Полное недоразвитие речи. Характеристика речевого развития ребенка с онр

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это распространённая детская патология. Данный диагноз врач педиатр может поставить малышу после того, как ему исполнится три года. Именно в этом возрасте можно судить об основных критериях формирования речи. Однако дети часто начинают говорить позднее положенного срока, соответственно все периоды формирования данной функции впоследствии приходят с опозданием.

Общее недоразвитие речи успешно поддаётся коррекции, если своевременно обратиться к врачу и начать лечение.

Также немаловажную роль в правильном становлении основных звеньев интеллектуального уровня малыша играют его родители, которые должны всесторонне помогать расширять запас слов и познавать окружающий мир.

Характеристика ОНР

Для данной патологии характерно аномальное формирование речевой функции во всех её главных аспектах (семантический критерий, лексический, грамматический, звуковой) у малышей с нормальным интеллектуальным развитием и слухом.

Полностью диагностировать ОНР различной степени тяжести, докторам удаётся у детей в возрасте от трёх до пяти лет.

Например, трёхлетний ребенок, не имеющий отклонений в речевом развитии должен обладать следующими навыками:

  • Использовать в своём словарном запасе примерно 300-600 слов.
  • Самостоятельно строить предложения из 5-8 слов, хотя ошибки в последовательности формирования допускаются.
  • Должен знать своё имя, пол, возраст.
  • Он с интересом слушает и понимает недлинные сказки, истории.
  • Начинает задавать множество вопросов.
  • Может выполнять простые задачи, связанные с пониманием предлогов (в, под, на). Кроме того, должен задействовать в построении предложений союзы (когда, если, потому что).

В пять лет у ребёнка наблюдаются значительное расширение словарного запаса (около 3500 слов), употребление более длинных, сложных предложений.

Присутствуют слова обобщающего характера. Например, такие, как: фрукты, животные, обувь.

Малыш не испытывает затруднений в выборе слов, связанных с обозначением времени, пространства (день, ночь, месяц, право, лево).

При образовании предложений использует все части речи, слова произносит правильно, без пропусков, структурно-слоговых нарушений.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи любого вида определяется следующими отклонениями:

  • Ребёнок не может точно передать свои мысли.
  • Скудный словарный запас, не соответствующий возрасту.
  • В разной степени наблюдаются трудности в построении простых и сложных предложений.
  • Неправильное произношение слов, звуков.
  • Нарушение слуха связанное с различением звуков, создающих смысловую основу речи (фонематическая функция). То есть в результате недоразвития данной функции происходит искажённое понимание услышанного.

В тяжёлых случаях наблюдается полное отсутствие речи.

Причины недоразвития речи у ребёнка

Нередко общее ОНР предопределяется у малыша ещё до его рождения, по причине наследственных факторов. Также из-за негативных влияний на плод в период вынашивания беременности.

К основным причинам, способствующим развитию ОНР относятся такие патологические воздействия на организм ребёнка, как:

  • Частые инфекционные заболевания в грудном возрасте.
  • Травмы головы.
  • Несовместимость резус-фактора матери и плода.
  • Гипоксия плода. Состояние, которое характеризуется кислородной недостаточностью у ребёнка. Может возникать из-за различных заболеваний будущей матери (сахарный диабет, болезни сердца, анемия), патологических родов, аномалий плаценты, других различных осложнений родовой деятельности и беременности. Впоследствии может привести к общему недоразвитию речи.
  • Родовые травмы.

Также ОНР могут провоцировать такие внешние факторы, как:

  • Психоэмоциональное перенапряжение у ребёнка, стресс.
  • Недостаток общения со сверстниками.
  • Нехватка внимания со стороны родителей.
  • Минимальный уровень словесного общения.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Физиологическое запоздалое начало речевой деятельности. Например, малыш позднее положенного срока начал гулить (3 месяца), произносить первые лепетные слова (10-11 месяцев). Соответственно речь его будет развиваться с опозданием.

Классификация ОНР

ОНР по степени тяжести разделяют на 3 уровня, краткое описание которых отображается в таблице ниже.

