидуальный подбор средств гигиены. В связи с высоким риском развития основных стоматологических заболеваний они должны обладать максимальным противокариозным и противовоспалительным эффектами, а также быть безопасными для организма матери и ее будущего ребенка.


    Во время визитов к стоматологу женщине проводят профессиональную гигиену полости рта, а также проводят или назначают несколько курсов реминерализующей терапии. Теоретическим обоснованием использования метода реминерализации в профилактике и лечении кариеса является сохранение в эмали зубов белковой матрицы на ранних стадиях кариеса (кариес в стадии пятна), белки-коллагены которой, взаимодействуя с ионами кальция и фосфатами, способствуют образованию правильно организованных ядер кристаллизации



    Исследования, проведенные в ЦНИИС с использованием иммобилизованной щелочной фосфатазы, продемонстрировали, что в присутствии глицерофосфата кальция процесс реминерализации протекает наиболее успешно. Поэтому препаратом выбора для проведения реминерализующей терапии у беременных женщин может стать реминерализующий гель R.O.C.S. Medical Minerals, содержащий глицерофосфат кальция и хлорид магния.



    Но только этим не должны ограничиваться посещения стоматолога. Еще до появления малыша маме необходимо научиться ухаживать за его полостью рта, временными и постоянными зубами, а также узнать о тех профилактических мероприятиях, которые сохранят зубы ребенка здоровыми.




    Известно, что при физиологическом течении беременности распространенность кариеса составляет 91,4%, заболевания пародонта встречаются в 90% случаев, поражение ранее интактных зубов, преимущественно с острым течением кариозного процесса - у 38% пациенток.


    Вторичный кариес, прогрессирование кариозного процесса, гиперестезия эмали встречаются у 79% беременных, при этом интенсивность прироста кариеса составляет 0,83%. Клинической особенностью течения кариозного процесса у беременных женщин является быстрое его распространение не только по периферии, но и в глубину тканей зуба, что в короткие сроки приводит к развитию осложненного кариеса.


    К концу второй половины беременности поражение тканей пародонта составляет 100%. У беременных определяется повышенная чувствительность интактных зубов к химическим, термическим и механическим раздражителям. При токсикозах второй половины беременности распространенность кариеса увеличивается до 94,0%, причем интенсивность поражения зависит от тяжести течения токсикоза.


    Цель профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у беременных: улучшить стоматологический статус женщины осуществить антенатальную профилактику кариеса зубов детей. Мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний во время беременности должны быть организованы с учетом степени тяжести стоматологических заболеваний и течения беременности.


    Факторы, нарушающие полноценное формирование зубочелюстной системы: наличие экстрагенитальной патологии у матери; осложнения беременности (токсикозы первой и второй половины); стрессовые ситуации во время беременности; заболевания новорожденных и детей грудного возраста; раннее искусственное вскармливание.


    Основными источниками витаминов должны являться продукты питания, а также прием поливитаминных препаратов - "Декамевит", "Ундевит", "Гендевит" и др. Поливитаминный препарат с минеральными добавками "Прегновит", содержащий витамины А, Д2, В1, В2, В6 гидрохлорид, В12 цианокомплекс, пантотеновокислый кальций, фурамат железа, безводный фосфат кальция. С 32 недели беременности необходимо назначение витамина Д3 с целью профилактики кариесе зубов.


    Прегнавит назначают в следующих дозировках: до 4-х месяцев беременности - по 1 капсуле, с 5 до 7 месяцев - по 2 капсулы, с 8 до 9 месяцев - по 3 капсулы в день. Препарат особенно эффективен при железодефицитной анемии, к развитию которой может привести снижение поступления в организм железа с пищей, нарушение его всасывания, многоплодие, продолжительное вскармливание ребенка грудью.




    При проведении профилактических и лечебных стоматологических мероприятий у беременных женщин необходимо учитывать, что женщина должна находиться в полусидячем положении, так как горизонтальное положение провоцирует повышение внутрибрюшного давления в сочетании с расслаблением гладкой мускулатуры желудочно- кишечного тракта, клинически проявляется изжогой, тошнотой, рвотой, болями грудины. Манипуляции следует проводить под контролем частоты сердечных сокращений, сердечного ритма, артериального давления, изменения которых возможны на приеме и обусловлены психоэмоциональным стрессом, связанным с визитом к стоматологу и ожиданием боли.
    39



    Профилактика заболеваний зубов

    Учитель биологии КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 5» ОЗЕРЕЦ Т.Н.