Характеристика уровня ОНР

Общее недоразвитие речи 1-го уровня

Самое тяжёлое речевое расстройство. Словарный запас ребёнка скудный, само произношение нечёткое, искажённое. В большинстве случаев дети склонны заменять слова звуками или слогами. Обширно пользуются мимикой, разнообразными жестами, пытаются подражать внешним звукам. Малыш не может чётко сформировать предложение, передать мысль. Например, глагол «закрыть» он заменяет на существительное «дверь». Не редко у детей страдающих ОНР 1-й степени, в лексике полностью отсутствуют предлоги, понимание женского и мужского рода, числительных, времени, пространства

Общее недоразвитие речи 2-го уровня

Запас слов несколько расширен, однако всё равно достаточно узок. В словаре ребёнка присутствуют некоторые предлоги, союзы, местоимения. В предложении малыш способен использовать 3-4 слова. Не различает формы предметов, цвета. Нет понимания в построении цепочки связанной с пространственным отношением речи и временным. Часто не может отождествлять действия с предметами

Общее недоразвитие речи 3-го уровня

При этом уровне речевой патологии дети, во время разговора пользуются простыми обиходными фразами, но затрудняются в правильном чётком произношении слов, звуков (сонорных, свистящих, аффрикат, шипящих). Как правило, они стесняются посторонних людей и охотней общаются в присутствии членов своей семьи. Выстраивают сложные предложения, применяют по назначению все части речи. Также, могут рассказать простую историю о событиях из своей жизни, дать развёрнутый ответ о себе, друзьях, своей семье. Но всё-таки в лексике будут присутствовать множество погрешностей. Например, ёлку ребёнок назовёт просто деревом. Ворону - птичкой, певца - дядей, который поёт и т.д.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Существует дополнительный, четвёртый уровень аномального речевого развития, который присутствует у малышей с не резко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР).

Дети с данной патологией в общении допускают отдельные лексико-грамматические ошибки, общая сумма, которых вызывает затруднения в обучении их чтению и правописанию.

Ребёнок с данным уровнем речевого расстройства с трудом может преобразовывать существительные в прилагательные. Например, вместо слова волк, которое при формировании прилагательного звучит, как волчий, он с большой вероятностью скажет, как «волкин».

Также, малыши с НВОНР часто путают названия животных, растений, профессии людей.

Кроме того, имеет место нечёткость в произношении, невыразительная, смазанная дикция.

Учёба в школе даётся детям с диагнозом - не резко выраженное общее недоразвитие речи тяжело, из-за низкой степени усвоения материала.

Диагностика ОНР

Выявляет общее недоразвитие речи и устраняет, как правило, врач логопед, однако полноценное лечение не возможно без помощи доктора невропатолога, педиатра в некоторых случаях психотерапевта.

Клиническая картина заболевания в большинстве случаев очевидна, как для родителей малыша, так и для доктора. Исключение составляет ОНР 4-го уровня, которое определяется в процессе тщательного анализа всех языковых компонентов посредствам специальных заданий, требующих от ребёнка концентрации и точного выполнения.

Для определения степени тяжести ОНР, также, изучается вся цепочка разговорной функции ребёнка.

Например, оценивается способность верно и осмысленно изложить услышанный короткий текст, либо самостоятельно рассказать о своей семье, друзьях, прочитать стихотворение.

В коррекции ОНР важно правильно поставить диагноз и дифференцировать его с другими патологиями, сопровождающимися речевой дисфункцией (умственная отсталость, аутизм).

Также доктор должен обследовать состояние ротовой полости и носоглотки ребёнка. Часто аномалии ЛОР-органов и стоматологические дефекты являются причиной затруднённого общения малыша.

Лечение общего недоразвития речи

Устранение такой патологии, как общее недоразвитие речи подразумевает использование различных методик, направленных на постепенное развитие мышления ребёнка, памяти, внимательности, улучшение произношения.