    В норме у человека имеется 28-32 постоянных зуба.


    • Это тщательное удаление с поверхности зубов и дёсен зубных отложений с помощью различных средств гигиены. Зубы нужно чистить не менее 3 минут 2 раза в день – утром и вечером.



    Полезные продукты

    • Это свежие твёрдые фрукты и овощи, цельнозерновые продукты, бобы, шпинат, вода, зелёный чай, орехи, рыба, яйца, кисломолочные продукты, мясо птицы

    • Сладкие газированные напитки, жевательные таблетки, алкоголь, сладости, сухофрукты, белый хлеб, макароны, картофель фри, чипсы

    • Чтобы сохранить зубы здоровыми необходимо приходить на осмотр к врачу-стоматологу не реже двух раз в год.

    • Это длительный хронический процесс, который является очагом и источником инфекции, так как с пищей ребенок постоянно заглатывает большое количество микроорганизмов и продуктов разложения тканей зуба и пищи, задерживающейся в кариозной полости.


    • Это когда в воспалительный процесс вовлечена пульпа. Это очень серьезно, так как можно лишиться зуба.


    • Прикусывание языка, нижней челюсти, губ, щек, предметов.
    • Привычка сосать пальцы, грызть ногти, игрушки.
    • Жевательная леность.

    • Зубы – это первое, о чем следует говорить и думать, когда речь заходит о вреде курения.


    Правила для сохранения здоровых зубов:

    1. Не стоит грызть зубами то, для чего они не предназначены – колоть орехи, открывать пивные бутылки. Также следует быть осторожным с продуктами, содержащими твердую сердцевину.

    2. Газированные напитки лучше пить через трубочку-соломку, максимально избегая контакта напитков с зубами.

    3. Чаще поласкайте рот простой водой после принятия пищи, особенно богатой углеводами и кислотами.

    4. Не стоит чистить зубы сразу после употребления в пищу кислых продуктов. После воздействия кислоты эмаль зубов более уязвима к механическому воздействию. Правильнее прополоскать рот водой, а чистку осуществить спустя полчаса.


    • Для сохранения здоровья зубов и предупреждения стоматологических заболеваний необходимо:

    Соблюдать гигиену полости рта;

    Ограничить потребление сахаросодержащих продуктов;

    Регулярно посещать стоматолога.


    Алябьева Дарья - 11 «а» класс

    Тема проекта: «»

    ЦО №1430, 11 «а» класс

    Аннотация

    Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

    Цель исследований

    Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.

    Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

    1. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
    2. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
    3. Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
    4. Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкиной. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
    5. Проведена обработка и анализ проведенных исследований.

    Выводы

    Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

    Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

    Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Форум юношеских талантов:

    Соревнование молодых исследователей

    программы “Шаг в будущее” в Центральном

    федеральном округе РФ,

    Московская открытая конференция

    школьников “ НТТМ Москва 2011 ”

    ПРОЕКТ

    «Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста»

    Научные консультанты: д.м.н., профессор Прохончуков Александр Алексеевич

    Научный руководитель: Алябьева Наталья Михайловна – учитель ИИТ

    Москва, 2011

    Тема проекта: « Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста »

    ЦО №1430, 11 «а» класс

    Аннотация

    Обоснование выбора направления

    Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

    Цель исследований

    Методы проведения исследования

    Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

    Результаты проведения исследования

    1. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
    2. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
    3. Д «Здоровые зубы».
    4. Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкино й. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
    5. Проведена обработка и анализ проведенных исследований.

    Выводы

    Основная часть

    Обоснование выбора направления

    Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

    Один из путей предупреждения стоматологических заболеваний - правильная чистка зубов.

    Цель исследований

    Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.

    Задачи исследований

    1. Ознакомиться с методами профилактики заболеваний полости рта.
    2. Ознакомиться с методами правильной чистки зубов.
    3. Разработать санитарный урок гигиены полости рта.
    4. Провести обследование с помощью методов оценки гигиены полости рта по индексу гигиены Федорова-Володкиной.

    Актуальность проблемы

    По данным ВОЗ 92% населения Земного шара не умеет чистить зубы.

    Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%. Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта.

    Отсутствие профилактических мероприятий в дошкольных и школьных учреждениях, отсутствие школьных стоматологических кабинетов ведет к возникновению заболеваний полости рта.