Например, детям с первым уровнем ОНР на начальном этапе лечения предлагают повторять за доктором различные звуки, потом слоги, далее слова с минимальным количеством букв.

На втором уровне коррекции речи малыш должен ясно понимать, что такое ответ и вопрос. Для этих целей его учат не только отвечать на поставленные вопросы, но и самостоятельно формулировать их, и задавать.

Проводятся первые попытки обучения коротким простым стихам и рассказам. Также, малышу предлагают внимательно посмотреть на картинку, потом описать её, с детальным определением предметов - их формы, цвета, сравнительной величины.

Терапия общего недоразвития речи 3-го уровня подразумевает выслушивание и пересказ текстов, самостоятельное построение предложений и повествование более сложных историй.

Детей учат рассказывать не только от первого лица, но и от второго, третьего.

Кроме того, лечебный процесс часто связан с назначением специальных упражнений направленных на устранение дефектов речи, обучающих игр.

Четвёртый уровень недоразвития речи (НВОНР) хоть и является наиболее лёгкой речевой патологией без внимания оставлять нельзя.

Нужна ранняя диагностика и коррекция. Недоразвитие устной речи является серьёзным препятствием для дальнейшего обучения ребёнка чтению, письму.

Несёт угрозу для его здоровья, так как предполагает повышенную нагрузку на нервную систему.

Важно! Родителям необходимо тщательно следить за развитием речи у своего ребёнка. Регулярно посещать врача педиатра и невролога. Если в три года малыш не понимает простые просьбы, либо просто молчит, а в четыре года говорит так, что его нельзя понять, ему нужна помощь специалиста, с данной аномалией невозможно справиться самостоятельно

Прогноз и профилактика ОНР

Для того чтобы избежать возникновения данной патологии родителям необходимо следить за развитием речи своего ребёнка с первых месяцев жизни.

Важно проявить бдительность, если у малыша наблюдаются следующие патологические признаки:

  • В первый месяц жизни ребёнок, когда чувствует голод и не получает вовремя питания, начинает громко кричать. Систематическое отсутствие крика является отклонением от нормы.
  • К началу пятого месяца так и не научился улыбаться.
  • В шесть месяцев не интересуется окружающей обстановкой, не прислушивается к звукам.
  • В семимесячном возрасте не узнаёт близких, не концентрируется на погремушках и других игрушках.
  • В десять месяцев совсем не произносит лепетные слова.
  • В год не говорит, не реагирует на простые просьбы.
  • В полтора года не может произнести слова «мама» и «папа».
  • В два года не понимает, как называются части тела, не может показать их.
  • В три года ребёнок не в состоянии выучить простое стихотворение, пересказать короткий рассказ. Не знает своего имени и фамилии.

В целом прогноз лечения ОНР любого уровня благоприятный.

Родителям необходимо уделять достаточно внимания своим детям. Играть с ними в развивающие игры, соответствующие их возрасту, читать стихи, сказки, расширять их кругозор.

При первых симптомах, указывающих на проблемы с речью нужно обратиться к врачу неврологу или логопеду.

Последнее время у малышей часто проявляется недоразвитие речи. Оно может проходить по-разному и в различных стадиях. В любом случае, необходима коррекционная работа с детьми, которая заключается в индивидуальной и групповой работе с детьми. Одной из самых опасных стадий является ОНР 2 уровня. Как распознать у ребенка это заболевание?

Симптомы

1 и 2 степени ОНР считаются самыми тяжелыми. В целом нарушения речи проявляются в несогласованности слов, порой отсутствию звуков и смыслов речи. Впоследствии недостатки устной речи будут проявляться в дисграфии и дислексии в школе.

Недоразвитие речи 2 степени проявляется следующими симптомами:

  • жесты, лепет;
  • порой появляются простые предложения;
  • бедность словаря, причем слова, которые знает ребенок, очень похожи по смыслу;
  • трудности с согласованностью речи, часто отсутствуют множественное число, падежи;
  • звукопроизношение искажено, ребенок подменивает звуки, нечетко их произносит.

Что может ребенок, у которого диагностируется недоразвитие речи 2 степени?

  • произносит простые слова, похожие по смыслу (муха жук, насекомые; туфи туфли, кеды, сапоги и др.), т.е. одним словом объединяются несколько понятий;
  • с трудом называет части тела, предметов, посуду, слова с уменьшительно-ласкательным значением (чаще всего такие слова отсутствуют или присутствуют в ограниченном количестве);
  • с трудом определяет признаки предмета (из чего сделан, цвет, вкус, запах);
  • составляет рассказ или пересказывает только после наводящих вопросов взрослого;
  • высказывания мало понятны, звуки искажены.

Характеристика ОНР заставляет задуматься о том, почему возникают такие нарушения. Причины, как правило, лежат в физиологической сфере и не всегда зависят от матери или ее ребенка:

  • гипоксия во время беременности или родов;
  • асфиксия;
  • конфликт резусов;
  • травмы головы.

Коррекционная работа, предстоящая логопеду и родителям малыша, очень кропотливая. Предстоит практически с нуля формировать речь по образцу. Как проводятся коррекционные занятия?

Работа с логопедом

Если к 3-4 годам речь у ребенка не формируется, необходимо посетить логопеда и невропатолога. Диагностика и характеристика ОНР проводится несколькими специалистами.

Невропатолог поможет определить причину. Если нужно лечение или дополнительная витаминизация, врач назначит препараты для стимуляции речевых центров и нервной системы в целом. Чтобы определить, какие препараты могут понадобиться малышу, необходимо будет сделать МРТ головного мозга. Однако такой анализ требуется не всегда. Порой невропатологу после беседы с мамой бывает вполне ясно, почему речь не развивается, и как можно помочь ребенку и его семье справиться с недугом.

После визита к невропатологу необходима консультация в логопедом. Если есть возможность, занятия стоит продолжать индивидуально или в специальных группах по коррекции речи. Чем будет заниматься педагог с малышом?

Общее направление будет состоять в развитии активности речи и ее понимания, формировании фраз, звукопроизношения, уточнения, как произносятся слова, употреблении лексико-грамматических форм.

Логопеду может потребоваться помощь семьи, ведь нескольких занятий в неделю может быть недостаточно для формирования речи. Логопед может продемонстрировать маме направление работы в семейном кругу. Например, для коррекции звукопроизношения нужно будет постоянно просить ребенка произнести слово нараспев, при этом все в доме должны говорить так же.

Если говорить более подробно, коррекционная работа будет состоять в следующих упражнениях:

  • Произнесение труднопроизносимых слов нараспев, протяжно, чтобы ребенок слышал все звуки и мог их повторить. Желательно, чтобы все в окружении малыша, а не только на занятиях, разговаривали именно в такой манере. Это позволит ребенку лучше улавливать звуковой состав слов.
  • Изучение слов по тематическим группам на основе изображений. Например, логопед показывает ребенку картинки домашних животных и четко их называет, заставляя малыша повторять названия. Так ребенок постепенно начинает систематизировать явления и предметы окружающего мира.
  • Сравнение одинаковых грамматических форм разных слов, принадлежащих одной части речи. Например, мы катались: на санках, на машине, на горке и т.д.
  • То же самое производится с формами глаголов: Коля писал - Коля пишет - Коля напишет.
  • Отработка изменений существительных по числам. Педагог показывает изображения предметов в единственном и множественном числах, называет их и просит малыша показать.
  • Отдельно проводится работа с предлогами. Логопед подставляет их в похожие по строению фразы, например: идет в лес, в гости, в гору и т.д.
  • Работа по различению звонких и глухих звуков, различению их в речи.
  • Определение звука в слове на слух для развития фонематического слуха.

Лучше всего, если занятия с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, будут проходить индивидуально с логопедом. О не стоит отказывать малышам в общении с другими детьми, которое для них чрезвычайно важно. В этом общении будет формироваться речь, стремление построить фразу и донести информацию другим детям.