    Научная статья

    Введение. Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%. Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

    Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

    Материалы и методы. В рамках проекта был проведено обучение и тестирование учащихся вторых классов Центра образования №1430. Учащиеся в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему: «Здоровые зубы». Затем проведено обследование по индексу гигиены по Федорову-Володкиной . Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через две недели, а затем через месяц было проведено повторное обследование. Для работы использовался анализ социологический, технический, медицинской и научной литературы по диагностике и лечению заболеваний полости рта с использованием математического и социалогического методов.

    Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

    1) стоматологическое просвещение населения;

    2) обучение правилам рационального питания;

    3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

    4) эндогенное использование препаратов фтора;

    5) применение средств местной профилактики;

    6) вторичная профилактика (санация полости рта).

    Методы стоматологического просвещения – это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

    Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

    Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными.
    Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток – отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.

    Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

    Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.

    Обучение правилам рационального питания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты.

    Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:

    Высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара;

    Увеличение частоты приема пищи;

    Уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;

    Уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.

    Индивидуальная гигиена полости рта. Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

    Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

    При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 45º к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

    Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

    Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.

    Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.

    Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.

    Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

    Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

    Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.

    В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).

    Жевательная резинка – средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

    Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

    Вывод. При отсутствии программ профилактики на популяционном уровне относительно невысокая поражаемость зубов кариесом и легкая степень заболевания пародонта у детей и подростков переходит у взрослых в достаточно тяжелую форму, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в терапевтическом, хирургическом и ортопедическом лечении.

    Практическая часть

    1. Тема обучения профилактике стоматологических заболеваний актуальна для учащихся школ. По данной тематике был произведен полный информационный обзор, как библиотечного материала, так и Интернет материалов. Изучены достижения и перспективы. Самые интересные, с нашей точки зрения, аспекты представлены в мультимедийном обучающем пособии.

    Обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» создано в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, картинок, видео. Данное пособие может использоваться для профилактики и обучению навыкам гигиены полости рта.

    1. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта. План и ход урока представлен в приложении 1.
    2. Д ля учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
    3. Проведено обследование учащихся в группе наблюдения и в группе сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкино й. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через две недели было проведено повторное обследование. В качестве теста гигиенической очистки зубов используют окраску губной поверхности шести нижних передних зубов йод-йодидно-калиевым раствором (калия йодид – 2 г; йод кристаллический – 1 г; вода дистиллированная – 40 мл).

    Количественную оценку производят по пятибалльной системе:

    окрашивание всей поверхности коронки зуба – 5 баллов;

    окрашивание 3/4 поверхности коронки зуба – 4 балла;

    окрашивание 1/2 поверхности коронки зуба – 3 балла;

    окрашивание 1/4 поверхности коронки зуба – 2 балла;

    отсутствие окрашивания поверхности коронки зуба – 1 балл.

    Разделив сумму баллов на число обследованных зубов, получают показатель гигиены полости рта (индекс гигиены – ИГ).

    Расчет производят по формуле:

    ИГ= Ки (сумма оценок каждого зуба) / n

    где: ИГ – общий индекс очистки; Ки – гигиенический индекс очистки одного зуба;

    n – число обследованных зубов [обычно 6].

    Качество гигиены полости рта оценивают следующим образом:

    хороший ИГ – 1,1 – 1,5 балла;

    удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла;

    неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла;

    плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла;

    очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов.

    При регулярном и правильном уходе за полостью рта индекс гигиены в пределах 1,1–1,6 баллов; значение ИГ 2,6 и более баллов свидетельствует об отсутствии регулярного ухода за зубами.

    Рис.1. Определение индекса гигиены по Федорову-Володкиной.

    Результаты обследования, проводимые после проведения урока «Здоровые зубы» показал, что хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 2 учащихся. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 5 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 13 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 4 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 3 ребят. (Рис. 2)

    Рис.2. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе наблюдения сразу после проведения санитарного урока.

    В группе сравнения в день проведения санитарного урока было также проведено обследование учащихся. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 1 человека. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 5 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 11 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 8 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 2 ребят. (Рис. 3).

    Рис.3 . Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе сравнения в день проведения санитарного урока в группе наблюдения.

    Через 2 недели после проведения санитарного урока «Здоровые зубы» было проведено повторное обследование учащихся в группе наблюдения. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 5 учащихся. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 11 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 11 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла и очень плохой ИГ не были выявлены ни у кого из ребят. (Рис. 4).