Известно, что ребенок совершенно по-разному общается со взрослыми и со своими сверстниками. С последними он ощущает себя свободнее, у него совпадают с ними интересы. Если ваш малыш с ОНР не посещает детский сад, причина неразвитости речи может крыться в том числе в недостатке общения. Постарайтесь записать ребенка в группу развития, детский клуб, где стараются всесторонне развивать детей. Здесь появится круг общения, а художественное восприятие мира, песни, физические нагрузки создадут оптимальную среду для совершенствования речи.

Прогноз

Спрогнозировать, как пойдет развитие речи у малыша, очень сложно. Многое зависит от степени развития болезни и причины, которая ее спровоцировала.

Начинать работу надо как можно раньше. Уже в три года, если малыш не говорит, или произносит нечленораздельные звуки, родителям должно быть ясно, что надо отправляться на прием к невропатологу. Без конкретного диагноза и медикаментозного лечения даже интенсивные занятия с логопедом могут быть бессильными.

Если все необходимые меры приняты, и ОНР не запущено, есть надежда, ребенок начнет говорить. Однако дальнейшее его обучение в массовой школе становится невозможным. Родителям придется либо обучать его на дому, либо отдавать в специализированное учебное заведение для деток с проблемами речи.

Многое зависит от темперамента и общительности малыша. Во многом они определяют, насколько он приживется в школьном коллективе, найдет общий язык со сверстниками, как к нему будут относиться учителя.

Коррекционная работа с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, должна производиться исключительно специалистом. Родителям не нужно вмешиваться в процесс или пытаться решить проблему самостоятельно. Тем более страшно пускать проблем на самотек. Малышу необходима квалифицированная помощь, иначе в будущем у него будут проблемы с контактами.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это отклонение в развитии детей, которое проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи. При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение. ОНР у детей дошкольного возраста встречается чаще (40% от всего количества), чем другие речевые патологии. К общему недоразвитию речи стоит отнестись очень серьезно, так как без коррекции оно чревато такими последствиями, как дисграфия и дислексия (различные нарушения письма).

К симптомам ОНР у ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, поскольку оно может повлечь за собой целый комплекс проблем

  • 1 уровень ОНР – полное отсутствие связной речи.
  • 2 уровень ОНР – у ребенка наблюдаются начальные элементы общеупотребительной речи, однако словарный запас очень скудный, ребенок допускает множество ошибок в употреблении слов.
  • 3 уровень ОНР – ребенок может выстраивать предложения, но звуковая и смысловая стороны еще недостаточно развиты.
  • 4 уровень ОНР – ребенок разговаривает хорошо, допуская лишь некоторые недочеты в произношении и построении фраз.

У детей с общим недоразвитием речи чаще всего выявляются патологии, полученные еще во внутриутробном развитии, либо во время родов: гипоксия, асфиксия, травмы при родах, резус-конфликт. В раннем детстве недоразвитие речи может быть следствием черепно-мозговых травм, часто возникающих инфекций, каких-либо заболеваний в хронической форме.



ОНР диагностируется к 3-м годам, хотя “предпосылки” недоразвития речи могут формироваться даже на этапе беременности и родов

Когда у малыша общее недоразвитие речи любой степени, разговаривать он начинает довольно поздно – в 3 года, некоторые – только к 5 годам. Даже когда ребенок начинает выговаривать первые слова, многие звуки он произносит нечетко, слова имеют неправильную форму, говорит он невнятно, и его с трудом понимают даже близкие люди (см. также: ). Связной такую речь назвать нельзя. Поскольку формирование произношения происходит неправильно, это отрицательно сказывается на других аспектах развития – памяти, внимании, мыслительных процессах, познавательной деятельности и даже координации движений.

Недоразвитие речи корректируется после определения уровня. От его характеристики и диагноза напрямую зависит, какие меры понадобится предпринимать. Теперь приведем более подробную характеристику каждого уровня.