    Рис.4. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе наблюдения через 2 недели.

    Через 2 недели после проведения санитарного урока «Здоровые зубы» было проведено повторное обследование учащихся в группе сравнения. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 2 человек. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 6 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 7 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 8 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 4 ребят. (Рис. 5).

    Рис.5. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе сравнения через 2 недели.

    Выводы. В результате проведения обследования можно утверждать, что дети в группе сравнения и в группе наблюдения не умеют правильно чистить зубы. В среднем у ребят зафиксирована плохая оценка гигиены полости рта.

    После проведения санитарного урока «Здоровые зубы» учащиеся группы наблюдения научились (не все!) правильно чистить зубы. Хотя есть дети с неудовлетворительным ИГ, но плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла и очень плохой ИГ не были выявлены ни у кого из ребят.

    Выводы и заключение

    Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

    Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

    Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

    Список литературы

    1. Стоматология детского возраста под редакцией Т.Ф. Виноградовой. Москва, 1987.
    2. Руководство по терапевтической стоматологии под редакцией А.И. Евдокимова. Москва, 1967.
    3. Бажанов Н.Н. Стоматология. Москва, 1984.
    4. Рыбаков А.И., Платонов Е.Е. Терапевтическая стоматология. Москва, 1968.
    5. Рожновской А.В. Профилактика стоматологических заболеваний у детей. 2007.
    6. www.rusmg.ru.
    7. www.stomatolog-24.narod.ru.

    Приложение 1. План и ход санитарного урока «Здоровые зубы».

    Тема урока: Здоровые зубы.

    Цели урока:

    Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

    Развитие познавательных интересов, навыков гигиены полости рта, самоконтроля.

    Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения

    Задачи урока:

    1. Рассказать учащимся о строении зуба;
    2. показать учащимся значение правильного ухода за зубами для здоровья, рассказать о роли пищи для сохранения зубов здоровыми, о пище, вредной для здоровья зубов.

    Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор,
    компьютеры, тест.

    План урока:

    Организационный момент.

    Изучение нового материала.

    Первичное закрепление изученного материала

    Итог.

    Домашнее задание.

    Ход урока:

    Организационный момент

    Приветствие, объяснение хода урока. Постановка целей и задач для учащихся.

    Объяснение нового материала. На доске нет темы урока.

    Просмотр презентации к уроку.

    [Слайд 1]. Сейчас нам предстоит разгадать загадку, а разгадав ее узнаем ключевое слово, это и будет тема урока.

    Ребята, а у вас болели зубы?

    [Слайд 2].Просмотр фрагмента мультфильма: «Храбрая птичка Тари».

    [Слайд 3] Ребята. Какие сказки вы знаете, в которых у главного героя болят зубы?

    Стихотворение Б.П.Корнилова (отрывок).

    После просмотра мультфильма проводится краткая беседа о том, что дети знают об уходе за зубами, умеют ли они ухаживать за зубами, о пище, которая полезна или вредна для зубов.

    [Слайд 5]. Строение зуба.

    [Слайд 6]. Индивидуальная гигиена.

    – это тщательное ежедневное удаление с поверхности зубов и десен зубных отложений с помощью различных средств гигиены. Зубы нужно чистить не менее 3 минут 2 раза в день – утром и вечером.

    [Слайд 7]. Правильная чистка зубов.

    Зубы необходимо чистить после каждого приема пищи. По данным Всемирной организации здравоохранения 92% населения Земли не умеет чистить зубы.

    [Слайд 8]. Зубные пасты.

    Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторидсодержащие зубные пасты. Фториды увеличивают устойчивость зубов к кислотам, которые образуются после приема пищи. Эти пасты рекомендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.

    Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют процессу формирования эмали зубов. Регулярный массаж десен активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение в тканях десны.

    [Слайд 9]. Всем ребятам следует помнить, что для поддержания стоматологического здоровья и предупреждения стоматологических заболеваний необходимы:

    1. эффективная гигиена полости рта;
    2. ограничение потребления сахарсодержащих продуктов;
    3. использование фторидов;
    4. регулярное посещение стоматолога.

    Подведение общего итога урока. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:

    Домашнее задание. Подводятся итоги. Повторяются правила ухода за зубами.

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

    Похожие публикации