1 уровень ОНР

Дети 1 уровня ОНР не умеют формировать фразы и строить предложения:

  • Они пользуются очень ограниченным запасом слов, причем основную часть такого лексикона составляют лишь отдельные звуки и звукоподражающие слова, а также несколько самых простых, часто слышимых слов.
  • Предложения, которые они могут использовать, состоят из одного слова, а большинство слов являются лепетными, как у младенца.
  • Свой разговор они сопровождают мимикой и жестикуляцией, понятными только в данной ситуации.
  • Значения многих слов такие дети не понимают, часто переставляют слоги в словах и вместо полного слова произносят только его часть, состоящую из 1-2 слогов.
  • Звуки ребенок произносит очень нечетко и невнятно, а какие-то из них вообще не способен воспроизвести. Трудными для него являются и другие процессы, связанные с работой со звуками: различать звуки и выделять отдельные из них, соединять их в слово, узнавать звуки в словах.


Программа по развитию речи для первой ступени ОНР должна включать в себя комплексный подход, направленный на развитие речевых центров мозга

При 1 уровне ОНР у ребенка прежде всего необходимо развивать понимание того, что он слышит. Не менее важно стимулировать навыки и стремление самостоятельно выстраивать монолог и диалог, а также развивать другие умственные процессы, которые напрямую связаны с речевой активностью (память, логическое мышление, внимание, наблюдательность). Правильное звуковое произношение на этом этапе не так важно, как грамматика, то есть построение слов, словоформ, окончаний, употребление предлогов.

2 уровень ОНР

На 2 уровне ОНР у детей, помимо несвязного речевого лепета и жестикуляции, уже проявляется способность строить из 2-3 слов простые предложения, хотя смысл их примитивен и выражает, чаще всего, только описание предмета или действие.

  • Многие слова заменяются синонимами, так как ребенок плохо определяет их значение.
  • Он испытывает определенные трудности и с грамматикой – неправильно произносит окончания, неуместно вставляет предлоги, плохо согласовывает слова между собой, путает единственное и множественное число, допускает другие грамматические ошибки.
  • Звуки ребенок по-прежнему произносит нечетко, искажает, смешивает, заменяет одни другими. Различать отдельные звуки и определять звуковой состав слова ребенок еще практически не умеет, так же как и соединять их в целые слова.

Особенности коррекционной работы при 2 уровне ОНР заключаются в развитии речевой активности и осмысленном восприятии услышанного. Большое внимание уделяется правилам грамматики и лексики – пополнению словарного запаса, соблюдению норм языка, правильному употреблению слов. Ребенок учится грамотно строить фразы. Ведется работа и над правильным произношением звуков, корректируются различные ошибки и недочеты – перестановка звуков, замена одних другими, обучение произношению отсутствующих звуков и другие нюансы.



На втором уровне ОНР важно подключить также фонетику, то есть работу со звуками и их правильным произношением

3 уровень ОНР

Дети 3 уровня ОНР уже могут говорить развернутыми фразами, но в основном строят только простые предложения, со сложными пока не справляясь.

  • Такие дети хорошо понимают, о чем говорят другие, но все же затрудняются воспринимать сложные речевые обороты (например, причастные и деепричастные) и логические связи (причинно-следственные отношения, пространственные и временные связи).
  • Лексикон у детей 3 уровня недоразвития речи значительно расширен. Они знают и используют все главные части речи, хотя существительные и глаголы преобладают в их разговоре над прилагательными и наречиями. При этом ребенок может по-прежнему ошибаться, называя предметы.
  • Также еще присутствует неправильное употребление предлогов и окончаний, ударений, неверное согласование слов между собой.
  • Перестановка слогов в словах и замена одних звуков другими уже встречаются крайне редко, только в самых тяжелых случаях.
  • Произношение звуков и различение их в словах хоть и нарушено, но уже в более простой форме.

Недоразвитие речи 3 уровня предполагает занятия, развивающие связную речь . Лексика и грамматика устной речи совершенствуются, освоенные принципы фонетики закрепляются. Сейчас дети уже готовятся к изучению грамоты. Можно использовать специальные развивающие игры.

4 уровень ОНР

4 уровень ОНР или нерезко выраженное общее недоразвитие речи характеризуется уже довольно большим и разнообразным словарным запасом, хотя у ребенка возникают трудности в понимании значений редких слов.

  • Детки не всегда могут понять смысл пословицы или суть антонима. Проблему может создать и повторение слов, сложных по составу, а также произношение некоторых труднопроизносимых сочетаний звуков.
  • Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи еще плохо определяют звуковой состав слова и делают ошибки при образовании слов и словоформ.
  • Они путаются, когда приходится самостоятельно излагать события, могут пропустить главное и излишнее внимание уделять второстепенному, или повторять то, что уже сказали.

4 уровень, характеризующийся нерезко выраженным общим недоразвитием речи, является тем финальным этапом занятий по коррекции, после которого дети достигают необходимой нормы речевого развития дошкольного возраста и готовы к поступлению в школу. Все навыки и умения необходимо по-прежнему развивать и совершенствовать. Это касается и правил фонетики, и грамматики, и лексики. Активно развивается умение по построению фраз и предложений. Недоразвития речи на данном этапе уже не должно быть, а дети начинают осваивать чтение и письмо.

Первые две формы недоразвития речи считаются тяжелыми, поэтому их корректировка ведется в специализированных детских заведениях. Дети, у которых наблюдается недоразвитие речи 3 уровня, посещают занятия в классах коррекционного обучения, а с онр последнего уровня – общеобразовательные классы.

В чем заключается обследование?

Диагностирование недоразвития речи проводится у детей дошкольного возраста, и чем раньше это происходит, тем легче будет откорректировать данное отклонение. В первую очередь логопед проводит предварительную диагностику, то есть знакомится с результатами осмотра ребенка другими детскими специалистами (педиатром, неврологом, невропатологом, психологом и т. д.). После этого подробно выясняет у родителей, как протекает речевое развитие ребенка.

Следующий этап обследования – диагностика устной речи . Здесь логопед уточняет, насколько сформировались различные языковые компоненты:

  1. Степень развития связной речи (например, умение составлять рассказ по иллюстрациям, пересказывать).
  2. Уровень грамматических процессов (образование различных словоформ, согласование слов, выстраивание предложений).

Далее изучается звуковая сторона речи : какие особенности имеет речевой аппарат, каково звукопроизношение, насколько развита звуконаполняемость слов и слоговая структура, как ребенок воспроизводит звуки. Поскольку недоразвитие речи – очень сложный для коррекции диагноз, дети с ОНР проходят полное обследование всех психических процессов (в том числе слухоречевой памяти).



Выявление ОНР требует от специалиста высокой квалификации, а также наличия результатов обследования другими детскими специалистами

Профилактические мероприятия

Общее недоразвитие речи корректируется, хотя это не так просто и требует длительного времени. Начинают занятия с раннего дошкольного возраста, желательно с 3-4 лет (см. также: ). Коррекционно-развивающая работа проводится в специальных заведениях и имеет различное направление в зависимости от степени речевого развития ребенка и индивидуальных особенностей.

Чтобы предупредить недоразвитие речи, применяются те же приемы, что и при отклонениях, которые его вызывают (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Роль семьи также немаловажна. Родителям необходимо как можно более активно способствовать речевому и общему развитию своего ребенка, чтобы даже нерезко выраженное развитие речи не проявилось и не стало препятствием для полного освоения школьной программы в будущем.

ОНР - это сокращенное обозначение широкого спектра речевых патологий у детей. Оно означает «общее недоразвитие речи» и вызывает много тревоги у родителей.

О том, что это за диагноз в логопедии, об особенностях детей с ОНР, а также о методах лечения рассказывает наша статья.

Определение ОНР

Общее недоразвитие речи - это нарушение всех языковых компонентов: произношения, словарного состава, грамматической системы и связности речи, при нормальном уровне слуха и интеллекта.

Отличительные признаки детей с ОНР - это не только нарушенная речь, но и такие особенности психики, как агрессивное поведение, заниженная самооценка, тревожность, беспокойство, трудности в общении.

ОНР сопутствует таким патологическим состояниям, как

Классификация ОНР

Общее недоразвитие речи бывает трех видов:

Кроме разграничения по клиническим проявлениям это заболевание дифференцируется по степени выраженности и делится на уровни.

Различают 4 степени, или уровня, недоразвития речи:

1. ОНР 1 степени - это отсутствие связной речи;

2. ОНР 2 степени - начало фразовой речи, ответы на вопросы;

3. ОНР 3 степени - формирование связной речи;

4. ОНР 4 степени - связная речь с недочетами в произношении и грамматике.

ОНР - это всегда поздние, в 3-4 года, первые слова и бессвязная речь, а также, как следствие, невнимательность, плохая память, незаинтересованность в познании нового и даже нарушенная координация движений.

Не стоит волноваться, если в два года ваш малыш только пытается связывать понятные, но не очень отчетливо звучащие, слова в предложения. Он с удовольствием слушает, как вы с ним разговариваете, и отвечает вам. Это не ОНР.

Речь дошкольников с ОНР выглядит по-разному - это зависит от степени недуга.

Чтобы успешно провести коррекцию дефектов и обрести способность говорить внятно и грамотно, необходимо определить уровни речевого развития.

Характеристика уровней ОНР

Так выглядит речевая функция по уровням.

1 уровень ОНР

Для первого уровня характерны:

  • активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
  • из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
  • выговаривание невнятное и искаженное;
  • звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
  • смысл фраз малопонятен;
  • многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
  • активная жестикуляция и мимика.

2 уровень ОНР

Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:

  • построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
  • произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
  • ошибки в грамматике - неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
  • малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
  • увеличение активного и пассивного словаря;
  • улучшение произношения.

3 уровень ОНР

Характеристики третьего уровня:

  • активное построение фраз и несложных предложений;
  • лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
  • первые навыки в словообразовании (мяч - мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко - яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел - присел);
  • звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
  • грамматика все еще «хромает» - неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
  • замена и перестановка отдельных звуков («конвета» - конфета, «кобалса» - колбаса).

4 уровень ОНР

Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:

  • обширный словарь;
  • сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
  • распознавание звуков недостаточно отчетливое;
  • негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
  • наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» - девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» - высокий забор);
  • грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
  • трудности в изложении мыслей - повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.

Лечение ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.

Провоцирующие ОНР причины, в основном, относятся к периоду беременности и родов, и первых лет жизни ребенка. Именно они вызывают тяжелые формы недуга.

Социальные причины не менее важны. Это и дефицит общения, и проживание с глухими членами семьи, и недостаток внимания к ребенку в семье, и неблагоприятные условия, в которых он живет и воспитывается.

Как лечить это заболевание, какие меры предпринимать для восстановления речевой функции?

Лечение ОНР

Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.

В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас. И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти.

Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:

Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.

Ее задачами являются:

При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.

Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний.

Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.

Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.

В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.

Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения.

4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.

Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный - счастливый - веселый - задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма.

Обучение детей с различной степенью ОНР успешно осуществляется в специальных учебных заведениях для школьников и дошколят. Конечно, начинать лечение заболевания следует как можно раньше, с 3-4 лет.

Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.

Что можно сделать еще

Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, - не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».

Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.

Другим будет обследование, когда наряду с выявлением характера речевого нарушения стоит задача отдифференцировать собственно речевое нарушение от нарушений речи, обусловленных снижением слуха или умственной отсталостью, что бывает необходимо в процессе отбора детей для обучения в специальных школах. В этом случае речевой материал можно использовать для обследования слуха и интеллекта. Кроме того, возникает необходимость применять и дополнительные приемы, позволяющие исследовать интеллектуальные возможности детей. В зависимости от цели и конкретных практических задач применяется тот или иной вид обследования.

Глава III. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Так, вместо машина поехала ребенок говорит «биби», вместо пол и потолок – «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо дедушка – «де» и т.д.

Похожие публикации